12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Курусь Елена Николаевна34
Работаю учителем-логопедом в МКОУ Чумаквской школе-интернате.Логопедические занятия посещают детки с ЗПР с речевыми расстройствами.
Россия, Новосибирская обл., село Чумаково

МКОУ Чумаковская школа-интернат

t1710354908aa.jpg

Выступление на заседании школьного методического объединения коррекционного блока

Тема: «Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях с обучающимися 5-9 классов с ОВЗ»

Подготовила и провела: учитель-логопед высшей квалификационной категории Курусь Елена Николаевна



Добрый день, уважаемые коллеги!

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Как говорил великий советский педагог Василий Сухомлинский

«Чтение –окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

На сегодняшний день отмечается низкий уровень читательской квалификации российских школьников. Россия занимает 27 место среди 32-х исследуемых стран. т.е., большая часть школьников на сегодняшний день считается нечитающей аудиторией.

По мнению российского президента В.В. Путина, именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди должны стать главной силой России и последующих веков»

Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место и является ключом к другим видам функциональной грамотности.

Работа с текстом проводится на разных предметных уроках образовательного процесса.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии личности.

Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Можно согласиться со словами французского просветителя Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Одним из путей развития читательской грамотности является

смысловое чтение. Этотакое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Смысловое чтение –фундамент всех образовательных результатов, обозначенных во ФГОС. Такое чтение подразумевает использование основных приемов и методов инновационной технологии: технологии критического мышления.

 Ценность данной технологии состоит в том, что она учит детей слушать и слышать, рассуждать на заданные темы, писать тексты, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает учащихся к действию. С помощью этой технологии мы совершенствуем навыки смыслового чтения и работы с текстом.

При смысловом чтении текста использучаем различные виды чтения:изучающее, ознакомительное, выборочное .

Вся работа с текстом делится на 3 этапа:

Работа с текстом до его чтения.

Работа с текстом во время чтения.

Работа после чтения текста.

На первом этапе работы с текстом учащиеся прогнозируют содержание текста. Предполагают по его названию, о чем этот текст. Если имеется иллюстрация, то задается вопрос: «А иллюстрация подтверждает это?». Т.о. возникает мотивация к чтению.

Какие приемы и методы я использую на этом этапе?

Например «5 минутное чтение» с пересказом

Например, «Ассоциативный куст»

Предлагаю ключевое слово или заголовок текста, учащиеся записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи. Например Синквейн- ЯБЛОНЯ (показать примеры)

Тем самым этот прием позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную деятельность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

2 этап. Чтение текста.Учащиеся читают и ведут диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют ответы, проверяют себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

На этом этапе работы можно использовать следующие методы и приемы :

«Тонкие и толстые вопросы». Тонкие (простые ?,односложные, требующие фактического ответа (Кто? Что? Когда? Как звать и т.д.). Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа , т.е. многосложные. (например, Почему Вы так думаете? Что будет, если? и т.д.).

Прием «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы. Она состоит из 6 лепестков- вопросов: творческого, объясняющего, уточняющего, простого, практического, оценочного.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.

Цель этого приема: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции.

Также можно использовать прием «Инсерт» (по –другому называется чтение текста с пометами).Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками на полях. V- я это знаю, + новая информация для меня, - я думал по- другому, ? – это мне непонятно, нужны объяснения, !-это меня удивило..

Следующий прием ««Дневник двойных записей» позволяет учащимся при первичном восприятии текста параллельно записывать личные комментарии к событиям, происходящим в тексте.В первую колонку дети записывают фразу или слово , которые привлекли внимание. Во второй колонке: поясняют, почему эта фраза, слова привлекли еговнимание, какие чувства вызвали они?



3 этап: Работа с текстом после прочтения. Беседуем и уточняем позицию автора. Обсуждаем идейное и смысловое содержание текста.



На этом этапе можно использовать следующие приемы:

«Кластер»-выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.



«Интеллект- карта»которая может быть представлена как ментальная карта, диаграмма связей, отражающих системные связи между целыми и частями текста. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал- от простого до сложного.

Прием «Синквейн»предназначен для того, чтобы обобщить сведения учащихся после прочтения текста, к-л новой информации. В основу берется ключевое слово, заголовок текста и составляется пятистишие.



Мне очень нравится прием «Шесть шляп мышления». Его разработал британский психолог Эдвард де Боно, консультант в области творческого мышления.При использовании его учащиеся учатся находить в тексте:положительные, отрицательные факты, выражать свои чувства и эмоции, правильно излагать текст. Т.о., дети стараются видеть, слышать, чувствовать представленную информацию.



Хочу подвести итог своему выступлению.

Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом образования и его формированию необходимо уделять должное внимание в школе.



Спасибо за внимание! Всем добра, творческих успехов!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.