ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА УРОКЕ
Одно из приоритетных направлений развития образования — компьютеризация образовательных учреждений, поэтому в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т. д. Сегодня их применение на уроке — не экзотика. Однако техническое оснащение школ осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. Речь идёт не о недостатке, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности на уроке.
В данном выступлении рассмотрим использование на уроках электронных презентаций. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединённых одной темой и общими принципами оформления.
Электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения. Её можно отнести и к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия — самостоятельные средства обучения, а презентация — вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.
Создание и применение на уроке электронных презентаций сегодня весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.
Проанализируем возможности использования электронных презентаций и выделим некоторые общие правила их создания.
Попробуем определить целесообразность применения электронной презентации на уроке, проанализировав и сравнив использование классических средств обучения.
I группа. СРАВНИМ ЭЛЕКТРОННУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ТРАДИЦИОННУЮ ШКОЛЬНУЮ ДОСКУ.
Основным инструментом учителя на уроке остаётся и, наверное, всегда останется классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения, перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал — да, но полностью упразднить доску в школе нельзя, так как в этом случае теряется живое общение учителя с классом, он становится в большей степени внешним транслятором знаний. Правда, делая записи на доске, учитель тоже может только констатировать факты, но при этом всё же его позиция является активной, он вынужден вести диалог с учащимися. Щелчок мыши делает учителя более статичным, воспитывает некую профессиональную лень — учитель не импровизирует на уроке, не пытается что-то по ходу объяснения уточнить на доске или даже словесно, а учащиеся задают вопрос: «Можно скопировать презентацию и не записывать материал в тетрадь?»
II группа. СРАВНИМ ЭЛЕКТРОННУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ТРАДИЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ.
Понятно, что применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект. Есть уроки, на которых достаточно показа нескольких бумажных плакатов с таблицами или портретами учёных. В таком случае готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно, использование мультимедийной техники в данном случае не оправдано теми усилиями, которые учитель прилагает при подготовке к уроку. Если же на уроке необходимо использовать несколько перечисленных средств в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация — разумное современное решение вопроса.
Использование таблиц и схем в небольшом количестве предпочтительно в виде плакатов, так как внимание учащихся сконцентрировано на данных объектах. Если необходимо показать три плаката и более, то их частая сменяемость и трудности вывешивания могут быть отнесены к недостаткам урока, в этом случае предпочтение можно отдать презентации.
III группа. СРАВНИМ ЭЛЕКТРОННУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ТРАДИЦИОННЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Учителя на уроках часто раздают карточки с заданиями, т. е. предварительно заготовленный раздаточный материал. Однозначно можно сказать, что их использование позволяет учащимся лучше сосредоточиться, не переводить взгляд с тетради на экран. Проецировать условие задачи слайдом на экран нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи — весьма логично. Тесты также не следует проецировать на экран, нельзя и записывать тестовые задания на доске.
Презентации могут заменить практически все средства обучения. Её применение уместно, потому что не переключает внимание учащихся на технические паузы: вывешивание плаката, включение кодоскопа, видеомагнитофона и т. д. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не один раз, а систематически.
РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ
I группа. Демонстрация слайда 3. Посмотрите на слайд и скажите, что бы вы изменили.
Желательно не перегружать слайды текстом.
Лучше разместить на них даты, имена, термины.
Можно оставить вводные слова и краткие тезисы.
Анимация не должна быть слишком активной.
II группа. Демонстрация слайда 6. Посмотрите на слайд и скажите, что бы вы изменили.
Стихи лучше декламировать, чем записывать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение хорошо воспринимается.
Активный фон отвлекает и плохо воспринимается информация на таком фоне.
III группа. Демонстрация слайда 9. Посмотрите на слайд и скажите, что бы вы изменили.
Используемые на слайдах иллюстрации должны быть реалистичными, а их масштаб обдуман заранее.
Ядовито-зеленый цвет заливки, на котором написана информация, отвлекает. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.
