Открытый урок по информатике «Двоичный мир»

8
1
Материал опубликован 30 August 2023 в группе


 


 


 


 

Двоичный мир

Тема открытого урока по информатике 10 класс

 

Беккерова Антонина Геннадиевна,

учитель информатики, Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт Палана»

Автор: ФИО, должность, образовательная организация (в соответствии с Уставом)


 


 

2023 год


 

Методическая разработка  урока – зачёта на тему «Кодирование. Двоичное кодирование» 10 класс

Тема урока:

 

Зачет по теме «Кодирование. Двоичное кодирование».

Учащиеся должны знать:

 

способы двоичного кодирования текстовой информации; основные таблицы перекодировки;

особенности использования различных текстовых, графических, звуковых форматов;

алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую и способы представления чисел в разных форматах;

правила двоичной арифметики;

причины возникновения ситуации переполнения при работе с числовыми данными;

Учащиеся должны уметь:

 

сохранять созданные файлы в заданном формате;

преобразовывать файлы из одного формата в другой; переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;  использовать правила двоичной арифметики для решения примеров; интерпретировать содержимое ячейки памяти в соответствии с заданным форматом.

Цели урока

Обучающие

Проверить усвоение основных понятий, овладение основными умениями по теме

 

Развивающие

Развитие логического мышления, расширение кругозора, развитие познавательного интереса, речи и внимания

 

Воспитательные

Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, навыков групповой работы, духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, распределения ролей в команде

Структурные элементы урока

1.Орг. момент

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

 

2. Определение цели и темы урока учащимися

3.Проверка и применение знаний, умений и навыков.

 


 

Раздаются зачётные листы.

Выполняются задания зачёта.

Тип урока

 

Проверка и оценка ЗУН учащихся.

Методы

 

Самостоятельная работа, практическая работа.

 

Ход урока:

На доске прикреплены 4 изображения: фото зебры, шахматы, черно-белая фотография Петропавловской крепости, кадр из к,ф «Броненосец Потемкин» (можно распечатать их или вывести на интерактивную доску)

Вопрос: Вот перед вами 4 изображения. Давайте рассмотрим их. Как вы думаете, что объединяет их?

Правильно, их объединяет два цвета: черный и белый. Как информатика трактует эти два цвета? Правильно, как 0 и 1. Смотрим на эти изображения и понимаем, что мир двоичен. Черный и белый, позитив и негатив, добро и зло, активный и пассивный, светлый и темный. Смотрим видеоролик, слушаем музыку, например, в телефоне, в нас рождаются чувства. А что в телефоне? А внутри у него цифры: нули и единицы.

Итак, о чем у нас будем наш урок? Правильно, о кодировании. Точнее, о двоичном кодировании.

Актуализируем наши знания, ответим на вопросы.

    1. Что такое кодирование и декодирование?
    2. Почему в компьютере используют двоичное кодирование информации?
    3. Что такое система счисления? Каких видов они бывают?
    4. Какие системы счисления используются в компьютере?
    5. Что такое основание позиционной системы счисления? Какое основание у двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной систем счисления?
    6. Каков алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в любую другую позиционную?
    7. Каков алгоритм перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления? И наоборот?
    8. Каким образом осуществляется кодирование графической
      информации?

Теперь разбиваемся на команды (учителю лучше заранее разбить учащихся на команды, чтобы их составы по силе более-менее одинаковы).

Вывешивается новое изображение: «Жизнь – не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь всё зависит от вашего хода!»

14 заданий связаны непосредственно с информатикой (приложение 1), 15е задание – творческое: надо составить выражение, предложение (приложение 2: разрезать на полоски со словами; верхняя часть таблицы одной команде, нижняя часть – второй команде)

Вариант 1

ЗАДАНИЕ В1

ОТВЕТ

Перевести число 3310 в двоичное

0010 0001

Перевести число 548 в двоичное

0010 1100

Перевести число А316 в двоичное

1010 0011

Перевести число 101001112 в восьмеричное

247

Сложить двоичные числа 10110 и 111

0001 1101

Сложить числа и записать в 2СС:

1116 и 108

00011001

Какое число следует за 378?

40

Декодируйте код в изображение:

11101011101111101101110111100011

смайлик

Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС?

10

Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС?

египетская

Сколько в байте бит?

8

Сколько в 4 Мб бит?

225

Основание десятичной системы счисления равно …?

10

Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система ….

позиционная

ЗАДАНИЕ В2

ОТВЕТ

Перевести число 3110 в двоичное

0001 1111

Перевести число 528 в двоичное

0010 1010

Перевести число А416 в двоичное

1010 0100

Перевести число 101100112 в восьмеричное

263

Сложить двоичные числа 10111 и 110

0001 1101

Сложить числа и записать в 2СС:

1216 и 118

0001 1011

Какое число следует за 278?

30

Декодируйте код в изображение:

10111110110111011110101111110111

Буква V

Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС?

десятичная

Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС?

египетская

Сколько в байте бит?

8

Сколько в 8 Мб бит?

226

Основание десятичной системы счисления равно …?

10

Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система ….

позиционная

ЗАДАНИЕ В3

ОТВЕТ

Перевести число 3510 в двоичное

0010 0011

Перевести число 568 в двоичное

0010 1110

Перевести число А116 в двоичное

1010 0001

Перевести число 110011012 в восьмеричное

315

Сложить двоичные числа 11110 и 110

100100

Сложить числа и записать в 2СС:

1416 и 118

0001 1101

Какое число следует за 178?

20

Декодируйте код в изображение:

11111111011111011011101111000111

улыбка

Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС?

десятичная

Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС?

египетская

Сколько в байте бит?

8

Сколько в 2 Мб бит?

224

Основание десятичной системы счисления равно …?

10

Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система ….

позиционная

15е задание – творческое. Надо из слов составить предложение, выражающую мысль. Зачитайте его вслух всем. Все вместе определим лучшее получившееся и точнее к исходному.

Не делите жизнь на черное и белое… лучше умножайте на белое, вычитая черное, так жить лучше!

Источник: https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-chernoe-i-beloe-200-tsitat

Рефлексия. Подведение итогов.

Продолжите предложение: Теперь я знаю … Мне понравилось …


10 Двоичный мир фотоZIP / 4.58 Мб
10 Двоичный мир Приложение 2DOCX / 11.32 Кб
10 Двоичный мир Приложение 1DOCX / 17.03 Кб


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Для урока можно взять любые черно-белые фотографии

30 August 2023

Похожие публикации