12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Петроченко Светлана Анатольевна143
Россия, Красноярский край, Ачинск

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Эрнест Сетон-Томпсон «Виннипегский волк»

Класс: 4 «Б»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: познакомятся с творчеством Э. Сетона-Томпсона

Задачи урока:


Дидактические

Планируемые результаты


1. Познакомить учащихся с творчеством Э. Сетона-Томпсона;

Пр1- знает биографию Э. Сетона- Томпсона;


2. Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

Пр2- читает правильно, выразительно, осознанно;

3. Анализировать рассказ, выделяя главную мысль;

Пр3- определяет тему и главную мыль(идею) рассказа;

Развивающие


    Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному;

К1- вступает в диалог и поддерживает его;

К2-аргументирует свою точку зрения, приводит доказательства;

    Планировать и осуществлять работу на уроке в соответствии с целью;

Р1-определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

Р2- соотносит результат своей деятельности с целью и оценивает его;

    Работать с текстом, анализировать прочитанное;

П1 – находит в тексте нужную информацию;

П2 – обобщает информацию, подводит итог;

Воспитательные


    Понимает и принимает школьные правила.

Л1-положительно относится к школе, выполняет правила поведения обучающихся, ориентируется на образец хорошего ученика;

    Воспитывать любовь к окружающему миру и литературному слову.

Л2-соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость











ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательные задачи этапа

Методы и приёмы работы


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Форма организации учебной дея-ти

Дидактич. средства, интерак-тивное

оборудов.

Планируемый результат

Предме-тн.

Мета-пред-метн.

Личн.

Организационный этап


Понимать и принимать школьные правила

Инструктаж «Здравствуйте!»

Приветствует учащихся.

Призывает к деятельности.

Создаёт эмоциональный настрой

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Фронтальная


-


-


-


Л1


Тема, цель урока. Мотивация уч. д.

Планировать и осуществлять работу на уроке в соответствии с целью

Словесный (беседа)

Озвучивает тему. Предлагает уч-ся сформулировать цель. Помогает наводящими вопросами

Формулируют цель урока с помощью учителя


Фронтальная


-


-


Р1


-



Актуализация опорных знаний

Работать с пословицами

Словесный (беседа) наглядный

Предлагает поработать с пословицами (про волка)

Задает наводящие вопросы

Работают с пословицами.

Отвечают на вопросы учителя

Презентация

-

К1

-

Физмин.

Здоровьесбережение

Показывает упражнение

Выполняют





Изучение нового материала

Познакомить учащихся с творчеством Э. Сетона-Томпсона

Словесный (рассказ)

Наглядный (портрет, выставка книг)

Краткая биография автора

Читают

Фронтальная


Портрет, выставка книг (презентация)


Пр1


К1



-





Знакомство с текстом

Совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения

Выразительное чтение с остановками

Словарная работа, работа с названием текста, чтение учителем, комментарий

Работа с названием текста, чтение учащихся



Фронтальная


Учебник


Пр2


К1




К1

К2
П2



К1

К2
П2


Р2


Л1












Л1

Л2

Проверка первичн. восприят.

Развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному

Словестный (беседа)

Задает вопросы по тексту

Отвечают на вопросы по тексту

Учебник

Пр3

Повторное чтение и анализ

Работать с текстом, анализировать прочитанное

Аналитическая беседа

Комментарий к высказываниям учащихся

(корректирует высказывания учащихся)

Выполняют задания учителя


Учебник


Пр3

Итог ур.

оценки Д\з.

Планировать и осуществлять работу на уроке в соответствии с целью

Формулирование вывода, Инструктаж (по д\з)

До читать (если не успею на уроке), пересказ

Подводит к итогу, задает наводящие вопросы.

Рефлексия «Продолжи предложение…»

Записывают в дневник

Подводят итог, отвечают на вопросы. Рефлексия «Продолжи предложение…»

Презентация

-





Учитель: Петроченко С.А.























Приложение

План конспекта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Здравствуйте! Садитесь. Мы с вами уже знакомы, я еще раз напомню, меня зовут Ольга Витальевна сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Пожелайте своему соседу успешной работы на уроке.

Здравствуйте, садятся. Желают друг другу успешной работы на уроке.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Ребята, представьте, что вы получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люди и звери, мы - дети одной матери - природы», а вместо подписи нарисован след волка. Что бы это могла означать?

