12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павлова Людмила Николаевна287

План-конспект открытого урока

учителя технологии Павловой Л.Н.

 

Тема: «Элементы одежды и быта русского дворянства                                   в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

 

Цель: подтвердить, что в конце XVIII – начале XIX века русский костюм состоял из элементов русской и европейской одежды на примере любимого пушкинского произведения «Евгений Онегин».

Задачи:

  • рассмотреть костюмы и быт персонажей, описание которых встречается в романе «Евгений Онегин»;
  • сопоставить элементы одежды начала XIX века с элементами современного костюма;
  • сопоставить быт персонажей романа с современными условиями;
  • воспитывать интерес к русскому историческому костюму.

 

Тип занятия: комбинированный.

Методы:

  • Тестирование.

Межпредметные связи: история костюма, литература.

Материально-техническое оснащение:

  • Презентация репродукций картин, иллюстраций, рисунков костюмов дворян начала XIX века (женский и мужской вариант);
  • Куклы в костюмах начала XIX века.
  • Текст романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,
  • Музыкальное сопровождение.

Основные понятия: европейский костюм, панталоны, фрак, жилет, редингот, макинтош, халат, туфли, парик, очки, рубаха, шарф, берет, тулуп, колпак, боливар.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ (45 мин.)

№ п/п

Этапы занятия

Время (мин)

I

Организационный

2

II

Введение в тему, постановка проблемы

3

III

Сообщения обучающихся, сопровождающиеся презентацией

20

IV

Тестовое задание, итог

10

V

Рефлексия урока

5

VI

Подведение итогов, задание на дом

5

 

ХОД УРОКА

I. Организационный

  • Проверка явки обучающихся.
  • Проверка готовности к уроку.

 

II. Введение в тему, постановка проблемы

 

Преобразователь Пётр I распространил новую реформу и на одежду. В 1714 году он издал указ: «Всякого чина людям, кроме духовенства и пашенных крестьян, носить платье саксонское, а русское не носить, не делать и им не торговать». Поэтому европейская одежда стала быстро распространяться в городах, в провинции она приживалась с трудом. После смерти Петра I идет интенсивный возврат к старым фасонам.

(Звучит музыка Чайковского «Бал в Петербурге» из оперы «Евгений Онегин»).

 

Каким образом историческая эпоха влияла на подбор элементов одежды и быт различных слоёв русского общества (на примере одежды и быта героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)?

 

 III. Сообщения обучающихся, сопровождающиеся презентацией

 

    1. Влияние европейской моды на русскую одежду начала XIX века.

 

 В начале XIX века в русском высшем обществе всё явственнее проявляется влияние европейской, особенно английской и французской моды. Александр Сергеевич, знакомя нас с Онегиным, замечает в нём «как dandy лондонский одет».

И продолжает:

«В последнем вкусе туалетом

Заняв ваш любопытный взгляд,

Я мог бы пред учёным светом

Здесь описать его наряд;

Конечно б, это было смело,

Описывать моё же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет»…

«Здесь кажут франты записные

Своё нахальство, свой жилет…».

 

    1. Мужской костюм «пушкинского» времени.

 

Мужчины носили белоснежные рубашки с жёстко накрахмаленным воротником, шею повязывали галстуком-платком или шарфом, завязанным бантом или пышным узлом, концы которого заправлялись в жилет. Поверх надевали фрак – чёрный в деловой жизни, а для праздников, балов – цветной.

К этому времени короткие штаны – кюлоты сменили на панталоны, которые на щиколотках закрепляли штрипками. Панталоны были всегда светлее фрака и поддерживались подтяжками. Вместо пальто носили сюртук (прообраз современного пиджака), который начинает вытеснять из повседневности фрак.

На портрете А.С. Пушкина, выполненном художником Соколовым, он изображён в застёгнутом на все пуговицы сюртуке.

 

Из верхней одежды отметим редингот – полупальто, гаррики (каррики) – по имени лондонского актёра Гаррика – пальто, имевшее до 10 воротников, которые рядами спускались до пояса (показать).

Читаем в романе: «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник».

Входит в моду макинтош – осеннее пальто из прорезиненной ткани (от имени её изобретателя – Макинтоша). Татьяна думает об Онегине: «Москвич в Гарольдовом плаще»…

 

    1. Домашняя одежда состоятельных людей  в романе «Евгений Онегин».

