Экологический квест «Моя планета Земля»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени В. Чикмезова
муниципальное образование Кореновский район
Экологический квест
«Моя планета Земля»
Подготовила:
учитель географии:
А. Г. Баблиян
2018 год.
Экологический квест «Моя планета Земля»
Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности обучающихся через организацию игровой деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес и познавательную активность обучающихся.
2. Развивать коммуникативные умения детей, формировать у них навыки работы в группе.
3. Формировать личностное отношение детей к экологическим проблемам, воспитывать бережное, гуманное отношение к природе.
4. Расширять кругозор обучающихся, развивать их творческие способности.
Методы и приемы:
самостоятельная работа учащихся в командах;
игровые моменты;
конкурсы.
Прогнозируемый результат: осознание, обобщение учащимися значимости приобретаемых знаний на уроках географии, биологии, об окружающем мире; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению школьных предметов, мотивация к творчеству, формирование потребности соблюдать и пропагандировать науку экология, формирование и развитие стремления изучать, беречь и охранять природу.
Форма организации мероприятия: квест
Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная установка, презентация, видеоклип «Как прекрасен этот мир!», раздаточный материал, пазлы, бумага, фломастеры, сценарная разработка экологического квеста, маршрутные листы, эмблемы, названия маршрутных пунктов.
Участники мероприятия: учащиеся в возрасте 13-14 лет.
Продолжительность мероприятия:(45минут)
Правила игры: квест - это игровое приключение, в течение которого участникам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры.
План подготовки и проведения игры:
1. Заранее готовятся задания на каждую станцию, на которых находятся ученики-помощники.
2. Ученики заранее инструктируются о правильности выполнения заданий.
3.Накануне создаются команды, в состав каждой команды входит 10 человек. Участники делятся на две, три команды, вытягивают каждый свое название, эмблемы, готовят экологические кричалки.
4.Командам необходимо пройти 6 станций, выполнив различные задания.
5. Капитанам команд выдаются маршрутные листы, на которых указан путь следования команды от станции к станции. Задача участников – быстро и верно выполнять все задания.
6. Результаты выполненного задания будут занесены в маршрутные листы непосредственно на станции.
7. Победившей считается та команда, которая набрала больше всего баллов.
1.Организационный момент (1 мин)
Цель: психологически настроить участников команд к игре – позитивный настрой, формирование стремления побеждать.
2. Целеполагание(3 мин)
Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.
Способ достижения: разъяснение правил игры, создание проблемной ситуации.
Ученик: Как - то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы.
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне-
Вы берегите эту святыню!
Ученик: Все хорошо, конечно, было,
Но цивилизация на Землю наступила.
Вырвался на волю технический прогресс.
Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес…
Учитель: Ребята, посмотрите на предметы. Как вы думайте, что их связывает между собой? ( глобус, вода, пакет, градусник, макулатура, Красная книга и т.д.)
Учитель: Экология? Что это? (наука)
Наука? О чем? (ответы учащихся). Слово «экология» в переводе с греческого, обозначает «эко» - дом, «логос» - наука. Наука о доме. Наука Экология изучает наш дом – удивительную планету и учит нас, как жить в этом доме. Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, безбрежное море, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных.
Учитель: А с какими предметами связана наука «Экология»? (ответы). Правильно, ребята!
Учитель: А только ли география изучает нашу планету? (есть еще и другие науки). Наша планета хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества, которые до сих пор разгадывают ученые всего мира.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, мы объединили несколько наук вместе. Назовите тему сегодняшнего урока. ( «Экологические проблемы Земли»)
Учитель: - О чем бы вы хотели узнать сегодня? Поставим перед собой задачи.
Понимаете ли вы серьёзность экологических проблем, владеете ли достаточным уровнем знаний на этом жизненном этапе, покажет наша игра.
Учитель: Итак, наш урок пройдет в форме «Квест-игры».
Квест - это игровое приключение, в течение которого участникам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры.
Учитель: Правила игры таковы:
- Сформировать 2 команды (вспоминаем, как нужно работать в команде).
- Выбирать капитана и получить эмблемы.
Учитель: Как вы поняли, у нас будет экологический квест. Посмотрите на глобус. Какого цвета больше на глобусе? Почему? Что представляют собой все воды планеты?
Учитель: А почему ученые бьют тревогу о том, что Мировой океан в опасности? Что такое нефть? Почему она так опасна, когда попадает в океан? (показывает)
Учитель: А что могут сделать люди?
Учитель: Этот плакат – призыв к людям о сохранении планеты. Он должен висеть во всех общественных местах.
Учитель: Но на нем, же ничего нет!
Учитель: Ученые всего мира никак не придут к единому мнению: что расположить на этом плакате, и в какой последовательности.
Учитель: Как вы думайте, что должно быть на этом плакате? (ответы) Давайте, поможем ученым, но для этого нам предстоит сегодня пройти испытания.
Учитель: Сейчас вы отправитесь на игру по команде, строго следуя маршруту. Капитаны, получите маршрутные листы.
Учитель: Все станции находятся на 2 этаже, на каждой станции вас ждут опытные ученые-экологи, которые приготовили вам испытания, пройдя которое вы будете получать ключи.
Учитель: На станции внимательно выслушайте заданные вопросы, отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.
Учитель: После выполнения маршрута сдать маршрутный лист для подведения итогов. Пройти маршрут быстро.
3. Путешествие команд по станциям. Работа в группах(35 мин)
.Получив маршрутный лист, 2 команды отправились в путешествие. Для каждой команды был разработан свой маршрут. В ходе игры каждая команда должна пройти 6 станций: «Евразия», «Африка», «Северная Америка», «Южная Америка», «Антарктида», «Австралия».
1. «Евразия»
1задание: дать краткую характеристику ГП Евразии;
2 задание: история открытия (найти путешественников, открывавших материк);
3 задание: формы рельефа материка Евразия (выбрать из списка формы рельефа);
4 задание: «Черный ящик»;
5 задание: Прочитать текст и выявить экологическую проблему.
Численность населения Евразии с прилегающими островами приближается к5,2 млрд. человек. Это большая часть всех людей, проживающих на Земле. Люди расселены по территории материка очень неравномерно и такое различие в плотности населения в Евразии более значительно по сравнению с другими материками. В Евразии существуют как практически незаселенные пространства с плотностью менее человек на км, так и чрезвычайно густонаселенные области. На материке высока плотность населения и многие столетия ведется хозяйственная деятельность.
2.«Африка»
1задание: дать краткую характеристику ГП;
2 задание: история открытия (найти путешественников, открывавших материк);
3 задание: формы рельефа материка (выбрать из списка формы рельефа);
4 задание: «Очистка воды»; Кроссворд.
5 задание: Прочитать текст и выявить экологическую проблему
Наиболее острые современные экологические проблемы Африки — это снижение плодородия почв, ускорение процессов эрозии, обезлесение, рост дефицита воды, ухудшение качества поверхностных вод и воздуха, вырубка вечнозеленых лесов, исчезновение видов растений и животных. Основной причиной экологических проблем является бедность государств и пренебрежение экологическими последствиями. В африканские страны переносятся «грязные» производства. Для обеспечения населения продовольствием усиливается распашка земель, увеличивается поголовье скота.
3. «Северная Америка»
1задание: дать краткую характеристику ГП;
2 задание: история открытия (найти путешественников, открывавших материк);
3 задание: формы рельефа материка (выбрать из списка формы рельефа);
4 задание: «Круговая азбука»;
5 задание: Прочитать текст и выявить экологическую проблему
Активное воздействие на природу приводит к увеличению числа стихийных бедствий, они становятся более частыми, мощными и разрушительными. Летом 2012 г. многие районы в центральной части этого материка были полностью разрушены мощными торнадо. Жара и засуха вызвали обширные лесные пожары, пыльные бури, торнадо, обмеление рек, в том числе и самой большой — Миссисипи. С целью сохранения уникальной природы в различных частях материка созданы национальные парки и заповедники. Первый национальный парк - Йеллоустон — был создан в 1872 г.
4. «Южная Америка»
1задание: дать краткую характеристику ГП;
2 задание: история открытия (найти путешественников, открывавших материк);
3 задание: формы рельефа материка (выбрать из списка формы рельефа);
4 задание: «Цепи питания»
«Задача» Из одного взрослого дерева можно получить до 60 кг бумаги. На изготовление одного учебника расходуется как минимум 500 г бумаги. Сколько деревьев необходимо срубить для того, чтобы обеспечить учебниками учащихся вашего класса, если каждому ученику на учебный год требуется 10 учебников?
5 задание: Прочитать текст и выявить экологическую проблему.
Значительная часть материка укрыта тропическими лесами, которые являются легкими планеты. Деревья постоянно рубят не только для продажи древесины, но и для создания сельскохозяйственных угодий и пастбищ. Все это приводит к изменению лесной экосистемы, уничтожению некоторых видов флоры и миграции фауны. Чтобы сохранить лес, многие страны на законодательном уровне регулируют лесорубную деятельность. Существуют целые зоны, где вырубка деревьев запрещена, восстанавливаются лесные массивы и производится посадка новых деревьев.
5. «Антарктида»
1задание: дать краткую характеристику ГП;
2 задание: история открытия (найти путешественников, открывавших материк);
3 задание: формы рельефа материка (выбрать из списка формы рельефа);
4 задание: «Кроссворд»
5 задание: Прочитать текст и выявить экологическую проблему.
В Антарктиде расположено около 80% мирового запаса пресной воды. Самая обширная пустыня в мире. Предстоящее повышение уровня мирового океана при таянии льдов, расширение озоновой дыры, изменение климата, повышенная активность солнечно-земных связей и ряд других природных особенностей Антарктики определяют широкий круг исследований, которое ведутся в Антарктике различными странами. Этот материк является последним ресурсным резервом для человечества на Земле.
6. «Австралия»
1задание: дать краткую характеристику ГП;
2 задание: история открытия (найти путешественников, открывавших материк);
3 задание: формы рельефа материка (выбрать из списка формы рельефа);
4 задание: «Додумай стихотворение»;
5 задание: Прочитать текст и выявить экологическую проблему.
В результате сельскохозяйственной деятельности и использования воды плохого качества происходит насыщение почвы минеральными удобрениями и веществами. Из-за вырубки лесов и лесных пожаров, неправильно организованных мест выпаса животных нарушается целостность растительного и почвенного покрова. Нередким явлением в Австралии бывают засухи. К этому можно добавить глобальное потепление. Все эти причины приводят к опустыниванию. Стоит заметить, что часть континента итак укрыта полупустынями и пустынями, но опустынивание происходит и на плодородных землях, которые со временем истощаются и становятся непригодными для жизни.
4. Подведение итогов: (4-5мин)
Учитель: Итак, вы побывали на станциях шести материков. Что нового вы узнали? (ответы детей). Цель экологического квеста достигнута?
Учитель: А давайте, сейчас попробуем восстановить наш плакат. Ведь вы же на каждой станции получали ключи. И посмотрим, что у нас получилось.
Учитель: Наша планета уникальна. На ней проживают разные люди, но экологические проблемы могут нарушить жизнь людей на разных континентах.
Учитель: Мы – люди должны думать о будущем планеты и научиться беречь природные богатства: воду, воздух, почву, животных и растения.
Ученик: Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Песня «Земля – любимый наш дом» (в исполнении команд)
Видеоклип «Как прекрасен этот мир!»
Спасибо всем!!!