-Мог ли это написать Черный Волк?

-Потому что волки не умеют писать?

-Действительно, обыкновенные волки не умеют, а Черный Волк умел.(порассуждайте кто может быть Волком, а потом расскажешь.) Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Ведь Черный Волк - человек. Такое имя дали канадские индейцы своему другу - писателю, художнику и натуралисту Эрнесту Сетону-Томпсону.(если не выйдут напомни вопросом как зовут человека.)

- Как вы считаете какая тема будет сегодняшнего урока?

-Какие поставите цели?




Нет.

Да.




Творчество Эрнест Сетон-Томпсон.

    Узнать биографию писателя;

    Познакомиться с его творчеством;

    Прочитать его произведение

Актуализация опорных знаний

Посмотрите на слайд, прочитайте данный пословицы.

О каком животном говориться в этих пословицах?

Верно, что можете сказать об этом звере?

Читают в слух

Волке

Варианты ответов

Первичное усвоение новых знаний

(На слайде) Родился Сетон-Томпсон 14 августа в 1860 году в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после его рождения переехала вся семья. С ранних лет Эрнест мечтал стать натуралистом.В детстве Эрнест часто уходил в лес, чтобы изучать и рисовать животных, избегая своего жестокого отца.

- Посмотрите на портрет писателя, что вы можете сказать, какой он?

- На слайде вы видите несколько его книг: Домино; Маленькие дикари; Лобо; Мустанг-иноходец; Рваное ушко, Чинк, рассказы о животныхи т.д. Может быть кто-то читал перечисленные произведения?

- Сегодня мы поговорим о произведении Виннипегский волк.

- Как вы понимаете название Виннипегский волк? О ком или, о чем пойдет речь в рассказе? В рассказе много незнакомых слов, давайте разберем их.

- Что значит Виннипег?

(На слайде словарная работа) Виннипег- город в Канаде

Канада-государство в Северной Америке

Англия-политическая часть Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Чикаго- город в США

Джим- имя мальчика

Поль- имя скрипача, бездельника и охотника

Прерия- луг, лужайка

Паровоз- паровая машина

Кристалл-это твердое тело природного происхождения, либо образованное в лабораторных условиях

Загривок- нижняя часть гривы

Оскал-приоткрытый рот, пасть с виднеющимися зубами как жест угрозы

Зрелище-открывается взору, что привлекает взор: явление, происшествие

Лавочник-хозяин, владелец (продавец)

Сочельник-это название дня накануне двух великих праздников. Вечер перед Рождеством Христовым называют Рождественским сочельником, а вечер накануне Крещения Христового – Крещенский сочельник

Чучельник-мастер изготавливающий чучела

Повеса- Бездельник, шалун, проводящий время в проказах.

-Посмотрите сколько незнакомых слов, а почему их такое количество?

А какой год?

Какой это был век?

А сейчас? Прошло уже 2 века, как написано это произведение.

-Откройте учебник на стр…

-Я начинаю читать, все внимательно следят, будем походу останавливаться, буду задавать вопросы, внимательно друг друга слушаем, как мы читаем?

Читает один из учащихся





Серьезный, добрый, умный и т.д.



Да,нет.



Будет говориться о волке

Читают слова


Не знаем




















Старое произведение

1882г.

19 век

21

Открывают учебник


Читаем, выразительно, не торопимся, слушаем, читаем внимательно.

Первичная проверка понимания

(После абзаца делают остановку, обсуждаем)

Какая картина перед нами?

Опишите свои чувства



Отвечают

Удивились, заитересовались…

Первичное закрепление

В какое время года произошла встреча автора с Виннипегским волком?


Какая картина повергла автора в сильное изумление и большую радость? Почему?



Что совершил Поль Дерош у Красной реки?



Почему он не тронул последнего волчонка?



Кто стал хозяином волчонка?



Как складывалась жизнь волчонка?





С кем подружился волчонок? Как это произошло?







Что произошло в трактире между Полем и китайцем? Как Джим помог китайцу?




Как Поль стал мстить Джиму?


Как развивалась дружба между мальчиком и волком?



На что жаловались местные фермеры? Кто вызвался им помочь?



Как он хотел это сделать?





Почему прекратили преследования на волка? Как это поизошло?



