Игровой материал «Экологическое ассорти»

0
0
Материал опубликован 30 November 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»»












ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

(игровой материал)







Составитель:

педагог дополнительного образования

Кузнецова З.Х.












г. Владикавказ, 2019г

Игра «Зов природы»

(проводить игру могут старшие обучающиеся)


Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас видеть на игре «Зов природы». Не случайно мы так назвали свою игру. С развитием цивилизации, природа сама уже не в состоянии залечить нанесённые ей раны. Природа зовёт нас на помощь. И с помощью игры «Зов природы» вы, дорогие ребята, будете познавать родную природу, любить и защищать её. Чем больше вы будете знать, тем быстрее поможете ей. А сейчас мы послушаем песню Юлиана «Лебединая верность»

(звучит музыка).

Ведущий 2: Земля – наш общий дом

Мы все с рожденья в нём живём

В народе говорят, что земля может накормить своими плодами и напоить водой из своих источников. Но она не может защитить себя от людей.


Ведущий 1: Ребята! Начинаем игру «Зов природы» – это конкурсы, викторины, соревнования. Оценивать результат игры будет жюри, в состав которого входят: ... А сейчас капитаны представят нам свои команды, и начинаем игру. (В игре участвует 3 команды). Команды выстраиваются параллельно. Напротив каждой команды на расстоянии 10-20 метров стоят стулья (любой предмет), обозначающие конец дистанции. Выполняя все задания, участники должны обегать стулья.


1. Конкурс «Помощь птицам»

Представим, что из гнезда выпали яйца (в этой роли выступают каштаны) и нужно быстро помочь птицам перенести яйца в гнёзда ложкой, которую участники держат во рту. Упавшие каштаны поднимать нельзя. Побеждает команда, у которой в гнезде будет больше яиц (каштанов).


2. Конкурс «Плетение гусеницей кокона»

Из каждой команды выходят 2 участника. Один из них обертывает другого рулоном бумаги как можно быстрее. Побеждает команда, у которой быстрее и качественней будет сплетён кокон.


3. Конкурс «Переправа через реку по камням»

Нужно переправиться через бурную реку по камням. В качестве камней используются 2 картонки. Наступать на пол нельзя. Победа за теми, кто быстрее выполнит задание.

4. Конкурс «А мы знаем»

Участники команд по очереди называют животных (птиц или растения). Побеждает команда, которая последней назовёт слово.


5. Конкурс «Спасение животных от жажды»

Необходимо заполнить пересыхающий водоём водой, иначе животные могут погибнуть от жажды. Вода переносится из ведёр в ёмкость стаканами. Победа за теми, у кого быстрее наполнится ёмкость (можно выделить определённое время).


6. Конкурс «Посадка и сбор урожая»

Кто быстрее посадит и соберёт урожай. Первый участник делает «Лунки» – раскладывает 5 картонок. Второй – сажает в лунки – кладёт в лунки по картофелю. Третий – собирает урожай и относит его в корзинке. Четвёртый – «закапывает лунки» – собирает карточки. Следующие игроки повторяют в указанной очерёдности. Побеждает та команда, у которой первой весь урожай будет в корзинах.


7. Конкурс «Сосновая шишка»

Участники команд на голове переносят шишку, не держа её руками. Если шишка упала её можно поднять.


8. Конкурс «Лягушки на болоте»

Участники прыгают как лягушки до цели и назад.


9. Конкурс «Капитанов»

Капитаны команд из предложенных в конверте букв собирают название цветка или животного. В обоих конвертах должно быть одинаковое количество букв. Например «мимоза» и «герань»


10. Конкурс «Туристы»

На стуле перед участниками разложены разные предметы (могут быть написаны названия предметов на листочках). По очереди они берут один из предметов, необходимый в походе, и бегом относят к другому стулу, на котором лежит рюкзак. Задание на скорость и на правильность выполнения задания. На стуле должны остаться предметы, которые не нужны в походе, например подушка, фен и т.д.



11. Конкурс «Меткий стрелок»

Метание мячиков в корзину.


12. Конкурс «Домашнее задание»

Капитаны рассказывают о том, за что они любят природу. Решение выносит жюри.


Экологический конкурс – праздник

«Я познаю мир» (для учащихся 4-6 классов)

Выставка рисунков, плакатов, поделок, рассказов на тему «Я познаю мир, охраняю и защищаю его».

На начало, финал и между туров звучит тематическая музыка.


1 тур «Земля – планета»

Ведущий 1: Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной

И стрекозы только тут

В реку смотрят .удивлённо.


Ведущий 2: Из всех обследованных человеком планет только на одной из них есть жизнь. Эта планета – Земля. А раз так, то мы должны вдвойне, втройне стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась всё изобильнее и краше. Ведь всё, что мы едим, пьем, даровано нам природой.


Ведущий 1,2: Земля - наш общий дом

Мы все с рожденья в нём живём

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля!


Вопросы

Какую форму имеет земля? (Шара)

Каков её диаметр? (12750 км)

Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус)

Чем окружена Земля? (Оболочкой – атмосферой)

За какое время земной шар делает полный оборот вокруг своей оси? (24 часа)

Какая из звёзд ближе всех расположена к Земле? (Солнце)

За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (365 дней)

Какую часть поверхности земного шара занимает вода? (Три четверти)

Когда образовалась Земля? (Около 4,6 млрд. лет назад)

Какое расстояние от Земли до Солнца? (Около 150 млн. км)

С какой скоростью наша планета вращается вокруг Солнца? (30 км/час)

Какая гора самая высокая на Земле? (Эверест, 8848 м.)

