Статья на тему «Духовно–нравственное воспитание на уроках литературного чтения в начальной школе» (1–4 классы)
Тютикова И.С.,
МАОУ «Неволинская ООШ»,
Кунгурский муниципальный округ
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Цель: воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных традиций своего народа. Реализовать поставленную цель возможно только в условиях духовно- нравственного образования.
Задачи:
1. Формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма), нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость), о нравственном облике (милосердие, доброта, трудолюбие), о нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками);
2. Развивать умение размышлять на духовно- нравственные темы на основе изученного материала, полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов).
3. Воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим (забота, помощь, честность, щедрость, ответственность).
Давно доказано, что мир и жизнь легче понять через чтение книги. Чтение – это сложный и длительный процесс, но только через него открывается окно в мир знаний и духовной жизни. Уроки литературного чтения всегда воспитывали. Именно на них мы с учениками размышляем о доброте и зле, о чести и совести, о любви и счастье.
Читая рассказы В. Осеевой, Л. Толстого, Е. Пермяка, А. Куприна обращаю внимание на такие важные нравственные понятия, как дружба, товарищество, гуманизм, верность, забота, ответственность.
Воспитывая в детях добрые чувства и качества, стараюсь и одновременно вызывать нетерпимое отношение и к отрицательным качествам: грубости, жестокости, безразличия.
Да и само содержание уроков стараюсь наполнить нравственностью. Поэтому, в каждом художественном произведении учу детей правильному поведению, чтобы понимали какие поступки осуждаются общественном, а какие приветствуются; как вести себя с родителями, с братьями и т д.
Несомненно, я считаю, что различные приемы анализа художественного произведения, разные формы работы над ним, могут превратить уроки литературного чтения, в уроки нравственности. Уроки воспитания подрастающего поколения.
При чтении рассказов всегда делаем выводы о нормах и правилах жизни в обществе, ведь чаще всего героями рассказов являются их ровесники. Поэтому им легко поставить себя на место героя и сделать вывод. Вижу, как мои дети сопереживают героям, иногда соглашаясь, а иногда и нет с позицией автора, учатся отстаивать свою точку зрения, мечтать, фантазировать.
На уроках литературного чтения создаю условия для перехода учащихся с уровня "обучение чтению" на новый уровень " чтение для обучения".
Считаю, что групповая работа - одна из продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. На уроках я использую различные виды групповой работы: "Мозговой штурм", "Охота за сокровищами", "Аквариум", "Пазлы", "Зигзаг" и другие.
В своей практике использую приёмы технологии критического мышления: "Облако слов", "Послушать, сговориться, обсудить", "Клоузтест", "Чек- лист». Современные образовательные технологии: проблемного обучения, проектная деятельность, стратегия смыслового чтения, технология сотрудничества, игровые технологии.
21 век - век новых компьютерных технологий. Современные дети живут в мире электронной культуры, поэтому я должна им помочь в освоении информационных компетентностей и стать координатором информационного потока. В своей работе активно использую образовательную технологию - мобильное обучение.
QR – кодирование - это новая современная технология, с помощью которой стараюсь привлечь учащихся нестандартной подачей материала. Использование кода позволяет ученикам включиться в процесс обучения. На разных этапах урока использую интегрированные игры, составленные при помощи программы WORD-WALL. Данная платформа предлагает различные формы игр: «Лабиринт», «Найди пару», «Погоня» и др. Когда задание готово, формируется штрих – код или QR – код, который можно распространить среди учащихся для его выполнения. Данный вид работы можно использовать как в индивидуальной, парной и групповой работы.
Используя собственные разработки, я начала создавать сборник методических рекомендаций «Воспитание Человека в человеке». В него вошли интерактивные игры, а также дан перечень тех рассказов, притч, мультфильмов, при помощи которых, я пытаюсь достучаться до сердец каждого, сидящего в классе, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Таким образом, содержание всех литературных произведений способствуют накоплению большого объема нравственных знаний и обогащают нравственный опыт поведения младших школьников, а это очень актуально в наше современное время.