12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черных Галина Михайловна136
Россия, Коми респ., Прилузский район село Чёрныш
Материал размещён в группе «»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКЕ

Одно из приоритетных направлений раз­вития образования — компьютеризация образовательных учреждений, поэтому в шко­лах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т. д. Сегодня их применение на уроке — не экзотика. Однако техническое оснащение школ осуществля­ется быстрее, чем дидактическое сопровож­дение этого процесса. Речь идёт не о недо­статке, а о готовности учителя применить все имеющиеся возмож­ности на уроке.

В данном выступлении рассмотрим использова­ние на уроках электронных презентаций. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединённых одной темой и общи­ми принципами оформления.

Электронную презентацию можно рас­сматривать как дидактическое средство обу­чения. Её можно отнести и к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия — самостоятельные средства обуче­ния, а презентация — вспомогательное, ис­пользуемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.

Создание и применение на уроке элект­ронных презентаций сегодня весьма актуаль­но, как и разработка общих методических принципов для них.

Проанализируем возмож­ности использования электронных презента­ций и выделим некоторые общие правила их создания.

Попробуем определить целесообразность применения электронной презентации на уроке, проана­лизировав и сравнив использование классиче­ских средств обучения.

I группа. СРАВНИМ ЭЛЕКТРОННУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ТРАДИЦИОННУЮ ШКОЛЬНУЮ ДОСКУ.

Основным инструментом учителя на уро­ке остаётся и, наверное, всегда останется клас­сическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения, перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал — да, но полностью упразднить доску в школе нельзя, так как в этом случае теряется живое общение учителя с классом, он становится в большей степени внешним транслятором знаний. Правда, делая записи на доске, учитель тоже может только конста­тировать факты, но при этом всё же его по­зиция является активной, он вынужден вести диалог с учащимися. Щелчок мыши делает учителя более статичным, воспитывает некую профессиональную лень — учитель не имп­ровизирует на уроке, не пытается что-то по ходу объяснения уточнить на доске или даже словесно, а учащиеся задают вопрос: «Можно скопировать презентацию и не записывать материал в тетрадь?»

II группа. СРАВНИМ ЭЛЕКТРОННУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ТРАДИЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ.

Понятно, что применение любой визуаль­ной информации на занятии имеет положи­тельный эффект. Есть уроки, на которых до­статочно показа нескольких бумажных пла­катов с таблицами или портретами учёных. В таком случае готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, неце­лесообразно, использование мультимедийной тех­ники в данном случае не оправдано теми усилиями, которые учитель прилагает при подготовке к уроку. Если же на уроке необхо­димо использовать несколько перечисленных средств в комплексе, если имеющиеся табли­цы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация — разумное современное решение вопроса.

Использование таблиц и схем в неболь­шом количестве предпочтительно в виде пла­катов, так как внимание учащихся сконцент­рировано на данных объектах. Если необхо­димо показать три плаката и более, то их частая сменяемость и трудности вывешива­ния могут быть отнесены к недостаткам уро­ка, в этом случае предпочтение можно отдать презентации.

III группа. СРАВНИМ ЭЛЕКТРОННУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ТРАДИЦИОННЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Учителя на уроках часто раздают карточки с заданиями, т. е. предварительно заготовлен­ный раздаточный материал. Однозначно можно сказать, что их использование позво­ляет учащимся лучше сосредоточиться, не переводить взгляд с тетради на экран. Про­ецировать условие задачи слайдом на экран нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи — весьма ло­гично. Тесты также не следует проецировать на экран, нельзя и записывать тестовые зада­ния на доске.

Презентации могут заменить практически все средства обучения. Её примене­ние уместно, потому что не переключает внимание учащихся на техниче­ские паузы: вывешивание плаката, включе­ние кодоскопа, видеомагнитофона и т. д. Необходимо оговориться, что положитель­ный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не один раз, а сис­тематически.

РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

I группа. Демонстрация слайда 3. Посмотрите на слайд и скажите, что бы вы изменили.

Желательно не перегружать слайды текстом.

Лучше разместить на них даты, имена, термины.

Можно оставить вводные слова и краткие тезисы.

Анимация не должна быть слишком активной.

II группа. Демонстрация слайда 6. Посмотрите на слайд и скажите, что бы вы изменили.

Стихи лучше декламировать, чем записывать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение хорошо воспринимается.

Активный фон отвлекает и плохо воспринимается информация на таком фоне.

III группа. Демонстрация слайда 9. Посмотрите на слайд и скажите, что бы вы изменили.

Используемые на слайдах иллюстрации должны быть реалистичными, а их масштаб обдуман заранее.

Ядовито-зеленый цвет заливки, на котором написана информация, отвлекает. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.