Что случилось с Джимом к Рождеству?



Как вел себя веннипегский волк после потери друга?





А теперь скажите, почему же волк оставался возле города, где ему причинили много вреда?



Вы ответили на все вопросы. А как еще можно назвать работу, которую мы сейчас провели?


А для чего мы это делали?


А теперь я бы хотела узнать ваше отношение к веннипгскому волку.


Как вы думаете, зачем автор написал это произведение?


(в июле 1880 г, то есть летом)



(он увидел восемь маленьких волчат, значит он мог хорошо заработать6 девять премий по 10 долларов)


(перебил палкой всех волчат, кроме последнего)


(в городе существовало поверье: убийство последнего детеныша в волчьей стае грозило несчастьем)

(трактирщик Хоган)


(Его держали во дворе для забавы посетителей, и эта забава заключалась в том, что волчонка травили собаками. Несколько раз волчонок был искусан собаками до полусмерти, но всегда выздоравливал)


(С Джимом. Волк как-то загрыз собаку, которая укусила Джима. С тех пор мальчик стал кормить и ласкать волка. Отец Джима часто его был. Однажды жим спрятался в будке у волка. Волк зарычал на трактирщика, давая понять, что мальчика трогать нельзя)


( Поль захотел угоститься в кредит в трактире. Джим подставил Полю палку как подножку, а сам убежал и спрятался в будке у волка)


( Поль стал длинной палкой бить волка, пользуясь тем, что волк не мог его достать)

( Дружба между Джимом и волком росла день ото дня)

( много диких волков бродило около города, истребляют стада. Им вызвался помочь немецкий путешественник.)


( он привез 2 догов, которые охотились на волков)




( Появился Джим, он спас волка от городских фермеров. Мальчик пристыдил фермеров)


( он заболел тяжело)


( он долго выл, пока его не пустили в комнату к мальчику, там волк дежурил у постели больного. Когда мальчик умер вол оплакивал его)



(он мстил за своего друга, за мальчика. Он жаждал войны, и врагом ему был весь мир)



(ответы на вопросы, пересказ по вопросам, подробный пересказ).


(чтобы лучше понять содержание рассказа, еще раз осмыслить наиболее трудные места.

Высказывают свое отношение


(автор хотел сказать, что нельзя так обращаться с животными. Любовь к животным позволяет приручить животное. Животные тоже способны на дружбу)


Информация о домашнем задании

Дочитать дома, быть готовым к пересказу

Записывают в дневник

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Какая была тема урока?

Какие ставили цели? Вы их добились? Как вы их достигли?



Рефлексия «продолжи предложение»

Я познакомился….

Я хотел бы…

Я бы хотел похвалить….

Я узнал новое…

Меня заинтересовал (а,о)…

Творчество Эрнеста Сетона-Томпсона.

    Узнать биографию писателя;

    Познакомиться с его творчеством;

Прочитать его произведение






































Виннипегский волк. Эрнест Сетон-Томпсон

1

Первая моя встреча с Виннипегским волком произошла во время большой метели 1882 года. В середине марта я выехал из Сен-Поля, надеясь в двадцать четыре часа пересечь прерии и добраться до Виннипега. Но царь ветров решил иначе и послал на землю свирепую вьюгу. Час за часом валил снег, упорно, яростно. Никогда в жизни я не видывал такой метели. Весь мир погрузился в снег — снег, снег, снег, вертящийся, кусающий, жалящий, порхающий снег. И пыхтящий чудовищный паровоз вынужден был остановиться по приказу этих воздушных перистых кристаллов непорочной чистоты.

За преградившие нам путь заносы взялось много сильных рук с лопатами, и час спустя наш паровоз сдвинулся с места, для того лишь, чтобы застрять в следующем сугробе. Нелегкая была это работа: день за днем, ночь за ночью мы попеременно то зарывались в сугробы, то вылезали из них, а снег все продолжал виться и кружить в воздухе.

«Двадцать два часа до Эмерсона», — сказал железнодорожный служащий, но прошло две недели, прежде чем мы достигли Эмерсона с его тополевыми рощами — лучшей защитой от заносов. Отсюда поезд пошел быстрым ходом. Тополевые рощи становились гуще, переходили в большие леса, тянувшиеся на целые мили, с редкими просветами там и сям.

