12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Салеева Эльмира Дамировна62
Дворянское гнездо князей Гагариных

Салеева Эльмира Дамировна руководитель школьного музея

ГБОУ ООШ с. Заборовка

Сызранский район, 2016

 

План.

Введение……………………………………………………………………….3

Основная часть:

Глава 1. Род Гагариных…………………………………………………..5

Глава 2. « Прекрасный дилетант из рода Рюриковичей» -

Григорий Григорьевич Гагарин…………..…………………………….14

Глава 3. Общество Пушкина и сенатора Гагарина…………………....15

Заключение……………………………………….………………………….17

Список литературы…………….……………………………………………18

Приложение………………………………………………………………….20

 

Введение

Дворянство, являясь на протяжении нескольких веков высшим правящим сословием Российского государства, возникло на основе государственной службы, причем преимущественно службы военной. Эти люди первыми жертвовали собой во имя Родины. В дворянскую среду стремились самые передовые люди, которые, добиваясь привилегий для себя, одновременно посвящали всю свою жизнь служению Отчизне. Неудивительно, что в дворянстве сосредоточивались самые передовые и образцовые силы страны — писатели, поэты, художники, композиторы, ученые.

История российского дворянства в различных ее аспектах, как в дореформенное, так и в пореформенное время, представляет значительный научный интерес. Об этом свидетельствуют разнохарактерные источники и специальные исследования, принадлежащие историкам, экономистам, правоведам, литературоведам, философам, социологам. Правда, после 1917г. интерес к истории российского дворянства в советской историографии был ослаблен. Он стал возрождаться в последние два десятилетия.

Дворянство Российской империи - первое, самое привилегированное сословие. Вплоть до 1861г. оно имело монопольное право владеть крепостными крестьянами и землей. Ему принадлежало преимущественное право на получение образования. Оно доминировало в составе бюрократического аппарата государства. Таким образом, дворянство играло важную роль в социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Восполняя невольные пробелы историографии дворянства, мы даем обзор одного из наиболее знатных родов, обосновавшихся в Самарском крае, князей Гагариных.

Род – ряд поколений. Родословный ряд поколений, происходящих от одного предка.

В толковом словаре В.И.Даля читаем: « Поколения, из которых каждое вновь нарождается. Связь членов семьи, обоего пола, от общего родоначальника, хотя не одного названья»1. «Существуют родословные книги, в которых пишется родословия дворян»2 .

Мы не претендуем на «книги родословий», а просто хотим рассказать из истории родословной князей Гагариных.

Почему именно князей Гагариных? Во-первых, потому, что Гагарины имеют прямое отношение к истории Поволжья; во-вторых, наше село Заборовка было родовым имением дворян Гагариных; в-третьих, именно в Заборовке создан районный музей, один из разделов которого посвящён этой старинной дворянской династии.

Тем самым, мы воздадим дань исторической справедливости, выводя из тьмы забвения достойных памяти людей и дела их.

Цель данной работы - рассказать о родословной князей Гагариных связанных с Самарским краем, показать их вклад в историю и культуру России.

Основная задача - рассмотреть истоки, а также судьбы отдельных представителей князей Гагариных.

Глава 1.

Род Гагариных.

Князья Гагарины - прямые потомки легендарного князя Рюрика, основателя древнерусского государства. Это та линия Рюриковичей, которая идет от Владимира Мономаха, князя Киевского, через Юрия Долгорукова к Всеволоду Большое Гнездо, великому князю Владимирскому. Один из его потомков, князь Михаил Иванович Голибесовский, живший во второй половине XV века, имел прозвище Гагара . Вот от его-то сыновей - Василия, Юрия и Ивана - и ведут свой род князья Гагарины. С той поры в истории государства российского известны более 650 представителей этой знаменитой фамилии.

Из трех ветвей рода Гагариных первая (от князя Василия Михайловича) угасла в XVIII в. В XVII в. князья Гагарины не достигали чина выше стольника, но в XVIII и XIX вв. многие члены этого рода достигли видного придворного и служебного положения.

На фамильном гербе рода Гагариных начертаны слова: «Своими корнями силен» (см. Приложение I). В этом роду были отважные офицеры, видные государственные деятели, блестящие дипломаты, деятели культуры и искусства -патриоты, верой и правдой служившие своему Отечеству. Гагарины участвовали во всех войнах, в самых важных и кровопролитных сражениях, которые вели русские войска. Только в Бородинском сражении участвовали шестеро представителей рода князей Гагариных, причем далеко не все из них были кадровыми военными.

Мы сейчас проследим династию только одного из сыновей М.И. Голибесовского, князя Юрия Михайловича, прямыми потомками которого являются владельцы с. Заборовка Сызранского района Самарской области. Это была третья, самая именитая и родовитая, ветвь князей Гагариных. Представим ее по следующей схеме (цифры перед именами - порядковый номер колена от Рюрика):

-Рюрик, князь Новгородский.

-Игорь, великий князь Киевский и жена его Святая благоверная княгиня Ольга.