Самая большая пустыня планеты? (Сахара, её площадь более 7 млн. км)

Верхний слой Земли, в котором растут растения? (Почва)


«Ассоциация»

Для играющих загадываются различные слова или понятия. Их нужно отгадать с помощью предлагаемых ассоциаций. Чем меньше используете ассоциаций, тем больше получаете очков.


Овощ (Тыква)

Бахча

Кум в сказке про Чипполино

Хэллоуин

Карета золушки


Представитель фауны (Рыба)

Игра в домино

В ухе

В зодиаке

Без труда не вынешь ... Из пруда


Животное (Кенгуру)

Австралия

Детеныш в сумке

Большой, серый

Помогите, потому, что



Птица (Кукушка)

Пролетает над гнездом

Подбрасывает яйца

В часах

Купила капюшон


Наука (Ботаника)

Пестики, тычинки

Лютики, цветочки

Студент в очках

Гербарий


Животное (Белка)

Пушной зверек

Песенки поет, да орешки все грызет

На самом деле рыжая

Запасы в дупле


Животное (бобр)

Водоплавающее

Строит плотины, хатки

Ценный мех

Спасал шарика в Простоквашино


Животное (Медведь)

Маша и _________

На ухо _________ наступил

Вини-пух

_________ косолапый


Животное (Слон)

В Индии получает зарплату

Самый длинноносый персонаж

Шахматная фигура

На земле




Представитель фауны (Сова)

Ловит мышей

Символ программы «Что? Где? Когда?»

Люди делятся на _________ и жаворонков

Охотится ночью


Животное (Зебра)

Африка

Пасутся на траве

Пешеходный переход

Полосатые лошади


Животное (Медуза)

Может ужалить

Тает на солнце

Несъедобное животное

Горгона


Растение (Грибы трюфели)

Ищут свиньи

Продают на аукционе

Конфеты

Растут под землей


Животное (Крокодил)

Птичка чистила ему зубы

Вытянул хобот у слоненка

Проглотил солнце

Скрывшись в воде, подстерегает добычу


Животное (Заяц)

Спасал дед Мазай

Ну, погоди

Под елкой скакал

Ловят контролеры




«Звездный час»

У ребят карточки с цифрами от 1 до 3. Участники поднимают карточки цифрой, отражающей вариант ответа. За правильный ответ выдается звезда. Вопросы:

У какого из перечисленных деревьев нет сережек? (1-береза, 2-ива, 3-клен)

Какое из этих растений водное? (1-крапива, 2-подорожник, 3-лотос)

Кто из этих животных не живет в тайге? (1-волк, 2-жираф, 3-лиса)

Какой из этих грибов ядовитый? (1-лисички, 2-опята, 3-мухомор)

Все ли перечисленные растения являются лекарственными? (1-зверобой, 2-колокольчик, 3-подорожник)

Назовите лиственные растения? (1-ель, 2-береза, 3-клен)

Все ли перечисленные змеи ядовитые? (1-гадюка, 2-уж, 3-кобра)

Назовите перелетных птиц? (1-кукушка, 2-воробей, 3-ласточка)

У какой из этих птиц самый длинный язык? (1-снегирь, 2-дятел, 3-ласточка)

Какое животное продвигается прыжками, как кенгуру? (1-заяц, 2-лиса, 3-медведь)

Какого цвета брови у глухаря? (1-синего, 2-красного, 3-белого)

Какие птицы не садятся на землю? (1-ласточки, 2-стрижи, 3-воробьи)

Какие животные делают запасы на зиму? (1-белка, 2-заяц, 3-крот)

Листья каких деревьев осенью краснеют? (1-дуб, 2-береза, 3-осина)

.Чем питается заяц зимой? (1-червями, 2-корой дерева, 3-воронами)

Как называется сосновый лес? (1-бор, 2-роща, 3-чаща)

Что такое волнушка? (1-цветок, 2-гриб, 3-птица)

Какое из этих растений самое высокое? (1-чистотел, 2-подорожник, 3-одуванчик)

Какое растение размножается клубнями? (1-тюльпан, 2-роза, 3-гвоздика)

Какую икру мечет белуга? (1-красную, 2-черную, 3-белую)


«Что дымит?»

Выясняют, какие из предприятий или аппаратов дымят, загрязняя воздух, а какие – нет. Ведущий берет мяч в руки, задав вопрос, быстро кидает его кому-нибудь из игроков. Тот должен быстро ответить «да» или «нет» и вернуть мяч обратно. Неответивший выбывает из игры. Например, дымит ли пароход, автомашина, сигарета, завод, велосипед, самокат и т.д.



«Домино»

Сложите домино, переставляя местами косточки, прочитайте нужные слова.


П

М

Л

А

А

Ь

Пальма

С

Л

Б

О

Ь

О

Соболь

Н

М

Л

А

А

И

Малина



«Посчитай-ка»

Сколько раз вы можете прочитать слово «макака»? Посчитайте во всех направлениях, но только не по диагонали (18 раз).



