Электронный образовательный ресурс «Полезные ископаемые» (география, 6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по теме
«Полезные ископаемые».
Класс: 6
Предмет: география
Ефимова О.П., учитель географии
Цель: формирование знаний о видах и способах добычи полезных ископаемых, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между способом добычи полезных ископаемых и видом полезного ископаемого; углубление знаний о полезных ископаемых Тульской области.
Задачи, поставленные перед учащимися:
Познакомить с видами полезных ископаемых
Познакомиться со способами добычи различных видов полезных ископаемых.
Выявить взаимосвязь между способом добычи полезных ископаемых и видом полезного ископаемого.
Расширить знания о полезных ископаемых Тульской области.
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Учитель. Прослушайте эти загадки и скажите, чему будет посвящен наш сегодняшний урок.
Из него медали льют
И за подвиг, и за труд.
И колечки, и серёжки,
Часики, браслеты, брошки.
(Золото)
Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
(Уголь)
Учитель. Сегодня мы посвятим урок полезным ископаемым, поиску и изучению способов добычи полезных ископаемых(слайд 1).
Учитель. Давайте познакомимся со структурой нашего сегодняшнего урока (слайд 2).
Вопросы для учащихся. Какие цели вы можете перед собой поставить, изучая эту тему (слайд 3)?
Учитель. В ходе работы я предлагаю вам заполнять таблицу самоанализа знаний. Над ликвидацией пробелов в знаниях по графе 3 вы можете самостоятельно поработать дома, используя дополнительные источники информации.
(Пустые таблицы заранее приготовлены на партах)
Я знал |
Я узнал |
Я хочу узнать |
Учитель. Перед тем, как перейти к изучению нашей темы давайте вспомним, что мы знаем о полезных мскопаемых (слайд 4).
Дети читают вопросы со слайда и отвечают на них (фронтально).
Как вы понимаете термин «полезные ископаемые» (Слайд 4)?Проверка (слайд 5).
На какие группы можно разделить полезные ископаемые (Слайд 4)?Проверка (слайд 6).
Какие полезные ископаемые Тульской области вы знаете (слайд 4)? Проверка (слайд 7).
3. Изучение нового материала (возврат к слайду 2).
Вопросы для учащихся.Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны? Как добывают такие полезные ископаемые как песок, известняк. Можно ли таким образом добывать глубоко залегающие полезные ископаемые?
Учитель. Этот способ добычи называется карьерным.
Вопросы для учащихся.Каким образом добываются глубоко залегающие полезные ископаемые, например уголь?
Учитель. Этот способ добычи называется шахтный.
Вопросы для учащихся.А какой способ добычи можно использовать при разработке полезных ископаемых, залегающих мощными пластами, начинающимися на небольшой глубине, а заканчивающимися на больших глубинах?
Учитель. Это открыто-подземный или комбинированный способ добычи.
Вопросы для учащихся. Какие типы полезных ископаемых можно добывать таким способом? А как добывают жидкие или газообразные полезные ископаемые?
Учитель. Есть еще два способа добычи. Это добыча со дна моря и так называемые «другие способы добычи».
Ну а теперь подробнее рассмотрим каждый способ. (Слайд 8) Открытый способ представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Минеральные ресурсы, которые находятся на поверхности земной коры или же залегают неглубоко в недрах, добываются открытым способом. Открытый способ добычи полезных ископаемых представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Размеры таких разрезов и карьеров зависят от обширности месторождения и глубины залегания полезных ископаемых. При помощи открытого способа в основном добывают сырье, используемое для строительства: известняк, песок, мел и тому подобное (слайд9). Также открытым способом добывают торф, некоторые виды угля, также железные и медные руды.
Вопросы для учащихся. Какие полезные ископаемые добывают открытым способом на территории Тульской области? Какие карьеры Тульской области вам известны?
Учитель. Твердые полезные ископаемые, которые залегают на большой глубине в недрах земли, добывают с помощью сооружения подземных шахт (слайд 10). Чаще всего таким способом добывается уголь.
Вопросы для учащихся. Шахтный способ добычи полезных ископаемых считается наиболее опасным для жизни сотрудников таких предприятий. Почему? Ведется ли шахтный способ добычи на территории Тульской области? Какие полезные ископаемые области добывают в шахтах?