-Святослав, великий князь Киевский и Малуша Любечанка, рабыня кн. Ольги.

4 -Владимир, великий князь Киевский, святой и жена его «грекиня», княжна Рогнеда, дочь Полоцкого князя. ...

5 -Ярослав I Мудрый, великий князь Киевский и жена его святая благоверная Анна -принцесса Ингигерда, дочь Шведского короля Олафа - святого.

6 -Всеволод I, великий князь Киевский и жена его принцесса Анна, дочь Византийского императора Константина Мономаха.

-Владимир II Мономах, великий князь Киевский и жена его половецкая княжна.

-Юрий Долгорукий, великий князь Киевский и Владимирский и жена его, дочь половецкого хана Аепы Осеневича.

-Всеволод III, Большое Гнездо, великий князь Владимирский и жена его Мария, княжна чешская.

-Иван Каша, князь Стародубский.

-Михаил, князь Стародубский.

-Иван-Калистрат, князь Стародубский.

-Фёдор Благоверный, князь Стародубский.

-Андрей, князь Стародубский.

-Фёдор, князь Стародубский.

-Иван младший князь Лапа-Голибесовский.

17-Михаил Иванович Гагара, князь Стародубский- Голибесовский.
1 8 -князь Юрий Михайлович Гагарин.

-князь Юрий Юрьевич Гагарин.

-князь Андреи Юрьевич Гагарин.

-князь Пётр Андреевич Гагарин.

-князь Андрей Петрович Гагарин.

-князь Василий Андреевич Гагарин.

-князь Василий Васильевич Гагарин.

-князь Иван Васильевич Гагарин и жена его, Марфа Васильевна Позднеева.

-князь Алексей Иванович Гагарин и жена его, княжна Ирина Григорьевна Урусова( умерла 4.03.1796 г.), дочь кн. Григория Алексеевича Урусова(1680-1743) и Фёклы Фёдоровны Нарбековой (умерла до 1725 г.).

Сын Алексея Ивановича Иван Алексеевич (1771-1846)2

Действительный тайный советник, сенатор. Записанный на втором году от рождения (10 января 1773 г.) в Преображенский полк, а затем в 1776г. в Измайловский полк, 1 января 1790г. он был произведен в прапорщики. В том же году отправился на театр военных действий против турок и, в чине подпоручика (с 1 января 1791 г.), за участие в штурме Измаила награжден орденом св. Георгия 4-й степени (25 марта 1791).

1 января 1792г. произведен в поручики. 1 января 1796 г.— в капитаны-поручики, 1 февраля того же года пожалован в камергеры 5-го класса, а 3 января 1797 г.— в действительные камергеры 4-го класса.

13 июня 1799г. назначен шталмейстером двора Великой Княгини Елены Павловны, а 13-го октября переведен на такую же должность при Великой Княгине Екатерине Павловне.

25 октября 1810г. Гагарин назначен был управляющим двором Великой Княгини Екатерины Павловны, поселившейся с мужем своим, принцем Георгом Ольденбургским, в Твери.

Гагара - крупная водяная птица, обычно черного цвета. Была пословица «сколько ни мой гагару, все черная». 1. Поэтому Гагарой иногда называли черноволосого, смуглого человека. 2. По звуку, издаваемому этой птицей, Гагарой могли также прозвать хохотуна, а отсюда и весельчака-зубоскала.

Многолетняя служба его при Великой Княгине, доставившая ему её удовлетворение и расположение, была награждена орденами св. Анны (22 июля1807г., алмазы—18 апреля 1809 г.) и Александра Невского (19 марта 1813г., алмазы—11 января 1816). В день вступления Великой Княгини Екатерины Павловны во второй брак с крон-принцем Виртембергским Вильгельмом, 12 января 1816 г., Гагарину поведано числиться шталмейстером при Высочайшем Дворе. 22 февраля 1819 г. он назначен сенатором с переименованием в тайные советники (прежнее звание шталмейстера разрешено ему сохранить 28 января 1822 г.); присутствовал сначала во 2-м отделении 5-го департамента Сената (1819—1827 г.), а затем во 2-м отделении 6-го департамента. В декабре 1820 г. Гагарин был командирован в Подольскую губернию для исследования причин появления эпидемии в Бессарабии и обозрения принятых противозаразных мер, а также для обревизования всей губернии. 14 февраля 1826 г. он получил за 35 лет службы орден св. Владимира 4-й ст. и 13 апреля 1829 г. произведен в действительные тайные советники3.

Кн. Иван Алексеевич был одним из выдающихся масонов. Его деятельность выражалась не только в делах благотворения, но и в пропаганде масонских идей. В списке учредителей петербургской ложи Орла Российского его имя стоит первым. Эта ложа была торжественно инсталлирована 12 марта 1818г. во время совместного празднования обоими союзами масонских лож дня восшествия на престол Александра I, которому и была посвящена новая ложа.

