Элективный курс «Языковой практикум по английскому языку» (10–11 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс "Языковой практикум по английскому языку" разработан на основе принципов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы. Содержание данного курса разработано в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования по иностранному языку и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Языковой практикум по английскому языку является элективным курсом, предназначенным для углубленного изучения и практического применения навыков английского языка. Курс ориентирован на развитие коммуникативных умений, а также улучшение навыков аудирования, чтения, письма и устной речи учащихся. Он отвечает современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и направлен на формирование полноценной лингвистической компетенции у обучающихся. Данная программа предлагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и более качественно подготовиться к урокам. Содержание программы элективного курса представлено сферами общения и их предметно-тематическим содержанием, языковым материалом.
Цели курса:
В процессе изучения английского языка реализуются следующие цели: развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
Развитие коммуникативной компетенции: формирование умений, обучающихся в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
Языковая компетенция: овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами общения, изучение языковых явлений и различных способов выражения мысли на английском языке.
Социокультурная (межкультурная) компетенция: приобщение к культуре и традициям стран, говорящих на английском языке, формирование умения представлять свою страну и культуру в условиях межкультурного общения.
Компенсаторная компетенция: развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
учебно-познавательная компетенция : развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний; развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках, личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; социальная адаптация учащихся, формирование качеств гражданина и патриота.
Цели изучения английского языка в старшей школе включают в себя следующие задачи:
Расширение лингвистического кругозора: Предоставление старшеклассникам возможности углублённого изучения английского языка с целью расширения их знаний и языковых навыков. Это включает в себя обобщение ранее изученного языкового материала на уровне до порогового (A2).
Использование ресурсов: Стимулирование использования двуязычных и одноязычных (толковых) словарей, а также другой справочной литературы для более глубокого понимания языковых концепций и обогащения словарного запаса.
Развитие навыков ориентирования в текстах: Обучение умениям понимания письменных и аудио текстов на английском языке, а также развитие способности выделять ключевую информацию и обобщать данные из различных источников.
Выборочный перевод: Обучение использованию выборочного перевода как инструмента для более глубокого понимания текста, а также развитие навыков языковой интерпретации.
Интерпретация культурных особенностей: Формирование способности старшеклассников интерпретировать языковые средства с учетом культурных особенностей англоязычных стран. Это включает в себя понимание и анализ языковых нюансов, отражающих культурные аспекты.
Участие в проектной деятельности: Способствование участию студентов в межпредметных проектах, в том числе с использованием ресурсов Интернета, чтобы применять свои знания английского языка в разнообразных практических сценариях.
Эти задачи направлены на создание полноценной образовательной среды, способствующей глубокому и эффективному освоению английского языка старшеклассниками.
Структура курса:
Курс "Языковой практикум по английскому языку" построен на нелинейном принципе, используя концентрический подход. В каждом уроке представляются новые элементы содержания, и учащиеся сталкиваются с новыми требованиями, что способствует системному развитию и закреплению языковых навыков.
Методы обучения:
Программа реализует компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный подходы. В ходе обучения используются современные педагогические технологии, такие как дифференциация, индивидуализация, проектная деятельность, что позволяет достичь поставленных целей и результатов.
Место учебного предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план отводит 68 часов (из расчёта 1 учебный час в неделю) для изучения элективного курса в 10 -11 классе. Рабочая программа составлена с учетом рабочей программы воспитания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметными результатами обучения английского языка в 10-11 классах являются:
Личностные результаты:
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность,
трудолюбие, дисциплинированность;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран;
• толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей
страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты:
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими,
выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и
выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание
текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская
второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе
коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Английский язык» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Говорение, диалогическая речь
– Вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики;
– при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и
заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи»;
– выражать и аргументировать личную точку зрения;
– запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики;
– обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию. Говорение,
монологическая речь
– Формулировать несложные связные высказывания с использованием основных
коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках
тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
– передавать основное содержание прочитанного/ увиденного/услышанного;
– давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики);
– строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые
слова/план/вопросы.
