12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна124
Воткинск
Материал размещён в группе «Урок литературы»
2

Древнее, священное, вечное… (по роману И. С. Шмелева «Лето Господне»)

Древнее, священное, вечное…

(по роману И. С. Шмелева «Лето Господне»)

(данный урок предлагается провести в 7 классе)

 

Цель: восстановление связи между настоящим и прошлым, помощь ребенку в осознании  себя  частичкой вечности, приобщение маленького гражданина к историческим традициям  своей Родины.

Задачи:

- приобщить детей к истокам народной культуры и искусства;

- показать неразрывную духовную связь искусств;

- выяснить роль древних искусств, отраженных в романе, в становлении души

 главного  героя романа.

 

СЛАЙД 1.

СЛАЙД 2.(Приложение 1).

 

                                                                                                     В начале было Слово,

                                                                                                     И Слово было у Бога,

                                                                                                     И слово было Бог.

                                                                                                             Евангелие от Иоана.

СЛАЙД 3.

Учитель: - Я зажигаю свечи,  и на память приходят стихи великого Тют­чева:

Сумраки, тени, лампады мерцание,

Запах горящих свечей.

Лики святые ласкает сияние

Их быстрокрылых лучей.

Слово молитвы, церковное пение,

Дым в алтаре голубой.

В сердце смущение, в сердце волнение,

Очи покрыты слезой.

В храме я вижу молитву народную,

Крепнет здесь вера моя

Жизни осмысленной цель благородную

Здесь обретаю вновь я.

Все мы тянемся к свету духовному. Даже неверующие бессознательно хотят войти в высшую жизнь, стремятся к полноте бытия. Этот отблеск вечной жизни есть самое великое сокровище мира. Для того, чтобы по­менять суть, главный смысл этого сокровища, т.е. увидеть неочевидное и услышать невыразимое, нужно обладать особым - внутренним духовным зрением и слухом. Когда говорят «зрячее сердце», «чуткая душа», имеют в виду такое, духовное зрение - слух.

Именно такое духовное зрение - слух необходимо нам сегодня на уроке, потому что мы будем говорить о самом святом в жизни человека - о храме.

СЛАЙД 4.

Если обратиться к словарю В. А. Даля, то можем прочитать:  «Храм, Храмина, хоромы - жилой дом, здание общественного богослужения, Всякого исповедения, церковь».

Русская церковь является полноправным героем романа И.С. Шмелева «Лето Господне». А еще мы говорим о «храме души, как о некоем доме, где живут человеческие чувства, переживания, страсти...»

СЛАЙД 5.

«Лето Господне» - роман о «храме души»  маленького Вани Шмелева. Эти два храма встречаются и сливаются в одно целое «священное, древнее, вечное...».

Философ И.А. Ильин сказал, что происходит встреча «мироосвящающего православия с разверсткой и отзывчиво - нежной детской душой». И еще на один храм, храм слова, романа «Лето Господне» мы попытаемся взглянуть из «сердечной глубины верующего ребенка», Вани Шмелева.

 

СЛАЙД 6. (Приложение 2).

Именно вера, по мнению писателя, формирует моральные принципы человека, является основополагающей чертой русского национального характера. Разве не переплетаются слова Федора Тютчева с мыслями маленького Вани: «Один старичок сторож, севастопольский был солдат. Он нам и говорит: - Вот посидите тихо, поглядите в алтарик наш...ангелы будто ходят. Посидим мы тихо-тихо. Задумались. И такой звон над нами, весь Кремль ликует. А тут тишина - а... только лампады теплятся. И так хорошо нам стало смотреть в алтарик... и там белое что-то увидел... будто там ангел ходит! И все будто тоже увидели...»

 

Учитель:  - Что же творится в душе Вани? Поработайте с текстом, найдите слова Шмелева,  в которых отражено состояние души героя. (Приложение 3).

 

Учитель:   - А теперь давайте очень хорошо, глубоко и спокойно подумаем, какие чувства испытывает Ваня?

 

Дети: - Трепетание души, священный страх, успокоение, благодать, радость, мир.

 

Учитель:   - Вы сказали: "Мир". Мир - это храм души. Мир воцаряется в храме - в церкви. Ребята, в то время Москва была центром православия. И церквей в ней было огромное множество. К сожалению, многие из них не сохранились до наших дней, но мы можем увидеть их вместе с Ваней Шмелевым, и связь у нас ecть - Горкин, хранитель святой памяти. Давайте используем эту возможность и пройдем по Москве, полюбуемся церквями, монастырями, соборами, послушаем Горкина.

