Экологический проект в средней группе «Сохраним родную природу»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 имени Г.С. Титова городского округа Щёлково Структурное подразделение: Детский сад «Берёзка» 141103, Московская область, г.Щёлково-3, ул. Институтская, 6Б. тел 8(496)253-97-76
Экологический проект в средней группе «Радуга»
Сохраним родную природу
Составила воспитатель высшей
категории Свирида Е.В.
Щёлково
ноябрь 2023
Продолжительность проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательно - исследовательски - творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель: Формирование у детей целостных представлений о природе.
Задачи:
дать детям знания об окружающей природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
познакомить детей с движением эколят-дошколят;
способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
воспитывать бережное отношение к природе;
способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Актуальность:
Успешный человек – это, в первую очередь, здоровый человек, а здоровье немыслимо без чистого воздуха, прозрачной воды, экологически безопасных продуктов питания. Каждый человек может многое сделать для защиты окружающей среды. Для этого он должен быть экологически воспитан. Важно, чтобы дети уже с раннего возраста знали экологические проблемы. Согласно 58 статье Конституции РФ каждый гражданин обязан защищать природу. Поэтому уже, будучи детьми, воспитанники должны задумываться над тем, что они могут сделать для защиты окружающей среды, что они должны и что не должны делать. Земля, воздух, вода – вся природа образует экологическую систему; её защита – самая большая забота всего человечества.
Этапы проекта.
Подготовительный этап ( 23.10-29.10)
Подбор информации через интернет.
Взаимодействие с родителями с целью выбора нужной информации.
Подбор художественной литературы.
Художественная литература для чтения.
И. Соколов — Микитов «Рассказы о природе»
Б. Заходер «Дождик».
Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки».
В.Степанов «Весёлые стихи».
Экологические сказки
Основной этап
30.10
Консультация для родителей «Природа в жизни вашей семьи» Беседа на тему: «Что такое природа?» (Приложение 1) Дидактическая игра «Что где растёт»
Наблюдение в природе.
31.10
Занятие «Эколята-дошколята молодые защитники природы» в средней группе (Приложение2) Просмотр видеофильма «Эколята – молодые защитники природы» https://www.youtube.com/watch?v=uenbGV1xnFU&t=5s Работа с календарем погоды. Наблюдение в природе. Раскраски. Эколята.
1.11
Выставка книг в книжном уголке об экологии Беседа «Что должен уметь юный эколог» (Приложение 4) Экологическая игра «Полезно - вредно» Работа с календарем погоды. Наблюдение в природе. Пластилинография « Осенний лес»
2.11
Просмотр мультфильма «Осторожно, экология» https://www.youtube.com/watch?v=NjQ0z4YPDvM Дидактическая игра «Собери мусор» Обрывная аппликация «Моя планета»
3.11 Рассматривание альбома «Экология. Времена года» Дидактическая игра « Звери, птицы, рыбы»
5.11 Экологическая игра «Полезно- вредно» Работа с календарем погоды. Наблюдение в природе.
Занятие по экологии «Экологические тропинки» https://urok.fedcdo.ru/ Дидактическая игра «Выбери нужное» Лепка с использованием природного материала «Ёжик»
6.11 Занятие по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме?» (Приложение 3)
Работа с календарем погоды. Наблюдение в природе. Дидактическая игра «Так бывает или нет?» Раскраски. Животные.
7.11 Видео «Самый большой урок в мире» https://www.youtube.com/watch?v=3RoH7cneSVk&t=105s Рассматривание энциклопедий Экологическая игра «Что плохо и хорошо для Земли»
8.11 Просмотр мультфильма Ангелы Бэби. Не цари в природе. https://www.youtube.com/watch?v=fmv8uJE_bB8&t=6s Дидактическая игра «Закончи предложение» Работа с календарем погоды. Наблюдение в природе. Стенгазета «Земля – наш общий дом»
9.11 Стенгазета «Земля – наш общий дом» (продолжение) Экологическая игра «Что плохо и хорошо для Земли» Работа с календарем погоды. Наблюдение в природе.
10.11 Просмотр видеопрезентации «Лес и его голоса» https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/198448-prezentaciya-les-i-ego-golosa-dlya-detey.html Дидактическая игра «Какое время года»
Заключительный этап
13.11 Представление стенгазеты «Земля – наш общий дом» на конкурс. Развлечение «Синичкин день»
Приложение 1
Беседа на тему: «Что такое природа?»
Задачи:
- Сформировать понятие живая и неживая природа.
- Развивать память и мышление детей.