Управляющим мастером в нее был назначен Гагарин и сразу сумел дать желанное направление её работам, превзойдя даже ожидания Великой управляющей ложи и всей масонской братии. В 1818—19 гг. он почитался лучшим мастером стула в Петербурге.

Числился почетным членом петербургских лож Петра к истине и
Соединенных друзей и симбирской ложи Ключа к добродетели. В конце 1820г. Гагарин учредил вместе с А. Кикиным и А. И. Дмитриевым-Мамоновым общество поощрения художников, имевшее целью «содействовать распространенно изящных искусств в России, одобрять и поощрять дарования русских художников», и по
открытии общества состоял членом его комитета. Страстный любитель искусств вообще и в особенности театрального, Гагарин по переезде из Твери в Петербург увлекся знаменитой трагической артисткой Екатериной Семеновной Семеновой (около 1786-1849) - на той самой Семеновой, о которой писал Пушкин в 18-й строфе «Евгения Онегина».

С нею он прожил неразлучно 15 лет и имел от неё сына и 3 дочерей, носивших фамилию Стародубских. Семенова долгое время не соглашалась вступить в законный брак с князем, боясь, что замужество принудит ее оставить сцену. В январе 1827 г. Гагарин был переведен на службу в Московские департаменты сената, и в конце мая 1828 года на одной из отдаленных окраин Москвы, в церкви Тихвинской Божьей Матери, что в Лужниках, скромно совершено бракосочетание князя Гагарина и знаменитой артистки.

От первого брака с Елизаветой Ивановной Балабиной (1773-1803) князь Иван Алексеевич имел шестерых сыновей: Павла, Григория, Дмитрия, Константина, Александра и Владимира.

Дмитрий Иванович (1799-1872)4.

Генерал-майор. Был Керчь-Эмикольским градоначальником.

Григорий Иванович (1800-1848)5.

Константин Иванович (1800-1851)\ Тамбовский губернский предводитель дворянства.

Александр Иванович (1801-1857)6.

Генерал-лейтенант. В 1821 г. выпущен из Пажеского корпуса прапорщиком в 1 -ю конно-артиллерийскую роту. 16 января 1833 г. уволен из гвардейской конной артиллерии поручиком. Поступив затем снова на службу, он в чине ротмистра лейб-гвардии Гродненского гусарского полка был взят новороссийским генерал-губернатором графом М. С. Воронцовым в адъютанты и в 1845 г. переехал с ним из Одессы в Тифлис. Участвуя в экспедициях против горцев, Гагарин показал личную храбрость и распорядительность, а при выполнении возлагаемых на него поручений
по гражданской части действовал настолько умело, что в конце 40-х годов был назначен Дербентским градоначальником, а затем Кутаисским военным губернатором. Он сделал много полезного для Кутаиса и губернии. Будучи большим любителем садоводства, Гагарин употреблял все усилия, чтобы приохотить к нему туземцев: устроил в Кутаисе бульвар, городской сад и ферму, выписал редкие деревья, на ферме
завёл лучшие сорта винограда и давал отсадки (так распространил он сорт винограда
«Изабелла»). Он построил в Кутаисе здание гимназии и два моста через Рион и начал постройку здания присутственных мест. Когда началась в 1853 г. война с Турцией, Гагарин был назначен начальником Гурийского отряда и имел несколько удачных стычек с турками, а затем получил в командование 13-ю пехотную дивизию. Под Карсом при неудачном штурме (17 сентября 1856 г.) он был тяжело ранен в левое плечо и замертво вынесен из строя. Принужденный уехать лечиться за границу,, Гагарин прожил год в Париже и на водах. В 1856 г. он возвратился в Россию и намеревался поселиться в своем крымском имении Кучук-Ламбат, но кавказский наместник князь А. И. Барятинский предложил ему пост Кутаисского генерал-губернатора, который он и принял. В феврале 1857 года Гагарин прибыл в Кутаис. В
Кутаисской губернии стоял в то время на очереди вопрос о введении русского управления в княжествах Мингрельском и Сванетском. В Мингрелии удаление владетельной княгини в Петербург совершилось мирным путем, но в Сванетии произошли столкновения владетельных князей Дадешкилианов с русской администрацией, результатом которых было покушение одного из них, князя Константина, на жизнь Гагарина 22 октября 1857 г. Гагарин был смертельно ранен и 27 октября скончался. Был женат на: 1) Марии Андреевне Поджио, урожденной Бороздиной, 2) княжне Анастасии Давидовне Орбелани.

Владимир Иванович (1806-1860)7. Камер-юнкер, агроном.

Павел Иванович (1798-1872)8 женат на Людмиле ( около 1802 - ? ), дочери Ивана Петровича Вырубова.