 (Группы работают по опорным карточкам, которые приготовили заранее. В карточках цитаты из текста романа с описанием монастырей и церквей Москвы) (Приложение 4)

 

Затем   учитель знакомит  детей с современными видами церквей, монастырей, соборов Москвы: СЛАЙД 7. (Приложение 5).

 

Учитель:   - Ребята, попробуйте назвать слова, показывающие вещный мир церкви

 

Дети: -  Икона, иконостас, свеча, алтарь, паникадило, колокол.

 

Учитель:   - Вы назвали колокол. А ведь и он тоже является одним из   героев романа. Он живет, живет в своем звуке.

СЛАЙД 8. (Приложение 6).

(На фоне звучания учитель читает стихотворение Г. Голуба)

 

Колокола! Ваш звучный звон –

Язык земли, меня вскормившей.

Живет в вас радость, клич и стон,

Как отголосок жизни бывшей,

Той, что не стаяла, как дым,

В кострах высоких Чингисхана,

Под пятою пана,

Не сталась ковылем седым.

Той, что под глас:

«Иду на вы!»

Несметно войско поднимала.

И не склоняла головы -

На поле брани оставляла.

Червонным золотом горящий,

Ваш звон - связующая нить

Меж будущим и настоящим.

 

Учитель:   - Большой бас громко вскрикивал и кидал властные, могучие тоны, оглашавшие небо и землю: «Христос воскрес!» И два тенора, вздрагивая от поочередных ударов железных сердец, подпевали ему радостно и звонко: «Христос воскрес!» И два самых маленьких дисканта, точно торопясь, чтобы не отстать, вплетались между больших и радостно, точно малые ребята пели наперегонки:

«Христос воскрес!»

- Часто звучит колокольный звон в русской классической опере: Вспомните "Ивана Сусанина"   М. И. Глинки, "Бориса Годунова" М. И. Мусоргского, "Псковитянку" IL А. Римского - Корсакова и увертюру "1812 год" И. И. Чайковского, нашего земляка.

СЛАЙД 9. (Приложение 7).  ( Звучит отрывок из увертюры П. И. Чайковского "1812 год".)

 

Учитель:     -  «Пом - ни, пом - ни,»- звучит колокол «Лета Господня». Насколько глубоко проникает его звучание в душу маленького Вани? Обратимся к тексту.

 

( Ребята работали  с текстом роман дома, а на уроке  зачитывают отрывки, ими найденные)

 

Возможные ответы детей: 

- «В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест -пом - ни... пом - ни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется - постный благовест...»

- «Благовест, к стоянию торопиться надо, - прислушивается Горкин, сдерживая Кривую , - в кремлю ударили ?...Я слышу благовест, слабый.»

- «Под горкой, у Константина - Елены. Колоколишко у них старенький... ишь, как плачет ! Слышится мне призывно - пом - ни... пом - ни... и жалуется, как будто...»

- «И звон услышишь. И будто это звезды - звон - то! Морозный, гулкий, - прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, - древний звон, степенный, с глухотцой. А то - тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, Без конца - начала ...- гул и гул...»

 

Учитель:  - Колокола. Колокольный звон настолько возбуждал, волновал человеческие души. Что сегодня мы можем привести много примеров поэтически произведений, героем которых является колокол, давайте вместе послушаем эти удивительные строки.

 

 ( Ребята читают стихи А. Блока, М. Цветаевой, Ф.Тютчева)

Не снят, не помнят, не торгуют,

Над черным городом, как стон,

Стоит, терзая ночь глухую,

Торжественный, пасхальный звон.

Над человеческим созданьем,

Которое он в землю вбил,

Над смрадом, смертью и страданьем

Трезвонит до потери сил…

                   А. А. Блок

 

Семь холмов – семь колоколов!

На семи колоколах – колокольни.                    

Всех счетов - сорок сороков.

Колокольное семихолмье !

                    М. И. Цветаева

 

Тень православного Востока,

Святись, святись, великий день.

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень!

Но и святой Руси пределом

Его призыва не стесняй:

Пусть слышен будет в мире целом,

Пускай он льется через край.