К

А

К

А

м

М

А

К

А

К

А


«Новогодняя елка»

Для игры необходимо много зеленых прищепок. Выбирают 2 девочек, на платья которых цепляются прищепки. Участники делятся на 2 команды, которые с них снимают прищепки по 1-ой с завязанными глазами. Та команда, которая снимет быстрее прищепки, становится победительницей.


«Без одной»

На мальчика и девочку, у которых завязаны глаза, закрепляются по 5 прищепок. Болельщики начинают считать дружно для того, чтобы играющие побыстрее избавили друг друга от прищепок. Затем, следующим двум добровольцам «забывают» прищепить по пятой прищепке.


«Охраняй цветы»

Командам раздаются наборы букв. За одну минуту они должны собрать название цветов.


«Колесо»

Прочитайте слова, начиная с буквы в центре, по часовой стрелке или против. Все буквы стоят по порядку.

t1638282812aa.jpg


«Ромашка»

Ребята отрывают по одному лепестку и отгадывают написанные на лепестках задания:

Назвать выставленные на столе цветы

Спеть песню о цветах

Назвать цветы с белыми лепестками

Гиппократы с подоконника

Нарисовать с завязанными глазами цветок.

Наши зеленые спутники

Перенести еловую шишку на голове и т.д.


«Пирамида»

Дается первое слово, из которого вырастает вся пирамида. Каждое последующее слово состоит из всех букв предыдущего плюс новая буква, которая расположена в нужном месте.


Р

О

М





О

М

А

Р




К

О

М

А

Р



К

О

Ш

М

А

Р


Р

О

М

А

Ш

К

А



Л

А

К






Ш

Л

А

К





Ш

А

К

А

Л




К

А

Л

О

Ш

А



К

А

Ш

А

Л

О

Т


Ш

А

Р

Л

О

Т

К

А




«Древо познания»

Предлагается участникам игры по очереди снимать по одному «плоду» с «древа познания». На обратной стороне «плода» один вопрос. Например:

Какое дерево Пушкин назвал патриархом русских лесов» (Дуб)

Кто собирает яблоки спиной? (Еж катается под дикой яблоней и нанизывает на иголки яблоки. Выделяемая яблочная кислота избавляет его от паразитов)

Какие весенние цветы первоцветы осенью цветут во второй раз? (Одуванчики)

Назовите любимое лакомство аистов? (Лягушки)

Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна светолюбива)

Как узнать возраст спиленного дерева? (По кольцам)

У какого растения самые длинные стебли? (Лиана)

Какого жука называют по имени месяца года? (Майского)


«Соображай-ка»

Каждой команде дается по 7 букв (К, О, С, И, Л, К, А). Команды должны отвечать на вопросы, складывая из букв ответы: Вопросы:

Насекомое, которое жалит? (Оса)

Бывает и фруктовым и овощным? (Сок)

Как ласково называют мурлыкающее животное? (Киса, киска)

Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом? (Лиса)

Чем стригут газоны? (Косилка)

Как называется река и маленькая машина? (Ока)

Какие животные живут в тундре и питаются мхом? (Лоси)

Женское имя? (Лика)

Что находится на дне пруда? (Ил)

Маленькая торговая точка для продажи газет? (Киоск)

Что является красой для каждой девочки? (Коса)

Чем покрывают мебель, чтобы она блестела? (Лак)

Начни пословицу: «.... есть ума не надо» (Сила)

Чистящее средство и стиральный порошок? (Аос)

Повар на корабле? (Кок)


«С полуслова»

Двое игроков становятся друг против друга на некотором расстоянии. За головой одного из них ведущий поднимает карточку, с изображением какой-либо птицы, которую он должен угадать с помощью наводящего описания второго игрока. Затем они меняются местами и т.д.


«Что ни шаг, то цветок»

Чтобы получить приз – красивый цветок, нужно вспомнить 10 названий садовых растений. Выигрывает тот, кто дойдет до приза.


«Угадай птицу»

Ведущий называет первый слог названия какой-нибудь птицы и бросает мяч кому-либо из игроков. Он отгадывает слово, например, соловей и становится ведущим и.т.д.


«Составьте слова»

Сложите буквы и прочитайте засекреченные слова. Составьте из них возможные названия растений и животных.


К

У

Р

А

П

О

Т

К

А

Куропатка

Рак

Крот

Кот

Утка

карп





М

И

В

А

Н

К

Л

О

А

Малиновка

Волк

Вол

Налим

Лама

Калина

Малина

Ива

Мак

Лимон

В

Е

Л

К

Р

А

А

О

З

Лазоревка

Коза

Козел

Вол

Волк

Рак

Орел

Роза



«Четыре стихии»

Стихии: вода, воздух, земля, огонь.

Ведущий бросает мяч участникам игры, и называет какую-нибудь стихию. Играющий должен назвать обитателя, живущего в данной стихии. На слово «огонь» – молчать.



Конкурс проектов зеленых «уголков города»

Мы – любители природы,

Сами мы поможем ей

Разобьем мы парки, скверы,

Розы высадим скорей.

Предлагается ребятам улучшить экологию города в виде устройства «зеленых уголков» и отобразить их на плакатах.