Учитель. Полезные ископаемые жидкого и газообразного типа извлекают из земли путем бурения специальных скважин, откуда полезные ископаемые поступают на поверхность по трубам (слайд 11). Для добычи полезных ископаемых определенного вида используют дополнительные методы. К примеру, для добычи соли ее растворяют под землей путем подачи в скважину воды. А такое сырье, как сера, предварительно расплавляется под действием горячего пара, подающегося через скважину.
Интересным является способ добычи полезных ископаемых со дна моря (слайд 12). В середине 1960 –х годов при исследовании морского дна обнаружили, что его поверхность может содержать значительное количество конкреций – шаровидных тел, размером от нескольких сантиметров, до 20-30 сантиметров в диаметре, представляющих собой металлы и их соединения. Конкреции образуются из-за того, что на больших глубинах многие растворенные в воде соединения металлов выпадают в осадок. В таких конкрециях обнаружены: железо, марганец, медь, титан, кобальт, никель и многие другие металлы.
Вопросы для учащихся. Как вы думаете, данный способ добычи широко распространен сейчас? Почему? А в перспективе? Он будет дорогим или дешевым? Почему?
Учитель: Ученые уже нашли способы добычи подобных конкреций. Скорее всего, данное направление будет развиваться, так как их запасы составляют миллионы, а по некоторым данным триллионы тонн.
Интересна группа так называемых «других способов добычи» (слайд 13). Это собранные воедино разнообразные и достаточно редко используемые способы добычи. Так при добыче некоторых цветных металлов в горнодобывающем деле используется вода, точнее примеси из подземных вод. Именно таким образом добывается литий – его находят в подземных водах, где он растворен и находится в минеральной оде в виде соединений. Также можно встретить месторождения подземных вод, из которых осаждают медь. Ярким таки примером является Дегтярский рудник на Урале. Медь растворяется в подземных водах под действием бактерий, способных растворять соединения меди с серой, превращая их в медный купорос.
Вопросы для учащихся. Как вы думаете, эти способы добычи дешевые или дорогие? Почему человек не отказывается от столь сложных способов?
Учитель. Ежегодно разрабатываются новые способы добычи полезных ископаемых. Развитие современных технологий способствует появлению новых методов и оборудования для добычи тех или иных полезных ископаемых.
Вопросы для учащихся. Почему человек продолжает осваивать новые способы добычи полезных ископаемых? Все ли страны одинаково обеспечены полезными ископаемыми? Обеспечена ли ими наша страна? Давайте рассмотрим карту «Полезные ископаемые России» и определим наиболее распространенные полезные ископаемые нашей страны.
Закрепление изученного материала проводится в игровой форме. «Звездный час» - слайды с 16 по 25.
Вопросы:
Что такое полезные ископаемые? (Горные породы, используемые человеком в своей хозяйственной деятельности)
Что такое топливные полезные ископаемые? (Горные породы, которые могут гореть)
Какой вид углей добывался на территории Тульской области? (Бурый уголь)
Что такое руды? (Горные породы, в состав которых входит метал)
Каково второе название закрытого способа добычи полезных ископаемых? (Шахтный)
Какие полезные ископаемые добывают путем бурения скважин? (Нефть и газ)
Перечислите нерудные полезные ископаемые? (Гранит, базальт, мрамор, глина, песок, соль)
Что такое геологическая разведка? (Процесс поиска полезных ископаемых)
Какой способ добычи полезных ископаемых наиболее опасен для человека? (Шахтный)
Возврат к слайду №2
Рефлексия. Подведение итогов.
Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока по правилу «5 – Я». По цепочке каждый из вас заканчивает предложение. Предлагаю вам начальные фразы для 5 предложений: Я знал…. Я удивлен…. Я считаю… Я узнал…. Я хочу узнать…
А теперь давайте вернемся к нашей таблице. Проанализируйте ее самостоятельно. Постарайтесь дома при помощи дополнительных источников информации найти ответы на вопросы, представленные вами в третьей колонке. Ответы на многие из них можете найти в представленных на слайде источниках информации (слайд 26). На следующем уроке мы их обязательно обсудим.
Выставление оценок за работу на уроке./data/files/g1476799359.ppt (презентация к уроку "Полезные ископаемые")