Доклад на тему «Экскурсионно-краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма школьников» (5–6 классы)
Экскурсионно- туристическая деятельностьPPT / 11.42 Мб
Экскурсионно-краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма школьников.
1.Экскурсионная работа – совершенно необходимая педагогическая деятельность, решающая как учебные, так и воспитательные задачи. Экскурсии помогают разнообразить формы обучения, углубляют знания учащихся, расширяют их кругозор, развивают стремление детей к активной познавательной деятельности, позволяют значительно углубить и сделать более прочным усвоение материала, изучаемого на уроках. Кроме всего перечисленного огромно воспитательное значение экскурсий. Они воспитывают любовь к Отечеству, интерес к его прошлому, повышают интерес ко всему новому, позволяют ощутить себя причастными к истории культуры, способствуют развитию эстетического начала в подростках.
В настоящее время патриотическое воспитание молодежи, освещение военно-исторического прошлого нашей страны являются важными приоритетами социальной политики России. В связи с этим, тема туризма патриотической направленности очень важна и актуальна.
2.Туристско-экскурсионная деятельность патриотической направленности подразумевает посещение мест военных сражений, памятных мемориалов, музеев истории.
3.Если рассматривать содержание понятия патриотизма, то оно включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа и народов проживающих на территории России; заботу об интересах Родины; осознание своего долга перед своим Отечеством, отстаивание ее чести и достоинства, защита; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионов РФ.
(Как классный руководитель могу отметить , что организованные поездки и экскурсии способствуют формированию и сплочению классного коллектива, обучают детей самостоятельности, умению жить без родителей, подчинять свои интересы интересам других, обучают учеников умению вести себя корректно в беседе с лектором, с одноклассниками, с классным руководителем, способствуют нравственному обогащению учащихся, развитию личности каждого ученика.
В подобных поездках велика роль родителей и классного руководителя. Приглашая ребят на экскурсию, классному руководителю и родителям необходимо выбрать маршрут путешествия, определиться с туроператором, провести работу среди родителей и учащихся по подготовке к поездке: рассказать о предмете экскурсии, расширить их знания по теме экскурсии, поставить вопросы, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии. Классному руководителю необходимо провести с учащимися беседу о правилах общения, правилах поведения на экскурсии, по технике безопасности во время поездки, а также позаботиться о всех необходимых документах при оформлении экскурсии.
После проведения экскурсии необходимо обсудить впечатления (что понравилось, что не понравилось), оценить поведение учащихся во время экскурсии, при необходимости, сделать корректные замечания, заслушать ответы на вопросы, которые были поставлены перед экскурсией, организовать творческую работу (эссе, сочинения, доклады, сообщения, выпуск тематических газет).
За соединение обучения и воспитания школьников с экскурсиями, турпоходами выступали С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.
4. Цели экскурсии- расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду. Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, он воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.
Для детей совместная поездка в другой город-возможность неформального общения с учителями и одноклассниками, объединяющий момент в их жизни.
5. Школьные экскурсии - это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. На мой взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.
Результат:
• осуществление системной работы с обучающимися школы;
• высокая степень удовлетворённости родителей обучающихся работой школы;
• заинтересованность учеников;
• повышение уровня воспитанности обучающихся школы;
• формирование активной гражданской позицией у ребят.
Таким образом, экскурсионная работа не только позволяет включить всех обучающихся в коллективную деятельность, она дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе.
Экскурсионная работа помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки, с активной гражданской позицией.
1. Обзорная экскурсия по городу «Челябинск – город трудовой доблести», посвященная Дню Победы и история создания «Катюши», вечный огонь. Государственный исторический музей Южного Урала (краеведческий музей) и Кировка
2. Г.Екатеринбург-столица Урала. Дом Севастьянова, городок Чекистов ,посмотреть на город «с высоты птичьего полета» — смотровой площадки небоскреба «Высоцкий» (самого высокого здания в Уральско-Сибирском и центрально-Азиатском регионах!), расположенной на высоте 198 метров. Ельцин центр
3. Таганай –волшебный горный край. Каменная река. Златоуст, Горный парк имени Бажова, Башня колокольня.
4. Челябинском Военно-Воздушном училище штурманов (ЧВВАКУШ).Сегодня ЧВВАКУШ единственный в России военный ВУЗ, готовящий высококвалифицированные штурманские кадры.( закрытый обьект) По словам самих курсантов, на выпускников данного учебного заведения огромный спрос по всей нашей необъятной стране.
В парке, окружающем училище можете увидеть шестиметровый памятник погибшим выпускникам ЧВВАКУШа. Фигура штурмана в полный рост на фоне крыла птицы. Музей ЧВВакуш-Первый зал посвящен родному краю – Южному Уралу.
5. Центр исторического наследия- Южно -Уральские железные дороги. Это единственное архитектурное строение подобного рода и масштаба в Российской Федерации. самое интересное ожидает посетителей в конце экскурсии — это уникальная возможность заглянуть в будущее железной дороги.
6. Город Сысерь- Сысерть, расположенный в 40 километрах южнее Екатеринбурга. Это старинный, типичный уральский город. Известность ему принесло то, что здесь родился уральский писатель Павел Петрович Бажов, автор известной книги сказов Малахитовая шкатулка. Также это один из самых целостных городков Горнозаводского Урала. Мы побывали на фарфоровом заводе, где ребята поучаствовали в мастер-классе. Посетили дом- музей П.П Бажова, поднялись на самую высокую точку в городе Сысерти Бессонова гора- одна из символов города и его достопримечательность.
6.После каждой экскурсии необходимо закрепить полученные знания .Существуют разнообразные формы закрепления и освоения увиденного- опрос, беседа,обсуждение,выставка,написать рассказ, нарисовать самое яркое впечатление итд Одним из способов закрепления экскурсии может служить проектная деятельность ,например по созданию сборника видеоэкскурсий. Для создания видеоролика дети обьединились в группы. Дети обсуждали увиденное во время экскурсии, вспоминали основные места, памятники, монументы, даты
Каждый ребенок выбрал для себя роль (журналист, оператор, режиссер, монтажер и др.), которую осуществлял в процессе создания данного видеоролика.
Ребята составлении сценария сюжета, подборке музыки, видеофрагментов, фотографий, текста для озвучивания, Как только видеоролик был смонтирован, он просматривался всеми детьми данной группы. После чего обсуждался результат проделанной работы, качество выполнения деятельности и взаимодействие детей друг с другом, взаимопомощь, успешность работы в команде, а также находчивость, творческий поход, интересные решения. Дети выразили свои впечатления о проделанной работе, а педагог поблагодарил каждого ребенка за его хорошие качества, которые помогли всей группе получить результат. Полученный продукт, представлялся родителям учащихся ,а также некоторым параллелям
Таким образом, содержание всех этапов проекта было логично выстроено. Мы поставили перед собой проблему, определили пути ее решения, желаемый результат. Определили с детьми, что результатом нашего проекта будет сборник видеороликов о родных местах, который мы сможем показать детям других групп, знакомым, гостям из других городов. Затем организовали мероприятия для получения детьми информации, и, в последующем, участвовали в деятельности по созданию продукта и его презентации. При использовании данной последовательности дети постепенно получали информацию, лучше ее воспринимали и усваивали, а затем использовали в различных видах деятельности. Важно отметить, что дети, работая в подгруппах, могли предложить свои идеи, объяснить свою точку зрения, что положительно влияет на формирование коммуникативных навыков. Также в процессе работы дети обращались за помощью к родителям, которые могли им рассказать интересные факты о городе, осуществить помощь в подборе информации, прослушать их идеи и дать рекомендации.