Обладал нежным, чувствительным сердцем, был необыкновенно добрым и абсолютно бескорыстным человеком, всегда был преисполнен необыкновенной любви и глубокого уважения к своим братьям (не смотря на их холодность), и вся его духовная красота всегда светилась в его добрых больших глазах, и всё это унаследовал его сын Николай Фёдорович Федоров. Был натурой артистичной и многосторонне одаренной. Любовь к литературе, страсть к театру, он сочетал со склонностью к тонким ручным работам. В его имении было немало мастерских вещей его собственного изготовления. Но более всего он любил музыку и, обладая абсолютным слухом, прекрасно играл и импровизировал на скрипке. В ночной тишине, не зажигая огня, Павел Иванович брал скрипку, изливал и избывал на ней свою тоску и горечь жизни. «Как я любил слушать звуки его импровизаций, всегда почему-то грустных... Темой его вариаций часто бывали мотивы русских и малороссийских песен. Летом он играл у открытого окна, устремив свои большие глаза прямо небо, и кончал всегда на постепенно замиравшей высокой ноте. Эти скорбные звуки наполняли огромный сад, доносились ко мне в мою кроватку, и я нередко засыпал под эти плачущие мелодии...», - вспоминал сын Павла Ивановича Александр Павлович Ленский.

Павел Иванович, как и положено было князю, был высоко образованным человеком - он учился в Пажеском корпусе и сдал экзамены в Московском университете, службу начал с 24 лет в Коллегии иностранных дел, через несколько месяцев по собственному желанию уехал в Америку, в Филадельфию, где находилась в те годы русская миссия. Вернувшись в Россию в 1826 году и полностью оставив службу, князь Гагарин поселился в одном из своих родовых имений - Сасове Тамбовской губернии. Здесь он преступил к осуществлению заветной мечты- созданию собственного театра. Он подбирал из собственных крепостных талантливых молодых людей и учил их частично сам или за свой счёт одних - актёрскому мастерству, а других - музыке. Затем все они проходили «стажировку» здесь же, в собственных домашних спектаклях и музыкальных представления. Во всяком случае, позднее «Павел [Иванович] прибыл в Одессу со своими актёрами и оркестром из крепостных людей и устроил здесь разные увеселительные для публики заведения, между прочим и театр, который слыл у иностранцев il teatrino Gagarini»9 (театром Гагарина).

Местная печать отмечала слаженность коллектива, естественность актёрской работы, интересную постановочную работу. Современные исследователи оценивают театральное дело князя Гагарина как одно из самых значительных и передовых среди всех провинциальных южных трупп того времени.

Вскоре по приезде из-за границы в Сасово Павел Иванович привёл в дом невенчанной женой «дворянскую девицу» Елизавету Ивановну Макарову, не из столбовых, зато именитых «новых» дворян- её прапрадед Пётр Алексеевич Макаров был крестником Петра Великого и двойным его тёзкой, а отец его был кабинет -секретарём у Петра, за что и жалован был вотчиной в Тамбовской губернии, вместе о другими любимцами Петра - Меньшиковым, Пашковым и прочими.

С Елизаветой Ивановной Макаровой Павел Иванович в мире и согласии прожил около 10-ти лет, заведя пятерых детей: Елизавету Павловну Макарову (родилась в 1826 году и названа, как было принято на Руси, в честь бабушки - матери Павла Ивановича -Елизаветы Ивановны Балабиной), Юлию Павловну Макарову (родилась в 1827 году), Александра Фёдоровича Фёдорова (родился в 1828 году, отчество тоже - по крёстному отцу), Николая Фёдоровича Фёдорова (родился в мае 1829 года) и ещё младшую дочь, имя которой пока неизвестно.

Таким образом, детство Николая Фёдоровича прошло в родовом имении отца -Сасове в кругу семьи - отца Павла Ивановича, матери Елизаветы Ивановны, сестёр Елизаветы и Юлии и старшего брата - Александра. Отец любил Елизавету Ивановну Макарову, иначе не пошёл бы на такой «вызов свету», каким считалась не венчанная семья, тем более, что «для забавы» в их краях и в то время было принято иметь крепостных и, главное, что его незаконной семьи не прощали ему родные братья, а он, глубоко их любя, жестоко страдал от их отчуждения. Подробно на этом останавливаюсь, потому что всё это видели, чувствовали и переживали вместе с ним его дети, в том числе и Николай Фёдорович Фёдоров, который впоследствии писал:

«Чувство родства это самое естественное, первичное чувство, которое знает каждый ребёнок, более того, в самом раннем возрасте для него все взрослые — дяди и тёти, все родные. Правда, вскоре сами взрослые, «успешно» вводят ребёнка в жесткую реальность всеобщей отчуждённости и неродственности...»10.

Тоже переживал и вспоминал впоследствии и другой незаконный сын Павла Ивановича - Александр Павлович Ленский - знаменитый актёр МХАТ-а. Ленский рассказывал, что в начале 1857 года брат Павла Ивановича Александр Иванович, оправившись после тяжелого ранения (узнав о нем из газет, Павел Иванович упал в обморок), должен был, направляясь на Кавказ к месту нового назначения, проехать мимо усадьбы в Сасове. Но он не только не заехал к брату, но даже не взглянул на трепетавшего от волнения Павла Ивановича («бледного, с широко раскрытыми глазами, развевающимися по ветру полуседыми кудрями»), ждавшего его у подъезда вместе с десятилетним Сашей и его матерью. «В аллее показался экипаж шестерней, с форейтором и денщиком на козлах. В карете сидел старик в полной генеральской форме, с лентой через плечо, с грудью, залитой орденами, блестевшими на солнце...