 

Дома состоятельные люди обычно носили красивые халаты.

В романе отец Татьяны:

«А сам в халате ел и пил».

Мать Татьяны:

«И обновила наконец на вате шлафор и чепец».

И вдруг Онегину «Вбегает

К нему слуга француз Гильо,

Халат и туфли предлагает

И подаёт ему бельё».

О Ленском:

«В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стёганый халат»…

 

    1. «Наряд» Онегина.

 

В рукописи сохранилось описание одежды Онегина:

«…………Только вряд

Вы носите такой наряд:

Носил он русскую рубашку,

Платок шелковый кушаком,

Армяк татарский нараспашку

И шляпу с кровлею, как дом»…

 

    1. Аксессуары к костюму начала XIX века.

 

Самым распространённым головным убором «пушкинского» времени был цилиндр. Его изобрели в Англии в конце XVIII века. Носили также шапокляк – складной цилиндр, изобретённый во Франции. В первой половине XIX века в моду вошла широкополая шляпа – боливар.

Читаем в романе:

«Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар»…

Сам поэт тоже носил боливар.

Мужчины также носили парики:

«Приехал и мосье Трике,

…………………………..

В очках и в рыжем парике».

 

«Об ней, поправя свой парик,

Осведомляется старик».

Непременной принадлежностью к костюму стали перчатки, трость и часы на цепочке, а также лорнет. Читаем у Пушкина:

«…………..Онегин входит,

……………………………..

Двойной лорнет скосясь наводит»…

В начале XIX века стали модными пенсне и монокли, а также перстни с камнями. Многие мужчины, подобно женщинам, ухаживали за своими ногтями. По воспоминаниям современников у самого поэта были длинные, ухоженные ногти.

«Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей».

 

    1. Убранство кабинета Евгения Онегина.

 

В описании кабинета Онегина мы читаем:

«Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в гранёном хрустале;

Гребёнки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щётки тридцати родов

И для ногтей и для зубов».

 

    1. Женский костюм «пушкинского» времени, украшения, причёски.

 

На рубеже XIX века идеалом в женской одежде провозглашается античность. Наступило господство белого цвета, и не только в одежде: белой пудрой покрывали и лицо, и шею, и грудь, и спину, и руки. Читаем у Пушкина:

«Всё белится Лукерья  Львовна»…

Женщины носили лёгкую тунику, перехваченную поясом под самой грудью. «Античное» платье мы видим на акварели Рудакова «Сцена в саду» из «Евгения Онегина» (рис. 5 – показать). Обувь дамы носили без каблуков, из материи, в форме лодочки, с лентами, которые обвязывали вокруг щиколотки.

Напомним строки:

«Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам»…

Дополняли дамский туалет длинные перчатки (их снимали только за столом) и митенки (перчатки без пальцев), веер, ридикюль (маленькая сумочка из ткани) и зонты от дождя и солнца (от голландского «зондэк» -  защита от солнца). Украшениями служили: жемчужные нити, браслеты, колье, диадемы, фероньерки, серьги. Перстнями и кольцами украшали почти каждый палец руки. Браслеты носили даже на ногах.

К середине XIX века меняется силуэт женского платья. Идеалом в моде становятся покатые плечи, тонкая талия, широкие бёдра. Возвращается корсет.

Например, мать Татьяны: «Корсет носила очень узкий»…

К нему пристёгивается несколько нижних юбок (до 8), благодаря чему верхняя приобретает форму колокола. Талия опустилась на своё законное место.

На акварели Брюллова Н.Н. Пушкина изображена в платье из прозрачной ткани с туго затянутым корсетом (тонкая талия оптически уменьшена за счёт широкого рукава). Низко опущенный вырез декольте открывает покатые плечи и оформлен двумя рядами ажурного кружева, украшенного атласными бантами. Длинные серьги, фероньерка – дань моде того времени.

 

Из верхней одежды носили рединготы, манто, салопы. Оставались модны шали и шарфы (их носили на согнутых локтях), пелерины. Пользовались популярностью боа – шарф из меха или страусиных перьев. В романе:

«Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо»…

В начале XIX века причёски копировали античные. В 1820 году появилась новая дамская причёска: без чёлки, с прямыми боковыми проборами и завитыми локонами на макушке. Был в моде каштановый цвет волос. В 30 – 40-е годы волосы укладывали буклями в виде полушарий на висках или носили причёску «плакучая ива» - длинные завитые волосы. Читаем у Пушкина о Татьяне:

«Взбивают кудри ей по моде»…

Считалось, что модница должна иметь 365 шляпок и столько же пар обуви. Дома носили чепец, украшенный лентами, кружевами, цветами.

