Экологическое применение бросового материала
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №69 комбинированного вида"
ПРОЕКТ
«Экологическое применение бросового материала»
Аннотация
Проект рассчитан для детей первой младшей группы детского сада. Проект способствует умственному развитию, развитию мелкой моторики, памяти, мышления, познавательному развитию.
Авторы проекта:
Слотина В.В.
Бицадзе О.С.
Республика Коми, г. Ухта
2022 год
Актуальность проекта
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
В настоящее время всё чаще приходится видеть на улицах нашего города мусор разного рода: пластмассовые бутылки; обёртки от шоколада, конфет; пакеты и.т.д. Всё это засоряет среду обитания. И с каждым годом экологическая ситуация только ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь ее, совершенствовать методы по ее спасению.
Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, учит наших воспитанников жить в гармонии с природой, не вступая в противоречия. Забота об окружающей среде очень важная тема и с точки сохранения экологии были рассмотрены способы использования мусора для всеобщего блага. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для творчества. Внимательные родители, наблюдая за играющими детьми, часто отмечают, что дети проявляют слабый интерес к купленной игрушке или пособию. Часто используют их не по назначению или просто отбрасывают в сторону. Наверняка в каждом взрослом есть капелька детской гениальности и, если взяться с азартом за дело, малыши непременно подключатся к нам и из таких простых вещей как коробки, пластиковые бутылки, пластмассовые разноцветные крышечки, пуговицы, шнурки, трубочки от сока и многого другого создадут настоящие чудеса для использования их в образовательном процессе. Если малыш не проявляет инициативу, не догадываясь, как играть с такими вещами, его надо научить. Самые лучшие, самые развивающие игрушки и пособия всегда выходят из рук близких для ребёнка людей. Было решено, что формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста будет уместно через изготовление совместно с родителями дидактических развивающих игр из бросового материала.
Актуальность данного проекта для нас очевидна, так как дидактическая игра одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, ребенок изучает форму и цвет, свойства материала, развивает речь, учится играть в команде. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. И главное, происходит приобщение детей младшего дошкольного возраста к сохранению физического и психического здоровья. Нестандартное сенсомоторное оборудование – дополнительный стимул активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Тип проекта:
По доминирующему методу: практико-ориентированный.
По характеру содержания: родитель, ребёнок и рукотворный мир.
По характеру участия родителя в проекте: исполнитель.
По характеру контактов: осуществляется при взаимодействии с семьёй.
По количеству участников: групповой (группа раннего возраста).
По продолжительности: среднесрочный (сроки реализации: ноябрь 2022г. – май 2023 г.)
Проблемы:
родители и дети проводят вместе недостаточное количество времени, не занимаются совместным творчеством, не могут выстраивать позитивные линии поведения по отношению друг к другу.
недостаточный уровень развития познавательных процессов, мелкой моторики и зрительно-моторной координации детей группы раннего возраста.
развивающая предметно-пространственная среда группы недостаточно оснащена дидактическими играми;
в магазине не всегда есть то, что мы ищем, и еще реже – по доступной цене.
Участники проекта:
дети младшей группы
родители
воспитатели группы
Цель проекта:
формирование у детей младшего дошкольного возраста сенсомоторных умений и навыков с помощью игр из «бросового» материала.
Задачи проекта:
за счёт пополнения РППС группы самодельными дидактическими играми повысить уровень развития познавательных процессов детей: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и развития речи; мелкой моторики, зрительно-моторной координации, физического развития.
сформировать представления родителей о разнообразии дидактических игр и возрастных особенностях игровой деятельности детей 3-4 лет;
вызывать желание родителей играть с детьми в дидактические игры и использовать их в повседневном общении и деятельности с ребенком;
повысить уровень общения родителей с детьми посредством совместного творчества, совместной игры;
научить детей играть в дидактические игры, изготовленные своими руками, развивая у них интерес и активное участие.
План мероприятий:
Наблюдение за детьми группы раннего возраста с целью выявления уровня развития их познавательных процессов, мелкой моторики и зрительно-моторной координации (ноябрь - май).
Ознакомление родителей с целью и содержанием проекта, раздача памяток (ноябрь), привлечение к сотрудничеству (весь период действия проекта).
