12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пулова Марина Юрьевна40
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Урок изобразительного искусства

«Эрмитажный кот»

3 класс

Автор: Пулова Марина Юрьевна, учитель изобразительного искусства и черчения ГБОУ СОШ №291 Красносельского района Санкт-Петербурга

1 урок IV четверти 3 класса, раздел «Музеи искусств», программа «ИЗО и художественный труд. 1-9 классы»/ под рук. Б.М.Неменского

Тип урока: урок изучения нового материала

Педагогическая технология: технология развивающего обучения

Цель: создание условий для реализации творческих замыслов детей, используя нетрадиционные техники рисования

Задачи:

·         Достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов;

·         Выполнение творческой, социально значимой для ребёнка работы «Эрмитажный кот»

Предметные результаты: научиться рисовать кота гуашевыми красками,  научиться создавать губкой фактуру шерсти, соприкоснуться с тайнами Эрмитажа и развить интерес к изобразительному искусству и культуре Санкт-Петербурга, воспитывать чувство любви к своему городу и братьям нашим меньшим.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь работать художественными материалами и инструментами.

Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную в ходе урока

Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать учителя и собеседника, грамотно формулировать свои мысли, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной

Личностные результаты: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям, развивать  художественно-творческие способности в процессе экспериментирования с ИЗО-материалами

Оборудование:

  • ПК, интерактивная доска
  • Авторский электронный образовательный ресурс - презентация «Эрмитажный кот»
  • Маркерная доска, маркер

Материалы: на каждом рабочем месте гуашь, кисти №2, 5, губка, палитра, лист белой бумаги, баночка для воды, салфетка, простой карандаш, резинка.

План урока

 

1.      Организационный момент  – 1 мин.

2.      Введение, создание интриги, сообщение темы  урока – 2 мин.

3.      Беседа с учащимися, сообщение нового материала – 5 мин.

4.      Знакомство с новыми художественными материалами – 2 мин.

5.      Физкультминутка  - 2 мин.

6.      Педагогический рисунок– 4 мин.

7.      Самостоятельная творческая деятельность учащихся – 25 мин.

8.      Выставка работ – 2 мин.

9.      Подведение итогов. Рефлексия - 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Я рада вас приветствовать на уроке. Садитесь.

2. Вступление, создание интриги, сообщение темы урока

- Ребята, перед вами один из крупнейших музеев мира. (Первый слайд презентации) Кто знает, как он называется? (Эрмитаж) В каком городе находится этот музей? (В Санкт-Петербурге, в нашем любимом и родном городе) Что мы можем увидеть в этом музее? (картины великих художников – произведения живописи и графики, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства…) Да, действительно это так, ведь это крупнейший в России и один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев в мире.

- Знакомьтесь, а это кот Васька. (Второй слайд презентации). С первого взгляда – это самый обычный кот, если бы не тот факт, что он живёт в Эрмитаже! Вы удивлены?!  А в этом нет ничего удивительного! Представляете, он там живёт не один, а со своими хвостатыми друзьями, такими же кошками и котами.

Именно этому удивительному событию и будет посвящён наш урок, тема которого «Эрмитажный кот».

 

3. Беседа с учащимися, сообщение нового материала

 

- Ребята, как вы считаете, для чего коты поселились в Эрмитаже?

 

(Просмотр презентации)

 

Дело в том, что  в XVIII веке в старом Зимнем дворце, ещё тогда деревянном, сильно расплодились крысы и портили здание, прогрызая дырки в стенах.

Именно тогда Петр Первый поселил в Зимнем Дворце самого первого кота, привезенного из Голландии. А позднее основательница Эрмитажа Екатерина Великая придала кошкам и котам статус охранников картинных галерей. Императрица Елизавета Петровна после посещения Казани заметила, что там нет грызунов из-за большого количества котов. Позднее, в 1745 году, она издала «Указ о высылке ко двору котов», который звучит так:

«Сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей… И ежели кто имеет у себя таковых, оных объявить для скорейшего отправления в губернскую канцелярию»

Указ был немедленно выполнен, коты сделали своё дело, и практически все крысы во дворце исчезли. С момента поселения в Зимнем дворце коты бессменно выполняют задачи по очистке помещений от грызунов. Каждый кот имеет собственный паспорт, ветеринарную карточку и формально является высококвалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от крыс. Мало кто из туристов или даже коренных петербуржцев видел вот такой непарадный Эрмитаж... А обитатели этих подвалов другого музейного интерьера не представляют!

В залы кошки, конечно же, не допускаются, хотя, по рассказам смотрителей музея,  наш знакомый кот Васька однажды поднялся по винтовой лестнице, пробрался в министерский коридор, а оттуда проник в зал 1812 года. Долго стоял передними лапами на банкетке и всматривался в портрет какого-то военного человека.

Как рассказывает директор музея Михаил Пиотровский "коты стали важной частью эрмитажной жизни и одной из эрмитажных легенд".
Мир Санкт-Петербурга удивительно богат на интересные, а главное, тёплые и радостные события. Праздник эрмитажного кота проходит ежегодно весной. Но как уже заведено, на праздник приходят с подарком! Давайте сегодня мы с вами нарисуем Эрмитажного кота. Этот шедевр и будет подарком для хвостатых питомцев!

4. Знакомство с новыми художественными материалами

- Предлагаю внимательно рассмотреть те художественные материалы, которые лежат перед вами, именно они нам сегодня понадобятся для работы. Как называются краски, которые вы видите? (гуашь) Консистенция гуаши должна напоминать густую сметану, пишем мы ей густо пастозно, бумага не должна просвечивать через слой гуаши. Поверхность рисунка плотная и матовая, при высыхании немного светлеет. Гуашь удобна в работе тем, что даёт возможность вносить исправления в процессе рисования.  Далее, нам понадобится палитра, кисти, баночка с водой, салфеточка и губка. Сейчас я попрошу вас взять простые карандаши и с обратной стороны подписать листочек: пишем фамилию и имя.

