Экологическая игра "Мусор-загрязнитель природы"

0
0
Материал опубликован 3 November

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Лыжа

Экологическая игра

«Мусор - загрязнитель природы».

Класс: 7-9

Составитель:

учитель биологии и географии Кияшева Н.И.





















2022 год

Экологическая игра «Мусор - загрязнитель природы»


Цель: повышение экологической культуры обучающихся, актуализация проблемы загрязнения окружающей среды


Образовательные задачи:

закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии;

вовлечение в словарный запас биологических и экологических слов и выражений;

развитие коммуникативных навыков;

осуществление межпредметных связей.


Развивающие задачи:

развитие памяти, внимания;

развитие образного мышления;

развитие творческого воображения;

развитие восприятия;

повышение самооценки, снижение тревожности.


Воспитательные задачи:

воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

развитие творческих способностей учащихся;

самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.


Эпиграф: «Даже самые красивые фантазии засоряют нашу планету».

Ход мероприятия


Ведущий: Наша игра необычная - она экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем - загрязнению планеты Земля.
Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
(на фоне музыки читается стихотворение)
Пора бы человечеству понять, богатства у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять: она, как мы, такая же – живая!

Сейчас, то сушим мы, то обводняем, а удобрений столько применяем,

Что сами же боимся умереть, так что ж Земля обязана терпеть?

А сколько выбросов мы дарим ей – дымы заводов, грязь от теплоходов…

У нас прекрасная Земля Людей, боюсь, не стала бы она Землей отходов!


Ведущий: Вопрос «Куда деть мусор?» становится вес актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
Впереди нас ждут конкурсы и развлечения. Посмотрите, на изображение земного шара (глобуса), покрытого разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. Это не просто глобус, это табло, на котором фиксируются результаты игры. При каждом заработанном балле снимается одна бумажка – идет как бы процесс очищения земного шара от мусора.


Конкурс 1. Крылатая фраза
Надо правильно назвать химические элементы, знаки которых приведены. Если вы правильно назовете химические элементы, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза. Какая
?
Au, Ne, Al, Nb, Ir, Eu – Ag, In, Lu, Am.
(Золото, неон, алюминий, ниобий, иридий, европий – серебро, индий, лютеций, америций. Знание – сила.)

Конкурс 2. Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек
Участники получают по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос три варианта ответа. Выбрать правильный.

1) Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1.
Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.

2) Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1
. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
3) Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3.
Переплавить.

4) Первоочередная забота при выборе свалки:
1.
Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
5) Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3.
Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет».
6) Самая страшная «добавка» к воде:
1. Бытовой мусор.
2
. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
7) Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
8) Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3.
100 лет и более.
9) Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1.
Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Парниковым эффектом
10) Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
11) Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3.
наука о мусоре.
12) Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3.
Рециркуляция (повторное использование отходов).

Конкурс 3. «Берегите природу».

Приходит Баба-Яга.

-Здравствуйте, мои дорогие! А что меня не пригласили? Ну да ладно, я не обижаюсь. Я ведь к вам за советом пришла. Помогите мне найти ошибки в этом рассказе.
В воскресный день группа школьников отправилась в лес на прогулку. Веселой, громкой музыкой они оповестили лес. (Громкая музыка распугает зверей и птиц).

Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто их вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница).

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирают сухие ветки. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует).

Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Все равно микробы их разрушат» (Эти вещества разрушаются 100-200 лет).

Горящие угли костра подмигивали нам на прощание (Угли следует забросать землей или залить водой).

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно (Трогать яйца птиц не следует).

Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что его мать бросила, взяли с собой – в школе пригодится (Брать зверят и птенцов из леса не надо).

Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы с удовольствием обсасывали муравейные палочки (Не следует что – либо проталкивать в муравейник).

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкала молния, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно).

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции (Луговые и лесные цветы рвать охапками не следует).

Конкурс 4. Устами младенца, или не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)
Ведущий: В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но, если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д.
Задание первое:
1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.
2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.
3. У меня много игрушек сделано из нее.
4. Предметы, сделанные из нее, весят мало.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.
(Пластмасса.)
Задание второе:
1. Его делают из песка.
2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
3. Чаще всего оно прозрачное.
4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
5. Когда падает, оно разбивается
(Стекло.)
Задание третье:
1. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.
2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.
3. Это необходимо компостировать.
4. При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.
5. Его производит обыкновенная корова.
(Навоз.)
Задание четвертое:
1. У нас это получают из древесины.
2. Это легко горит.
3. Это изобрели китайцы.
4. Из этого получается много мусора.
5. На этом обычно рисуют или пишут.
(Бумага.)

Задание пятое:
1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3.От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится ещё больше.

4.Его издают разные приборы, машины.

5.Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение, действует, как наркотик

(Шум)

Задание шестое:

1. Этого почти не видно.

2.Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3.От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4.Это могут собрать на свои листья зелёные растения.

5.В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

Конкурс 5. Что может сделать один?
Задание - необходимо закончить фразы.

1.Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно... (сдать в магазин, чтобы они использовались много раз).
2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).
3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут... (кому-то понадобиться).
4. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и... (сдай туда ненужную бумагу).
5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать).
6. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... (не разлагается в природе).
7. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно... (сдать).
8. Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся чаще … (общественным транспортом).
Конкурс 6. Экологический буксир
"Чёрный конверт". Там даны формулировки экологических понятий и даются карточки с буквами (о, з, о, н/ э, к, о, л, о, г, и, я/ э, в, о, л, ю, ц, и, я), из которых вы должны составить слова по теме "Экология".
Озон – один из атмосферных газов, сильно задерживающий ультрафиолетовое солнечное излучение.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой, с другими организмами и со средой обитания.

