12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богданова Раиса Михайловна14
Россия, Московская обл.
4

Выступление «Экологическое образование и воспитание студентов»

Богданова Раиса Михайловна

преподаватель

I квалификационная категория

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Колледж индустрии гостеприимства

и менеджмента № 23»

г.Москва

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Сегодня особенно актуальна роль экологического образования и воспитания, как основы новой нравственности и опоры, для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

В структуре деятельности преподавателя по отношению к природе, на мой взгляд, правильны три варианта функционирования системы «преподаватель– природная среда» [1].

1. Преподаватель взаимодействует с природой непосредственно.

2. Преподаватель взаимодействует с природной средой посредством студентов.

3. Преподаватель взаимодействует с природой через других (кроме студентов) лиц, родителей, общественных групп.

Дидактические принципы экологического образования студентов.

1. Принцип научности.

2. Принцип гуманизации.

3. Принцип системности и доступности.

4. Принцип гибкости.

5. Принцип единства и взаимосвязи общего, политехнического и экологического образования.

6. Принцип деятельной направленности экологического образования.

7. Принцип унификации.

Исходные принципы обеспечивают реализацию единых требований к уровню профессиональной компетентности будущих специалистов, которые определяются в образовательных стандартах на каждую учебную специальность. [2]

 

Ключевые слова:

Экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое просвещение, устойчивое развитие.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

Введение.

В основе любой цивилизации лежит образование– передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. В нынешних условиях жестокого экологического кризиса, только преодоление которого может обеспечить сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания и образования человека становится, прежде всего, разработка принципов взаимоотношений человека и природы. В этой связи большое значение приобретают экологическое образование и воспитание студентов.

Как известно, экологическое образование ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на понятии о единстве человека и природы. Оно должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования и воспитания, как основы новой нравственности и опоры, для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

В структуре деятельности преподавателя по отношению к природе, на мой взгляд, правильны три варианта функционирования системы «преподаватель– природная среда» [1].

1. Преподаватель взаимодействует с природой непосредственно. Деятельность преподавателя: использование природы в целях укрепления здоровья, удовлетворения духовных и материальных потребностей (природопользование); охрана и улучшение природной среды.

2. Преподаватель взаимодействует с природной средой посредством студентов. Преобладающая деятельность преподавателя– экологическое образование и воспитание студентов.

3. Преподаватель взаимодействует с природой через других (кроме студентов) лиц, родителей, общественных групп. Преобладающая деятельность– экологическое просвещение населения.

Очевидно, что названные направления деятельности связаны между собой; очевидно также, что главной деятельностью является экологическое образование студентов, поскольку эта деятельность предопределена профессиональными обязанностями преподавателя.

Чтобы студенту овладеть социально-экологическим опытом преподавателя, этот опыт должен быть перенесен в систему «студент– природная среда», а для этого необходим учет условий, в которых осуществляется экологическая подготовка.

Учитывая сказанное, экологическую подготовку студентов можно определить, как формирование готовности к собственному оптимальному взаимодействию с природой, к эффективному экологическому образованию школьников, к экологическому просвещению населения посредством усвоения студентами экологических знаний, эмоционально-ценностных отношений, способов деятельности, формирования соответствующих убеждений, потребностей в процессе учебной, воспитательной, научной деятельности учебного заведения.

1.Дидактические принципы экологического образования студентов.

На современном этапе экологическое образование и воспитание должно охватывать студентов всех специальностей на всех ступенях обучения и являться важным элементом общественной деятельности. Оно должно вовлекать студентов и последующих специалистов в активный процесс решения экологических и природоохранных проблем в конкретных обстоятельствах; поощрять инициативу, чувство ответственности и стремление к улучшению сложившейся экологической ситуации, утверждая при этом приоритет глобального подхода к анализу экологических проблем.

Проблема организации экологического образования и воспитания является межведомственной, потому что имеет ярко выраженную региональную направленность и, следовательно, не может быть решена только учреждениями науки. Экологическое воспитание должно быть реализовано только на определенном образовательном фундаменте, составленном с учетом антропогенного воздействия на окружающую среду и рассчитанном на различные категории специалистов нефтяного промысла, лесного и сельского хозяйства и других областей.

