Экологический проект «Природа наш друг, мусор для неё недуг!»
Экологический проект « Природа наш друг, мусор для неё недуг!»
Беженарь Н.Г. воспитатель, 1КК
Разделы:
1. Актуальность проекта
2.Цели и задачи
3.Этапы реализации
4.Ожидаемые результаты
5. Приложение
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: информационно – исследовательский
По содержанию: дошкольник и охрана природы
Участники проекта: дети – педагоги – родители
По количеству участников: коллективный
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему»
Гипотеза: мусор лучше сортировать по группам, тогда он утилизируется без вреда для окружающей среды. И можно мусору дать «вторую жизнь»?
Актуальность. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
1.Актуальность проблемы
В дошкольном возрасте очень важно развивать экологическую культуру личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Экологическая ситуация сегодняшнего дня ставит перед педагогами дошкольного образования не простую задачу, но вполне выполнимую в современных условиях и доступными средствами. Наш экологический проект является таким средствам.
Ежедневно во время прогулки дошкольники участвуют в уборке территории своего участка и конечно возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Природа наш друг, мусор для неё недуг!».
2. Цель проекта:
сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)
Задачи проекта:
Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.
Об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.
Развивать экологическую культуру.
«Мы эколята - защитники природы»:
«Село - наш дом, мусору нет место в нем!»
3. Этапы реализации проекта
1этап – подготовительный
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
1. Подбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
2. Составление перспективного плана деятельности по проекту « Природа наш друг, мусор для неё недуг!» по формированию экологического образования;
3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;
2 этап - организационный
Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
1.Ознакомление со свойствами пластмасса, резины.
2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;
3.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.
4.Нарисовать плакат: «Помощь природе»;
5.Разработать памятку для родителей «Прикоснись к природе сердцем»;
3 этап – практическая деятельность
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности
анкетирование родителей (приложение 1)
наблюдения и экологические экскурсии по улицам села, вблизи детского сада;
познавательное чтение;
детская деятельность «Вторая жизнь ненужных вещей»
выпуск экологический газеты;
экологические, подвижные, дидактические игры; проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей»
4. Ожидаемые результаты
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного села, охране природы
- создание в ходе проекта стенгазеты, памятки, выставка
- привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей
- осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
Беседа
Возьмем тему: «Не загрязняй природу!»
Акцентировать проблему загрязнений природы человеком;
Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха;
Добиться, чтобы дошкольники поняли актуальность проблемы;
Вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы.
1. Вводная беседа о существовании проблемы загрязнения окружающей среды. Вопросы детям и ожидаемые ответы:
— Как человек загрязняет природу? (Мусор, выхлопные газы, отходы производства);
— Куда девается домашний мусор из квартир и домов? (Вывозят мусорные машины на свалку);
— А на свалке что с мусором происходит? (Гниет, разлагается, источает ужасные запахи, собирает грызунов, количество его растет);
— Как уменьшить мусорные свалки? (Меньше покупать ненужных вещей, сортировать мусор, сдавать в утильсырье бумагу, пластмасс, пищевые отходы закладывать в компост);
— Что можно сделать из ненужной резины, пластмассы? (благоустроить участки, игрушки);
— Какие еще бывают отходы? (пищевые, строительные, пластиковые);
— Что с ними можно сделать? (Переработать и использовать вторично);
— Что вы, дети, выбрасываете в мусорное ведро? ( фантики, сломанные игрушки );
— Как уменьшить количество мусора? (лишние игрушки отдавать на благотворительность, сломанные попытаться починить и использовать вторично, разделять другой мусор);
— Для чего нужны нам мусороперерабатывающие заводы? (Чтобы переработать и уменьшить количество мусора).
— Что же можно сделать из обычного мусора? (Бумажные изделия, из старых сделать новые игрушки, предметы интерьера, поделки );
3. Подвижная игра «Кто быстрее соберет бумажки» и « Сортируем мусор»
4. Заключительная беседа
— О чем мы сегодня говорили? (О загрязнении окружающей среды, о переработке мусора, об изделиях из вторсырья);
— Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу, не ненужным вещам дать вторую жизнь, мусор стараться разделять .
5. ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей.
Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю? (пищевые, макулатура, пластмасс)
2.Сортируете ли вы мусор для утилизации? (Да, нет)
3.Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки )
4.Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора? ( Да, нет)
5.Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы? ( Да, нет)
6.Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов? ( Да, нет )
7 .Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
(оставляем на месте, в пакеты, закапываем в землю)
8 .Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности? (Да, нет)
9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома? (Да, нет)
10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор? (Да, нет)
1.Тематические игры и наблюдения.
Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятны те места, где люди не убрали за собой.
1.Беседа «Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
2.Беседа «Ознакомление со свойствами резины»
Цель: Познакомить со свойствами резины.
Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
Опыт с воздушным шаром( не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается).
Д/и «Найди игрушки из резины».
4. Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».
В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.
Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.
Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
5.Непосредственная образовательная деятельность
Тема: « Мусор разделять сейчас, привыкайте дети!»
Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.
Изготовление детьми природоохранных знаков.
Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).
6. Игры.
1.«Что я видел?»
Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
2.«Расскажи о предмете»
Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: карточки с изображением видов материалов.
Ход. Каждый ребенок вытягивает карточку, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.
3.«Что лишнее?»
Цель: научить находить общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: фишки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход. Педагог раздает несколько фишек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из бумаги?» и т.п.
4.«Отгадай материал»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.
Ход . Один из детей называет материал, а другие свойство. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?
5.«Хорошо - плохо»
Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.
Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.
6. «Найди друзей»
Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.
Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.
7. «Наоборот»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.
Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло - прозрачное).
8.«Что из чего»
Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.
Оборудование. Мяч.
Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «воздушный шар» ребенок ловит мяч и отвечает - резина.
Чтение: экологические сказки и рассказы о природе и животных животных.
Просмотр фильма загрязнение воздуха
Стенгазета: мы за чистую землю
Плакат: Мы зависим друг от друга
Свойства: Резины и пластмассы.
\
Подвижная игра с пластмассовым материалом и сортировка мусора.
.
Игра: угадай из чего предмет сделан
Экологическая сказка «Красная шапочка»
Выставка из подручного материала
Эксперимент « мусор в земле»