Урок по теме «Элементы одежды и быта русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
План-конспект открытого урока
учителя технологии Павловой Л.Н.
Тема: «Элементы одежды и быта русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Цель: подтвердить, что в конце XVIII – начале XIX века русский костюм состоял из элементов русской и европейской одежды на примере любимого пушкинского произведения «Евгений Онегин».
Задачи:
- рассмотреть костюмы и быт персонажей, описание которых встречается в романе «Евгений Онегин»;
- сопоставить элементы одежды начала XIX века с элементами современного костюма;
- сопоставить быт персонажей романа с современными условиями;
- воспитывать интерес к русскому историческому костюму.
Тип занятия: комбинированный.
Методы:
- Тестирование.
Межпредметные связи: история костюма, литература.
Материально-техническое оснащение:
- Презентация репродукций картин, иллюстраций, рисунков костюмов дворян начала XIX века (женский и мужской вариант);
- Куклы в костюмах начала XIX века.
- Текст романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,
- Музыкальное сопровождение.
Основные понятия: европейский костюм, панталоны, фрак, жилет, редингот, макинтош, халат, туфли, парик, очки, рубаха, шарф, берет, тулуп, колпак, боливар.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ (45 мин.)
№ п/п |
Этапы занятия |
Время (мин) |
I |
Организационный |
2 |
II |
Введение в тему, постановка проблемы |
3 |
III |
Сообщения обучающихся, сопровождающиеся презентацией |
20 |
IV |
Тестовое задание, итог |
10 |
V |
Рефлексия урока |
5 |
VI |
Подведение итогов, задание на дом |
5 |
ХОД УРОКА
I. Организационный
- Проверка явки обучающихся.
- Проверка готовности к уроку.
II. Введение в тему, постановка проблемы
Преобразователь Пётр I распространил новую реформу и на одежду. В 1714 году он издал указ: «Всякого чина людям, кроме духовенства и пашенных крестьян, носить платье саксонское, а русское не носить, не делать и им не торговать». Поэтому европейская одежда стала быстро распространяться в городах, в провинции она приживалась с трудом. После смерти Петра I идет интенсивный возврат к старым фасонам.
(Звучит музыка Чайковского «Бал в Петербурге» из оперы «Евгений Онегин»).
Каким образом историческая эпоха влияла на подбор элементов одежды и быт различных слоёв русского общества (на примере одежды и быта героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)?
III. Сообщения обучающихся, сопровождающиеся презентацией
-
- Влияние европейской моды на русскую одежду начала XIX века.
В начале XIX века в русском высшем обществе всё явственнее проявляется влияние европейской, особенно английской и французской моды. Александр Сергеевич, знакомя нас с Онегиным, замечает в нём «как dandy лондонский одет».
И продолжает:
«В последнем вкусе туалетом
Заняв ваш любопытный взгляд,
Я мог бы пред учёным светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б, это было смело,
Описывать моё же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет»…
«Здесь кажут франты записные
Своё нахальство, свой жилет…».
-
- Мужской костюм «пушкинского» времени.
Мужчины носили белоснежные рубашки с жёстко накрахмаленным воротником, шею повязывали галстуком-платком или шарфом, завязанным бантом или пышным узлом, концы которого заправлялись в жилет. Поверх надевали фрак – чёрный в деловой жизни, а для праздников, балов – цветной.
К этому времени короткие штаны – кюлоты сменили на панталоны, которые на щиколотках закрепляли штрипками. Панталоны были всегда светлее фрака и поддерживались подтяжками. Вместо пальто носили сюртук (прообраз современного пиджака), который начинает вытеснять из повседневности фрак.
На портрете А.С. Пушкина, выполненном художником Соколовым, он изображён в застёгнутом на все пуговицы сюртуке.
Из верхней одежды отметим редингот – полупальто, гаррики (каррики) – по имени лондонского актёра Гаррика – пальто, имевшее до 10 воротников, которые рядами спускались до пояса (показать).