Отец, держа меня за руку, ступил одной ступенькой ниже, протянул руку к карете, словно умолял остановиться. Старик сидел неподвижно, как изваяние, адъютант быстрым движением поднял стекло кареты, и экипаж скрылся за поворотом аллеи.

Отец до боли стиснул мою ручонку, оперся на колонну и низко опустил голову... Всю ночь плакала отцовская скрипка, горько плакал и я в своей кроватке, потрясенный горем отца и смутно сознавая и свою большую долю в этом горе...»11. (За горькие слезы ребёнка и жестокую боль брата Александр Иванович вскоре получил возмездие той же силы - смертельную рану и только через пять дней физических страданий умер.)

­­­­­­­­­­­­­­­­­­Родная семья Николая Фёдоровича распалась в миг, так как отец его, Павел Иванович, взяв двух старших дочерей - Елизавету и Юлию Макаровых, приблизительно в 1836 году уехал в Одессу, а его сыновья-братья Фёдоровы -Александр и Фёдор с 1836 по 1842 год учились в Шацком уездном училище, а жили у дяди князя Константина Ивановича Гагарина - Шацкого уездного предводителя дворянства.

Затем с 1842 по 1849 год братья учились в Тамбовской губернской мужской гимназии, учились в лучшее время её истории, когда гимназия готовила к университету и к практической чиновнической деятельности. Жили братья Фёдоровы в Тамбове у того же дяди Константина Ивановича, ставшего уже Тамбовским предводителем дворянства. В свете, в городах Шацке и Тамбове, в учебных заведениях, в семье дяди братья не являлись князьями, родными племянниками дяди, они считались «купеческими детьми» и были у Константина Ивановича «из одного человеколюбия на воспитании» и на его средства учились. Это обстоятельство (скрывание родства в глазах света) более всего ранило маленького Колю, который рано «узнал...о том, что есть и неродные, чужие, и о том, что сами родные - не родные, а чужие».

Дальше братья Федоровы учились на средства дяди в Ришельёвском лицее в Одессе - высшем учебном заведении по типу университета, но в 1851 году их дядя князь Константин Иванович умер, и им пришлось бросить учёбу из-за отсутствия средств (отец их к этому времени был совершенно разорён своим театром и жил с новой незаконной семьёй в Сасове)12. Эти скорбные звуки наполняли огромный сад, доносились ко мне в мою кроватку, и я нередко засыпал под эти плачущие мелодии...», - вспоминал сын Павла Ивановича Александр Павлович Ленский. Эти скорбные звуки наполняли огромный сад, доносились ко мне в мою кроватку, и я нередко засыпал под эти плачущие мелодии...», - вспоминал сын Павла Ивановича Александр Павлович Ленский. Ольга стала его гражданской женой (законная тем временем находилась с детьми где-то в

центре России). После рождения у Ольги и Павла Ивановича первенца (будущего А. П. Ленского) братья Гагарины «поднялись на дыбы», боясь повторения истории своего отца - князя Ивана Алексеевича Гагарина, обвенчавшегося в конце жизни с бывшей крепостной актрисой Екатериной Семеновой. Семья лишила Павла Ивановича средств и якобы даже взяла его в опеку. Оказавшись не у дел, он был вынужден удалиться в свое имение Сасово Тамбовской губернии вместе с Ольгой и маленьким Александром. Здесь со временем у них родился второй сын — Анатолий, позднее также игравший в Малом театре под псевдонимом Ленский-2.

А. П. Ленский в своих воспоминаниях подробно описывает жизнь в Сасове и своего отца — красивого, образованного, талантливого, доброго человека. «Вскоре умерла мать, и мы переехали в Москву. Меня приютила семья артиста <...> Полтавцева». Жена К. Н. Полтавцева - Елизавета Павловна Макарова, первая незаконная дочь Павла Ивановича Гагарина; ей отец доверил своего младшего сына Сашу Вервициотти. Другая дочь Павла Ивановича Гагарина - уже законная дочь -княжна Зинаида Павловна Гагарина, в замужестве Тришатная, была ангелом-хранителем Ленского, в 1865 году приняв его, 18-летнего, во Владимире, одев, обогрев и приютив. Дружила она и с Федоровым, приезжала к нему со своим мужем полковником Тришатным13. То есть законная семья князя П. И. Гагарина знала и привечала Николая Федоровича, отнюдь им не чураясь.

Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903)14.