                         Ф. И. Тютчев

 

Учитель:   - А мне хочется прочитать вам отрывок из рассказа  В.Г. Короленко «Старый звонарь».

«Никогда еще не звонил так старый Михеич. Казалось, его переполненное старческое сердце перешло в мертвую медь, и звуки точно пели, трепетали, смеялись и плакали и, сплетаясь чудною вереницею, неслись вверх, к самому звездному небу ! II звезды вспыхивали ярче, разгорались, и звуки дрожали и лились, и вновь припали к земле с любовной лаской...»

"Звездный звон, певучий, - плывет, не молкнет; сонный, звон - чудо, звон – виденье…»

"Еще на Страстной выставили рамы; и потом в комнатах так светло, за окнами перезвон веселый, ликует Пacxa. Трезвонят у казанской, у Ивана — воина. дальше где - то… - тоненький такой звон...»

«И главный колоколище тут. Дали гривенник звонарю, язык чтобы раскачал. Он раскачал, и только, говорит, лучше не вдарять, а то сотрясение будет такое, ежели без сноровки, - ухи лопнут ! Ну, мы в малые попросили поблаговестить, - и то дух захватило, ударило в грудь духом…»

Учитель:   - Любит русский народ звон церковных колоколов, любит потому, что колокольный звон служит мерилом праведности и добра. Колокольный звон и сами колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью. Любит народ  колокола потому, что призывают они, раздаваясь с высоты  к небесному, горнему, лучшему.

- В сакральном пространстве храма самым лучшим отпечатком душ человеческих являются иконы. А ведь они в становлении души главного героя романа играют немалую роль. Разговор о них мне хочется начать со слов, которые я нашла в "Изборнике Святослава".

"Душевные очи вознося к первообразным образам, не на краски, не на смешение и писание направляя мысли..." По  на что же направить нам наши мысли, начиная разговор об Иконах Божьей Матери?

 

СЛАЙД 10.

А ведь именно на них обращает наш взор Шмелев в своем романе. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что народная иконопись на Руси наделяется таинственной силой, как талисман, как ладанки, как магические знаки или заговоры. Икона должна служить не только предметом созерцания зрителя, но и в случае необходимости стать человеку помощником, исцелителем, источником всяких благ. Поэтому так откровенно любовно, искренно и ревностно, осторожно и благоговейно относятся герои романа к иконе Божьей Матери. Обратимся к главе "Царица Небесная". Прочитаем отрывок. Попробуем ответить на вопрос: Что для Вани и других героев значит икона "Иверской Заступницы"?

(Дети выразительно читают текст, к этому они готовились дома.)

Дети отвечают на ранее поставленный вопрос :

- Божья Матерь для Вани - Царица, свет, благодать, милость, спасительница. Она живая.

Учитель:   - Ребята, а ведь жизнь - это история, И у икон есть свои истории. Вот история «Иверской Заступницы», ее еще называют «Вратарницей» (можно выбрать один из вариантов: рассказ учителя или показ видео сюжета, помещенного в презентации ):