«Самый умный»

В игре принимают участие по три игрока. Каждому участнику по очереди ведущий задает по 3 вопроса из первого тура, по 2 из второго и по 1 из третьего. Участник, набравший наибольшее количество баллов становится победителем.


I тур. Викторина «Знатоки природы»

Дерево – символ нашей Родины? (Береза)

В каком лесу нет листьев? (Хвойном)

Какой цвет шерсти у медведей, которые не питаются растительной пищей? (Белый)

Какие растения образуют тину в водоемах? (Водоросли)

Какой зверь после еды чистит и полощет зубы? (Тигр)

Правда ли, что кит самое большое млекопитающее? (Да)

Кто несет самые большие яйца? (Страус)

Какие птицы изображены на знаменитой картине А. Саврасова? (Грачи)

Уголок леса, бедный деревьями, но богатый кислородом? (Поляна)

Какая ящерица способна менять свою окраску? (Хамелеон)

Какая дальневосточная утка имеет цитрусовое название? (Мандаринка)

У верблюда позвоночник прямой или горбатый? (Прямой)


II тур. Загадки «Поиграем – угадаем»

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков. (Горох)

Море – красное, рыбки – черные, дно – зеленое. (Арбуз)

Чернокожий карапуз, не по росту тянет груз. (Муравей)

Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит. (Осина)

Много долек, кислый сок, в чае плавает кружок. (Лимон)

К нам везут из дальних стран этот желтый плод ... (Банан)

Всю жизнь свою хожу в тельняшке, но без сапог и без фуражки. (Зебра)

Самый крупный зверь в лесу

Есть горбинка на носу

Шаг широк, тверда нога

И разлаписты рога. (Лось)


III тур. Подбери рифму к словам

(В скобках даны возможные варианты)

Картошка (Морошка, окрошка, лукошко)

Калинка (Малинка, травинка, соринка, тычинка)

Огурец (Молодец, храбрец, леденей)

Томат (Шпинат, аромат, маринад)

Кошка (Ложка, мошка, сошка)

Сорока (Белобока, морока)

Морковь (Любовь, свекровь)

Слива (Ива, грива, крапива)


«Простая игра»

В игре, состоящей их трех туров, принимают участие 2 команды по 5 человек. Заранее заготовлены варианты ответов, за которые даются определенные баллы или очки. Участники отвечают на вопросы первого и второго туров по очереди, не повторяясь в ответах. Второй тур – игра наоборот. За менее популярные ответы дается большее количество баллов. В третьем туре из команд выходят по одному человеку и за 30 секунд быстро отвечают на 10 одних и тех же вопросов. Второй игрок в это время находится за дверью. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победительницей.


Первый тур

1 команда: Чему учит страус курицу?

Прятать голову в песок 50

Бегать 40

Летать 30

Нести яйца 20

Уму-разуму 10


2 команда: Как готовятся лесные звери к приходу зимы?

Запасают жир 50

Делают запасы корма 40

Меняют цвет шерсти 30

Впадают в спячку 20

Становятся злыми 10

Второй тур. Игра наоборот

1 команда: Дождь прошел, что появилось?

Лужи 10

Солнце 20

Радуга 30

Черви 40

Грибы 50


2 команда: Чем дальше в лес, тем больше…

Дров 10

Грибов 20

Деревьев 30

Волков 40

Темноты 50


Второй тур. Вопросы

Кто гонится за кенгуру? (Гепард) 10

От чего растет стебель? (От корня) 10

Жалящее насекомое? (Оса) 10

Где живет пингвин? (В Антарктиде) 10

Птица – лучший певец? (Соловей) 10

Кем является боксер и болонка? (Собакой) 10

Сколько глаз у единорога? (Два) 10

Самая драчливая птица? (Петух) 10

Что бывает и репчатым и зеленым? (Лук) 10

Что могут делать дождь, человек и часы? (Идти) 10


«Знатоки деревьев»

Участники игры получают карточки с номерами 1, 2, 3, 4 по количеству заданных деревьев. Отвечая на вопрос ведущего, игроки поднимают карточки с цифрой, отражающей вариант ответа. Правильно ответившие продвигаются на шаг вперед. Игра состоит из двух туров. Первый тур – лиственные деревья: 1 – береза, 2 – тополь, 3 – дуб, 4 – липа. Второй тур – хвойные деревья: 1 – сосна, 2 – ель, 3 – лиственница, 4 – пихта.


I тур – Лиственные деревья

Вопросы:

Какое дерево цветет позднее всех? (Липа)

Лучший защитник от шума? (Дуб)

Какое дерево используют для изготовления лыж? (Береза)

Из коры какого дерева раньше крестьяне плели лапти? (Липа)

У какого дерева кора белого цвета? (Береза)

От какого дерева летом летит пух? (Тополь)

Цветы, какого дерева используют для чая? (Липа)

Из какого дерева добывают сок для употребления? (Береза)

Из древесины какого дерева получается лучший паркет? (Дуб)

C какого дерева пчелы собирают нектар? (Липа)

Из веток какого дерева изготавливают банные веники? (Береза)

Какое дерево является пионером леса? (Береза)

Кора, какого дерева имеет лекарственное значение и используется при кровотечениях? (Дуб)

Почки, какого дерева используются для лечения людей? (Береза)

Дерево с желудями? (Дуб)