Читаем в романе: «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник».
Входит в моду макинтош – осеннее пальто из прорезиненной ткани (от имени её изобретателя – Макинтоша). Татьяна думает об Онегине: «Москвич в Гарольдовом плаще»…
-
- Домашняя одежда состоятельных людей в романе «Евгений Онегин».
Дома состоятельные люди обычно носили красивые халаты.
В романе отец Татьяны:
«А сам в халате ел и пил».
Мать Татьяны:
«И обновила наконец на вате шлафор и чепец».
И вдруг Онегину «Вбегает
К нему слуга француз Гильо,
Халат и туфли предлагает
И подаёт ему бельё».
О Ленском:
«В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стёганый халат»…
-
- «Наряд» Онегина.
В рукописи сохранилось описание одежды Онегина:
«…………Только вряд
Вы носите такой наряд:
Носил он русскую рубашку,
Платок шелковый кушаком,
Армяк татарский нараспашку
И шляпу с кровлею, как дом»…
-
- Аксессуары к костюму начала XIX века.
Самым распространённым головным убором «пушкинского» времени был цилиндр. Его изобрели в Англии в конце XVIII века. Носили также шапокляк – складной цилиндр, изобретённый во Франции. В первой половине XIX века в моду вошла широкополая шляпа – боливар.
Читаем в романе:
«Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар»…
Сам поэт тоже носил боливар.
Мужчины также носили парики:
«Приехал и мосье Трике,
…………………………..
В очках и в рыжем парике».
«Об ней, поправя свой парик,
Осведомляется старик».
Непременной принадлежностью к костюму стали перчатки, трость и часы на цепочке, а также лорнет. Читаем у Пушкина:
«…………..Онегин входит,
……………………………..
Двойной лорнет скосясь наводит»…
В начале XIX века стали модными пенсне и монокли, а также перстни с камнями. Многие мужчины, подобно женщинам, ухаживали за своими ногтями. По воспоминаниям современников у самого поэта были длинные, ухоженные ногти.
«Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей».
-
- Убранство кабинета Евгения Онегина.
В описании кабинета Онегина мы читаем:
«Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в гранёном хрустале;
Гребёнки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щётки тридцати родов
И для ногтей и для зубов».
-
- Женский костюм «пушкинского» времени, украшения, причёски.
На рубеже XIX века идеалом в женской одежде провозглашается античность. Наступило господство белого цвета, и не только в одежде: белой пудрой покрывали и лицо, и шею, и грудь, и спину, и руки. Читаем у Пушкина:
«Всё белится Лукерья Львовна»…
Женщины носили лёгкую тунику, перехваченную поясом под самой грудью. «Античное» платье мы видим на акварели Рудакова «Сцена в саду» из «Евгения Онегина» (рис. 5 – показать). Обувь дамы носили без каблуков, из материи, в форме лодочки, с лентами, которые обвязывали вокруг щиколотки.
Напомним строки:
«Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам»…
Дополняли дамский туалет длинные перчатки (их снимали только за столом) и митенки (перчатки без пальцев), веер, ридикюль (маленькая сумочка из ткани) и зонты от дождя и солнца (от голландского «зондэк» - защита от солнца). Украшениями служили: жемчужные нити, браслеты, колье, диадемы, фероньерки, серьги. Перстнями и кольцами украшали почти каждый палец руки. Браслеты носили даже на ногах.
К середине XIX века меняется силуэт женского платья. Идеалом в моде становятся покатые плечи, тонкая талия, широкие бёдра. Возвращается корсет.
Например, мать Татьяны: «Корсет носила очень узкий»…
К нему пристёгивается несколько нижних юбок (до 8), благодаря чему верхняя приобретает форму колокола. Талия опустилась на своё законное место.
На акварели Брюллова Н.Н. Пушкина изображена в платье из прозрачной ткани с туго затянутым корсетом (тонкая талия оптически уменьшена за счёт широкого рукава). Низко опущенный вырез декольте открывает покатые плечи и оформлен двумя рядами ажурного кружева, украшенного атласными бантами. Длинные серьги, фероньерка – дань моде того времени.