Эволюция – развитие и совершенствование живой природы на протяжении многих миллионов лет.

Конкурс 7. Сохраним живую природу

Проходит в 2 этапа: «На зелёной тропе», «Братья наши меньшие».

Кто быстро и верно назовет растение или животное.


На зелёной тропе.

По нему стучат, плюнув через левое плечо (дерево).

С каким “божьим” цветком часто сравнивают стариков? (одуванчик).

Сушеный виноград...(изюм, киш-миш).

Земляной орех.... (Арахис).

Чертово яблоко.... (картофель).

Самые мелкие цветы у ……….. а самые крупные у …(ряски,раффлезии Арнольди)

Самое высокое дерево... (эвкалипт).

Банан дерево? (трава).

Медовое дерево (липа).

Самый быстрорастущий злак? (бамбук).

Дерево – чемпион Сибири по скорости роста. (Тополь.)

Цветки, какой культуры придворные дамы французской королевы использовали как украшение в причёске? (Картофеля.)

Какой золотой цветок даёт белый пушок? (Одуванчик, мать-и-мачеха.)

Братья наши меньшие.

Деревенский будильник...(петух).

Какое животное, обитающее в морях, называют “морской осой”? (медуза).

Петух снёс яйцо, кому достанется оно?

Что будет делать ворона, прожив три года?

Какая рыба вьёт гнездо? (колюшка).

Как узнать возраст рыбы?... (по чешуе).

Какая самая крупная рыба?.... (китовая акула).

У кого глаза на одном боку?... (камбала).

У каких птиц есть "детские сады" для малышей? (У пингвинов.)

Конкурс 8 «Литературный конкурс»

Определить автора высказываний.

1. “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок” (Г.Х.Андерсен)

2. “Птице - воздух, рыбе - вода, а человеку нужна Родина. Охранять природу - значит любить Родину”. (М. Пришвин).

Закончи фразу

1.Проснулся, умылся … (приведи в порядок планету).

2.Все хорошее на Земле от Солнца, а все прекрасное от … (человека).

Человек — он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем,
Человек — он зима или лето.
Или осень, с грозой и дождем.
Все вместил в себя: версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек — он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек — он ведь тоже природа.
Так давайте природу беречь!


Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем поселке всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.








Самоанализ открытого внеурочного занятия по экологии

тема: «Мусор – загрязнитель природы!»»


Возраст обучающихся:  13-15 лет (7-9 класс)

Педагог: Кияшева Н.И., учитель биологии и географии МБОУ «ООШ» с. Усть-Лыжа

Оборудование: компьютер, проектор, экран, глобус с эмитацией мусора (чупа – чупс).

Тип занятия: закрепление приобретенных знаний и способов действий.

Форма занятия: игра – эрудит.

В основу занятия положен коммуникативно-деятельный подход, построен урок с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся.

Используемая технология: развивающего обучения

Основной метод: частично-поисковая беседа.

 Цель: повышение экологической культуры обучающихся, актуализация проблемы загрязнения окружающей сред

Задачи:

- Формирование знаний о значимости окружающей среды

- Формирование основ экологической культуры

-Формирование умения работать в группе

Формирование обще учебных и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления и процессы, устанавливать между ними связь)

– Выработать умение о технических процессах связанных с отходами на основе имеющихся знаний

 Развитие творческой личности: логического мышления, памяти, речи, воображения, наблюдательности.

В качестве основных методов работы с классом я использовала:

- проблемные вопросы

- решение проблемных ситуаций

- диалоговое общение

- частично-поисковый метод

- игра

- педагогическая поддержка


Структура занятия

Первый этап –организационный, где была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную коллективную работу, настройка детей на тему занятия «Свалка по имени Земля».

Далее идет плавный переход ко второму этапу  Проверка знаний и эрудиции учащихся. На этом этапе задавались вопросы, на которые обучающиеся должны были дать ответы.

Дети учились коллективно анализировать полученную информацию, выделять главное. На всех этапах я старалась воспитывать у детей активную жизненную позицию к экологическим проблемам в рамках изучаемой темы, воспитывать бережное отношение к миру природы.

На мой взгляд, это занятие способствует формированию таких компетентностей как:

КОММУНИКАТИВНАЯ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

САМОРАЗВИТИЯ

Использовала такие средства поддержания активности детей и поддержания их познавательной мотивации как:

- компьютерная презентация

При проведении мероприятия соблюдались основные принципы педагогики:

Доступность (материал и форма проведения оптимальны для учащихся данного возраста);

Системность (мероприятия данного направления проводятся систематически);

Оптимизация знаний;

Научность;

Связь с жизнью;


Подведение итогов:

Материал мероприятия и предлагаемые формы работы (игры, беседа) подобраны с учетом психофизического развития учащихся данного возраста и рекомендациями методистов, психологов.

Считаю, что цель классного часа достигнута, т.к. учащиеся смогли понять, о том, что нужно соблюдать правила бережного отношения к природе, активно участвовать в деле защиты окружающей среды.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.