«У тётушки княжны Елены

Всё тот же тюлевый чепец»…

Были распространены шляпки «кибитки» (показать), тюрбаны, а на балах – береты .Косметикой дамы пользовались умеренно.

 

    1. Одежда простых людей.

 

Для сравнения автор показывает одежду простых людей:

«Ещё усталые лакеи

На шубах у подъезда спят»;

«С платком на голове седой

Старушку в длинной телогрейке»;

«Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке»;

«А на полу мосье Трике,

В фуфайке, в старом колпаке».

 

    1. Детали из жизни и быта современников А.С. Пушкина.

 

В произведениях А.С. Пушкина Щедро рассыпаны детали жизни и быта его современников:

«Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пёстрых изразцах»;

«Всё было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый»;

«В избушке распевая, дева

Прядёт, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка передней».

 

IV. Тестовое задание, итог (см. приложение)

 

 Критерии оценивания по 5-балльной системе:

  1. правильные ответы на 15-20 вопросов – оценка 5;
  2. правильные ответы на 10-15 вопросов – оценка 4;
  3. правильные ответы на 5-10 вопросов – оценка 3.

 

ВЫВОД: в конце XVIII – начале XIX века костюм состоял из элементов русской и европейской одежды.

V. Рефлексия занятия

 

-  Что нового вы узнали на занятии?

 

 

VI. Подведение итогов, задание на дом.

 

ИТОГ:             «А вижу я, винюсь пред вами,

                          Что уж и так мой бедный слог

                          Пестреть гораздо б меньше мог

                          Иноплемёнными словами…»

впоследствии критики напишут: «Пушкин был прав, пользуясь в своём романе «иноплемёнными словами». Такими они были только в то время, а теперь почти все из них совершенно обрусели и давно уже не воспринимаются как иностранные: фрак, жилет, панталоны, франт, денди, бифштекс, сплин, машинально, вульгарный, комильфо  - всё то сейчас обыкновенные русские слова.

 

Задание на дом:

  1. Перечитать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  2. Найти описания костюмов его героев.

 

Литература:

 

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

 

 

 

                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

Приложение.

 

    1. Длинный узкий шарф из меха или страусиных перьев.

                                                                                                                                                                                                                                           Боа

    1. Зимнее пальто с большим декоративным воротником, закрывающим плечи, часто меховым, длина его 10 – 15 см от земли.                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                         Каррик

    1. Широкое дамское пальто, обычно меховое.                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                 Манто

    1. Осеннее пальто из прорезиненной ткани (изобрёл шотландец Чарльз Макинтош.

                                                                                                                                                                                                                                                   Макинтош

    1. Складной цилиндр.

                                                                                                                                                                                                                                                   Шапокляк

    1. Широкополая мужская шляпа.

                                                                                                                                                                                                                                                       Боливар

    1. Маленькая сумочка из ткани.

                                                                                                                                                                                                                                                      Ридикюль

    1. Предмет туалета от голландского зондэк – защита от солнца.

                                                                                                                                                                                                                                                           Зонт

    1. Приспособление для стягивания фигуры.

                                                                                                                                                                                                                                                           Корсет

    1. Сюртук, имеющий длинные полы, а спереди до талии срезан.

                                                                                                                                                                                                                                                             Фрак

    1. Перчатки без пальцев.

                                                                                                                                                                                                                                                      Митенки

    1. Накладка на голове, имитирующая волосы.

                                                                                                                                                                                                                                                         Парик

    1. Складные очки без дужек, на ручке.

                                                                                                                                                                                                                                                         Лорнет

    1. Домашняя или рабочая одежда, запахивающаяся или застёгивающаяся сверху донизу.

                                                                                                                                 Халат

    1. Женский или детский головной убор в виде капора, закрывающего волосы и завязывающегося под подбородком.

                                                                                                                                                                                                                                                             Чепец

    1. Платье с облегающим лифом и со сборенной широкой юбкой (носилаТатьяна Ларина).

                                                                                                                                                                                                                                                        Татьянка

    1. Женская тёплая кофта без рукавов.                                        

 

                                                                                                                                                                                                                                Душегрейка                            

    1. Полупальто.

