Экскурсия в мини-музей русской старины для детей старшего дошкольного возраста
Экскурсия в мини-музей русской старины(для детей старшего дошкольного возраста).
Задачи: -Познакомить детей с содержанием мини-музея.
-Расширить представления детей о жизни русского народа.
-Способствовать развитию познавательных интересов детей.
-Обогащать лексикон ребенка наименованиями обьектов старинного русского обихода.
-Воспитывать любовь к русским традициям.-Воспитывать любовь к своей Родине.
Цели: -Изучение быта русского народа .
-Развитие интереса к прошлому.
-Приобщение детей к народным традициям.
Оборудование: Мини-музей русской старины.
Методы: игровые, словесные, наглядные.
Приемы: рассказ, вопросы, художественное слово.
(Звучит русская народная песня)
Открываем свой мы дом,
Пахнет в доме стариной.
Всех гостей мы приглашаем.
Проходите, проходите!
На убранство поглядите!
Здравствуйте, ребята. Я очень рада встретить вас в нашем доме! Разрешите пригласить вас в музей, где собираются, хранятся и выставляются старинные и очень красивые предметы: картины, книги, посуда. В нашем музее собраны предметы русской старины.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
В стародавние времена большинство предметов изготавливалось из дерева и глины. Украшали их росписью и резьбой. У хорошей хозяйки и посуда красавица!
А посуда-то не простая,
А точно- золотая!
С яркими узорчиками,
Ягодками и листочками.
Называется она-золотая хохлома!
А это вот старинный самовар.
Дед с него чаек попивал.
Сделан он был в Туле
И стоял у бабушки на стуле.
За самоваром собиралась вся семья, выпивали нагретый чаек с медом, пирогами и блинами.
В старину еду готовили в чугунках: в них еда долго не остывала.
Послушайте загадку:
Она нам кушать помогает.
Мы кашу , кушанье ей черпаем.
Без нее мы никуда,
Всех накормит без труда.( ложка).
В деревенской семье у каждого члена семьи имелась собственная ложка, которую вырезали из бревна, из дерева. Даже пословицу сложили : «Запасливый гость без ложки в гости не ходит».
Молоко, квас, морс наливали в кувшин, который назывался крынкой.
А вот перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.
Вот рубель-в названье чуден.
В примененье легок он.
Гладит с легкостью он лен,
Из дерева рублен.
Рубель использовали для глажки и стирки белья.
Умывались ключевой водицей,
Утирались рушником.
Изо льна его соткали,
Украсив вышивкой потом.
Рушник-это не просто красота,
В нем наставленье ,счастья пожеланья.
В нем сердце матери, любовь и теплота,
Костра добра извечное сияние.
Перед вами расшитое полотенце.
А вот бесшумное веретено.
Отпущено моей рукою.
Позолоченная прялица.
Мы прядем, а нитка тянется.
Мы прядем,а нитка тянется.
Нам работа наша нравится.
Из пряжи вязали носки, варежки, теплые вещи.
Ребята, а послушайте загадку:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча(печь).
В каждой сказке , дети,
Заходят часто речи
О доброй и уютной,
О нашей русской печи:
С окрепшими ребятами,
С горшками и котятами,
Русской печи нет добрей,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать в тепле уложит.
А вот загадка:
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит- отдает,
А сам в угол идет.(ухват)
А вот с помощью ухвата хозяюшка доставала приготовленную еду из русской печи.
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло,
Держит ведра…(коромысло).
С помощью коромысла люди приносили из колодца воду для приготовления пищи, для питья, для умывания, так как в давние времена в доме не было водицы.
А это что за простачок,
Лег у двери на бочок,
На дороге, на пороге
Останавливает ноги?
Обратите внимание на домотканые коврики -их делали своими руками.
Ребята, в старину не было ни кинотеатров, ни телевидения. Как же люди проводили свободное время, чем занимались?(ответы детей). Ребята, много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселая игра.
Коли народ не весел,
Низко голову повесил,
Знаю я : нужна игра,
Распотешиться пора!
Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача-повторять за мной.
За дровами мы идем
И пилу с собой несем.
Вместе пилим мы бревно.
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Надо много напилить.
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки.
Молодцы! Делу время- а потехе час-говорили наши предки.
Чтобы выйти погулять,
Надо обувь надевать,
Без обувки на дороге
Так легко поранить ноги.
В старину малышки-дочки
Надевали лапоточки,
Лапти все плели руками,
А потом носили сами.
В давние времена обувь плели вручную, из бересты дерева.
Лапти стали ассоциироваться с простым народом Руси, с традициями и укладом жизни. В качестве материала для лаптей использовали кору самых разных деревьев, что росли на Руси. Наиболее прочными и удобными считались липовые лапти, сделанные из лыка.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
Изба- начало и основа.
Ведь все всегда идет из дома.
Изба! В ней все так интересно,
И побывать в ней так чудесно!
Ребята, а вы бы хотели побывать в старинной русской избе и посмотреть, как жили наши предки?(ответы детей).
Ну , гости дорогие! Гость на порог- хозяину радость! Желаю я изложить для вас сегодня о том, как проживали русские люди в стародавние времена. Прошу в избу, будьте, как дома, садитесь. Сядем рядком да поговорим ладком.
Побывали мы в избе.
Было дружно там везде:
Доброта, Любовь и детский смех.
И семья как оберег.
Там родные берега,
Там Россия, Русь моя!
Света лучика родной .
Мы едины, Мы с тобой!
(Дети читают стихотворения о Родине)
Край любимый, мой родной,
Я люблю тебя душой!
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь все так любимо-
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!