- Нарисовать весёлого шустрого котёнка нам поможет губка, именно она при печати создаёт на бумаге интересную фактуру, которая похожа на пушистую шёрстку нашего четвероногого друга. Прежде, чем рисовать, давайте внимательно посмотрим на котят и выясним, что в нашем рисунке должно быть обязательно, чтобы наш кот был похож на кота. (Мордочка в форме круга, ушки – треугольники, туловище - овал, усы, лапы и хвост).  Одно из важных качеств художника – это внимание и наблюдательность.

5. Физкультминутка

Известный учёный Конрад Лоренц говорил: «Движения кошки – это художественное и техническое совершенство, такое же, как паутина паука, крыло стрекозы и тело дельфина». Давайте под музыку покажем, как движется кошка. Характер музыки будет разный, следовательно,  движения вы должны будете подобрать соответствующие. Молодцы!

6. Педагогический рисунок, демонстрация нетрадиционной техники рисования

- Итак, сначала намечаем туловище кота. На какую фигуру оно похоже? ( на овал) Необычность этой техники рисования в том, что мы рисуем без предварительного карандашного наброска. «Лепить» форму я начинаю сразу губкой на листе. Кто боится или сомневается, можете сделать лёгкий карандашный набросок в виде овала (туловища) и круга (головы). Набросок должен быть не маленьким и не большим (демонстрация данного варианта на листе) Окраску шерсти кота каждый может выбрать по желанию. У меня котёнок будет рыженький. Поэтому сначала я нанесла на губку красный цвет, затем жёлтый. Краску на губку наносим широкой кистью густо. Посмотрите, какие красивые оттиски получаются. При смешении этих цветов получается какой цвет? (оранжевый) К красному и жёлтому можно добавить и белый цвет, оттенков оранжевого станет гораздо больше. Подчёркиваю ещё раз, одним цветом вы не работаете, постоянно ищем оттенки, т. е. на губку накладываем два – три цвета, воды на ней не должно быть, только краска. После того, как мы наметили туловище, голову, намечаем, ушки в виде треугольничков, лапки. Мой котёнок лежит, поэтому они поджаты. И, наконец, пушистый хвост. Тем временем мордочка уже подсохла, можно намечать тонкой кисточкой глаза, нос, усы. Намечаем тонкой кисточкой глаза, по форме они похожи на миндальный орех, глазного белка у кошки практически не видно, поэтому сразу рисуем радужку. Какого цвета глаза у кошки? (голубые, зелёные, карие). Именно сейчас нам понадобиться палитра. Находим нужный цвет (жёлый+синий=зелёный, белый+синий= голубой,  жёлтый+синий+красный=коричневый). Нарисовав глаза и дождавшись их высыхания, рисуем зрачок, обратите внимание, он не такой, как у человека, он имеет вытянутую форму, а ночью, как известно он светится. Сбоку зрачка можно поставить маленькую белую точку – это блик. Носик похож на треугольник розового или коричневого цвета, от него в виде буквы «Л» отходит линия рта, намечаем нижнюю губу и, конечно же, усы.  Цвет усов также может быть разным: от белого до коричневого. Вот у нас и получился пушистый красавец.

7. Самостоятельная творческая работа учащихся

- Французский художник Пабло Пикассо как то сказал: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует  ребёнок!» Это говорит о том, что самые гениальные художники на планете – это дети! И я в этом тоже глубоко убеждена. Приступаем к работе.

8. Выставка работ.

-Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте посмотрим на ваши творения.

Несколько человек выходят в центр, демонстрируя свои работы. Можно предложить придумать имя своему четвероногому другу.

-Какие вы молодцы, работы получились просто изумительные! С заданием вы справились отлично. Давайте похлопаем друг другу!

9. Подведение итогов занятия. Рефлексия

- Ребята, вам понравилось рисовать Эрмитажного кота? Вам непривычно было работать губкой? Дело в том, что способов рисования животных очень много, сегодня мы раскрыли секреты губки, поэкспериментировали с этим интересным инструментом художника. Скажите, а вам хотелось бы узнать остальные секреты мастерства великих художников? Хотелось бы побывать в Эрмитаже и поближе познакомиться с его необыкновенными жителями? Тогда я вам от всей души желаю как можно чаще посещать этот самый необыкновенный музей мира, а весной обязательно побывать на Празднике эрмитажного кота. Быть может, именно там вы обретёте своего четвероного друга!

- Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидания.

Наведение порядка на рабочих местах

 

Список литературы

1.      Всё о музеях мира.   -    СПб: «СЗКЭО «Кристалл»», 2007. – 176с.

2.      Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 128 с.

3.      Петербургский урок: сборник материалов 2-го городского фестиваля/ сост. А.К.Данилова, О.Б. Левагина; под ред. И.В. Муштавинской. – СПб.:  АППО, 2013

Интернет-ресурсы

1.      http://www.hermitagemuseum.org/;

2.       http://hermitagecats.ru/

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Ирина Михайловна, 24.11.15 в 15:30 0Ответить Пожаловаться
Хотелось бы увидеть презентацию?
Быкова Екатерина Аркадьевна, 10.01.21 в 19:14 0Ответить Пожаловаться
Мне показалось очень интересной тема. Дети любят рисовать кота. Вы подсказали замечательную идею!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.