Из верхней одежды носили рединготы, манто, салопы. Оставались модны шали и шарфы (их носили на согнутых локтях), пелерины. Пользовались популярностью боа – шарф из меха или страусиных перьев. В романе:
«Он счастлив, если ей накинет
Боа пушистый на плечо»…
В начале XIX века причёски копировали античные. В 1820 году появилась новая дамская причёска: без чёлки, с прямыми боковыми проборами и завитыми локонами на макушке. Был в моде каштановый цвет волос. В 30 – 40-е годы волосы укладывали буклями в виде полушарий на висках или носили причёску «плакучая ива» - длинные завитые волосы. Читаем у Пушкина о Татьяне:
«Взбивают кудри ей по моде»…
Считалось, что модница должна иметь 365 шляпок и столько же пар обуви. Дома носили чепец, украшенный лентами, кружевами, цветами.
«У тётушки княжны Елены
Всё тот же тюлевый чепец»…
Были распространены шляпки «кибитки» (показать), тюрбаны, а на балах – береты .Косметикой дамы пользовались умеренно.
-
- Одежда простых людей.
Для сравнения автор показывает одежду простых людей:
«Ещё усталые лакеи
На шубах у подъезда спят»;
«С платком на голове седой
Старушку в длинной телогрейке»;
«Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке»;
«А на полу мосье Трике,
В фуфайке, в старом колпаке».
-
- Детали из жизни и быта современников А.С. Пушкина.
В произведениях А.С. Пушкина Щедро рассыпаны детали жизни и быта его современников:
«Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пёстрых изразцах»;
«Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый»;
«В избушке распевая, дева
Прядёт, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка передней».
IV. Тестовое задание, итог (см. приложение)
Критерии оценивания по 5-балльной системе:
- правильные ответы на 15-20 вопросов – оценка 5;
- правильные ответы на 10-15 вопросов – оценка 4;
- правильные ответы на 5-10 вопросов – оценка 3.
ВЫВОД: в конце XVIII – начале XIX века костюм состоял из элементов русской и европейской одежды.
V. Рефлексия занятия
- Что нового вы узнали на занятии?
VI. Подведение итогов, задание на дом.
ИТОГ: «А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплемёнными словами…»
впоследствии критики напишут: «Пушкин был прав, пользуясь в своём романе «иноплемёнными словами». Такими они были только в то время, а теперь почти все из них совершенно обрусели и давно уже не воспринимаются как иностранные: фрак, жилет, панталоны, франт, денди, бифштекс, сплин, машинально, вульгарный, комильфо - всё то сейчас обыкновенные русские слова.
Задание на дом:
- Перечитать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Найти описания костюмов его героев.
Литература:
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Приложение.
-
- Длинный узкий шарф из меха или страусиных перьев.
Боа
-
- Зимнее пальто с большим декоративным воротником, закрывающим плечи, часто меховым, длина его 10 – 15 см от земли.
Каррик
-
- Широкое дамское пальто, обычно меховое.
Манто
-
- Осеннее пальто из прорезиненной ткани (изобрёл шотландец Чарльз Макинтош.
Макинтош
-
- Складной цилиндр.
Шапокляк
-
- Широкополая мужская шляпа.
Боливар
-
- Маленькая сумочка из ткани.
Ридикюль
-
- Предмет туалета от голландского зондэк – защита от солнца.
Зонт
-
- Приспособление для стягивания фигуры.
Корсет
-
- Сюртук, имеющий длинные полы, а спереди до талии срезан.
Фрак
-
- Перчатки без пальцев.
Митенки
-
- Накладка на голове, имитирующая волосы.
Парик
-
- Складные очки без дужек, на ручке.
Лорнет
-
- Домашняя или рабочая одежда, запахивающаяся или застёгивающаяся сверху донизу.
