Презентация на тему «Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования и его нормативно правовая база»

4
0
Материал опубликован 19 February

Санкт – Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 15» Структурное дошкольное подразделение Ленинградская область, пос. Вырица, ул. Набережная д. 20 «Значение духовно – нравственного воспитания дошкольников и его нормативно – правовые основы» Выполнила: Иванова Т.Г. педагог – психолог I кв.категория 2024 год

Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования. Духовно-нравственное воспитание – это процесс формирования и развития духовных и нравственных качеств личности. Оно направлено на развитие моральных ценностей, этических норм и нравственных принципов, а также на формирование духовной сферы человека. Духовно-нравственное воспитание включает в себя не только усвоение знаний о морали и этике, но и формирование нравственных установок, ценностных ориентаций и навыков морального поведения. Оно помогает развить у человека такие качества, как справедливость, честность, толерантность, ответственность, эмпатия и другие. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. [Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.«ФГОС ДО»]

Цель духовно-нравственного воспитания – воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Задачи: формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру; воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций; -развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; - развивать познавательную активность, любознательность, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, навык сопереживания другим людям.

Под воздействием духовно – нравственного воспитания, ребёнок проходит три этапа формирования духовно-нравственных качеств, каждый этап обусловлен возрастными особенностями и периодами развития и становления личности. I ЭТАП - знакомство с духовно-нравственными ценностями человеческого общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, труд и творчество, природа, человечество, семья. II ЭТАП развития гражданина России - это принятие человеком традиций, ценностей, социальной и духовной жизни его родного села, города, области, края, республики. III ЭТАП духовно-нравственного развития и воспитания - накопление практического опыта проявления духовно- нравственных качеств

Основные источники духовно – нравственно воспитания ребёнка семья Общество Страна религия труд исскуство Природа Малая Родина

Основные принципы духовно-нравственного воспитания Духовно-нравственное воспитание основано на ряде принципов, которые помогают сформировать у детей ценности и нормы нравственного поведения. Основные принципы духовно-нравственного воспитания: Целостность и системность . Духовно-нравственное воспитание должно быть системным и охватывать все аспекты жизни ребенка. Оно должно учитывать его физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие. Взаимосвязь с другими областями воспитания. Духовно-нравственное воспитание должно быть взаимосвязано с другими областями воспитания, такими как физическое, интеллектуальное и социальное воспитание. Оно должно быть интегрировано в образовательный процесс и повседневную жизнь ребенка. Преемственность и последовательность. Духовно-нравственное воспитание должно быть последовательным и преемственным. Оно должно начинаться с самого раннего детства и продолжаться на протяжении всей жизни. Принцип преемственности означает, что каждый следующий этап воспитания должен строиться на основе предыдущего и развивать уже сформированные ценности и нормы. Индивидуальный подход. Духовно-нравственное воспитание должно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Педагог должен уметь адаптировать свои методы и подходы к конкретному воспитаннику, учитывая его возраст, развитие, интересы и потребности. Взаимодействие с семьей и обществом. Духовно-нравственное воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с семьей и обществом. Семья является основным источником нравственных ценностей и норм, поэтому воспитание должно поддерживаться и дополняться в семейной среде. Также воспитание должно учитывать социальные и культурные особенности общества, в котором ребенок живет.

Внешние факторы, неблагоприятно влияющие на духовно – нравственное развитие детей. -Нестабильная психоэмоциональная атмосфера в семье; -Размытые нравственные ориентиры в обществе, в постоянной социальной среде; -Отсутствие интереса к народным традициям, промыслам, рукоделию; -Агрессивное влияние средств массовой информации; -Доступ детей к электронным устройствам, подменяющим интерес к книгам и истинные ценности межличностного общения.

Целевые ориентиры духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. К целевым ориентирам процесса духовно-нравственного воспитания детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования мы относим следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: − ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; − способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; − ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; − ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; − ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

Нормативно – правовая база духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Международный уровень Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948 года. Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года. На территории нашей страны вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. Культура мира. Резолюция 52/13 принята 52-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1997 года. Декларация и Программа действий в области культуры мира. Принята 53-й сессией Генеральной ассамблеи ООН 13 сентября 1999 года.

Федеральный уровень Конституцией РФ от 12. 12. 1993года. Семейный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой ФС РФ 8.12. 1995 года. Федеральная образовательная Программа ДО Приказ Минпросвещения 25.11.2022г. № 1028 Федеральная Адаптированная Программа для обучающихся с ОВЗ Приказ Минпросвещения  от 24.11.2022г. № 1022 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в редакции от 29.09.2022г., принятой ФЗ-№304)  Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. N 1416"О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания" С изменениями и дополнениями от: 25 июля 2014 г., 14 июня, 25 июля 2018 г., 26 мая 2021 г., 26 июня 2023 г. Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 N ТВ1146/06 "О примерном календарном плане воспитательной работы (вместе с Примерным календарным планом воспитательной работы на 2022/2023 учебный год, утв. Минпросвещения России 10.06.2022 ДГ-120/06вн)" Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования (ФГОС ДО) ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. № 1155 Приказ Минпросвяшения РФ 15.04.22 № СК-295 Об использовании государственных символов Российской Федерации Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.

Уровень учреждения Основная Образовательная Программа ДО приказ №302/1 – о, от 31.08.2023 г. Адаптированная Образовательная Программа ДО (для детей с ЗПР) №302/1 – о, от 31.08.2023 г. Адаптированная Образовательная Программа ДО (для детей с интеллектуальной недостаточностью) №302/1 – о, от 31.08.2023 г. Рабочая программа воспитания №302/1 – о, от 31.08.2023 г. Годовой план образовательно – воспитательной работы на учебный год №302/1 – о, от 31.08.2023 г.

Заключение Духовно-нравственное воспитание играет важную роль в формировании личности и развитии общества. Цели и задачи этого вида воспитания направлены на развитие моральных ценностей, этических норм и навыков у дошкольников. Основные принципы духовно-нравственного воспитания включают уважение к личности, развитие эмоциональной сферы и формирование ответственности. Педагог играет важную роль в этом процессе, создавая благоприятную образовательную среду и применяя разнообразные методы и формы работы. Важно учитывать особенности духовно-нравственного воспитания в разных возрастных группах и решать возникающие проблемы. Развитие духовно-нравственного воспитания является актуальной тенденцией в современном образовании. Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности. (Г.Н. Волков. (писатель педагог, публицист)

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации