Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тогучинского района «Буготакская средняя школа»
Педагогический проект по экологическому воспитанию
для дошкольников от 4 до 5 лет
«Бархатцы».
Автор: воспитатель
Сульгина Татьяна Николаевна
Директор школы: Амелько Любовь Пантилимоновна
с. Буготак, 2023 г
Описание проекта: познавательно - экологический проект «Бархатцы».
Тип проекта: детско – взрослый.
Вид проекта: познавательный, творческий.
По числу детей: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный, апрель - октябрь.
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.
Обоснование разработки проекта: Бархатцы — растение, которое пользуется популярностью среди садоводов-любителей. Его выращивают на клумбах и в горшках для придания красоты приусадебному участку. Они неприхотливы в уходе, любят солнечный цвет и теплую температуру. Цветут на протяжении всего летнего периода. Все части цветка служат удобрением для других растений, их используют для оздоровления организма и добавляют в процессе приготовления блюд. В дошкольных группах, Буготакской средней школы, педагоги с детьми решили вырастить бархатцы и узнать о полезных свойствах данного растения.
Проблема: бархатцы – это наши гости с далекого Северо - Американского континента. Они теплолюбивы, неприхотливы и быстро растут. И мелкие «карлики» обладающие тонким листом, и отклоненные «середнячки» и прямостоячие великолепные «гиганты» прекрасно будут смотреться в любом из цветников, как на солнечном месте, так и в полутени.
Дети дошкольных групп много раз видели эти цветы, в саду, дома, в парках на клумбах, проблема заключается в том, что не все дети знают название данного растения, разновидность, какими полезными свойствами обладают, каким способом берутся семена.
Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса к выращиванию цветов (бархатцев).
Актуальность: почти миллион лет живет человечество на планете Земля. Но до последнего времени люди мало задумывались, что все ее богатства не вечны. Они нуждаются в защите, пополнении и бережном отношении.
В прошлые века численность населения была невысока, промышленность была развита слабо, и человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. Это привело к истощению почв, гибели растительности.
Нашу Землю населяют полмиллиона видов растений. Они всюду: на равнинах, в горах, в водоемах, на улицах городов и деревень, в наших домах.
Сегодня человечество переживает состояние глубокого экологического кризиса, поэтому экологическое воспитание является актуальным в нашем современном мире. Нужно с малых лет прививать детям любовь к растениям родного края, научить ухаживать и бережно к ним относиться. И конечно, самое главное - нести ответственность за все, что происходит в окружающей среде и рядом с нами.
Задачи:
1.Расширять представления детей об экологических проблемах;
2.Воспитывать у дошкольников экологическую культуру, учить беречь удивительную красоту растений родного края;
3.Формировать бережное отношение к растениям, которые нас окружают;
4. Закрепить представления о цветах и условиях для их роста;
5.Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки умения в рисовании, лепке из соленого теста, пластилина, аппликации.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
1.Дети научатся понимать необходимость бережного отношения к однолетним растениям;
2.Дети научатся беречь растения;
3.Получат знания об экологической проблеме окружающей среды на Земле;
4.Будут закреплены представления о цветах и условиях для их роста;
5.Будут развиты творческие способности, воображение, пространственное мышление.
Для педагогов:
1.Повысится интерес к данной экологической проблеме;
2.Будут прививать детям любовь к своему краю, прививать ухаживать за однолетними растениями;
3.Будет реализован единый подход к экологическому воспитанию в семье и в нашем образовательном учреждении.
Для родителей:
1.Родители станут активными участниками проекта, оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к растениям.
План реализации проекта:
1 этап
Выявление проблемы.
2 этап
Предварительная работа.
3 этап
Выполнение проекта. (Организация совместной работы детей, родителей, педагогов над проектом).
4 этап
Творческая деятельность детей.
1. Выявление проблемы.
На нашей Земле растёт много очень красивых цветов, проблема массового исчезновения растений возникла из-за загрязнения окружающей среды. Многие растения плохо справляются с ухудшением экологической ситуации, особенно если речь идёт о загрязнении почвы. Как следствие, растений становится меньше, а также сокращается и их видовое разнообразие.
Педагоги в первую очередь обязаны прививать детям навыки экологического воспитания, это от части, решит глобальную экологическую проблему и в будущем, следующие поколения будут также бережно относиться к природе, как и мы с дошкольниками «Буготакской средней школы».
2. Предварительная работа.
1.Разработка конспекта занятия о знакомстве с однолетними растениями «Бархатцами», их разновидностями;
2.Разработка, подбор конспекта занятий о полезных свойствах бархатцев;
3.Разработка, подбор конспекта занятия «Высевание бархатцев, правильная посадка, полив, уход»;
4.Подбор дидактических игр, художественной литературы, иллюстраций для детей;
5.Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта;
6.Высаживание бархатцев в клумбы, наблюдение, уход, сбор семян;
7.Изготовление подарков для местных жителей, мешочки с семенами, участие в акции «Зелёная планета».
3. Реализация проекта.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Беседы: «Всё о бархатцах», «Лечебные свойства бархатцев».
Занятия: «Высевание бархатцев».
Просмотр видеоролика: мультфильм «Мамин цветок».
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Будь человеком», Я. Аким «Наша планета».
Дидактические игры: Дидактическая игра «Какого цветка не стало».
Сюжетно – ролевые игры: «Мы – экологи».
Динамичные паузы:
Физкультминутка «Цветы», «Лепестки», «Игра».
Разучивание песенки «Цветочек».
Работа с родителями:
Высевание и посадка бархатцев вместе с детьми дома в клумбе, полезное применение на огороде от вредителей, фотоотчёт.
4. Продукты творческой деятельности детей.
Аппликация «Бархатцы».
Лепка из соленого теста «Леечка».
Экологическая акция «Посадите бархатцы».
Заключительный этап.
В результате работы над проектом, направленным на борьбу с экологической проблемой окружающей среды, дети узнают, что цветы, это украшение нашей планеты. Они станут отзывчивы к растениям нашей природы, правильно оценивая последствия действий человека.
Родители проявят заинтересованность экологической проблемы окружающей среды, научат детей знать и понимать экологическую проблему человечества (загрязнение окружающей среды, выброс мусора, неуважительное отношение к растениям).
Работая в данном направлении, смело можно сказать, что педагоги, родители, внесут свой посильный вклад в дело спасения окружающей среды, объясняя детям как нужно относиться к растениям, дети будут понимать, что без растений нельзя жить, что они неотъемлемая часть всего живого на Земле. Добрые дела не остаются незамеченными – они являются положительным примером для подрастающего поколения!
Литература.
Лопатина А.А. Детям об окружающей среде: Санкт Петербург, 2006г;
Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва, 2010 г;
Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников.- М.: Мозаика – Синтез, 2004 г;
Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о цветах. – М.: ТЦ Сфера, 2015 г;
Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 4 - 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
Интернет ресурсы.
https://www.culture.ru/poems/45287/bud-chelovekom
https://travnik.online/spisok/barhatcy.html
https://primdou-33.ru/public/users/993/PDF/02072019842_4.pdf
https://travnik.online/spisok/barhatcy.html
https://infourok.ru/konspekt-posadka-semyan-barhatcev-4376754.html
http://29sp.detkin-club.ru/groups/166630
https://detstrana.ru/service/games/zhuchok/
https://dettext.com/fizminutki/lepestki/
https://koncpekt.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/5649-vysadka-rassady-na-klumby.html