Внебрачный сын Павла Иванович Гагарина. По законам того времени, будучи незаконным сыном и не имея право носить «имя» отца, получил отчество и фамилию при крещении от крестившего его священника (Николая Фёдорова) и крёстного отца (Фёдора Карловича). Отцовских княжеских прав также не имел, поэтому был записан в купечество. Философ, деятель, педагог-новатор; легендарная фигура своего времени, восхищавшая современников синтетическим умом, уникальными, энциклопедическими познаниями, подвижническим образом жизни. По своеобразной системе идей его называли «Московским Сократом», а Лев Николаевич Толстой заявлял: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». И ещё. у Л. П. Толстого вырвалась такая фраза: «...если бы у меня не было своего учения, я был бы последователем учения Николая Фёдоровича!»

В течение 25 летней работы в библиотеке Московского Публичного и Румянцевского Музеев Фёдоров являлся духовным и нравственным средоточием всей её деятельности. Он был создателем своего рода «философии библиотечного и музейного дела», инициатором новых форм его ведения, выдвинул идею международного книгообмена, разработал концепцию музейно-библиотечного самообразования, актуальную по сей день.

Он владел несколькими европейскими языками, разбирал китайскую письменность, знал содержание практически всех книг библиотеки и этими богатейшими сведениями щедро делился с нуждающимися в них.

«Изумительным философом» назвал Фёдорова К. Э. Циолковский. С Фёдоровской «Философии общего дела» начинается философское направление русского космизма, представленное в XX веке такими учёными и философами, как В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.

Александр Павлович Вервициотти (1847-1908)15.

Выдающийся актер, режиссер, педагог. Известен под своим сценическим псевдонимом Ленский.

Внебрачный сын Павла Иванович Гагарина от гастролировавшей по России итальянской певицы Ольги Вервициотти.

О происхождении А. П. Ленского его жена баронесса Лидия Николаевна Корф пишет: «Родился А. П. 1 октября (по старому стилю. — О. П.) в Москве. Мать была английской подданной. Он был незаконным сыном кн. Павла Ивановича Г*** (Гагарина. — О. П.), от которого получил только отчество. Детство провел в имении своего отца Сасове Тамбовской губернии»16. Как незаконнорожденного Ленского записали по матери «великобританским подданным» с ее фамилией — Вервициотти, из-за чего пришлось Александру Павловичу в 1877 году принимать присягу на подданство России. Лишь после этого «по его прошению Государь Император соизволил на дозволение ему <...> с семейством именоваться по фамилии Ленский». С десяти до восемнадцати лег он воспитывался в семье трагика Малого театра Корнелия Николаевича Полтавцева, где, по его словам, «проживал в качестве сироты без роду и племени». «Желая быть хоть чем-нибудь им полезным, я охотно брал на себя все то, что относилось к театру <.. .> это развило во мне страсть к сцене»17. Потом Ленский играл немые роли, с дворовыми ребятами сам поставил водевиль, в котором исполнил главную роль. Его театральный дебют относится к 1865 году. Распрощавшись с Полтавцевыми, Александр Павлович стал актером Владимирского, затем Новгородского, а в 1876 году — Малого театра.

Ленский сыграл множество запомнившихся публике ролей, в одних только пьесах А. Н. Островского — свыше 30, играл в произведениях как классиков драматургии, гак и современных ему авторов.

Пропагандировал творчество Шекспира, лучшая постановка Ленского как режиссёра — шекспировский «Кориолан». Среди наиболее удачных характерных ролей артиста — Фамусов в «Горе от ума», которого Александр Павлович играл на протяжении двух десятилетий. Ленский преподавал в Московском театральном училище, публиковал статьи об актерском искусстве, занимался живописью и скульптурой. Разносторонне одарённый человек, «гениальный педагог» и «гениальный мастер сцены» (по словам В. Э. Мейерхольда), Ленский вводил в режиссуру и сценографию разнообразные новшества. В историю русского театра он вписал одну из ярких и оригинальных страниц.

Сыновья Дмитрия Ивановича:

Константин Дмитриевич (1821-1915)**.

Жена: Елена Argyropoulo (1849-1909).

Пётр Дмитриевич (1827-1888)18.

Образование получил в Ришельевском лицее, по окончании которого в 1847 г. поступил в Кабардинский полк. В 1852 г. Гагарин был назначен адъютантом к фельдмаршалу кн. Барятинскому. До конца дней своих он сохранил глубокое уважеше к памяти фельдмаршала, - - своего начальника и крестного отца старшего сына. Впоследствии Гагарин напечатал в «Русском Вестнике» воспоминания о фельдмаршале князе Александре Ивановиче Барятинском.

Свои «воспоминания» Гагарин хотел передать в систематическом изложении, но слабость глаз и нервное утомление, которым он страдал в последние годы своей жизни, не позволяли ему самому заниматься усидчивым литературным трудом, почему рассказ и был записан А. П. Мальтийским. Между прочим, Гагарин рассказывал и о своих встречах на Кавказе с Л. Н. Толстым, в бытность его еще артиллерийским юнкером. Этот рассказ также записан Мальшинским. Гагарин погребен в Петербурге в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище.

Жена: (с 1856) графиня Анастасия Александровна Стенбок-Фермор (1837-1891), дочь графа Александра Ивановича Стенбок-Фермора (1809-1852) и Надежды Алексеевны Яковлевой (1815-1897).