Самый лучший очиститель воздуха? (Тополь)

У какого дерева молодые листья клейкие? (Береза)

Опавшая листва, какого дерева создает ценнейший перегной? (Липа)

В любую погоду кора этого дерева всегда остается прохладной? (Береза)

Какое дерево долгожитель? (Дуб живет до 1000 – 2000лет)


II тур – Хвойные деревья

Вопросы:

У какого дерева кора в верхней части ствола оранжевого цвета? (Сосна)

Какое из этих деревьев сбрасывает к зиме хвою? (Лиственница)

Какое дерево совершенно не выносит затенения? (Сосна)

У какого дерева длинные иголки? (Сосна)

Какое дерево очень выносливо, растет всю жизнь, но сильный ветер ломает его? (Ель)

Древесина этого дерева не гниет в воде, а побывав в ней становится крепкой? (Лиственница)

Хвоя, какого дерева используется в парфюмерии? (Пихта)

Из какого дерева изготавливают музыкальные инструменты? (Ель)

Из древесины какого дерева изготавливают детали машины? (Лиственница)

Из какого дерева делают бумагу? (Ель)

Из хвои и древесины, каких деревьев изготавливают лекарства? (Ель – глицерин, пихта - смола от ожогов)

На сваях этого дерева по велению Петра I построили г. Санкт-Петербург? (Лиственница)

Крона этого дерева ажурная, лес из этих деревьев светлый? (Сосна)

Из древесины какого дерева делают телеграфные столбы? (Лиственница)


2 тур – «Зелёные друзья»

Ведущий 1: Осетия – жемчужный край волшебных красот: величественных снежных вершин, бурных горных рек и водопадов, спускающихся к заповедным лесам альпийских и субальпийских лугов.


Ведущий 2: Что лучше может быть природы! Взгляни, как чисты небеса! Взгляни, как тихо льются воды, Как на цветах блестит роса!


Вопросы

Какие деревья растут в лесах Северной Осетии? Какие из них вы знаете? (Граб, бук, дуб, берёза, сосна, ель, ольха, клён, ясень)

Какие кустарники растут в наших лесах? (Лещина, рододендрон, калина, шиповник, боярышник, бузина, крушина, облепиха, малина)

Плоды, каких кустарников богаты витамином «С»? (Чёрная смородина, шиповник)

У каких деревьев ягоды чёрные? (Черёмуха, черноплодная рябина)

Какое растение по содержанию витамина «С» полезнее лимона в 7 раз? (Сосна, в хвое)

Какие ядовитые растения одновременно являются и лекарственными? (Белладонна, дурман, болиголов, ландыш, клещевина, наперстянки)

Какой цветок цветёт без листьев? (Мать-и-мачеха)

На каком хвойном дереве растут ягоды? (Можжевельник)

Чем полезны ягоды облепихи? (Масло, получаемое из ягод, широко используется в медицине)

У каких растений семена имеют «парашютики» и для чего? (Одуванчик, тополь, ива – для лучшего переноса семян)

Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа)

Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое растение, а ель – теневыносливое)

Какую роль играет ива для берега рек и прудов? (Корнями укрепляет берега)

Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах живут птицы, которые поедают опасных вредителей леса)

3 тур – «Мои соседи по планете»

Ведущий 1: Велик и разнообразен животный мир, населяющий нашу планету. Он является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей планеты.


Ведущий 2: Всех любить животных нужно,

Каждый день и каждый час.

Мы помочь животным рады

Мы хотим животным блага!


Вопросы

Какие ценные пушные звери обитают в горах Северной Осетии? (Лиса, заяц, куница, белка)

Каких птиц называют санитарами леса? (Дятел, синица)

Кого называют всеядным существом? (Животных, питающимися и растениями и животными)

Какое наземное животное самое большое? (Африканский слон)

Какое животное считается самым высоким? (Жираф, достигает высоты до 6 метров)

Назовите самую маленькую птицу в мире? (Колибри, её длина 58 мм, а вес 1,6 г.)

Какие животные носят своих детёнышей в сумке? (Кенгуру, коала)

Правда ли, что пауки питаются собственной паутиной? (Да)

Правда ли, что некоторые животные чистят свою шкуру, валяясь в грязи? (Да, это слоны, носороги, бегемоты, кабаны)

Какие животные впадают в зимнюю спячку? (Медведь, ёж, лягушка, сурок, змея)

Могут ли совы вращать глазами? (Да)

Какие птицы и животные охотятся ночью? (Сова, филин, летучая мышь)

Какой представитель животного мира самый тихоходный? (Улитка, её скорость 0,05 км/час)

Когда пингвины высиживают яйца, они сидят, лежат или стоят? (Стоят)

Какой малыш рождается с усами? (Тигрёнок, котёнок)

Какие сезонные изменения происходят в жизни диких животных? (Линька, спячка)

Кто бежит задними ногами вперёд? (Заяц)

Что случится с пчелой, после того как она ужалит? (Погибает)

Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

Кто может пить ногой? (Лягушка)

У кого уши на ногах? (У кузнечика)

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла до 15 см)

Какая птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)

Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд)


4 тур – «Тайны природы»

Ведущий 1: Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.


Ведущий 2: Окружающая нас живая природа хранит много тайн, о которых интересно узнать всем, кто любит природу и хочет о неё много знать.


