Экологический проект «Природа наш друг, мусор для неё недуг!»

4
0
Материал опубликован 18 November 2020

Экологический проект « Природа наш друг, мусор для неё недуг!»

Беженарь Н.Г. воспитатель, 1КК

Разделы: 

1. Актуальность проекта

2.Цели и задачи

3.Этапы реализации

4.Ожидаемые результаты

5. Приложение

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: информационно – исследовательский

По содержанию: дошкольник и охрана природы

Участники проекта: дети – педагоги – родители

По количеству участников: коллективный

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему»

Гипотеза: мусор лучше сортировать по группам, тогда он утилизируется без вреда для окружающей среды. И можно мусору дать «вторую жизнь»?

Актуальность. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
1.Актуальность проблемы

В дошкольном возрасте очень важно развивать экологическую культуру личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Экологическая ситуация сегодняшнего дня ставит перед педагогами дошкольного образования не простую задачу, но вполне выполнимую в современных условиях и доступными средствами. Наш экологический проект является таким средствам.

Ежедневно во время прогулки дошкольники участвуют в уборке территории своего участка и конечно возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Природа наш друг, мусор для неё недуг!».

2. Цель проекта:

сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)

Задачи проекта:

Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.

Об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.

Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.

Развивать экологическую культуру.

«Мы эколята - защитники природы»:

«Село - наш дом, мусору нет место в нем!»

3. Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

1. Подбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;

2. Составление перспективного плана деятельности по проекту « Природа наш друг, мусор для неё недуг!» по формированию экологического образования;

3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;

2 этап - организационный

Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе.

1.Ознакомление со свойствами пластмасса, резины.

2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;

3.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.

4.Нарисовать плакат: «Помощь природе»;

5.Разработать памятку для родителей «Прикоснись к природе сердцем»;

3 этап – практическая деятельность

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности

анкетирование родителей (приложение 1)

наблюдения и экологические экскурсии по улицам села, вблизи детского сада;

познавательное чтение;

детская деятельность «Вторая жизнь ненужных вещей»

выпуск экологический газеты;

экологические, подвижные, дидактические игры; проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей»

4. Ожидаемые результаты

- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий

- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного села, охране природы

- создание в ходе проекта стенгазеты, памятки, выставка

-  привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей

- осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Беседа

Возьмем тему: «Не загрязняй природу!»

Акцентировать проблему загрязнений природы человеком;

Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха;

Добиться, чтобы дошкольники поняли актуальность проблемы;

Вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы.

1.​ Вводная беседа о существовании проблемы загрязнения окружающей среды. Вопросы детям и ожидаемые ответы:

Как человек загрязняет природу? (Мусор, выхлопные газы, отходы производства);

Куда девается домашний мусор из квартир и домов? (Вывозят мусорные машины на свалку);

А на свалке что с мусором происходит? (Гниет, разлагается, источает ужасные запахи, собирает грызунов, количество его растет);

Как уменьшить мусорные свалки? (Меньше покупать ненужных вещей, сортировать мусор, сдавать в утильсырье бумагу, пластмасс, пищевые отходы закладывать в компост);

Что можно сделать из ненужной резины, пластмассы? (благоустроить участки, игрушки);

Какие еще бывают отходы? (пищевые, строительные, пластиковые);

Что с ними можно сделать? (Переработать и использовать вторично);

Что вы, дети, выбрасываете в мусорное ведро? ( фантики, сломанные игрушки );

Как уменьшить количество мусора? (лишние игрушки отдавать на благотворительность, сломанные попытаться починить и использовать вторично, разделять другой мусор);

Для чего нужны нам мусороперерабатывающие заводы? (Чтобы переработать и уменьшить количество мусора).

Что же можно сделать из обычного мусора? (Бумажные изделия, из старых сделать новые игрушки, предметы интерьера, поделки );

3. Подвижная игра «Кто быстрее соберет бумажки» и « Сортируем мусор»

4. Заключительная беседа

О чем мы сегодня говорили? (О загрязнении окружающей среды, о переработке мусора, об изделиях из вторсырья);

Какой вывод можно сделать? (Нужно беречь природу, не ненужным вещам дать вторую жизнь, мусор стараться разделять .


5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей.

Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю? (пищевые, макулатура, пластмасс)

2.Сортируете ли вы мусор для утилизации? (Да, нет)

3.Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки )

4.Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора? ( Да, нет)

5.Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы? ( Да, нет)

6.Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов? ( Да, нет )

7 .Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?

(оставляем на месте, в пакеты, закапываем в землю)

8 .Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности? (Да, нет)

9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома? (Да, нет)

10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор? (Да, нет)


1.Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятны те места, где люди не убрали за собой.

1.Беседа «Ознакомление со свойствами пластмассы»

Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);

Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);

Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;

Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).


2.Беседа «Ознакомление со свойствами резины»

Цель: Познакомить со свойствами резины.

Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);

Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);

Опыт с воздушным шаром( не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается).

Д/и «Найди игрушки из резины».

4. Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».

В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.

Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.

Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

5.Непосредственная образовательная деятельность

Тема: « Мусор разделять сейчас, привыкайте дети!»

Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.

Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.

Изготовление детьми природоохранных знаков.

Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).

6. Игры.

1.«Что я видел?»

Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

2.«Расскажи о предмете»

Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: карточки с изображением видов материалов.

Ход. Каждый ребенок вытягивает карточку, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

3.«Что лишнее?»

Цель: научить находить общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.

Оборудование: фишки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход. Педагог раздает несколько фишек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему. 

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из бумаги?» и т.п.

4.«Отгадай материал»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход . Один из детей называет материал, а другие свойство. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

5.«Хорошо - плохо»

Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.

Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.

6. «Найди друзей»

Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.

7. «Наоборот»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло - прозрачное).

8.«Что из чего»

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

Оборудование. Мяч.

Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «воздушный шар» ребенок ловит мяч и отвечает - резина.

t1605679831aa.jpg

t1605679831ab.jpg

Чтение: экологические сказки и рассказы о природе и животных животных.


t1605679831ac.jpg


Просмотр фильма загрязнение воздуха









t1605679831ad.jpg


Стенгазета: мы за чистую землю


t1605679831ae.jpg


Плакат: Мы зависим друг от друга


t1605679831af.jpg



Свойства: Резины и пластмассы.

\t1605679831ag.jpgt1605679831ah.jpg




Подвижная игра с пластмассовым материалом и сортировка мусора.

. t1605679831ai.jpgt1605679831aj.jpg

Игра: угадай из чего предмет сделан

t1605679831ak.jpg


t1605679831al.jpgt1605679831am.jpg


Экологическая сказка «Красная шапочка»






t1605679831an.jpgt1605679831ao.jpg


t1605679831ap.jpgt1605679831aq.jpg


Выставка из подручного материала






t1605679831ar.jpgt1605679831as.jpg




t1605679831at.jpgt1605679831au.jpg





Эксперимент « мусор в земле»


t1605679831av.jpg

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.