Конкурс для родителей "Самая интересная дидактическая игра из бросового материала" (ноябрь - май).
Напоминание родителям о проекте с просьбой приносить бросовый и подручный материал (крышки, контейнеры из-под киндер-сюрпризов, прищепки, шнурки, пуговицы, ленты и т. п.) для изготовления развивающих игр и о конкурсе в рамках проекта.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы новыми дидактическими играми, сделанными своими руками из бросового и подручного материала. (ноябрь – май).
Проведение игр с детьми в созданные в процессе проекта игры (на протяжении целостного состояния игры).
Презентация (на родительском собрании) самодельных развивающих игр из бросового и подручного материала, которыми пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы в течение учебного года, отчёт о результативности (прогресс в развитии детей, награждение победителей конкурса и самых активных участников проекта (май).
Ожидаемые результаты:
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы новыми развивающими играми на развитие познавательных процессов, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Прогресс в развитии познавательных процессов детей группы, их мелкой моторики и зрительно-моторной координации, физического развития.
Эффективное сотрудничество с семьями воспитанников в процессе проведения проектной деятельности.
Родители и дети проведут вместе большее количество времени, занимаясь совместным творчеством смогут выстраивать позитивные линии поведения по отношению друг к другу.
Требования к бросовому материалу.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определенные требования. Все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно промытыми и высушенными; доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).
При работе с бросовым материалом учитываются возрастные особенности детей: если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например: проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял родитель.
Приложение № 1
Консультация для родителей
«Значение сенсорного восприятия. Сенсорные игры малышей»
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Вен-гер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.).
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объём признаков и свойств предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой чувствительности и др., которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов (мягкий-твёрдый, холодный-тёплый, горячий, горький-сладкий, лёгкий-тжёлый, снизу-сверху, справа-слева, далеко-близко).
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Например, в лесу, на прогулке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у осины — красного или лилового. Картина осеннего леса воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся овладению сенсорными эталонами.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек». «Чем похожи и не похожи» и проч.). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (кладёт в коробку игрушки круглой формы, собирает в красное ведёрко красные грибочки и проч., дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных.
Для знакомства детей с сенсорными эталонами пользуются разнообразные дидактические материалы: одноцветные и многоцветные пирамидки, коробка с отверстиями разной формы, матрешки, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, круг) комплект досок с вкладышами, флажки разных цветов, мозаики.
Консультация для родителей
«Почему иногда нужно делать игры с ребенком
своими руками из бросового материала»
Мы все живём теперь в 21 веке. И для нас нет проблемы с развивающими играми и пособиями – их можно в любом количестве купить в магазине. Так мы обычно и поступаем: когда приходит время обучать ребенка различным навыкам, мы отправляемся в магазин с большим
ассортиментом развивающих игр и выбираем те игры, которые нравятся ребенку. Да, это, конечно, самый простой путь. Но все же есть по крайней мере три причины, по которым стоит мастерить развивающие игры
своими руками. Вот они:
1. В магазине не всегда есть то, что мы ищем, и еще реже – по доступной цене.
2. Детям часто наскучивают купленные в магазине игрушки, они их засовывают в дальний угол или ломают. Попросту говоря, помимо обычных, покупных, им нужны другие игрушки: игрушки «из взрослого мира», игрушки, придуманные для них самой мамой... Мы часто забываем об этом
важном моменте.
3. Процесс изготовления игрушки своими руками вместе с ребенком не только очень интересен и является игрой сам по себе, но и очень познавателен. Кроме того, есть особый вкус у игры в собственноручно созданную игрушку. Точно такой игры нет ни у кого. Это только ваше изобретение. У нее есть те возможности, которые вы в нее заложили. В ней живет тепло ваших рук, ваш труд и удовольствие от достигнутого результата. Так что, создание игрушки стоит затраченного времени и труда!
При изготовлении игр все зависит от вашей фантазии и умения применить те или иные свойства материала.
Фантазируйте, придумывайте и воплощайте!!!! Играйте с детьми с удовольствием!!!
Приложение № 2
Игры, которые изготовили родители нашей группы
12