12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
АнтБек1078
Россия, Камчатский край, пгт Палана


 


 


 


 

Двоичный мир

Тема открытого урока по информатике 10 класс

 

Беккерова Антонина Геннадиевна,

учитель информатики, Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт Палана»

Автор: ФИО, должность, образовательная организация (в соответствии с Уставом)


 


 

2023 год


 

Методическая разработка  урока – зачёта на тему «Кодирование. Двоичное кодирование» 10 класс

Тема урока:

 

Зачет по теме «Кодирование. Двоичное кодирование».

Учащиеся должны знать:

 

способы двоичного кодирования текстовой информации; основные таблицы перекодировки;

особенности использования различных текстовых, графических, звуковых форматов;

алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую и способы представления чисел в разных форматах;

правила двоичной арифметики;

причины возникновения ситуации переполнения при работе с числовыми данными;

Учащиеся должны уметь:

 

сохранять созданные файлы в заданном формате;

преобразовывать файлы из одного формата в другой; переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;  использовать правила двоичной арифметики для решения примеров; интерпретировать содержимое ячейки памяти в соответствии с заданным форматом.

Цели урока

Обучающие

Проверить усвоение основных понятий, овладение основными умениями по теме

 

Развивающие

Развитие логического мышления, расширение кругозора, развитие познавательного интереса, речи и внимания

 

Воспитательные

Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, навыков групповой работы, духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, распределения ролей в команде

Структурные элементы урока

1.Орг. момент

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

 

2. Определение цели и темы урока учащимися

3.Проверка и применение знаний, умений и навыков.

 


 

Раздаются зачётные листы.

Выполняются задания зачёта.

Тип урока

 

Проверка и оценка ЗУН учащихся.

Методы

 

Самостоятельная работа, практическая работа.

 

Ход урока:

На доске прикреплены 4 изображения: фото зебры, шахматы, черно-белая фотография Петропавловской крепости, кадр из к,ф «Броненосец Потемкин» (можно распечатать их или вывести на интерактивную доску)

Вопрос: Вот перед вами 4 изображения. Давайте рассмотрим их. Как вы думаете, что объединяет их?

Правильно, их объединяет два цвета: черный и белый. Как информатика трактует эти два цвета? Правильно, как 0 и 1. Смотрим на эти изображения и понимаем, что мир двоичен. Черный и белый, позитив и негатив, добро и зло, активный и пассивный, светлый и темный. Смотрим видеоролик, слушаем музыку, например, в телефоне, в нас рождаются чувства. А что в телефоне? А внутри у него цифры: нули и единицы.

Итак, о чем у нас будем наш урок? Правильно, о кодировании. Точнее, о двоичном кодировании.

Актуализируем наши знания, ответим на вопросы.

    1. Что такое кодирование и декодирование?
    2. Почему в компьютере используют двоичное кодирование информации?
    3. Что такое система счисления? Каких видов они бывают?
    4. Какие системы счисления используются в компьютере?
    5. Что такое основание позиционной системы счисления? Какое основание у двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной систем счисления?
    6. Каков алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в любую другую позиционную?
    7. Каков алгоритм перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления? И наоборот?
    8. Каким образом осуществляется кодирование графической
      информации?

Теперь разбиваемся на команды (учителю лучше заранее разбить учащихся на команды, чтобы их составы по силе более-менее одинаковы).

Вывешивается новое изображение: «Жизнь – не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь всё зависит от вашего хода!»

14 заданий связаны непосредственно с информатикой (приложение 1), 15е задание – творческое: надо составить выражение, предложение (приложение 2: разрезать на полоски со словами; верхняя часть таблицы одной команде, нижняя часть – второй команде)

Вариант 1

ЗАДАНИЕ В1

ОТВЕТ

Перевести число 3310 в двоичное

0010 0001

Перевести число 548 в двоичное

0010 1100

Перевести число А316 в двоичное

1010 0011

Перевести число 101001112 в восьмеричное

247

Сложить двоичные числа 10110 и 111

0001 1101

Сложить числа и записать в 2СС:

1116 и 108

00011001

Какое число следует за 378?

40

Декодируйте код в изображение:

11101011101111101101110111100011

смайлик

Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС?

10

Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС?

египетская

Сколько в байте бит?

8

Сколько в 4 Мб бит?

225

Основание десятичной системы счисления равно …?

10

Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система ….

позиционная

ЗАДАНИЕ В2

ОТВЕТ

Перевести число 3110 в двоичное

0001 1111

Перевести число 528 в двоичное

0010 1010

Перевести число А416 в двоичное

1010 0100

Перевести число 101100112 в восьмеричное

263

Сложить двоичные числа 10111 и 110

0001 1101

Сложить числа и записать в 2СС:

1216 и 118

0001 1011

Какое число следует за 278?

30

Декодируйте код в изображение:

10111110110111011110101111110111

Буква V

Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС?

десятичная

Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС?

египетская

Сколько в байте бит?

8

Сколько в 8 Мб бит?

226

Основание десятичной системы счисления равно …?

10

Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система ….

позиционная

ЗАДАНИЕ В3

ОТВЕТ

Перевести число 3510 в двоичное

0010 0011

Перевести число 568 в двоичное

0010 1110

Перевести число А116 в двоичное

1010 0001

Перевести число 110011012 в восьмеричное

315

Сложить двоичные числа 11110 и 110

100100

Сложить числа и записать в 2СС:

1416 и 118

0001 1101

Какое число следует за 178?

20

Декодируйте код в изображение:

11111111011111011011101111000111

улыбка

Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС?

десятичная

Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС?

египетская

Сколько в байте бит?

8

Сколько в 2 Мб бит?

224

Основание десятичной системы счисления равно …?

10

Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система ….

позиционная

15е задание – творческое. Надо из слов составить предложение, выражающую мысль. Зачитайте его вслух всем. Все вместе определим лучшее получившееся и точнее к исходному.

Не делите жизнь на черное и белое… лучше умножайте на белое, вычитая черное, так жить лучше!

Источник: https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-chernoe-i-beloe-200-tsitat

Рефлексия. Подведение итогов.

Продолжите предложение: Теперь я знаю … Мне понравилось …


10 Двоичный мир фотоZIP / 4.58 Мб
10 Двоичный мир Приложение 2DOCX / 11.32 Кб
10 Двоичный мир Приложение 1DOCX / 17.03 Кб


 


 

Опубликовано в группе «УРОКИ, КИМы, ИГРЫ, практикумы, творческие задания по ИНФОРМАТИКЕ, МАТЕМАТИКЕ и другим дисциплинам.»


Комментарии (1)

АнтБек, 30.08.23 в 12:36 0Ответить Пожаловаться
Для урока можно взять любые черно-белые фотографии
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.