Вопросы

На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в сторону, посидел некоторое время... Для чего? (Принимая «муравьиную ванну» птица освобождается от паразитов, муравьи опрыскивают тело птицы пахнущей муравьиной кислотой)

Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, а яркая окраска предупреждает об опасности)

Какое дерево переодевается«, становясь, то серым, то серебристым, то зелёным? (Осина, это дрожат её листочки)

Какая птица за 2 года одно яйцо несёт? (Альбатрос – один из самых крупных буревестников)

У кого оба глаза на одном боку? (У камбалы)

Верблюды хранят запас воды в горбах? (Нет, их горбы хранят запасы жира)

Всегда ли ящерица, схваченная за хвост сбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую)

Летят паутины. Объясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити – это паутина, па которой летят маленькие паучки осенью)

Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят)

Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги Муравьёв особые, душистые, они ползут по своим же следам)

Почему ёж катается по земле под дикой яблоней? (Катается до тех пор, пока яблоки не нанижутся на иголки; яблочная кислота, выделяемая из яблок, помогает ему избавиться от паразитов)

Существуют ли птицы – опылители? (Да, колибри)

Какие растения являются хищниками? (Венерина мухоловка, росянка, непентес)

какие растения называют часами? (Шиповник, мать-и-мачеха, цикорий, одуванчик, ноготки)

Почему крапива сильно жжётся? (В волосках её листьев содержится муравьиная кислота)


5 тур – «Человек в мире природы»

Ведущий 1: Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать, любить и защищать природу, разумно используя. Быть созидающей, а не разрушающей частью окружающего нас мира.

Ведущий 2: Посмотри, мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо – светло-голубое,

Солнце – светло-золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг природа.


Вопросы

Что такое заповедник? (Это специально выделенные территории с природными объектами (звери, птицы, растения, полезные ископаемые, водоёмы и т.д.), составляют государственный заповедный фонд и охраняются законом)

Есть ли у нас заповедники и где они находятся? (Северо-Осетинский государственный природный заповедник в Алагирском районе)

Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух)

Каковы причины лесных пожаров? (Непогашенный костёр, окурок, молния, спички)

Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство)

Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать громко музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверей искать укромные места, а они ожидают потомство)

Какие промышленные мероприятия находятся вблизи вашего микрорайона, и чем они опасны для окружающей среды? (Загрязняют окружающую среду ядовитыми газами или тяжелыми металлами)

Какой вред наносит окружающей среде автотранспорт? (Каждая автомашина выделяет в окружающую среду до 200 токсинов)

Зачем высаживают деревья и кустарники вокруг жилых домов, школ, детских садов, автомагистралей? (Кроме того, что зелёные растения поглощают углекислый газ и обогащают воздух кислородом, они задерживают пыль, сажу, осаждают свинец, снижают шум)

Какие растения наиболее способствуют очищению воздуха? (На улицах городов лучшие «фильтры» – тополя и вязы, в помещениях – хлорофитумы, пелоргония, кактусы)

Назовите естественные фильтры воды в природе. (Песок, известняк)

Деятельность человека, направленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана)

Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее её? (Человек)

Как вы помогаете охранять природу? (Поливать и сажать деревья, рассказывать о природе друзьям, проводить экологический десант и т.д.)


Ведущий 1: Смотрю на глобус, шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо шепчут родники

«Ты береги нас, береги!»





Ведущий 2: Грустит глубокая река,

Свои теряя берега

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!»


Ведущий 1: Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы – не солгу:

«Я сберегу вас, сберегу!»


Загадки о природе

Название, какого цветка связано со звоном? (Колокольчик)

Белые горошки на зеленой ножке? (Ландыш)

Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)

Стоят в поле сестрички, золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Ветка в гроздья разодета фиолетового цвета.

В этот теплый день расцвела в саду... (Сирень)

Меня называют царицей цветов

За цвет и за запах моих лепестков.

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов (Роза)

Держит девочка в руке облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него – и не будет ничего. (Одуванчик)

Он и мачеха и мать, как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха)

Прячет цветок сладкий медок.

И в названье мёд таится. Узнаёте? (Медуница)

Под сугробом он растёт,

Снеговую воду пьёт. (Подснежник)

В белой шапке стоит дед, если дунешь – шапки нет. (Одуванчик)

Белый цветок, кислый листок.

В суп пригодится, зовут его ... (Кислица)

Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня

И шепнёт мне:

«Не забудь

Про родимые края!»

Голубой цветочек хрупкий,

Он зовётся... (Незабудкой)

На каком цветке гадают,

Лепесточки отрывают? (На ромашке)

Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи

Словно синенький глазок,

Смотрит в небо ... (Василёк)

Сидит красная девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая (Морковь)

Красный хвост под землей, а зелеными волосами играет ветер (Морковь)

Это что таково: в землю вросло,

Сверху толсто, снизу востро,

Собой красно? – (Морковь, свекла)

Над землей трава, под землей бордовая голова (Свела)

Кругла как месяц, желта как масло, с хвостом, как мышь (Репа)

Не видно из грядки,

Играет с нами в прятки.

И никто бы не нашел,

Да гляди – торчит хохол!