«Сказание об Иверской иконе Богоматери начинается с IX века, когда при императоре Феофиле свирепствовало гонение ни иконы. В то время жила неподалеку от Пикеи, в собственном доме, одна богатая и благочестивая вдова; у нее была икона Богоматери, к которой она имела величайшее благоговение. Вдова устроила для нее особую храмину и часто обращалась к Пресвятой Богородице с усердными молитвами о своих нуждах. От Феофила-иконоборца посланы были соглядатаи с приказанием всюду истреблять иконы. Они пришли и к кикейской вдове и, увидав святую икону, хотели истребить ее; но вдова убедила их оставить у нее святыню до утра, обещаясь к тому времени приготовить значительную, требуемую ими, сумму денег. Враги удалились, но один из них ударил мечом по образу, и в то же мгновение из лика Богоматери, как бы из живого, истекла кровь. Вдова с сыном своим пошла ночью в храмину, долго молилась со слезами и коленопреклонениями пред святош иконою и решилась, для сохранения святыни от дерзких поругании, отнести ее на морской берег. Там она поверглась прел нею на землю и умоляла Царицу Небесную избавить ее от гнева Царского, а образ свой от потопления. После молитвы она облобызала икону, опустила ее в море, и, к великой радости своей, увидела, что икона не упала на воду, но в прямом положении устремилась по воде к западу. Благословенная вдова возблагодарила Господа и убедила сына своего удалиться от гонения иконоборцев в Грецию.  Сын послушал мать и, приняв ее благословение, отправился в Солунь, а оттуда переселился на Афон и принял иночество. От него-то афонские пустынники и узнали об иконе, которую мать его пустила в море. Неизвестно, где и сколько времени скрывалась святая икона.  Уже после смерти никейского пришельца однажды иноки Иверской обители, — основанной в 980 г. и названной Иверекою в честь ее основателей, трех знатных иверцев, - увидели вечером на море огненный столп, касавшийся вершиною своею неба. Явление повторялось несколько дней и ночей сряду. Из всех окрестных монастырей собрались пустынножители и, сошедши на берег, увидели, что огненный столп возвышался над иконою Богоматери, стоявшею на воде. Чем ближе они подходили к морю, тем более икона удалялась от них. Иноки Иверекого монастыря собрались во храм и со слезами молились, чтобы Бог даровал им чудесно явившуюся икону. В то время пребывал в Иверской обители благочестивый старен Гавриил, родом из Иверии. Он жил как земной ангел и как небесный человек. Ему во сне явилась Пресвятая Богородица, сияющая светом небесным, и повелела возвестить настоятелю и братии, что она хочет дать им Свою икону в покров и помощь и что старен должен идти с верою  по морским волнам и принять икону для своей обители. Старен объявил о видении: настоятель и все монахи наутро вышли на берег с молебным пением, с кадилами и светильниками. Старен небоязненно приблизился по водам к св. иконе и сподобился принять ее своими руками. Иноки с благоговейною радостью встретили икону на берегу и устроили здесь для нее молитвенную храмину. Три дня и три ночи они непрерывно совершали пред нею молебствие, после сего внесли ее в соборную церковь и поставили в алтаре. В следующий день, пред утреней, монах, обязанный зажигать лампады, вошел в храм и не нашел в нем новоявленной иконы. После долговременного искания наконец нашли ее на стене над монастырскими вратами и отнесли ее на прежнее место. На следующее утро она снова явилась над воротами и снова была перенесена в алтарь. Такое перемещение святой иконы повторялось несколько раз. Наконец Богоматерь явилась во сне тому же старцу Гавриилу и сказала: «Объяви братии, чтоб они более не искушали меня и не усиливались бы удержать Мою икону в соборе, а оставили бы  ее на воротах, Я не желаю быть охраняемою вами, а хочу быть вашею хранительницею не только в настоящей, но и в будущей жизни. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие добродетельном житии и страхе Божием, и вот вам знамение: доколе икона моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». С того времени обрадованные иноки не тревожили более святую икону, а устроили небольшой храм в славу преблагословенной Богоматери над монастырскими воротами где Она Сама избрала Себе место»*

СЛАЙД 11. (Приложение 8).

 

СЛАЙД 12.

Учитель:   - Очень часто в романе мы встречаем название еще одной иконы Божьей Матери "Казанская": «Она входит с лампадкой в спальню, движется послушно к киоту в правом углу, где главные наши образа «благословения»: Троица, Воскресение Христово, Спаситель, Казанская...»

 

*Снессорева София «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Ярославль. «Верхняя Волга». 1977 г., с.104.

 

"Она взяла со столика темный образ Казанской, очень старинный..."

"Приложись к Матушке Казанской..."

(Учитель показывает детям икону Казанской Божьей Матери) (можно выбрать один из вариантов: рассказ учителя или показ видео сюжета, помещенного в презентации)