В нашем учебном заведении особое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию студентов следующих специальностей: «Сервис домашнего и коммунального хозяйства», «Гостиничное дело», «Сервис по химической обработке изделий», «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Прикладная информатика», «Компьютерные системы и комплексы». Выпускники этих специальностей смогут использовать полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни. Поэтому в учебном плане предусмотрены для изучения такие дисциплины как «Экология» на 1 курсах, «Экологические основы природопользования» на 2-3 курсах. Еще в этом учебном году начал свою работу кружок «Экопланета» для 1 курсов. Именно от экологической грамотности и компетентности наших выпускников будет зависеть состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

В условиях научно-технического прогресса человечество оказывает сильное воздействие на окружающую среду, загрязняя ее, нарушая динамическое равновесие различных экосистем и их целостность. Вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную проблему. Проникновение экономики в природу становится критическим. Экологическая безграмотность считается одной из главнейших причин разрушения окружающей природной среды.

Охрана окружающей среды, воспроизведение ее ресурсов и рациональное использование их стало в России одной из важнейших государственных задач. Широта и значимость экологических знаний для каждого человека неизмеримо возросли. Преподаватель должен глубоко осознать великую силу экологических знаний в нашем обществе, в жизни и в труде каждого человека и быть убежденным в этом с тем, чтобы воспитать убежденность такого рода и у студентов. Без увлеченности своей наукой преподаватель не сможет добиться успеха в обучении курсу экологии и, главное, в экологическом воспитании студентов на ее материале. [3]

Объем современных экологических знаний очень велик и постоянно возрастает. В этих условиях очень важно провести оптимальный отбор и структурирование содержания курса «Основы экологии», что является одним из главных условий его трансформации и развития. Важным условием прочного усвоения студентами экологических понятий, законов и закономерностей, понимания происходящих явлений в природе является проецирование следующих основных дидактических принципов на содержание курса «Основы экологии».

Принцип научности. В основу этого принципа положено научное обоснование изучаемых природных явлений, законов, закономерностей, позволяющее студентам познавать их сущность. Он предусматривает соответствие содержания изучаемого курса (в данном случае– экологии) уровню развития этой науки в данный исторический период. Научность учебного материала обязывает включать в его содержание строго проверенные и установленные наукой факты.

Принцип гуманизации. Он предполагает обращенность к личности студента, обеспечение условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его интересами, способностями и возможностями.

Принцип системности и доступности. При разработке учебных планов и программ системность предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание экологического образования как логической системы формируемых знании, умений и навыков. Доступность в отборе и построении учебного материала требует, чтобы изучаемый материал по своему содержанию, объему и методам преподавания соответствовал возрасту студентов, уровню их подготовленности и познавательным возможностям обучаемых.

Принцип гибкости. Реализация принципа должна обеспечивать реальную возможность оптимального учета специфики региона, природных ресурсов, отличительных особенностей конкретного учебного заведения, возможность изменения содержания экологического образования в зависимости от изменяющихся условий.

Принцип единства и взаимосвязи общего, политехнического и экологического образования. Этот принцип предусматривает такую структуру учебных планов и программ, которая обеспечивала бы оптимальность реализации межпредметных и межцикловых связей, оптимальное соотношение общего, профессионального и экологического образования, органическую связь теоретического и практического обучения.

В настоящее время для современной экологической науки характерно быстрое развитие дифференцированных знаний о природе и разнообразных методов научных исследований. В связи с этим возникают и приобретают самостоятельное значение все новые и новые отрасли этой науки. Вместе с тем обнаруживаются стыки между экологией и другими науками, наблюдается привлечение достижений одной отрасли науки к решению проблем других отраслей, что приводит даже к возникновению новых наук синтетического характера. Таким образом, появились науки биоэкология, геоэкология, техноэкология и социоэкология, которые в свою очередь, имеют дальнейшее деление на более специфические науки.

Принцип деятельной направленности экологического образования. Этот принцип предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям обучаемых с содержанием их деятельности, понимания важности формирования не только экологических знаний, но и способностей к активной деятельности в сложно прогнозируемых и изменяющихся условиях окружающей среды.