Потяните крепко,

Вытащится... (Репка)

Белая в земле, а зеленая снаружи (Редька)

Снаружи красна, внутри бела,

На голове хохолок – зеленый лесок (Редиска)

Возьмешь – красна, раскусишь – бела (Редиска)

Красная мышка с белым хвостом

В норке сидит под зеленым листом (Редиска)

Желтая курица под тыном дуется – (Тыква)

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла (Картофель)

Что такое:

Выходит из земли –

В одежке входит в жаркую баню,

Из бани выходит –

С него одежку снимают (Картофель)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в зале мы испекли,

Ели, да, хвалили? (Картофель)

Сидит дед, в 100 шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает, (Лук)

Десять шуб имеет, ни одна не греет (Лук)

Под землей не велик в золотой шубе старик (Лук)

Маленький, горький – луку брат (Чеснок)

35.Что это за голова, где лишь зубы да борода? (Чеснок)

Летом в огороде, свежие, зеленые,

А зимою – в бочке, крепкие, соленые (Огурцы)

Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют (Помидоры)

На жарком солнышке подсох, и рвется из стручков... (Горох)

Семьдесят одежек, и все без застежек (Капуста)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи (Капуста)

Посреди двора – золотая голова (Подсолнух)

Золотое решето черных домиков полно;

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов, (Подсолнух)

В огороде у дорожке

Стоит солнышко на ножке.

Только желтые лучи

У него не горячи (Подсолнух)

Много халатов надето

На куклу желтого цвета.

Султан на голове черен,

Все тело из зерен – (Кукуруза)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)

Зеленый, полосатенький, а в середине сладенький (Арбуз)

В поле на пригорочке лежат желтые бочоночки (Дыня)

На стеблях белеют чашки, в них и нитки, и рубашки, (Хлопок)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая (Ягода)

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет, (Смородина)

Летом рада я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушенная в запас,

От простуды лечит нас (Малина)

В кус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж, –

Вот и назван... (Ежевика)

Синий мундир, желтая подкладка, в середине – сладко, (Слива)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Среди листьев изумрудных

Зреет много гроздей чудных.

Они из ягод состоят,

У них чудесный аромат. (Виноград)

Сижу на дереве,

Кругла, как шар,

Красна, как кровь,

Сладка, как мед. (Вишня)


Пословицы и поговорки о природе

Первый цветок ломает ледок.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Где цветок, там и медок.

Гуще мёда нету, чем с лесного цвета.

Цветы для радости, сады для сладости.

Был бы сад, а соловушки прилетят.

Каков уход, таков и плод.

Кто не ленится, тот садом гордиться.

Весной часть упустишь, годом не наверстаешь.

Без ссчастья и в лес по грибы не ходи.

Возле леса жить – голодному не быть.

Кто любит земле кланяться, без грибов не останется.

Солнышко – мать цветам, а тень – мать грибам.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Сильна птица крыльями, а рыба плавниками.

Рыбака упорство кормит.

Где вода – там и рыба.

Сколько волка не корми, всё равно в лес смотрит.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Всяк кулик своё болото хвалит.

Одна ласточка весны не делает.

Как с гуся вода.

Старого воробья на мякине не проведёшь.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Соловей – птичка-невеличка, а поёт – лес дрожит.

Сорока на хвосте вести принесла.
























Стихотворения о природе

***

Вовек не забуду, родная земля,

Вершины твои, облака над хребтами,

На склонах твоих – пастухов со стадами,

Обвалы, копящие злобу годами,

Высокие скалы, скупые поля.


Я всё это помню: зубцы снеговые,

Над козьей тропой валуны вековые,

Долин многоцветье ущелья, отроги,

Сыпучие камни, крутые дороги,

Согретые солнцем зеленые склоны...

Алихан Токаев


***

Взгляни на мир, на всю природу:

Как жизнь, согретая лучом

Весенним, рвётся на свободу,

Неудержимым бьёт ключом!


Как всё бесхитростным весельем

Полно, как пышно всё цветёт!

Как всё любовью,

Всепрощеньем

И лаской братскою зовёт!

Коста Хетагуров


***

И я не раз ещё, наверно,

Природой буду изумлен.

Она, как песня, соразмерна,

Равна со всеми, как закон.


Пройди по ней – лесами, лугом,

Пей чудеса, как из ведра,

И если сможешь стать ей другом, –

Не расточай её добра.

Сергей Островский

***

Все залито солнцем – лес, долины, горы.

Серебрятся реки... беспредельна даль...

Воздух наполняют радостные хоры...

Чужды великану горе и печаль.

Коста Хетагуров


***

Бабочки – природы нашей красота,

В них любовь и сказка, счастье и мечта.

Пусть живут и радуют бабочки наш взор,

Пусть наполнится их светом весь земной простор!


Гость в лесу

Я на кусте у родника

Не тронул сети паука.

Я поглядел на муравьев:

У них домище –

Будь здоров!


Я долго по лесу шагал

И никого не напугал

Нигде воды не замутил...

В лесу я просто погостил!

Н. Красилькин


***

Я иду по зеленному лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.


Они шепчут: не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца – отрада,

Украшенье родимой земли




Мать-и-мачеха

На проталинке – первый цветок.

Как же он беззащитен и мал!

Резкий ветер его трепал,

Пригибал стебелёк к земле,

Леденил в предрассветной мгле,


Но отважный цветок устоял!