Иван Дмитриевич (?-1889).

Александр Дмитриевич (1834-1861).

Сын Константина Ивановича:

Николай Константинович*

Сыновья Владимира Ивановича:

Иван Владимирович.

Николай Владимирович (?-1886).

Василий Владимирович (1884-1911).

Жена: Екатерина Васильевна Кутузова.

Дмитрий Владимирович.

Сергей Владимирович (1844-1895).

Жена: Ольга Дмитриевна Селезнёва (1853-1915).

Дети Петра Дмитриевича:

Александр Петрович (1857-1903).

Дмитрий Петрович (1860-1903).

Анна Петровна (1854-1911).

Муж: князь Константин Константинович Голицын (1854-1934).

Сыновья Николая Константиновича:

Николай Николаевич (?-1918).

Константин Николаевич. ...

Сыновья Василия Владимировича:

Александр Васильевич (1866-1917).

Владимир Васильевич (? - 1902) .

Дочери Сергея Владимировича:

Евгения Сергеевна (1871 – 1952).

Муж: (с 1918) кн. Сергеи Алексеевич Кропоткин (1853-1931).

Ольга Сергеевна (1883-1955).

Муж: (1909) Михаил Михайлович Раевский (1875-1922).

Сыновья Владимира Васильевича;

Николай Владимирович (1852-1918)

Дмитрий Владимирович (1865-1919).

Сыновья Николая Николаевича:

Юрий Николаевич (1896-?).

Андрей Николаевич (1897-?).

Лев Николаевич (1898-1918).

Сын Константина Николаевича:

Всеволод Константинович.

Глава 2

« Прекрасный дилетант из рода Рюриковичей» - Григорий Григорьевич Гагарин.

Нас заинтересовала судьба самого первого известного нам поколения Григория Гагарина, сына Алексея Ивановича, родоначальника семейства Гагариных.

У сына Григория родился сын Григорий. В журнале «Книжное обозрение» от 8 апреля 2002г. № 15 (1869) знакомимся с прекрасной статьёй из монографии о Г.Г.Гагарине - А.Корниловой

« Прекрасный дилетант из рода Рюриковичей».

Действительно, в советское время художника могли забыть не только от того, что он авангардист, но и достаточным для всеобщего забвения была фамилия. Особенно, если она старинная дворянская, взяла начало от Рюрика. Именно по этой причине в 20-30-е годы советские искусствоведы предпочитали не вспоминать талантливого художника, архитектора, теоретика искусства Григория Гагарина (1810-1893).

Лишь в конце 1940, на волне «русского бума», об этом мастере вспомнили в нашей стране. Монография А.Корниловой – самое подробное исследование о Гагарине Г.Г.

О художнике писали не только искусствоведы, но и литературоведы, особенно лермонтоведы. Гагарин дружил с Лермонтовым, много общался с ним в Петербурге и на Кавказе. Они даже создали в соавторстве несколько акварелей («Лермонтов рисовал, Гагарин расцвечивал»).

С Гагариным приятельствовали Жуковский, Вяземский, Толстой…

Глава 3.

Общество Пушкина и сенатора Гагарина.

Да и с Пушкиным князь – художник был на дружеской ноге; недаром рисовал иллюстрации к прижизненным изданиям («Руслана и Людмилы», «Сказки о царе Салтане», «Пиковая дама», стихотворениям).

Широко известны и иллюстрации к « Тарантасу» В. Сологуба, опубликованные без подписи автора. (Этого требовал сословный кодекс – дворянин не мог быть «ремесленником»).

Как аристократ, Гагарин получил европейское воспитание, объездил Италию, Францию, Испанию…

В молодые годы он был известен в петербургском свете как умелый и «острый» альбомный рисовальщик. Этот жанр в первой половине 19 века переживал расцвет: «Умение легко и свободно, посреди дружеской пирушки или в суете бала, набросать в альбом хозяина или хозяйки карикатуру или романтический пейзаж придавало молодому человеку в глазах общества тот блеск, в котором видели половину успеха в свете», - пишет Корнилова.

В ту пору Гагарин (как и Пушкин) служил в Коллегии иностранных дел, в искусстве же всю жизнь оставался «прекрасным дилетантом».Для тогдашней аристократической культуры слово «дилетант» не имело уничижительного оттенка: князю и графу пристало быть профессионалом только в военной и дипломатической службе.

В 1859 году Гагарин стал вице-президентом Академии художеств, проводил реформы в сфере преподавания. Кроме того, он занимал значительные должности в Русском археологическом обществе и Обществе любителей древней письменности.

Труды Гагарина об истоках русско-византийского стиля, доныне малоизученные, достойные внимания архитекторов и художников-монументалистов. Но всё же главное в наследии Гагарина – рисунки и акварели. Их выразительностью и своеобразием восхищались и современники, и позднейшие исследователи.