Уже появились и противоположные примеры. Приведу пример урока с использованием электронной презентации. Учитель составил её в виде воп­росов, схем, применил эффектную анимацию и даже изображения весёлых человечков. Весь урок был проведён в форме фронтальной беседы, виртуозные вопросы учителя позво­ляли учащимся догадываться, что будет на следующем слайде. Слайды представляли со­бой выводы из фронтальной беседы. Незамет­но появилась новая для учеников информа­ция, которую они также усваивали в ходе беседы. Школьники ничего не записывали, так как все слайды учитель предложил им в электронном или распечатанном виде.

Из сказанного выше можно сделать первый вывод — любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помо­гающие усвоить содержание урока. Это зна­чит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся, и для учителя, не отвлекать внима­ние школьников на внешнее оформление.

Можно выделить и положительные, и отрицательные стороны применения презента­ций по сравнению с использованием тради­ционных средств обучения. Мы проанализировали некоторые из них.

Весь урок, по нашему мнению, не должен быть завязан на презентации. Слайды презен­тации можно использовать во время объяс­нения, закрепления или создания проблем­ной ситуации на уроке.

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, до­ступности, наглядности.

Технику необходимо установить так, что­бы она не мешала свободному перемещению учащихся и учителя и не исключала возмож­ность работы с доской. Наверное, идеальный вариант — наличие в классе интерактивной доски, но опыт работы с ней ещё не слишком большой и пока не может быть обобщён.

Успехов в работе! (слайд 11, 12)

Целями использова­ния презентации на уроке могут быть:

• актуализация знаний;

• сопровождение объяснения нового ма­териала;

• первичное закрепление знаний;

• обобщение и систематизация знаний.

Во-первых, желательно не перегружать слайды текстом. Лучше разместить на них даты, имена, термины, которые учащиеся час­то просят повторить при записи материала. Для уменьшения текста можно убрать вводные слова и оставить лишь краткие тезисы. Во-вторых, используемые на слайдах иллюстра­ции должны быть реалистичными, а их мас­штаб обдуман заранее.

Обобщая опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить ещё некоторые рекомендации, которые предосте­регут учителей от ряда неудач.

Анимация не должна быть слишком ак­тивной. Особенно нежелательны такие эф­фекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т. д.

Стихи лучше декламировать, чем запи­сывать на слайде презентации, зато неболь­шой эпиграф или изречение хорошо воспри­нимается учащимися в презентации.

Ядовито-зелёный цвет заливки, отвлекает от самих формул. Плохо смотрятся тёмные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.

Звуковое сопровождение совершенно излишне. Даже если звучит тихая фоновая музыка, она создаёт излишний шум и мешает объяснению учителя. Исключением являются видеофрагменты, которые учитель не ком­ментирует во время просмотра. Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими практической работы, но здесь не важно, из какого источника идёт звук, поэтому, наверное, лучше использовать магнитофон.

Вместе с тем в электронной презентации удобнее ис­пользовать небольшие видеофрагменты (не более 4-5 мин). Видеофильм продолжитель­ностью 20-30 мин лучше включить в урок отдельно как основную часть его сценария.

Таким образом, не на каждом уроке при­менение презентации целесообразно.

Рассмотрим каждый вариант подробно.

Актуализация знаний чаще проходит в ви­де беседы с учащимися. Вопросы такой бесе­ды целесообразно дополнить слайдами, но не в виде простого текста. Они могут быть пред­ставлены как небольшой видеоряд, фотогра­фии демонстрационных опытов, проведён­ных ранее, рисунки из учебника, требующие комментария и т. д. Для того чтобы учащиеся лучше вспомнили изученный материал, мож­но привести 1-2 слайда из предыдущей пре­зентации (если таковая была), причём их оформление не стоит резко менять под новый фон — так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, так как при этом теряются эффект значимости ответов самих учащихся, их не­предсказуемость, а беседа пойдёт в русле «уга­дай следующий слайд (ответ)».

При объяснении нового материала воз­можности самой презентации и её оформле­ния наиболее обширны. Последовательность показа и логика построения слайдов зависят от содержания изучаемого материала, особен­ностей его восприятия учащимися данного класса, индивидуальности учителя. Стиль мо­жет определяться даже взаимоотношениями учителя и учащихся, но некоторые общие правила всё-таки можно выделить.

Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, целесообразно выделить ярче, оригинальнее, это позволяет включить ассоциативную зрительную память учащихся. Учителя знают, что такой материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме. Даже яркий демонстраци­онный опыт, показанный однажды, забыва­ется в деталях, поэтому его можно повторить в виде фотографии, видеофрагмента, мультипликационной схемы. Здесь слайды презен­тации незаменимы.

Не обязательно всё объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Учи­тель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей. При этом на слайде презентации может остаться только название опыта, вещества или объекта, мо­дель которого демонстрируется, либо проек­тор может быть на время отключён (объектив закрыт крышкой), чтобы полностью сфоку­сировать внимание только на эксперименте. При длительном объяснении, особенно в классе, где много учащихся с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 мин), сопровож­дающийся музыкой. Он может и не нести важной химической информации, но обязательно должен быть связан с темой урока.