Аудирование
– Понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и
жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким
нормативным произношением;
– выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных аудиотекстов
различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики,
характеризующихся четким нормативным произношением.
Чтение
– Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя
основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от
коммуникативной задачи;
– отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию
от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты.
Письмо
– Писать несложные связные тексты по изученной тематике;
– писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в
форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;
– письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел «Предметное
содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры.
Языковые навыки Орфография и пунктуация
– Владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное
содержание речи»;
– расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. Фонетическая
сторона речи
– Владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное
содержание речи»;
– владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от
коммуникативной ситуации.
Лексическая сторона речи
– Распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включенных в раздел
«Предметное содержание речи»;
– распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
– определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
– догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по
словообразовательным элементам и контексту;
– распознавать и употреблять различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности
(firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.)
. Грамматическая сторона речи
– Оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтактическими
конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей;
– употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные,
вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы),
отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах);
– употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе
с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (We moved to a new house
last year);
– употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when,
why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so, for, since, during, so that, unless;
– употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or;
– употреблять в речи условные предложения реального (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to
our school party) и нереального характера (Conditional II – If I were you, I would start learning French);
– употреблять в речи предложения с конструкцией I wish (I wish I had my own room);
– употреблять в речи предложения с конструкцией so/such (I was so busy that I forgot to phone my
parents);
– употреблять в речи конструкции с герундием: to love / hate doing something; stop talking;
– употреблять в речи конструкции с инфинитивом: want to do, learn to speak;
– употреблять в речи инфинитив цели (I called to cancel our lesson);
– употреблять в речи конструкцию it takes me … to do something;
– использовать косвенную речь;
– использовать в речи глаголы в наиболее употребляемых временных формах: Present Simple,
Present Continuous, Future Simple, Past Simple, Past Continuous, Present Perfect, Present Perfect
Continuous, Past Perfect;
– употреблять в речи страдательный залог в формах наиболее используемых времен: Present Simple,
Present Continuous, Past Simple, Present Perfect;
– употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени – to
be going to, Present Continuous; Present Simple;
– употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can/be able to, must/have to/should;
need, shall, could, might, would);
– согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого; –
употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе,
образованные по правилу, и исключения;
– употреблять в речи определенный/неопределенный/нулевой артикль;
– употреблять в речи личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные,
вопросительные местоимения;
– употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной
степенях, образованные по правилу, и исключения;
– употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также
наречия, выражающие количество (many / much, few / a few, little / a little) и наречия, выражающие
время;
– употреблять предлоги, выражающие направление движения, время и место действия.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Коммуникативные умения
Говорение, диалогическая речь
– Вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики; кратко
комментировать точку зрения другого человека;
– проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо
информации;
– обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию.
Говорение, монологическая речь
– Резюмировать прослушанный/прочитанный текст;
– обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста.
Аудирование
– Полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях;
– обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной
задачей/вопросом.
Чтение
– Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд
уточняющих вопросов.
Письмо
– Писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу.
Языковые навыки Фонетическая сторона речи
– Произносить звуки английского языка четко, естественным произношением, не допуская ярко
выраженного акцента.
Орфография и пунктуация
– Владеть орфографическими навыками;
– расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации.
Лексическая сторона речи
– Использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в
соответствии со стилем речи;
– узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы (collocations). Грамматическая
сторона речи
– Использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в
прошедшем времени (could + have done; might + have done);
– употреблять в речи структуру have/get + something + Participle II (causative form) как эквивалент
страдательного залога;
– употреблять в речи эмфатические конструкции типа It’s him who… It’s time you did smth;
– употреблять в речи все формы страдательного залога;
– употреблять в речи времена Past Perfect и Past Perfect Continuous;
– употреблять в речи условные предложения нереального характера (Conditional 3);
– употреблять в речи структуру to be/get + used to + verb;
– употреблять в речи структуру used to / would + verb для обозначения регулярных действий в
прошлом;
– употреблять в речи предложения с конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither …
nor;
– использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных
предложениях.