«Вместе с покорением Казани владычеству русских — и даже еще ранее посеяны были здесь первые семена христианства; но доброе семя не вдруг принесло плод свой: много было пролито крови, много положено трудов и молитвенного пота первыми просветителями Казани, чтобы возделать землю неверных в ниву Божию? Многоскорбное было то время для подвижников Христовых; доходило даже до ослабления христианства пред магометанством от недостатка людей, крепких духом и словом. Необходима была помощь высшая, и Господь, Промыслитель о Своих избранных, явил силу Свою в явлении чудотворной иконы Пречистой Матери Своей, В 1579 году Казань пострадала от пожара, который, начавшись 28 июня близ церкви ев, Николая Тульского, истребил часть города, прилегавшую к кремлю, окрестные посады и, перейдя в кремль, обратил половину его в пепел. В пожаре видели гнев Божий на христиан, «И! вера Христова, — говорит летописец, —~ сделалась притчею и поруганием», Христиане принесли покаяние, и Господь явил им человеколюбие Свое. На вержение камня от того места, где начался пожар, стоял дом одного стрельца, сгоревший вместе с другими. Когда стрелец намеревался приступить к постройке нового дома на пепелище, девятилетней дочери его Матроне явилась во сне Божия Матерь и повелела возвестить духовным и светским сановникам города, чтобы они взяли икону Ее из недр земли, и указала ей место на пепелище сгоревшего дома, где икона скрывалась, Девица сначала никому не объявляла о виденном, потом открыла матери своей, которая не обратила внимания на сон ребенка. После третьего видения Матрона со слезами говорила матери; «Я видела во сне икону Богородицы, от лица которой происходило ужасное пламя, и прямо на меня, будто готовое сжечь меня, и слышала я голос; «Если ты не поведаешь глаголов Моих, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Мать на этот раз послушалась просьбы дочери ходила с нею к воевода» архиепископу Иеремию заставляла дочь рассказывать им о бывших ей явлениях Богородицы; но никто не хотел верить рассказам ребенка. Возвратившись домой в 12-м часу дня 8 июля, мать сама взяла заступ, начала рыть землю на указанном дочерью месте; скорее к ней присоединились  и другие, взрыли все место и ничего не нашли. Тогда Матрона сама взяла заступ и стала рыть то место, где была в их доме печь, и скоро обрела искомое сокровище: показалась икона Пресвятой Богородицы, завернутая в рукав ветхой одежды из сукна  нового цвета, но светлая, без малейшей порчи, точно только что написанная»

СЛАЙД 13. (Приложение 9).

 

- Всего сегодня в храмах, соборах, церквях и монастырях живет более 400 икон Божьей Матери. Бот некоторые из них: «Живоносный Источник», «Черниговская», «Великая Панагия», «Донская», «Ярославская», «Владимирская», «Утоли мои печали», «Умягчение злых сердец», «Всех скорбящих радость» 

СЛАЙДЫ 14-21.

 

В ликах все этих икон мы можем увидеть что-то мудрое, совершенное, величественное, возвышенное, идеальное, нередко поэтическое. И мы можем прикоснуться к этой священной поэзии.

СЛАЙД 22. (На фоне «Аве Мария» звучит стихотворение М.Л.Волошина "Владимирская Богоматерь») (Приложение 10).

Не на троне - на Ее руке,

Левой ручкой обнимая шею,

- Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует... Немею -

Нет ни сил, ни слов на языке…

Собранный в зверином напряженьи

Львенок - Сфинкс к плечу Ее прирос

К ней прильнул и замер без движенья

Весь - порыв и воля, и вопрос,

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где престол пожарами повит,

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что лик

О пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Кто разверз озера этих глаз?

Не Святой Лука - иконописец,

Как поведал древний летописец,

Па печорский темный богомаз:

В раскаленных горнах Византии,

В злые дни гонения икон.

Лик ее из огненной стихии

Был в земные краски воплощен

Но из всех высоких откровений,

Явленных искусством, - он один

От мозаик, золота, надгробий,

От всего, чем тот кичился век,

Ты ушла по водам синих рек

В Киев княжеских междуусобий.

И с тех пор в часы народных бед

Образ твои, над Русью вознесенный,

В тьме веков указывал нам след.

И в темникевыход потаенный,

Ты напутствовала перед концом

Воинов в сверканьи литургии

Страшная история России

Вся прошла перед твоим лицом.

Не погром ли ведая Батыев -

Степь в огне и разоренье сел -

Ты, покинув обреченный Киев,

Унесла великокняжеский престол.

И ушла с Андреем в Боголюбов

В прель и глушь Владимирских лесов

В тесный мир сухих сосновых срубов.

Под намет шатровых куполов,

И когда Железный Хромец предал

Окский край мечу и разорил,

Кто в Москву ему прохода не дал

И на Русь дороги заступил?

От лесов, пустынь и побережий

Стража богатырских порубежий...

Цепкие сбиратели земли.,,

Здесь в Успенском — в сердце стен Кремлевых

Умилясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялись светлою слезой!

Простирались старцы и черницы.

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари...

