Экологическая беседа с детьми старшей разновозрастной группы на тему «Что такое загрязнение и как мы можем помочь Земле?»
Экологическая беседа с детьми старшей разновозрастной группы на тему «Что такое загрязнение и как мы можем помочь Земле?»
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к окружающей среде через живой диалог и обсуждение.
Дифференцированные задачи:
· Для детей 5-6 лет:
· Сформировать понятие «загрязнение» на наглядных примерах.
· Учить высказывать свои предположения и отвечать на вопросы.
· Воспитывать чувство жалости и сострадания к природе, пострадавшей от мусора.
· Для детей 6-7 лет:
· Развивать умение анализировать последствия загрязнения (воздуха, воды, почвы).
· Подвести к самостоятельным выводам о способах решения проблемы (сортировка мусора, экономия ресурсов).
· Стимулировать речевую активность, умение аргументировать свою точку зрения.
Материалы:
· Картинки или фотографии: чистый парк и замусоренный лес; чистая река и река с отходами; дымящиеся трубы заводов; животные, страдающие от мусора (птица с пакетом, рыба в грязной воде).
· Предметы для тактильного восприятия: чистый лист бумаги, смятый фантик, пластиковая бутылка, кусочек ткани.
· Знакомые символы: знак «Мусорить запрещено», цветные кружки (синий, желтый, зеленый) для напоминания о сортировке.
Ход беседы:
1. Вводная часть: «Секрет красоты» (3-4 минуты)
Воспитатель: Ребята, сядьте поудобнее. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашем общем доме. Как вы думаете, какой наш общий дом? (Ответы детей: квартира, улица, город). А наш самый главный, большой дом – это что? Правильно, наша планета Земля!
Воспитатель: Что вам больше всего нравится на нашей планете? (Выслушивает ответы: леса, реки, животные, цветы, солнце). Да, наша Земля очень красивая. Но у этой красоты есть один секрет – она любит чистоту. А что, по-вашему, значит «чистота»?
2. Основная часть: «Откуда берется грязь?» (12-15 минут)
Воспитатель: К сожалению, не все люди и не всегда берегут чистоту нашей планеты. Посмотрите на эти картинки.
· Первый блок: «Загрязнение земли»
· Показывает картинку чистого леса и замусоренного леса.
· Вопрос ко всем: Какая из этих картинок вам нравится больше? Почему?
· Вопрос младшим: Что случилось на второй картинке? (Люди намусорили). Как вы думаете, зайчик, который живет в этом лесу, доволен? Ему удобно прыгать по бутылкам и пакетам?
· Вопрос старшим: А что будет с этим пластиковым пакетом через месяц? А через год? (Он останется лежать и мешать). А какой вред может быть от стеклянной бутылки? (Она может разбиться и поранить зверюшку).
· Второй блок: «Загрязнение воды»
· Показывает картинку чистой и грязной реки.
· Вопрос ко всем: Что вы видите на этой картинке? (Вода темная, в ней плавает мусор, берег грязный).
· Вопрос младшим: Захотелось бы вам здесь купаться? А пить такую воду?
· Вопрос старшим: Как вы думаете, куда делись рыбки, которые жили в этой речке? Что с ними могло случиться? (Они заболели, уплыли, погибли). А если в реку сливают воду с завода, она чем может быть опасна?
· Третий блок: «Загрязнение воздуха»
· Показывает картинку с дымящимися трубами и транспортом.
· Воспитатель: Ребята, а воздух может быть грязным? Как мы это можем понять? (Пахнет неприятно, трудно дышать, в горле першит).
· Вопрос младшим: Откуда берется дым? (Из машин, из заводских труб).
· Вопрос старшим: Чем опасен грязный воздух для людей, животных, растений? (От него можно заболеть, деревья могут засохнуть).
3. Физкультминутка-разминка «Мы — помощники» (2 минуты)
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, (хлопаем в ладоши)
Мы ногами топ-топ-топ,(топаем ногами)
Мы присели,встали, (присели, встали)
И мусор весь убрали!(имитируем сбор мусора)
Бумагу— в синий бак, (прыжок, руки вверх)
Пластик— в желный, вот так! (прыжок, руки на пояс)
Чтоб была Земля чиста,(руки разводим в стороны)
Красива и прекрасна!(обнимаем себя)
4. Практическая часть: «Что можем сделать мы?» (5-7 минут)
Воспитатель: Проблема есть. Но хорошая новость в том, что мы с вами можем стать супер-героями для нашей планеты! Давайте подумаем, как мы можем помочь.
· Обсуждаем простые правила (вопросы адресованы всем, старшие могут дополнить ответы младших):
· Что нужно делать с мусором после пикника? (Убрать в пакет и выбросить в урну).
· А можно ли бросать мусор мимо урны? Почему нет?
· Что делать с ненужными игрушками или книжками? (Можно отдать тем, кому они нужны, а не выкидывать).
· Вводим понятие «сортировка»:
· Воспитатель: Есть еще один секрет, как помочь планете — сортировать мусор. Это значит, что разный мусор нужно бросать в разные контейнеры.
· Показывает цветные кружки.
· Вопрос старшим: Ребята, вы помните, что бросают в синий контейнер? (Бумагу). В желтый? (Пластик). В зеленый? (Стекло). А зачем это нужно? (Чтобы сделать из старого новое: из газет — новые тетради, из бутылок — скамейки).
· Воспитатель младшим: Это как волшебство! Старая газета превращается в новую!
5. Заключительная часть: «Давайте обещать!» (2-3 минуты)
Воспитатель: Ребята, наша беседа подходит к концу. Вы такие молодцы, так много знаете и думаете! Давайте подведем итог. Загрязнение – это плохо, это когда в природе появляется то, чего там быть не должно, что вредит и растениям, и животным, и нам с вами.
Воспитатель: А теперь каждый из вас может сказать одно простое слово, которое поможет нашей планете. Я начну: «Не мусорю!»
Дети по кругу говорят свои слова-обещания (например: «Берегу воду!», «Сажаю цветы!», «Кормлю птиц!», «Сортирую мусор!»). Воспитатель помогает младшим сформулировать мысль.
Воспитатель: Я верю, что вы будете настоящими друзьями и защитниками нашей прекрасной планеты Земля! И она скажет вам за это спасибо чистым воздухом, прозрачной водой и зелеными лесами.
---
Советы по проведению беседы в разновозрастной группе:
· Адресуйте вопросы: Прямо обращайтесь: «Саша (6 лет), как ты думаешь...», а «Маша (5 лет), а ты что видишь на этой картинке?».
· Используйте помощников: Старшие дети могут помочь показать картинку младшим или повторить правило.
· Опирайтесь на опыт: Спрашивайте, видели ли они мусор на участке детского сада, что они чувствовали.
· Будьте гибки: Если дети увлеклись одной темой (например, животными), можно развить ее глубже, слегка отходя от плана. Главное — поддержать их интерес.