                                                                                                                                                                                                                                                      Редингот

    1. Предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный, или вязанное изделие такой формы.

                                                                                                                                                                                                                                                          Платок

    1. Одежда из лёгкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела.

                                                                                                                                                                                                                                                           Рубаха

 

Данная работа предназначена для учителя технологии в общеобразовательной школе, она направлена на создание условий для развития интереса обучающихся в процессе изучения различных предметов школьной программы и их взаимодействия. В данном случае – это соприкосновение и проникновение в такие предметы как история и литература на примере рассмотрения текста романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Проект предполагает организацию уникального урока «Технология» для школьников 8-11 классов. Погружение в текст произведения дает каждому школьнику возможность не только повторить изученный материал, но и узнать что-то новое, используя современные формы и методы преподавания.

Выбранная тема урока дает представление о русском историческом костюме, а также ориентирована на:

  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт использования различных каналов информации;
  • формирование информационной культуры и компетентности;
  • развитие понятийного мышления за счёт возможности самостоятельного обобщения материала, логических связей;
  • реализацию рассматриваемой проблемы в практической жизни.

 

Итак, начинаем. Встреча с журналистом Ольгой была не случайной. Она «спровоцировала» меня на создание данного урока. По образованию я инженер–технолог одежды, по должности – учитель технологии с 25-летним стажем в образовании, и постоянно ищу новые формы преподнесения учебного материала, стараюсь сделать его интересным и полезным для учеников. И рассмотреть знакомое всем школьникам и взрослым произведение с другой стороны, понятной, на первый взгляд, только специалистам. Но от этого не менее привлекательным.

- И что же вы изучаете? – поинтересовалась Ольга.

- Мы рассматриваем костюмы персонажей, описание которых встречается в романе «Евгений Онегин». Сопоставляем элементы одежды начала XIX века с элементами современного костюма, сопоставляем быт персонажей романа с современным, прививаем интерес к русскому историческому костюму.

- А какие методы проведения урока вы используете?

- Тестирование. И ещё присутствуют сообщения учащихся по теме.

- А как же с оценками?

- Оценки выставляются самими учениками методом взаимоконтроля, ориентируясь на специально разработанные критерии, всё происходит прямо во время урока. И обычно без «троек». Большая часть оценок – «пятёрки», т.к. всем интересно отвечать на вопросы.

А начинаем мы так:

Преобразователь Пётр I распространил новую реформу и на одежду. В 1714 году он издал указ: «Всякого чина людям, кроме духовенства и пашенных крестьян, носить платье саксонское, а русское не носить, не делать и им не торговать». Поэтому европейская одежда стала быстро распространяться в городах, в провинции она приживалась с трудом. После смерти Петра I идет интенсивный возврат к старым фасонам.

(Звучит музыка Чайковского «Бал в Петербурге» из оперы «Евгений Онегин»).

 

И в конце занятия подводим итог:

                          «А вижу я, винюсь пред вами,

                          Что уж и так мой бедный слог

                          Пестреть гораздо б меньше мог

                          Иноплемёнными словами…»

впоследствии критики напишут: «Пушкин был прав, пользуясь в своём романе «иноплемёнными словами». Такими они были только в то время, а теперь почти все из них совершенно обрусели и давно уже не воспринимаются как иностранные: фрак, жилет, панталоны, франт, денди, бифштекс, сплин, машинально, вульгарный, комильфо - всё то сейчас обыкновенные русские слова.

Для проведения урока необходимы:

  • Презентация репродукций картин, иллюстраций, рисунков костюмов дворян начала XIX века (женский и мужской вариант);
  • Куклы в костюмах начала XIX века.
  • Текст романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,
  • Музыкальное сопровождение.

 

 

Л.Н. Павлова, учитель технологии МБОУ СОШ №22, г. Сергиев Посад


Презентация к уроку по роману Пушкина
PPTX / 15.02 Мб

Опубликовано


Комментарии (3)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 02.12.19 в 08:15 2Ответить Пожаловаться
Очень интересная работа, Людмила Николаевна!
Павлова Людмила Николаевна, 12.12.19 в 20:20 0Ответить Пожаловаться
Наталья Юрьевна, спасибо за оценку!
Галина Меркулова, 02.12.19 в 18:25 0Ответить Пожаловаться
Людмила Николаевна, большое спасибо за урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.