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Средства обучения:
Макеты «Дикие животные», «Домашние животные», «На лугу».
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
1. Воспитатель демонстрирует детям макеты «Дикие животные», «Домашние животные», «На лугу» читает стихотворение В. Орловой «Дом под крышей голубой».
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
- Что такое природа?
(солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т.д.)
- Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
- А машина есть в природе?
- Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот в природе есть животные, на которых ездит человек? (лошадь, верблюд)
- Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил.
- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.
- На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.
- Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.
2. Игра «Живая и неживая природа». (называют объекты живой природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)
3.Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.
- Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже в космос.
- Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?
- Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.
- А в группе у нас есть природа?
Рассматривание двух домов: дом природы, обычный дом, сравнение их.
- От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)
- А что можно сравнить с лампой в природе?
- Но солнце не только светит, но и греет.
(его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)
- В природе идёт дождь.
- В доме есть душ.
- В природе – ветер. В доме – вентилятор.
- В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.
- В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.
- У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.
- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.
- А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.
- В природе дикие животные. У нас – домашние.
- Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.
4. Дидактическая игра «Природа или руки человека» (показ картинок
Приложение 2
Конспект занятия на тему:
Эколята-дошколята молодые защитники природы в средней группе
Приложение 3
Конспект ОД по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме?»
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о диких животных, расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.
Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей;
- развивать речь детей, обогащать их словарь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.;
- воспитывать любознательность.
Средства обучения:
-картинки с изображениями зверей;
-маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя;
-музыкальный центр, аудиозапись песни «Мы едем-едем…)[/i]
Ход ОД:
Воспитатель:
-Дети, я сегодня получила телеграмму, в которой говорится о том, что жители осеннего леса пригласили нас к себе в гости. Так что давайте собираться в путешествие. А вот кто нас там встретит, мы увидим, разгадывая загадки, которые для нас подготовили жители этого замечательного леса.
- А для начала скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответы детей).
- Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).
- В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему. А как, мы сейчас узнаем.
Итак, в путь! Присаживайтесь на свои места. Поехали! (звучит фонограмма песни «Мы едем-едем…)
Итак, остановка, и первая загадка:
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме).
Медведь:
- Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время поспели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.
Воспитатель:
Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (лису)
(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме).
Лиса:
- А мы, лисы, к зиме тоже меняем старую шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Воспитатель:
Что за зверь зимой холодной,
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что не зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме).
Волк:
- Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы нападаем только на слабых и больных животных. А сейчас, дети, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной:
Физкультминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки,
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается.
(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме).
Заяц:
- Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу - не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: взамен серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.
Воспитатель:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме).
Белка:
- Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.
Воспитатель:
Весь в колючках,
Ворчит, как, злючка
Чуть испугается,
В клубок свивается.
(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме).
Ёж:
- Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.
Воспитатель:
-Вот мы и познакомились с лесными жителями и узнали, как они готовятся к зиме. А теперь нам пора возвращаться в группу. Скажите, дети, что вам больше всего понравилось в сегодняшнем путешествии? Что вы узнали нового. Подводится итог занятия.
Дидактические игры:
1.«Звери, птицы, рыбы».
Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
2. «Угадай, что где растет».
Дидактическая задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
Дидактическая задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
3. «Выбери нужное».
Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
4. «Так бывает или нет?»
Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...
5. «Какое время года?»
Дидактическая задача: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
6.«Закончи предложение».
Дидактическая задача: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец - ... (горький).
Летом листья зеленые, а осенью... (желтые).
Дорога широкая, а тропинка ... (узкая).
Приложение 2
Конспект занятия на тему:
Эколята-дошколята молодые защитники природы в средней группе
Цель: учить воспринимать природу как своего друга и заботиться о нём, формировать умение и желание беречь и охранять природу. Задачи:
•Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе; развивать представления о том, как действия людей вредят природе.
•Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций.
•Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу.
Материалы и оборудование: иллюстрации героев эколят: шалун, умница, тихоня и елочка, аудиозаписи гимна эколят, звуки леса, веселая музыка, зеленые галстуки, экологические знаки, «мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, мешок для мусора.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом, воспитатель напротив.
- Ребята, сегодня я бы хотела поговорить с вами о природе. Любите ли вы природу?
Ответы детей.
- А что такое природолюбие? Как по-вашему нужно любить природу?
Ответы детей.
- Все верно, вы такие молодцы. Хочу познакомить вас с командой настоящих эколят! Это Шалун (появляется изображение героя). Самым озорным и
шкодливым. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все | ||
время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с |
| |
торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой | ||
шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик. |
| |
А это Умница. Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.
Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.
У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошкушишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.
- Ребята, а хотите присоединиться к команде и стать настоящими эколятамидошколятами?
Ответы детей.
- Тогда вам нужно пройти посвящение, послушать гимн защитников природы и дать клятву оберегать природу. Вы готовы? Тогда начнем! Давайте вспомним, как с помощью воображения оказаться в лесу. Садимся все на наш ковер самолет и отправляемся в полет! Закрываем все глазки.
Звучит аудиозапись звуков леса. Воспитатель разбрасывает «мусор».
- Мы прибыли в лес, открывайте глаза. Посмотрите какой беспорядок оставили туристы после отдыха. Разве так можно?
Ответы детей.
- Шалун придумал игру! Давайте соберем весь мусор, кто быстрее? Надевайте перчатки, берите мешок и вперед!
Дети под музыку собирают «мусор».
- Какие вы все-таки молодцы! Я вами горжусь, ребята. После такой работы | ||||
Тихоня предлагает немного отдохнуть. Идемте все на свои места, садитесь и |
| |||
закрывайте глазки, давайте послушаем лес. Прислушайтесь, кого или что вы |
| |||
услышите. |
|
| ||
Дети слушают аудиозапись звуков леса.
- В лесу важно соблюдать тишину, непозволительно громко слушать музыку или кричать без повода. Природу нельзя пугать. Умница спрашивает, а какие еще правила поведения на природе вы знаете.
- Повесь кормушку и покорми птиц зимой. Ведь им зимой холодно и голодно. Устрой птицам праздник: воробушкам насыпь зёрнышек, а синичкам нежареных сырых семечек и привяжи кусочек несолёного сала.
- Никогда не рви в лесу цветов, а просто ими любуйся.
- Никогда не поджигай весной сухую траву, тем самым спаси растения и насекомых. При поджоге травы выгорают её корни, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе перестаёт расти. От огня погибают многие насекомые, их куколки, гнёзда шмелей и птиц.
- Никогда не разводи в лесу костров, он может стать причиной пожара, а место под костром не зарастает 5 – 7 лет!
- Не оставляй мусор на природе, а забирай его с собой. Газеты будут лежать в земле 4 месяца, жестяная банка – до 90 лет, полиэтиленовый пакет – 7080 лет, пластиковые бутылки – более 100 лет, а стекло более 1000 лет! Поэтому никогда не оставляйте в лесу, парке, на поляне, берегу реки или озера ваш мусор. И никогда не выбрасывайте мусор в водоёмы.
- Не кричи в лесу и не включай громко музыку, чтобы не пугать зверей и птиц. Звери и птицы боятся громких звуков и крика.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников. Когда ломаешь ветки, деревьям и кустарникам больно!
- Не разрушай птичьи гнёзда.
- Ходи в лесу осторожно, чтобы не помять цветы и траву.
- Посади дерево или кустарник.
- Попробуй освободить маленькое дерево из-под упавшего на него большого дерева.
- Покорми на озере уток.
- Не разрушай гнёзда шмелей.
- Не рви листья на деревьях и кустарниках, а собирай для гербария опавшие листья.
- Повесь скворечник и в нем поселится семейка скворцов.
- Никогда не бери выпавшего из гнезда птенчика к себе домой. У тебя он не выживет, а для мамы будет горе! Она сама о нем позаботится. А некоторые птицы, если человек возьмёт в руки их птенчиков, улетают от них навсегда, оставляя гнёзда.
- Никогда не рви первоцветы, которые занесены в Красную книгу.
- Не лови бабочек, кузнечиков и жучков. Этого делать не надо! Они в неволе погибнут, а вот в лесу они будут приносить большую пользу.
- Никогда не подходи близко к гнезду птицы и не трогай в нем яйца. Некоторые птицы, поле того, как ты потрогал руками яички, или даже близко подошёл к гнезду, покидают насиженное место навсегда.
- Не бросай на траву фантики от конфет и другой мусор.
- Не оставляй костёр без присмотра, чтобы не произошёл пожар! Огонь мгновенно распространяется в листве и сухой траве. Уследить за огнём очень сложно. Трудно потушить пламя огня ежесекундно расползающегося и перебрасывающегося с одной травинки на другую.
- Не забывай полить цветы.
- Не пугай птиц.
- Не разоряй муравейник, не ломай домик великих тружеников. В нем есть всё, что нужно для жизни многочисленной муравьиной семьи: спальни, чуланчики, детские, коридоры.