Содержание учебного предмета, курса
Элективный курс «Языковой практикум по английскому языку» построен на разнообразных темах социально-бытовой и социально-культурной сфер языкового общения. Тематическое построение материала соответствует типовым вариантам государственной итоговой аттестации по английскому языку в части говорения и способствует накоплению и углублению навыков устной речи обучающимися. Тексты имеют стилистически нейтральный научно-популярный формат.
ТЕМАТЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол -во часо в |
Форма заняти я |
Образовательный продукт |
Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по иностранному языку. Особенности подготовки школьников к ЕГЭ (2 часа). |
||||
1-2 |
Структура контрольноизмерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по иностранному языку. Особенности подготовки к экзамену |
2 |
Семина р |
- знать структуру экзаменационной работы в форме ЕГЭ по иностранному языку, процессуальные особенности проведения экзамена; - ознакомиться с основными трудностями подготовки к ЕГЭ по иностранному языку. |
Тема 2. Речевые умения. Говорение: монолог/ диалог. (15 часов) |
||||
3 |
Монологическая речь |
2 |
Лекция |
Развитие умений Продуцирование связанных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи/ описание, повествование, рассуждение, характеристика/ |
4-5 |
Монологическая речь |
3 |
Практик ум |
Передача основного содержания прочитанного, увиденного с выражением своего собственного мнения, оценка, аргументация. |
6-7 |
Монологическая речь |
2 |
Практи кум |
Описание двух фотографийиллюстраций к теме проекта, обосновать выбор фотографии- иллюстрации и выразить своё мнение по теме проектной работы.
|
8-9 |
Диалогическая речь |
2 |
Лекция |
Научить вести диалог этикетного характера./ участвовать в беседе официального общения/ |
10- 11 |
Диалогическая речь |
2 |
Практик ум |
Условный диалог-интервью /ответить на 5 вопросов интервьюера на актуальную тему/ |
12- 13 |
Диалогическая речь |
2 |
Практик ум |
Условный диалог-расспрос/ задать 5 вопросов / |
|
|
|
|
|
14- 15 |
Полилог |
2 |
Семина р |
Полилог в форме дискуссии, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. |
Тема 3. Чтение. Виды чтения. ( 13 часов) |
||||
16- 17 |
Чтение |
1 |
Лекция |
Понимание основного содержания событий, публикаций научно - популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы. |
18 - 19 |
Чтение |
2 |
Практик ум |
Полное и точное понимание информации прагматических текстов, публикаций научно- популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы. |
20- 21 |
Чтение |
2 |
Практик ум |
Выборочное понимание необходимой/ интересующей информации из текста статьи, проспекта, понимание структурно- смысловых связей текста. |
22- 23 |
Чтение |
2 |
Практи кум |
Множественный выбор- выбирать необходимую, интересующую информацию, просмотрев один текст или несколько коротких текстов. |
24- 25 |
Чтение |
2
|
Практик ум |
Соотнесение утверждений с информацией, данной в текстах - догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским, по словообразовательным элементам, по контексту |
26- 27 |
Чтение |
2 |
Практик ум |
Установление структурно- смысловых связей текста -разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части |
28- 29 |
Чтение |
2 |
Практик ум |
Установление логической последовательности - устанавливать логическую последовательность основных фактов текста |
Тема 4. Аудирование. Классификация текстов для аудирования.(6 часов) |
||||
30- 31 |
Аудирование/ длительность звучания одного текста до 3-4 минут/ |
2 |
Лекция |
Понимание на слух основного содержания текста монологического и диалогического характера в рамках изученных тем |
32- 33 |
Аудирование/ длительность звучания одного текста до 3-4 минут/ |
2 |
Практи кум |
Выборочное понимание на слух необходимой информации в объявлениях информационной рекламе, значимой, запрашиваемой информации из аудио- и видеотекстов |
34- 35 |
Аудирование/ длительность звучания одного текста до 3-4 минут/ |
2 |
Семина р |
Полное понимание текстов монологического и диалогического характера в наиболее типичных ситуациях повседневного и элементарного профессионального общения. |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО –
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература для учителя:
Баранова К.М., Д.Дули, В.В.Копылова, Авторская программа по английскому языку к УМК “Starlight” для учащихся 10-11классов общеобразовательных учреждений,М.:«ExpressPublishing» 2020 г., рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
Кодификатор элементов содержания по иностранному языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 г.