Халат
-
- Женский или детский головной убор в виде капора, закрывающего волосы и завязывающегося под подбородком.
Чепец
-
- Платье с облегающим лифом и со сборенной широкой юбкой (носилаТатьяна Ларина).
Татьянка
-
- Женская тёплая кофта без рукавов.
Душегрейка
-
- Полупальто.
Редингот
-
- Предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный, или вязанное изделие такой формы.
Платок
-
- Одежда из лёгкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела.
Рубаха
Данная работа предназначена для учителя технологии в общеобразовательной школе, она направлена на создание условий для развития интереса обучающихся в процессе изучения различных предметов школьной программы и их взаимодействия. В данном случае – это соприкосновение и проникновение в такие предметы как история и литература на примере рассмотрения текста романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Проект предполагает организацию уникального урока «Технология» для школьников 8-11 классов. Погружение в текст произведения дает каждому школьнику возможность не только повторить изученный материал, но и узнать что-то новое, используя современные формы и методы преподавания.
Выбранная тема урока дает представление о русском историческом костюме, а также ориентирована на:
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт использования различных каналов информации;
- формирование информационной культуры и компетентности;
- развитие понятийного мышления за счёт возможности самостоятельного обобщения материала, логических связей;
- реализацию рассматриваемой проблемы в практической жизни.
Итак, начинаем. Встреча с журналистом Ольгой была не случайной. Она «спровоцировала» меня на создание данного урока. По образованию я инженер–технолог одежды, по должности – учитель технологии с 25-летним стажем в образовании, и постоянно ищу новые формы преподнесения учебного материала, стараюсь сделать его интересным и полезным для учеников. И рассмотреть знакомое всем школьникам и взрослым произведение с другой стороны, понятной, на первый взгляд, только специалистам. Но от этого не менее привлекательным.
- И что же вы изучаете? – поинтересовалась Ольга.
- Мы рассматриваем костюмы персонажей, описание которых встречается в романе «Евгений Онегин». Сопоставляем элементы одежды начала XIX века с элементами современного костюма, сопоставляем быт персонажей романа с современным, прививаем интерес к русскому историческому костюму.
- А какие методы проведения урока вы используете?
- Тестирование. И ещё присутствуют сообщения учащихся по теме.
- А как же с оценками?
- Оценки выставляются самими учениками методом взаимоконтроля, ориентируясь на специально разработанные критерии, всё происходит прямо во время урока. И обычно без «троек». Большая часть оценок – «пятёрки», т.к. всем интересно отвечать на вопросы.
А начинаем мы так:
Преобразователь Пётр I распространил новую реформу и на одежду. В 1714 году он издал указ: «Всякого чина людям, кроме духовенства и пашенных крестьян, носить платье саксонское, а русское не носить, не делать и им не торговать». Поэтому европейская одежда стала быстро распространяться в городах, в провинции она приживалась с трудом. После смерти Петра I идет интенсивный возврат к старым фасонам.
(Звучит музыка Чайковского «Бал в Петербурге» из оперы «Евгений Онегин»).
И в конце занятия подводим итог:
«А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплемёнными словами…»
впоследствии критики напишут: «Пушкин был прав, пользуясь в своём романе «иноплемёнными словами». Такими они были только в то время, а теперь почти все из них совершенно обрусели и давно уже не воспринимаются как иностранные: фрак, жилет, панталоны, франт, денди, бифштекс, сплин, машинально, вульгарный, комильфо - всё то сейчас обыкновенные русские слова.
Для проведения урока необходимы:
- Презентация репродукций картин, иллюстраций, рисунков костюмов дворян начала XIX века (женский и мужской вариант);
- Куклы в костюмах начала XIX века.
- Текст романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,
- Музыкальное сопровождение.
Л.Н. Павлова, учитель технологии МБОУ СОШ №22, г. Сергиев Посад
Ахметшина Наталья Юрьевна
Павлова Людмила Николаевна
Галина Меркулова