Открытый урок по информатике «Двоичный мир»
Двоичный мир
Тема открытого урока по информатике 10 класс
Беккерова Антонина Геннадиевна,
учитель информатики, Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт Палана»
Автор: ФИО, должность, образовательная организация (в соответствии с Уставом)
2023 год
Методическая разработка урока – зачёта на тему «Кодирование. Двоичное кодирование» 10 класс
Тема урока: |
|
Зачет по теме «Кодирование. Двоичное кодирование». |
Учащиеся должны знать: |
|
способы двоичного кодирования текстовой информации; основные таблицы перекодировки; особенности использования различных текстовых, графических, звуковых форматов; алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую и способы представления чисел в разных форматах; правила двоичной арифметики; причины возникновения ситуации переполнения при работе с числовыми данными; |
Учащиеся должны уметь: |
|
сохранять созданные файлы в заданном формате; преобразовывать файлы из одного формата в другой; переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно; использовать правила двоичной арифметики для решения примеров; интерпретировать содержимое ячейки памяти в соответствии с заданным форматом. |
Цели урока |
Обучающие |
Проверить усвоение основных понятий, овладение основными умениями по теме |
|
Развивающие |
Развитие логического мышления, расширение кругозора, развитие познавательного интереса, речи и внимания |
|
Воспитательные |
Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, навыков групповой работы, духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, распределения ролей в команде |
Структурные элементы урока |
1.Орг. момент |
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. |
|
2. Определение цели и темы урока учащимися 3.Проверка и применение знаний, умений и навыков. |
Раздаются зачётные листы. Выполняются задания зачёта. |
Тип урока |
|
Проверка и оценка ЗУН учащихся. |
Методы |
|
Самостоятельная работа, практическая работа. |
Ход урока:
На доске прикреплены 4 изображения: фото зебры, шахматы, черно-белая фотография Петропавловской крепости, кадр из к,ф «Броненосец Потемкин» (можно распечатать их или вывести на интерактивную доску)
Вопрос: Вот перед вами 4 изображения. Давайте рассмотрим их. Как вы думаете, что объединяет их?
Правильно, их объединяет два цвета: черный и белый. Как информатика трактует эти два цвета? Правильно, как 0 и 1. Смотрим на эти изображения и понимаем, что мир двоичен. Черный и белый, позитив и негатив, добро и зло, активный и пассивный, светлый и темный. Смотрим видеоролик, слушаем музыку, например, в телефоне, в нас рождаются чувства. А что в телефоне? А внутри у него цифры: нули и единицы.
Итак, о чем у нас будем наш урок? Правильно, о кодировании. Точнее, о двоичном кодировании.
Актуализируем наши знания, ответим на вопросы.
-
- Что такое кодирование и декодирование?
- Почему в компьютере используют двоичное кодирование информации?
- Что такое система счисления? Каких видов они бывают?
- Какие системы счисления используются в компьютере?
- Что такое основание позиционной системы счисления? Какое основание у двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной систем счисления?
- Каков алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в любую другую позиционную?
- Каков алгоритм перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления? И наоборот?
- Каким образом осуществляется кодирование графической
информации?
Теперь разбиваемся на команды (учителю лучше заранее разбить учащихся на команды, чтобы их составы по силе более-менее одинаковы).
Вывешивается новое изображение: «Жизнь – не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь всё зависит от вашего хода!»
14 заданий связаны непосредственно с информатикой (приложение 1), 15е задание – творческое: надо составить выражение, предложение (приложение 2: разрезать на полоски со словами; верхняя часть таблицы одной команде, нижняя часть – второй команде)
Вариант 1
ЗАДАНИЕ В1 |
ОТВЕТ |
Перевести число 3310 в двоичное |
0010 0001 |
Перевести число 548 в двоичное |
0010 1100 |
Перевести число А316 в двоичное |
1010 0011 |
Перевести число 101001112 в восьмеричное |
247 |
Сложить двоичные числа 10110 и 111 |
0001 1101 |
Сложить числа и записать в 2СС: 1116 и 108 |
00011001 |
Какое число следует за 378? |
40 |
Декодируйте код в изображение: 11101011101111101101110111100011 |
смайлик |
Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС? |
10 |
Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС? |
египетская |
Сколько в байте бит? |
8 |
Сколько в 4 Мб бит? |
225 |
Основание десятичной системы счисления равно …? |
10 |
Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система …. |
позиционная |
ЗАДАНИЕ В2 |
ОТВЕТ |
Перевести число 3110 в двоичное |
0001 1111 |
Перевести число 528 в двоичное |
0010 1010 |
Перевести число А416 в двоичное |
1010 0100 |
Перевести число 101100112 в восьмеричное |
263 |
Сложить двоичные числа 10111 и 110 |
0001 1101 |
Сложить числа и записать в 2СС: 1216 и 118 |
0001 1011 |
Какое число следует за 278? |
30 |
Декодируйте код в изображение: 10111110110111011110101111110111 |
Буква V |
Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС? |
десятичная |
Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС? |
египетская |
Сколько в байте бит? |
8 |
Сколько в 8 Мб бит? |
226 |
Основание десятичной системы счисления равно …? |
10 |
Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система …. |
позиционная |
ЗАДАНИЕ В3 |
ОТВЕТ |
Перевести число 3510 в двоичное |
0010 0011 |
Перевести число 568 в двоичное |
0010 1110 |
Перевести число А116 в двоичное |
1010 0001 |
Перевести число 110011012 в восьмеричное |
315 |
Сложить двоичные числа 11110 и 110 |
100100 |
Сложить числа и записать в 2СС: 1416 и 118 |
0001 1101 |
Какое число следует за 178? |
20 |
Декодируйте код в изображение: 11111111011111011011101111000111 |
улыбка |
Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС? |
десятичная |
Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС? |
египетская |
Сколько в байте бит? |
8 |
Сколько в 2 Мб бит? |
224 |
Основание десятичной системы счисления равно …? |
10 |
Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система …. |
позиционная |
15е задание – творческое. Надо из слов составить предложение, выражающую мысль. Зачитайте его вслух всем. Все вместе определим лучшее получившееся и точнее к исходному.
Не делите жизнь на черное и белое… лучше умножайте на белое, вычитая черное, так жить лучше!
Источник: https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-pro-chernoe-i-beloe-200-tsitat
Рефлексия. Подведение итогов.
Продолжите предложение: Теперь я знаю … Мне понравилось …
10 Двоичный мир фотоZIP / 4.58 Мб
10 Двоичный мир Приложение 2DOCX / 11.32 Кб
10 Двоичный мир Приложение 1DOCX / 17.03 Кб
АнтБек