« В области интимного понимания природы и людей, в быстрых набросках и эскизах Гагарин после Карла Брюллова, а иногда наравне с ним, является замечательным мастером», - писал в начале 20 века тонкий знаток живописи Николай Врангель.

Да и сейчас искусство высокого дилетанта Григория Григорьевича Гагарина ничуть не потускнело. Семьи Гагариных и Пушкиных имели даже общих знакомых в свете, так в « Письмах Пушкина» читаем в примечаниях. Жил в Москве Иван Савельевич Сальников, проживал в доме князя Хованского, тестя Булгакова. Всё семейство Булгаковых вспоминали Ивана Савельевича, который потешал их видом простачка.

Один из просвещенейших вельмож Екатериненского века с упоением вспоминал проделки Савельевича. В феврале 1824 года на запрос Булгакова, Булгаков, брат его, писал из Москвы:«Ты спрашиваешь, жив ли Савельич, жив, но более не шутит. Он разбогател шутками своими, приятели построили ему дом, всем мастерам заплатил он шутками, теперь торгует чаем. У нас бывает очень редко. «Тот же Булгаков писал из Петербурга 07.1825: Кто ты думаешь вчера к нам явился! – Иван Саельевич: его взял сенатор Гагарин проводить себя до заставы, да и увёз сюда. Он мне напомнил приятную жизнь в Москве. И много рассказал о новостях. «О весьма похожем на Ивана Савельича шуте – Иване Степановиче рассказывает Пушкин в «Записках Нащокина». В имении дядьки молодого Гринёва, Савельича, также в имени камердинера Пелымова ( «русский Пелам») как будто также слышится воспоминание Пушкина об известном шуте. Как знать, возможно Пушкины и Гагарины бывали в общих гостиных общих друзей? Итак, наша Заборовка и родовитые дворяне семьи Гагариных…

III. Заключение.

Проследить судьбы отдельных представителей титулованной знати России - это не просто совершить путешествие в дворянскую генеалогию, а проникнуть в образ жизни, поведения, понять суть своеобразной служебной философии и психологии.

Родословная князей Гагариных представляет несомненный интерес для современного поколения. В ней жизнь наших предков, облеченная в форму схем и описей, предстает не обезличенно, а поименно в их делах, а прослеженная судьба отдельных ветвей родов, то уходящих в небытие, то вновь возрождающихся и обрастающих новыми ветвями, отражает судьбу всего человечества, отстаивающего право на жизнь на нашей планете.

 

IV. Литература

(Материалы из государственного областного архива г. Ульяновска)

1. Ф-45 0№1 Д№14

2. Ф-45 0№1 Д№260

3 .Ф-45 0№1 Д№299

4. Ф-45 0№1 Д№728

5. Ф-45 0№7 Д№524

6. Ф-477 0№1 Д№6

7. Ф-477 0№1 Д№214

8. Ф-477 0№1 Д№244

9. Ф-477 0№3 Д№88

10.Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Самарская топонимика. Самара,
1996.

11.Гагарин П.Д. Воспоминания о фельдмаршале князе Александре Ивановиче
Барятинском.// Русский вестник. 1888. № 7.

12.Глезер А. Записки букиниста. М., 1989.

13.Гусарова С. Времен связующая нить.// Греческая газета. 2002. № 2.

14.Дворянские роды Российской империи.Т.1. СПб., 1993.

15.Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. М, 1983.

16.Книжное дело. М., 1982.

17.Книжное обозрение.2002. № 15.

18.Кто есть кто в Сызрани. Самара, 2001.

19.Ленский А.П. Статьи, письма , записки. М.-Л., 1935.

20.Мусины-Пушкины в Истории России. Сб. статей. Рыбинск, 1998.

21.Попова О.Б. История в лицах. М., 2001.

22.Попова О.Б. Отец. //Московский журнал. 2003. № 6.

23.Федоров Н. Ф. Сочинения. М, 1982. С. 233.

Источники:

ГАУО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 14. Л. 65.

ГАУО. Ф. 45. Оп. 7. Д. 524. Л. 98.

ГАУО. Ф. 447. Оп. 1. Д. 214. Л. 35 - 39.

ГАУО. Ф.447. Оп. З.Д. 88. Л. 57.

1 В. Даль Толковый словарь. С . 566

2 В. Даль Толковый словарь. С .577

3 Дворянские роды Российской империи Т.1.СПб., 1993. С.201-202

4 Дворянские роды Российской империи Т.1.СПб., 1993. С.201-202

5 Там же.С.201

6 Там же. С.202

7 Дворянские роды Российской империи Т.1.СПб., 1993. С.205

8 Там же. С.206

9 Попова О.Б. История в лицах. М., 2001. С.41

10 Ленский А.П. Статьи, письма, записки. М.-Л., 1935.С.431

11 Там же. С. 432

12 Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. М., 1983. С.23

13 Попова О.Б. История в лицах.. С.46-47

14 Попова О.Б. Отец.// Московский журнал. 2003.№ 6.С.21.

15 Там же.С.47

16 Там же. С.48-49

17 Там же. С.49

18 Там же. С.50-51

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.