Приближаясь к восточной окраине Виннипега, мы медленно проехали мимо небольшой просеки, в пятьдесят шагов ширины, и посреди нее я увидел картину, потрясшую меня до глубины души.

На полянке стояла большая стая собак, больших и малых, рыжих, белых и черных. Собаки волновались и робели. Одна маленькая желтая собачонка лежала на снегу. В стороне рвался и лаял огромный черный пес, держась, однако, все время под прикрытием толпы. А посередине стоял большой угрюмый волк.

Волк? Он показался мне львом. Он стоял один-одинешенек — решительный, спокойный, с ощетинившимся загривком и прочно расставленными ногами — и поглядывал то туда, то сюда, готовый к атаке по всем направлениям. Изгиб его губ напоминал презрительную усмешку, хотя это был, вероятно, всего лишь обычный боевой оскал. Под предводительством волкоподобной собаки, которой следовало бы стыдиться такого предательства, свора бросилась на него, должно быть, в двадцатый раз. Но рослый серый зверь метнулся туда, сюда, хлопнув ужасными челюстями: щелк, щелк, щелк. Волк не визжал, не выл и не лаял. Между тем в рядах его врагов раздался не один предсмертный вопль, прежде чем они снова отпрянули от него, оставив его по-прежнему неподвижным, неукротимым, невредимым и презрительным.

Как бы я хотел теперь, чтобы поезд снова застрял в снегу! Сердце мое рвалось к серому волку. Мне хотелось бежать к нему на помощь. Но белоснежная поляна промелькнула мимо, тополевые стволы заслонили ее, и мы понеслись дальше.

Вот все, что я видел, и, по-видимому, это было очень немного. Но несколько дней спустя я узнал, что удостоился редкостного зрелища, увидев при свете дня чудеснейшее существо — не более не менее, как самого Виннипегского волка.

Странная была у него слава: это был волк, предпочитавший город лесам, равнодушно проходивший мимо овец, чтобы убивать собак, и неизменно охотившийся в одиночку.

Рассказывая историю Колдуна, как звали его некоторые, я говорю о событиях его жизни, словно о чем-то известном местным жителям. Тем не менее не подлежит сомнению, что многие из горожан и не слыхивали о них. Так, например, богатый лавочник на главной улице имел о нем лишь самое смутное представление до того дня, когда произошла последняя сцена у бойни и большой труп волка был доставлен чучельнику Гайду. Здесь из волка сделали чучело для Чикагской выставки.

2

Как-то раз скрипач Поль Дерош, красивый повеса, бездельник и охотник, рыскал с ружьем по лесистым берегам Красной реки. Было это в июне 1880 года. Увидев вылезшего из береговой ямы серого волка, он наудачу выстрелил и убил его. Послав в разведку собаку, чтобы убедиться, что в логовище не осталось взрослого волка, он вполз туда сам и, к великому своему удивлению и радости, нашел там восемь волчат. Девять премий по десяти долларов! Сколько же это составит? Целое состояние, наверно. Он пустил в ход палку и с помощью желтого пса перебил всех малышей, кроме одного: существует поверье, что убийство последнего в выводке приносит несчастье. Итак, Поль отправился в город со скальпами волчицы и семи волчат и с одним живым волчонком впридачу.

Содержатель трактира, в собственность которого вскоре перешли все заработанные доллары, приобрел и волчонка. Звереныш вырос на цепи, что не помешало ему обзавестись такими челюстями и грудью, с которыми не мог поспорить ни один из городских псов. Его держали во дворе для забавы посетителей, и эта забава заключалась преимущественно в травле пленника собаками. Несколько раз молодой волк был искусан до полусмерти, но каждый раз побеждал, и с каждым месяцем уменьшалось число собак, желавших потягаться с ним. Жизнь его была очень тяжела. Единственным отрадным проблеском была дружба, возникшая между ним и маленьким Джимом, сыном трактирщика.

Джим был своенравный плутишка, себе на уме. Волк полюбился ему тем, что однажды загрыз укусившую его собаку. С тех пор он начал кормить и ласкать его. И волк разрешал ему всякие вольности, которых не позволил бы никому другому.