В процессе учебно-практических занятий по экологии преподаватель должен так проводить свои занятия, чтобы студенты убедились в практической необходимости получения экологических знаний, закреплении полученных теоретических знаний по экологии. Приобретая навыки и умения в выполнении экологических расчетов, пользовании приборами и методиками по определению содержания вредных веществ в атмосфере и степени загазованности воздушного пространства производственных помещений вредными для здоровья химическими соединениями, студенты понимают, что компетентность специалиста кроме выбранной специальности требует также и экологического образования.

Принцип унификации. Данный принцип предполагает использование модели учебного плана для различных вариантов экологического обучения, использование единого типового плана на учебную специальность; расширение возможностей использования типовых учебных программ по курсу «Основы экологии» для нескольких учебных специальностей.

Исходные принципы обеспечивают реализацию единых требований к уровню профессиональной компетентности будущих специалистов, которые определяются в образовательных стандартах на каждую учебную специальность. [2]

Заключение.

До последнего времени не существовало единого подхода к эколого-природоохранной подготовке студентов учреждений среднего профессионального образования.

В настоящее время во все средние профессиональные учебные заведения введен единый курс «Экологические основы природопользования». Его содержание определено Государственным образовательным стандартом СПО и минимумом экологических знаний учащихся средних учебных заведений, а также соответствующей программой.

Естественно, что в зависимости от специальности в учебных планах средних профессиональных учебных заведений предусмотрены соответствующие курсы эколого-природоохранной направленности.

В нашем учебном заведении выпускаются студенты по специальностям «Гостиничный сервис», «Прикладная информатика», «Компьютерные системы и комплексы», которые скажем так не связаны тесно с природными ресурсами. Из-за этого очень часто возникают трудности в начале обучения, потому что большинство студентов не понимает важности изучения вопросов охраны природных ресурсов.

Среди первокурсников (это студенты 16-17 лет) я в начале учебного года проводила мини-анкетирование «Экология- твое мнение». В анкетировании принимали участие 75 студентов. Приведу наиболее часто встречающиеся ответы.

Экология- это сохранение окружающей среды.

Экологическая обстановка г. Москва неблагополучная, потому что большой и грязный город.

Взрослые люди безответственные, к окружающей среде относятся равнодушно, не воспитывают младшее поколение к бережному отношению к природе.

Ввести реальные наказания за загрязнение окружающей среды как физических, так и юридических лиц. Устраивать почаще субботники.

Исходя из таких ответов можно сделать вывод, что подрастающее поколение заинтересовано состоянием окружающей среды. Наша задача как преподавателей, желания и возможности студентов нужно направлять в нужное русло, на благо природы за счет дополнительного образования.


 

Литература

1. Асаенок И. С., Новиков Е. В. Пути совершенствования экологической подготовки специалистов на основе многоотраслевой модели обучения // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция– состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. II. (Минск, апрель, 1999).– Мн., 2000.– С. 109– 110.

2. Гаврилов А. В., Гаврилова Л. А. Основные критерии деятельности преподавателя, определяющие эффективность учебно-воспитательного процесса // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция– состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. I. (Минск, апрель, 1999).– Мн., 2000.– С. 201– 203.

3. Гарин В. М. , Кленова И. А., Колесников В. И. Экология для технических вузов //Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.– 384 с.

R.M. Bogdanova

ECOLOGICAL FORMATION AND EDUCATION OF STUDENTS

Today, the role of environmental education as the basis of a new morality and support for solving many issues of practical life of people is particularly relevant.

In my opinion, in the structure of teacher's activity in relation to nature, three functions of the system "teacher– natural environment" are correct [1].

1. The teacher interacts with nature directly.

2. The teacher interacts with the natural environment through students.

3. The teacher interacts with nature through other persons (except students), like parents and social groups.

Didactic principles of ecological education of students.

1. The principle of science.

2. The principle of humanization.

3. The principle of consistency and availability.

4. Principle of flexibility.

5. The principle of unity and interconnection of general, polytechnic and environmental education.

6. The principle of the active orientation of environmental education.

7. The principle of unification.

The basic principles ensure the implementation of uniform requirements for the level of professional competence of future specialists, which are defined in the educational standards for each educational specialty. [2]

 

Keywords: Ecological education and fixed development.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.