Урок географии в 9 классе «Сравнительная характеристика ЭГП Восточной и Западной Сибири»
Тема урока: Сравнительная характеристика Западного и Восточного экономических районов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, модульная, информационная.
Цель урока: дать сравнительную экономико-географическую характеристику Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского районов по типовому плану. Ознакомиться с особенностями экономического развития районов Сибири.
Оборудование: политико-административная карта России, атласы по географии 9 класса, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
Познавательные УУД
1) Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
7) Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Коммуникативные УУД
1) Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
2) Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3) Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Регулятивные УУД
1) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные УУД
1) Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
2) Проявлять эмоционально-ценностное отношение к экономической мощи России.
Педагогические приёмы: приём сравнения, обобщения, приём самопроверки.__
Этапы урока |
Содержание этапов урока |
УЭ |
1 этап Актуализация известного способа действий Цель промежуточная: Закрепить пройденный материал Развивать мотивацию к достижению успеха. |
Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку. Разминка: какие экономические районы мы с вами изучили? (устно) - по административной карте России (я показываю административную единицу, например, Московская область, вы называете центр и экономический район, к которому относится); Какой экономический район мы изучили? (Какие регионы лишние и почему? Что общего Красноярского, Алтайского краев и Омской области, в чём различие? |
Работа с картой. Псковская область (Псков, Северо-Запад), республика Карелия (Петрозаводск, Европейский Север), республика Адыгея (Майкоп, Европейский Юг), Рязанская область (Рязань, Центральная Россия), республика Калмыкия (Элиста, Поволжье). Алтайский край (Барнаул), Красноярский край (Красноярск), Омская область (Омск) |
2 этап Возникновение ситуации затруднения в изменившейся ситуации. Цель промежуточная: Определить цель и задачи урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
Вспомните, что вы уже знаете о Сибири? Что нужно узнать? Зачитываю эпиграф: «Российское могущество будет прирастать Сибирью…» М.В Ломоносов Как вы понимаете эти слова? Запишите в тетрадь тему. Каких целей мы должны достигнуть? (познакомиться с ЭГП Западной и восточной Сибири). Как будем изучать?1. Визитки ЭР (стр.164, 176) Учитель. Назовите состав Восточной экономической зоны (Сибирь и Дальний Восток). В состав Сибири входят два экономических района Западная Сибирь и Восточная Сибирь. На уроке познакомимся с экономическим регионом Сибирь, сравнив два района, то есть выделим общие черты и различия между территориями. Выполните практическую работу “Сравнительная характеристика экономических районов Сибири” (приложение). |
электронная презентация по теме урока |
3 этап Выдвижение гипотез и планирование действий по их проверке. Цель промежуточная: Формировать умение выдвижения гипотез и их обоснования |
Ребята, вам предстоит работа в группах. Каждая группа получает своё задание и выполняет его в течение 8-10 минут. И по истечении времени один человек от группы отчитывается перед классом. На основе этих сообщений все учащиеся класса заполнят таблицу “Сравнительная характеристика экономических районов Сибири”. Эта работа поможет вам выполнить тест в конце урока. |
Осмысление задачи урока |
4 этап Поиск решения проблемы |
Работы с инструктивными картами по группам: «Сравнение ЭГП Западной и Восточной Сибири» Учащимся работают самостоятельно, делают выводы. |
Выводы |
Рефлексия. |
Задание 1.стр. 165 |
На доске вывод. |
Итог урока: |
Карточки с итогами по уроку. Самооценка. |
Инструкционная карточка к уроку ______________________________________________________
Практическая работа: “Сравнительная характеристика ЭГП Западной и Восточной Сибири”.
Дата:
Западная Сибирь |
Восточная Сибирь |
|
1.ФГП |
1. 2. 3. 4. 5. |
1. 2. 3. 4. 5. |
2.ЭГП Общая характеристика ЭГП района по плану: положение района на территории страны. экономическое окружение. положение относительно крупных топливных, энергетических баз страны. положение по отношению к транспортным магистралям. Выводы о влиянии ЭГП района на развитие его хозяйства. |
Ближайший к европейской части район |
Удаленный от европейской части район |
3.Геополитическое положение |
Граничит со странами: |
Граничит со странами: |
Вывод: черты сходства ГП и различия.
Эпиграф:
«Российское могущество будет прирастать Сибирью…»
М.В Ломоносов
annaparhomenko