Черной смертью и кровавой битвой

Девичья светилась пелена.

Что осьмивековою молитвой

Всей Руси в веках озарена.

И Владимирская Богоматерь

Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,

На порогах киевским ладьям

Указуя правильный фарватер.

По слепой народ в годину гнева

Отдал сам ключи своих святынь, и ушла

 Предстательница - Дева

Из своих поруганных твердынь,

И когда кумашные помосты

Подняли перед церквами крик, -

Из - под риз и набожной коросты

Светлы. Лик Премудрости Софии,

Заскорузлый в скаредной Москве,

 А в Грядущем - Лик самой России –

Вопреки наветам и молве,

Заскорузлый в скаредной Москве,

А в Грядущем — Лик самой России –

Вопреки наветам и молве,

Не дрожит от бронзового гуда

Древний Кремль, и не цветут цветы;

Нет в мирах ослепительнее чуда

Откровенья вечной красоты!

Верный страж и ревностный блюститель

Матушки Владимирской, - тебе –

Два ключа; златой в ее обитель,

Ржавый - к нашей горестной судьбе.

 

СЛАЙД 23. (На фоне музыки «Благослови, душе моя, Господа»  П.Чеснокова и

С. Рахманинова звучат стихи ) (Приложение 11).

 

Учитель:  - А  еще я предлагаю вам познакомиться с циклом «Матерь Божия Державная» Ивана Новгород - Северского:

Божья Мати, якорь грешных,

Пристань тихая души,

Светлый парус неутешных –

От греха нас отреши !

Видишь, тонет : крови - реки

Слез - то целые моря...

Славься ныне, присно, веки

Маяком во мгле горя!

 

- Перед светлым ликом Богоматери мы молим о спасении души своей, в церкви душу свою можем раскрыть в исповеди, а в звоне Колоколов мы душу слышим.

Я предлагаю вам темы творческих работ (что это будет: эссе, рисунок, стихотворение, коллаж или что - то еще, выбирайте сами):

 «Я пришел на исповедь...»;

«Царица Небесная, дай мне силы...»;

«Колокол моей души».

 

- А где же душа Вани Шмелева? Его душа - Русь, Россия православная духовная. Та Россия, которую мы все вместе должны спасти и возродить! Поэтому я говорю :

Владыка мира, Бог вселенной,

Благослави молитвой нас

И дай покои душе смиренной

В невыносимый страшный час…

Молчат долины, молчат дубравы..,

В вечерней неге, ночной тиши,

О, Свете Тихий, Святая Славы,

Услышь моленье больной души...

Подлунным светом сверкает иней.

Спит над водою семья ракит...

Звон заунывный за даль синей

Мечту уносит в далекий скит...

 

- Говорят : икона - молитва в красках, храм - молитва в камне. Колокол - молитва в звуке. У того, кто не научился молиться, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь!

 

СЛАЙД 24. (Приложение 6).

 

 «О, этот звон морозный… можно ли забыть его ?! Звон — чудо, Звон - виденье. Мелкая суета дней гаснет. Вот, воспоют сейчас мощные голоса Собора, ликуя...»

С вами говорит колокол… Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России  о вашей судьбе!

 

 

 

 

 

Использованные материалы:

 

1.      Шмелев И. С. Лето Господне: Автобиографическая повесть.- М., 1996.- (Школа

классики).

2. Ефимова Е. С.  Священное,  древнее,  вечное… (Мифологический мир «Лета

Господня). - Литература в школе. –М., 1992.

3. Ильин И. А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин.

Ремизов. Шмелев. –М., 1991.

4. Михайлов.О.  Иван Шмелев // Шмелев И. С. Избранное. –М., 1989.

5. Сорокина О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. –М., 1994.

6. Учительская газета  № 123 от 12.1999.

7. Турков А. Кустодиев. –М., «Терра - книжный клуб», 1998.

8. Анри Труайя из статьи «Иван Шмелев». «Справочные материалы.  И.С. Шмелев.

 Лето Господне. -М., Издательский дом «Дрофа», 1998.

9. Лакшин В. Я. Судьбы от Пушкина до Блока. Москва. 1990.

10. О.Третьякова, Н.В. Тверитинова. Русский народный календарь. Москва.

 «Метафора». 2007 год.

11. Снессорева София «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Ярославль.

 «Верхняя Волга». 1977 г., с.104.

 

 

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.