Первичное закрепление материала обыч­но проводят в виде беседы или выполнения заданий. В первом случае материал, предъяв­ляемый для вопросов, может быть оформлен на слайдах презентации. Кроме него и самих вопросов уместно также предложить некий обобщённый материал по ответам учащихся. Можно предложить школьникам для повторе­ния и дальнейшего самостоятельного ком­ментирования несколько слайдов презента­ции, использовавшейся при объяснении но­вого материала, но это должен быть наиболее значимый материал. Во втором случае предпочтительнее использовать индивидуальные карточки, а на слайде презентации показать правильное решение.

Если презентация предусмотрена на всех этапах урока, то части её лучше выделить различным фоном, вместе с тем стиль оформ­ления должен восприниматься как единое целое. Важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не сделать его мо­нотонным и однообразным.

Обобщению и систематизации знаний, как правило, посвящают отдельный урок. Нам кажется, что нет смысла проводить его с использованием электронной презентации, если при изучении обобщаемой темы этот вид наглядности ни разу не использовался. В этом случае учащи­еся будут обращать больше внимания на фор­му, а не на содержание урока. В презентацию обобщающего урока мож­но включить схемы, таблицы, диаграммы. Фрагменты использованных ранее слайдов презентации можно перегруппировать с це­лью проведения сравнения или анализа ма­териала. Видеофрагменты, демонстрирующие применение тех или иных изученных объек­тов или их распространение в природе, оживляют урок и актуализируют знания школьников.

Презентация, используемая на уроке обоб­щения, не обязательно должна отличаться стройной логикой, она может представлять собой отдельные наборы слайдов, которые применялись на предыдущих уроках. В этом случае можно использовать различные фоны и элементы анимации, так как данная элект­ронная презентация не является единым це­лым и включается в урок с перерывами.

СОСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ УЧАЩИМИСЯ - ОДИН ИЗ ВИДОВ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Учителя часто дают учащимся задание на­писать реферат. Обучение написанию рефе­рата не входит в обязательные задачи учите­ля химии. Этим занимаются, как правило, школьные научные общества, которые сущест­вуют далеко не в каждой школе. Чаще всего учащиеся сдают учителю некачественно сде­ланные рефераты большого объёма — кон­спекты 1-2 книг или материалы, взятые из Интернета, которые не всегда даже формати­руют. Такие рефераты, особенно если их сда­ют сразу 5-10 человек, учитель не в состоя­нии досконально проверить, исправить и обсудить с авторами, иногда они остаются вовсе не прочитанными, а только просмот­ренными учителем. Это ослабляет интерес учащихся к работе такого рода и снижает её результативность.

Значительно более интересно для совре­менных школьников создание электронных презентаций. Ученические презентации могут быть посвящены истории открытия того или иного вещества, использованию веществ в быту, проведению домашнего эксперимента и т. д. Учитель даёт учащимся тему и предла­гает создать презентацию (не более 7—10 слай­дов) и разработать к слайдам соответствую­щие комментарии. Если обычно презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведённой работе, то в данном случае она является главной целью работы.

Можно предложить учащимся примерно такие правила: 2-3 фотографии или рисунка на слайде, минимальный текст на слайдах, основной текст, но также небольшого объё­ма, — в комментарии. Оформление можно оставить на усмотрение ученика, но стиль лучше обговорить заранее, особенно если учитель предполагает включить приготовлен­ную презентацию в канву урока. Эти требо­вания не должны быть жёсткими, они могут звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию учащихся.

При выполнении таких домашних зада­ний учащиеся осваивают работу с компьюте­ром, причём в одной из самых распространён­ных сейчас программ PowerPoint, учатся вы­бирать главное, кратко выражать свою мысль. Доклады и рефераты, которые готовят учащи­еся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно включить в объяснение учителя, представить в виде визуального ряда при проверке домаш­него задания — на это потребуется мало вре­мени. Опыт также показывает, что учащиеся с удовольствием смотрят новые презентации на перемене. Зная, что работа будет востре­бована, учащиеся более серьёзно относятся к домашнему заданию.

Есть и другая польза от домашних заданий такого рода. Учитель, начавший работу по созданию презентаций к своим урокам, обя­зательно столкнётся с нехваткой интересных изображений, видеофрагментов и т. д., по­этому ему необходимо создать банк подоб­ных материалов по предмету. В химии это фотографии образцов веществ и приборов, видеозаписи химического эксперимента, ил­люстрации использования веществ в промышленности и быту, портреты учёных и др. Создание такого банка — процесс довольно трудоёмкий, и учащиеся здесь — первые по­мощники.

Опубликовано в группе «»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.