Уже появились и противоположные примеры. Приведу пример урока с использованием электронной презентации. Учитель составил её в виде вопросов, схем, применил эффектную анимацию и даже изображения весёлых человечков. Весь урок был проведён в форме фронтальной беседы, виртуозные вопросы учителя позволяли учащимся догадываться, что будет на следующем слайде. Слайды представляли собой выводы из фронтальной беседы. Незаметно появилась новая для учеников информация, которую они также усваивали в ходе беседы. Школьники ничего не записывали, так как все слайды учитель предложил им в электронном или распечатанном виде.
Из сказанного выше можно сделать первый вывод — любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. Это значит, что урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся, и для учителя, не отвлекать внимание школьников на внешнее оформление.
Можно выделить и положительные, и отрицательные стороны применения презентаций по сравнению с использованием традиционных средств обучения. Мы проанализировали некоторые из них.
Весь урок, по нашему мнению, не должен быть завязан на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создания проблемной ситуации на уроке.
Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.
Технику необходимо установить так, чтобы она не мешала свободному перемещению учащихся и учителя и не исключала возможность работы с доской. Наверное, идеальный вариант — наличие в классе интерактивной доски, но опыт работы с ней ещё не слишком большой и пока не может быть обобщён.
Успехов в работе! (слайд 11, 12)
Целями использования презентации на уроке могут быть:
• актуализация знаний;
• сопровождение объяснения нового материала;
• первичное закрепление знаний;
• обобщение и систематизация знаний.
Во-первых, желательно не перегружать слайды текстом. Лучше разместить на них даты, имена, термины, которые учащиеся часто просят повторить при записи материала. Для уменьшения текста можно убрать вводные слова и оставить лишь краткие тезисы. Во-вторых, используемые на слайдах иллюстрации должны быть реалистичными, а их масштаб обдуман заранее.
Обобщая опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить ещё некоторые рекомендации, которые предостерегут учителей от ряда неудач.
Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т. д.
Стихи лучше декламировать, чем записывать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение хорошо воспринимается учащимися в презентации.
Ядовито-зелёный цвет заливки, отвлекает от самих формул. Плохо смотрятся тёмные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.
Звуковое сопровождение совершенно излишне. Даже если звучит тихая фоновая музыка, она создаёт излишний шум и мешает объяснению учителя. Исключением являются видеофрагменты, которые учитель не комментирует во время просмотра. Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими практической работы, но здесь не важно, из какого источника идёт звук, поэтому, наверное, лучше использовать магнитофон.
Вместе с тем в электронной презентации удобнее использовать небольшие видеофрагменты (не более 4-5 мин). Видеофильм продолжительностью 20-30 мин лучше включить в урок отдельно как основную часть его сценария.
Таким образом, не на каждом уроке применение презентации целесообразно.
Рассмотрим каждый вариант подробно.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно дополнить слайдами, но не в виде простого текста. Они могут быть представлены как небольшой видеоряд, фотографии демонстрационных опытов, проведённых ранее, рисунки из учебника, требующие комментария и т. д. Для того чтобы учащиеся лучше вспомнили изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причём их оформление не стоит резко менять под новый фон — так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, так как при этом теряются эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдёт в русле «угадай следующий слайд (ответ)».
При объяснении нового материала возможности самой презентации и её оформления наиболее обширны. Последовательность показа и логика построения слайдов зависят от содержания изучаемого материала, особенностей его восприятия учащимися данного класса, индивидуальности учителя. Стиль может определяться даже взаимоотношениями учителя и учащихся, но некоторые общие правила всё-таки можно выделить.
Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, целесообразно выделить ярче, оригинальнее, это позволяет включить ассоциативную зрительную память учащихся. Учителя знают, что такой материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме. Даже яркий демонстрационный опыт, показанный однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить в виде фотографии, видеофрагмента, мультипликационной схемы. Здесь слайды презентации незаменимы.
Не обязательно всё объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Учитель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей. При этом на слайде презентации может остаться только название опыта, вещества или объекта, модель которого демонстрируется, либо проектор может быть на время отключён (объектив закрыт крышкой), чтобы полностью сфокусировать внимание только на эксперименте. При длительном объяснении, особенно в классе, где много учащихся с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 мин), сопровождающийся музыкой. Он может и не нести важной химической информации, но обязательно должен быть связан с темой урока.