Письменная речь. Сборник тестов. Английский язык. Издательство «Титул» ,2022.
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
Спецификация экзаменационной работы по иностранному языку единого государственного экзамена 2022 год.
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
Учебного пособия “Эффективное говорение. Устная часть ЕГЭ по английскому языку 10-11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций» под редакцией Вербицкой М.В.
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897);
Технические и электронные средства обучения:
компьютер;
медиа класс;
мультимедиапроектор;
принтер;
CD, аудиоприложения, электронные учебники 6. презентации;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п |
Тема |
Колво часов |
|
1 |
Получение высшего образования .Преимущества. |
1 |
|
2 |
Работа и профессия ,что выбираешь? |
1 |
|
3 |
Построение карьеры |
1 |
|
4 |
Иностранные языки в работе |
1 |
|
5 |
Карьерный рост. |
1 |
|
6 |
Условия работы и договор |
1 |
|
7 |
Выбор работы |
1 |
|
8 |
Культура в обществе |
1 |
|
9 |
Искусство и литература |
1 |
|
10 |
Искусство и Музыка |
1 |
|
11 |
Искусство и Театр |
1 |
|
12 |
Кинематограф |
1 |
|
13 |
Масс медиа |
1 |
|
14 |
Традиции и обычаи |
1 |
|
15 |
Ценности общества |
1 |
|
16 |
Поведение в обществе |
1 |
|
17 |
Наш современный мир |
1 |
|
18 |
Технологический прогресс. |
1 |
|
19 |
Развитие науки |
1 |
|
20 |
Влияние науки на человечество. |
1 |
|
21 |
Достижения и цивилизации. |
1 |
|
22 |
Век технологий |
1 |
|
23 |
Польза и вред технологий |
1 |
|
24 |
Интернет и общество |
1 |
|
25 |
«Электронные компании» |
1 |
|
26 |
Современные изобретения и общество. |
1 |
|
27 |
Современное общество. |
1 |
|
28 |
Глобализация и ее влияние |
1 |
|
29 |
Политика и молодежь |
1 |
|
30 |
Национальное самосознание |
1 |
|
31 |
Роботы и человек |
1 |
|
32 |
Изменения в обществе |
1 |
|
33 |
Технологии будущего |
1 |
|
34 |
Повторение. Представление презентаций |
1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Способы выражения настоящего времени |
1 |
2 |
Путешествие и транспорт |
1 |
3 |
Способы выражения прошедшего времени |
1 |
4 |
Увлечения, спорт, игры |
1 |
5 |
Практикум |
1 |
6 |
Способы выражения будущего времени |
1 |
7 |
Взаимоотношения |
1 |
8 |
Артикль. Исчисляемые и неисчисляемые существительные |
1 |
9 |
Экология |
1 |
10 |
Практикум |
1 |
11 |
Условные предложения |
1 |
12 |
Люди и общество |
1 |
13 |
Способы сравнений |
1 |
14 |
Закон и преступления |
1 |
15 |
Практикум |
1 |
16 |
Способы выражения модальности |
1 |
17 |
Здоровье |
1 |
18 |
Страдательный залог |
1 |
19 |
Еда и напитки |
1 |
20 |
Практикум |
1 |
21 |
Инфинитив и причастие |
1 |
22 |
Образование и учеба |
1 |
24 |
Вопросы |
1 |
25 |
Погода и окружающая среда |
1 |
26 |
Практикум |
1 |
27 |
Косвенная речь |
1 |
28 |
Покупки и деньги |
1 |
29 |
Относительные придаточные предложения |
1 |
30 |
Развлечения |
1 |
31 |
Практикум |
1 |
32 |
Нереальное прошлое. Выражение желаний |
1 |
33 |
Мода и дизайн |
1 |
34 |
Инверсия. Принадлежность |
1 |
34 |
Твоя мечта и твои планы |
1 |