- Не забудь покормить домашних животных и рыбок.
- Не сбивай в лесу мухоморы и не срывай несъедобные грибы, такими грибами питаются звери и птицы. Это для них еда.
- Не лови лягушек и жаб.
- Никогда не лови маленького ёжика, чтобы взять его домой. Не бери ёжика, не делай больно его маме. Сначала ежата крохотные, беспомощные, слепые, с мягкими белесыми иголками. Ежиха всё лето будет заботиться о них, выкармливать молоком. Первое время наши малыши будут жить в гнезде вместе с мамой. А потом, поздно осенью, ежата покинут дом, начнут жить самостоятельно.
- Не режь кору на деревьях. Дереву будет больно. Кора защищает дерево от вредных насекомых, а также резких перепадов температуры.
- Не бегай в лесу с собакой, она громко лает и может напугать его обитателей.
- Сортируй бытовые отходы и сдавай вторсырье в переработку.
- Экономь водопроводную воду.
- Не выбрасывай батарейки вместе с обычным мусором в ведро. Этого делать нельзя! Это опасные отходы, которые необходимо собирать только в специальные контейнеры для раздельного сбора мусора.
- Береги водоемы от загрязнений.
- Нельзя срубать елку под Новый год в лесу, парке или на улице, а также нельзя ломать её красивые ветки. Надо спасти ей жизнь. Живые ёлки надо покупать только на специальных новогодних ёлочных базарах, куда их привозят из питомников, где специально выращивают.
- Вы все большие молодцы, заслуживаете звание эколят! Елочка подготовила для вас зеленые галстуки, но чтобы их получить, нужно произнести клятву. Я буду читать, а вы внимательно слушайте и в конце обязательно три раза поклянитесь выполнять все, о чем говорится в этой клятве. Готовы?
Приложение 4
Беседа «Что должен уметь юный эколог»
Цель:
Воспитывать бережное отношение к природе, развивать любознательность. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
Содержание: Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или вы тоже можете внести свой посильный вклад? Да, вы можете многое. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям. А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети». А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости воспитатель знакомит детей с правилами посадки растений.) Мы посадим липы и клены, Будет город нарядный, зеленый. Тополя мы посадим рядами, Станут площади наши садами. Окружим мы деревьями школуПусть звенит над ней гомон веселый. Любят зелень счастливые дети. Любят видеть деревья в расцвете. Пусть цветет с каждым годом все краше Молодая планета наша. (Н. Кутов) Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик. Этот мальчик любит в зной Отдыхать в тени лесной. А скажи-ка ты ему: Если лес тебе так мил, Сам нигде ты почему Деревца не посадил? (М. Миршакар) Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать. У красы-березки платье серебрится, У красы-березки зеленые косицы. Со двора к березке выскочили козы, Стали грызть березку, а березка- в слезы. Защищать березку стали мы гурьбою, Чтоб краса-березка выросла большою. (П. Воронько) Ранней весной можно увидеть такую картину. Пастух кору надрезал у березы, Склоняясь, тянет сладкий сок. За каплей капля падает в песок Березы кровь, прозрачная, как слезы. (Ф. Сологуб) Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве. Запомните! Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать. Как вы понимаете пословицу:
«Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»
Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?
Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте
Поливайте огород: Он ведь тоже воду пьет!
(Е. Благинина)
Много у ребят забот о природе во все времена года. А вы ребята помогаете зимующим птицам? Как ? Что для этого делаете? Послушайте стихотворение О. Высоцкой.
Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.
Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.
О чем это стихотворение? А как вы помогали природе летом, на нашем участке или в нашем городе? Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят: Сорную траву - из поля вон! Сорная трава на корню крепка. Какие вы знаете сорные растения?
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник)
Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник)
Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива)
Крапива - коварная трава.
Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!
Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть. Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цвет.. А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно.
Беседа заканчивается словами М. Андронова:
Всех ребят мы в большие походы Звонкой песней сумеем завлечь. Охранять зорко нашу природу - Это Родину, значит, беречь.
Источники:
https://vk.com/wall409157311_4416
https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-1656335.html
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ekologicheskiy-proekt-v-detskom-sadu-v-s.192868251/
https://www.youtube.com/watch?v=NjQ0z4YPDvM
https://www.youtube.com/watch?v=3RoH7cneSVk&t=105s
https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/198448-prezentaciya-les-i-ego-golosa-dlya-detey.html
https://www.youtube.com/watch?v=fmv8uJE_bB8&t=6s
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Свирида Елена Васильевна