Первичное закрепление материала обычно проводят в виде беседы или выполнения заданий. В первом случае материал, предъявляемый для вопросов, может быть оформлен на слайдах презентации. Кроме него и самих вопросов уместно также предложить некий обобщённый материал по ответам учащихся. Можно предложить школьникам для повторения и дальнейшего самостоятельного комментирования несколько слайдов презентации, использовавшейся при объяснении нового материала, но это должен быть наиболее значимый материал. Во втором случае предпочтительнее использовать индивидуальные карточки, а на слайде презентации показать правильное решение.
Если презентация предусмотрена на всех этапах урока, то части её лучше выделить различным фоном, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не сделать его монотонным и однообразным.
Обобщению и систематизации знаний, как правило, посвящают отдельный урок. Нам кажется, что нет смысла проводить его с использованием электронной презентации, если при изучении обобщаемой темы этот вид наглядности ни разу не использовался. В этом случае учащиеся будут обращать больше внимания на форму, а не на содержание урока. В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Фрагменты использованных ранее слайдов презентации можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа материала. Видеофрагменты, демонстрирующие применение тех или иных изученных объектов или их распространение в природе, оживляют урок и актуализируют знания школьников.
Презентация, используемая на уроке обобщения, не обязательно должна отличаться стройной логикой, она может представлять собой отдельные наборы слайдов, которые применялись на предыдущих уроках. В этом случае можно использовать различные фоны и элементы анимации, так как данная электронная презентация не является единым целым и включается в урок с перерывами.
СОСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ УЧАЩИМИСЯ - ОДИН ИЗ ВИДОВ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Учителя часто дают учащимся задание написать реферат. Обучение написанию реферата не входит в обязательные задачи учителя химии. Этим занимаются, как правило, школьные научные общества, которые существуют далеко не в каждой школе. Чаще всего учащиеся сдают учителю некачественно сделанные рефераты большого объёма — конспекты 1-2 книг или материалы, взятые из Интернета, которые не всегда даже форматируют. Такие рефераты, особенно если их сдают сразу 5-10 человек, учитель не в состоянии досконально проверить, исправить и обсудить с авторами, иногда они остаются вовсе не прочитанными, а только просмотренными учителем. Это ослабляет интерес учащихся к работе такого рода и снижает её результативность.
Значительно более интересно для современных школьников создание электронных презентаций. Ученические презентации могут быть посвящены истории открытия того или иного вещества, использованию веществ в быту, проведению домашнего эксперимента и т. д. Учитель даёт учащимся тему и предлагает создать презентацию (не более 7—10 слайдов) и разработать к слайдам соответствующие комментарии. Если обычно презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведённой работе, то в данном случае она является главной целью работы.
Можно предложить учащимся примерно такие правила: 2-3 фотографии или рисунка на слайде, минимальный текст на слайдах, основной текст, но также небольшого объёма, — в комментарии. Оформление можно оставить на усмотрение ученика, но стиль лучше обговорить заранее, особенно если учитель предполагает включить приготовленную презентацию в канву урока. Эти требования не должны быть жёсткими, они могут звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию учащихся.
При выполнении таких домашних заданий учащиеся осваивают работу с компьютером, причём в одной из самых распространённых сейчас программ PowerPoint, учатся выбирать главное, кратко выражать свою мысль. Доклады и рефераты, которые готовят учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно включить в объяснение учителя, представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания — на это потребуется мало времени. Опыт также показывает, что учащиеся с удовольствием смотрят новые презентации на перемене. Зная, что работа будет востребована, учащиеся более серьёзно относятся к домашнему заданию.
Есть и другая польза от домашних заданий такого рода. Учитель, начавший работу по созданию презентаций к своим урокам, обязательно столкнётся с нехваткой интересных изображений, видеофрагментов и т. д., поэтому ему необходимо создать банк подобных материалов по предмету. В химии это фотографии образцов веществ и приборов, видеозаписи химического эксперимента, иллюстрации использования веществ в промышленности и быту, портреты учёных и др. Создание такого банка — процесс довольно трудоёмкий, и учащиеся здесь — первые помощники.