Эмоциональные особенности участников-наблюдателей в ситуации буллинга
Эмоциональные особенности участников-наблюдателей в ситуации буллинга
Петрова Марина Леонидовна, социальный педагог, МБОУ «Сунтарская гимназия»
Аннотация. Проблема школьной травли в последние годы становится все более актуальной. К школьной травле нужно отнести пристальное внимание, так как, овладев определенными моделями поведения, такими как: «жертва», «преследователь», «пассивный наблюдатель», подросток может следовать им всю последующую жизнь.
Annotation. The problem of school bullying has become more and more urgent in recent years. Close attention should be paid to school bullying, since, having mastered certain behaviors, such as: «victim», «stalker», «passive observer», a teenager can follow them for the rest of his life.
Ключевые слова: буллинг, жертва, свидетель, преследователь, защитник, наблюдатель.
С каждым годом проблема школьной травли или буллинга становится более актуальной. К школьной травле нужно отнести пристальное внимание, так как ситуация, сложившаяся в школьном коллективе имеет сильное влияние на последующее становление подростков и развитие их личностных качеств. Овладев определенными моделями поведения, такими как: «жертва», «преследователь», «пассивный наблюдатель», подросток может следовать им всю последующую жизнь.
Проблемой исследования данной темы является то, что основное внимание уделяется участникам, выступающим в роли «жертв» и «преследователей», но роли других участников – «наблюдателей», «защитников» практически не изучаются.
Основную массу участников буллинга составляют «наблюдатели». Участники-наблюдатели в ситуации буллинга часто ощущают страх и бессилие перед «преследователями». Из-за этого их часто преследует чувство вины, ведь страх и беспомощность перед «преследователями» не дает им заступаться за жертв буллинга, и тем самым они косвенно поддерживают насилие в коллективе. Ощущение вины, появившееся в ходе нахождения в ситуации буллинга, остается у них ненадолго, так как взаимоотношения между одноклассниками и нормы, установленные в коллективе, постепенно меняются. По истечению определенного периода времени эти чувства постепенно меркнут, после чего наблюдатели становятся циничными и безжалостными к жертвам. Подобное положение в классе делает процесс сопротивления издевательствам в этом классе трудно-решаемыми.
Наиболее худшей чертой буллинга является то, что он влияет не только на жертв
и преследователей, но и на тех, кто не принимает активного участия в этот процесс. Буллинг провоцирует негативные черты людей, вызывая психодинамику:
Буллинг заразителен;
Находясь в ситуации буллинга, их участники вынуждены выбирать между силой и слабостью;
Он быстро приводит к тому, что вы больше не чувствуете личную ответственность, он провоцирует просто делать, как все;
Мучение жертвы все время повторяется, из-за чего чувство сострадания, раз от разу притупляется.
Может постепенно изменить школьные отношения и нормы, сделать их циничными и безжалостными по отношению к жертвам[43]. Эти последствия для зрителей-очевидцев делают процесс противостояния буллингу в школе очень сильно осложненным.
Если говорить о «наблюдателях» в ситуации буллинга, то их можно условно разделить на две группы: те, кто являются частью проблемы и те, кто является частью ее решения. Те «наблюдатели», которые являются частью проблемы, поощряют хулиганов к тому, чтобы те продолжали драку или отплатили за нанесенную обиду. Так как учащиеся собираются вокруг тех, кто дерется, они могут кричать агрессору «так держать» или кричать жертве «Неужели ты собираешься терпеть все это?». Они даже могут вернуть спасающуюся бегством жертву обратно в драку. Те «наблюдатели», которые являются свидетелями этого инцидента и предпочитают не делать ничего, чтобы остановить его и или, что еще хуже, наслаждаются всем этим, по сути, молчаливо поощряют насилие[26].
В отношении свидетелей буллинга нужно говорить об их естественных реакциях на факты буллинга, в результате чего они испытывают ряд эмоций, отражающих принятие ситуации буллинга:
Возмущение, чувство негодования, желание вмешаться;
Возникновение чувства страха, отчаяния, ощущение бессилия;
В итоге выбирают стратегию поведения, как защитное игнорирование фактов наличия буллинга;
После происходит присоединение к агрессору, в виде морального принятия его действий.
Свидетели буллинга, могут быть описаны как: боящиеся попасть на место жертвы; как берегущие свои отношения с буллером, если он лидер в классе; не обладающие эмпатией. Это, как правило, люди, не обладающие в подобных случаях своей инициативой, допускающие и принимающие ситуацию буллнга как развлечение, в своем личном онтогенезе – это люди, у которых были жестокие родители, и такой стиль взаимодействия с окружающими для них привычен и понятен. Также свидетели часто могут быть сами бывшими жертвами буллеров, у которых при виде конкретной ситуации буллинга могут появиться мотивы мести за свои личные страдания и унижения. Более того они при наблюдении ситуации буллинга, втайне могут мечтать о том, чтобы самому стать буллером, рассчитаться за свои прежние обиды[4].
В значительной части, свидетелями действий буллеров становятся дети из неблагополучных семей, и в результате этого – с преобладающей эмоцией – страхом наказания, пониманием, что окружающая их среда, равно как и весь мир, для них не являются безопасным, но сил справиться с окружающим миром, у них нет[35]. Поэтому, эта часть людей – свидетелей буллинга, после эмоции страха, склонны испытывать стыд за свое малодушие или равнодушие, за свое желание самому стать буллером, и все это, в конечном итоге переходит в циничность и безжалостность по отношению к жертвам буллинга. Важность реакций пассивных наблюдателей становится очевидной, если задуматься об их потенциальном воздействии на инициатора травли, на его жертву и на других таких же немых свидетелей происходящего. Тот факт, что наблюдатели присутствуют при ситуации проявления травли и любая малозаметная обратная связь (улыбка, заинтересованный взгляд), подкрепляют действия буллеров и усиливают их давление на жертву, в то время как солидарность с жертвой и противодействие обидчикам обеспечивает буллеру, отрицательную обратную связь и снижает уровень его агрессии в отношении жертвы [2].
Таким образом, в школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. Очевидцы буллинга часто испытывают страх в школе, а также чувство, характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия. Даже если оно направлено не на них непосредственно. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за того, что они присоединились к буллингу.
Наблюдатели сталкиваются с внутренним конфликтом, который состоит в том, что попытка прекращения травли сопряжена со страхом лишиться собственной безопасности и собственного статуса в детском коллективе. Негативным последствием для свидетелей травли становится формирование мироощущения, когда они воспринимают среду как небезопасную, переживают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие и одновременно испытывают желание присоединиться к агрессору. У свидетелей слабеет способность к эмпатии.
Буллинг имеет систематический характер и является таким феноменом, впоследствии которого закрепляются роли: «жертвы», «обидчика» или «наблюдателя» и каждая роль имеет отрицательное влияние на личность участника данного процесса.
Аверьянов А. И. Школьный буллинг в воспоминаниях студентов МГПИ / Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: Материалы международной научно-практической конференции – Выпуск 4 Том 15. – Одесса, 2011. – 22-26 с.
Бердышев И. С. Лекарство против ненависти / Первое сентября - 2005. -
№ 18. – 3 – 7 с.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2014. 336 с.
Rigby K. Consequences of bullying in schools / Canad. J. Psychiatry. 2003. № 9.V.48.583-590р.
Кияйкина Наталья Федоровна