Опущусь перед ним на колени,

Прикоснусь к лепесткам рукой –

Сколько мудрости и терпения

В этой капельке золотой

Л. Зуев


Весенние цветы

Фиалки, медуницы

Весной в лесу цветут.

И звёздочки кислицы

Белеют там и тут.


А маленький подснежник

Весны сынок родной,

Доверчиво и нежно

Глядит перед собой.


Ноготки

Я возьму лопатку

И вскопаю грядку,

Прополю сорняки


И посею ноготки.

Расцветут ноготки

Золотые огоньки.


***

Приносит нам радость красивый букет:

Впитали цветы тёплый солнечный свет,

И звёзд, и небес, и земли красоту,

Душевную щедрость и доброту.

Роза

Роза –ты цветов царица!

Всех прелестней и нежней.

Капелька росы искрится

Кто увидит розу утром –

В чаше шелковой твоей.

Ты мерцаешь перламутром,

Ты от сердца гонишь тень.

Счастлив будешь целый день!


Посади деревце!

Молодое деревце

Посади весной!

Пусть оно оденется

Нежною листвой

Пусть цветы душистые

Запах льют густой,


Пчёлки золотистые

Сладкий пьют настой.

Пусть созреют вишенки

Алые над нём.

Мы с тобою, Машенька,

Ягодки сорвём!


Совет грибнику

Присыпь грибницу сырой землицей,

Укрой листвою да душистой хвоей.

Пройдёт годок - снова вырастет грибок


Лосиное лекарство

Знает лось лесное царство,

Он зайдёт в смолистый бор,

Здесь найдёт своё лекарство

Ярко-красный мухомор.





Необъятная страна

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,


Ленты рек, озёра, горы...

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.


Наш дом

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной


Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.


Целебные травы

Наступили дни целебных трав –

Мяты, Иван-чая, зверобоя.

Их в пучки душистые собрав,

Из лесов несу цветы с собою.


Всё целебно: лес, луга, поля,

Подорожник, заросли тимьяна,

Щедрая прекрасная земля,

Словно лекарь, нам врачует раны!





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Авилова К.В. Позвоночные животные. Москва. 1983г.

Бероев Б.М. Экологическими тропами Северной Осетии. Владикавказ. 1994г.

Будун А.С. Природа и природные ресурсы Северной Осетии. Орджоникидзе. 1980г.

Великая тайна воды. Передача ВВС. РТР 1996г

Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. Москва. 1977г.

Данченко Л.В. Надыкта В.Д. Безопасность пищевой продукции. Москва. 2001г.

Доклад о состоянии окружающей среды РСО-Алании за 2010-2014 гг.

Журавлев И.И. Крангауз Р.А. Яковлев В.Г. Болезни лесных деревьев и кустарников. Москва. 1974г.

Журналы: «Дополнительное образование», «Воспитание школьников», «Внешкольник».

Красная книга РСО-Алания. Министерство охраны окружающей среды РСО-Алания – Владикавказ: «Проект-»Пресс». 1999г.

Олисаев В.А. Вагин B.C. Родник здоровья. Владикавказ. 1995г.

Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и природопользование в России». Москва. 1995г.

П.Попов К.П. «Мир растений СО». 1992 г.

Н.Попов К.П. «Памятники природы Северной Осетии». В-«ИР». 1994 г.

Румянцев Г.И. «Гигиена». РАМН. 2005 г.

Северо-Осетинский гос. Заповедник. «ИР». 1981 г.

Скурихин И.М. Шатерников В.А. «Как правильно питаться». 1986г

Сладков Н. «Птицы».

Смирнов И.К. Рациональное использование природных ресурсов. Ленинград. 1975г.

Цветкова И.В. «Экология для начальной школы». Ярославль. 1997г.

21 Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? – М., 2004 г.

Шорыгина Т.А. Рыбы. Какие они? – М., 2004 г.

Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? – М., 2004 г.

Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они? – М., 2004 г.






Технические средства


Экология. Учебное электронное издание. Диск 1. Московский гос. Институт электроники и математики. 2004 г.

Экология. Учебное электронное издание. Диск 2. Московский гос. Институт электроники и математики. 2004 г.

Видеофильмы о природе Северной Осетии.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ


Бианки В.В. Рассказы и сказки о животных и птицах, «Лесная газета».

Надеждина Н.А. «Моревизор» уходит в плавание», «Каждой былинке брат», «Полное лукошко». Москва, 1986 г.

Паустовский К.Г. «Рассказы о природе»

Пришвин М.М. Повести «Лесной хозяин», «Этажи леса».

Пришвин М.М. Сборники рассказов, «Лисичкин хлеб», «Зверь – бурундук», «Родная земля».

Сладков Н.И. Рассказы о природе и животных. «Под шапкой – невидимкой». 1986 г.

Сладков Н.И. «Разноцветная земля». 1984 г.

Снегирев Г.Я. «Рассказы о природе, о птицах, зверях и разных краях», «Хитрый бурундук», «Охотничьи истории»,

Соколов – Микитов И.С. Сборники рассказов «На теплой земле», «Весна в лесу».

Ю. Чарушин Е.И. Рассказы и сказки о животных. «Животные жарких стран», «Джунгли – птичий рай», «Птенцы».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.