Отец Джима не был образцовым родителем. Обыкновенно он баловал сына, но подчас приходил в ярость и жестоко избивал его из-за пустяков. Ребенок рано понял, что его бьют не за дело, а потому, что он подвернулся под сердитую руку. Стоило поэтому укрыться на время в надежном месте, и больше не о чем было тужить. Однажды, спасаясь бегством от отца, он бросился в волчью конуру. Бесцеремонно разбуженный серый приятель повернулся к выходу, оскалил двойной ряд белоснежных зубов и весьма понятно сказал отцу: «Не смей его трогать».

Трактирщик готов был пристрелить волка, но побоялся убить сына и предпочел оставить их в покое. А полчаса спустя он уже сам смеялся над происшествием. Отныне маленький Джим бежал к логовищу волка при малейшей опасности, и иногда только тогда и догадывались, что он провинился, когда видели, как он прячется за спину сурового узника.

Трактирщик был скуп, поэтому конторщиком у него служил китаец. Это было безобидное, робкое существо, с которым скрипач Поль позволял себе не стесняться. Однажды, застав китайца одного в трактире, Поль, уже подвыпивший, захотел угоститься в кредит. Но Тунг-Линг, послушный полученному приказанию хозяина, отказал ему. Поль кинулся к прилавку, желая отомстить за оскорбление. Китаец мог бы серьезно пострадать, если бы не подвернулся Джим, ловко подставивший длинную палку под ноги скрипачу. Скрипач растянулся на полу, потом он поднялся на ноги, клянясь, что мальчик поплатится за это жизнью. Но Джим воспользовался близостью двери и мгновенно очутился в волчьей конуре.

Увидев, что у ребенка есть покровитель, Поль схватил длинную палку и, став, на почтительном расстоянии, принялся избивать волка. Серый зверь рвался на цепи, отражая бесчисленные удары и хватая палку зубами. Однако ему приходилось плохо. Вдруг Поль заметил, что Джим, язык которого ни на миг не переставал работать, возится с ошейником волка и что волк вскоре очутится на свободе.

Мысль, что он окажется во дворе один на один с разъяренным чудовищем, заставила содрогнуться храброго Поля.

Тут послышался умильный голос Джима:

— Потерпи немного, волчок, еще чуточку подожди, и ты получишь его на обед. Держи его, славный волчок!

Этого было достаточно: скрипач бежал, старательно закрывая за собой все двери.

Дружба между Джимом и его любимцем росла. Чем старше становился волк, тем яростнее он ненавидел собак и пахнущих водкой людей. Зато его любовь к Джиму и всем прочим детям росла с каждым днем.

В это время, осенью 1881 года, фермеры сильно жаловались на то, что волки очень размножились и истребляли стада. Отрава и капканы оказались бессильными, и понятно, что, когда в виннипегском клубе появился знатный немецкий путешественник, сообщивший, что у него есть собаки, способные в короткое время избавить страну от волков, его речи возбудили всеобщее любопытство. Ведь скотоводы — большие любители охоты, и мысль освободить округ от волков с помощью своры волкодавов казалась им очень заманчивой.

Немец вскоре привел двух великолепных датских догов; один был белый, другой — палевый с черными крапинками. Каждый из этих огромных псов весил около двухсот фунтов. Мускулы у них были как у тигров, и все охотно поверили словам немца, что одной этой пары достаточно, чтобы одолеть самого крупного волка. Немец так описывал их обыкновение охотиться:

— Нужно показать им след, и будь он хоть суточный, они тотчас же побегут искать волка. Их ничем не собьешь. Как бы волк ни прятался и ни кружил, они живо отыщут его. Чуть только он кинется бежать, палевый пес хватает его за бедро и подкидывает вот так, — и немец подбросил кверху ломтик хлеба, — и не успеет он спуститься на землю, как белый вцепится ему в голову, палевый — в хвост, и он будет разорван пополам.

Все это казалось весьма правдоподобным. Всякому хотелось проверить собак на деле. Многие из местных жителей считали возможным встретить волков на Асинибуане, и охотники не замедлили снарядить туда экспедицию. Но, напрасно проискав волков в течение трех дней, они готовы уже были отказаться от охоты, когда кто-то вспомнил, что у трактирщика есть цепной волк, которого можно дешево купить и который, хотя ему только год, вполне пригоден для испытания собачьих способностей.

Стоимость волка сразу повысилась, когда трактирщик узнал, для чего он нужен охотникам. Кроме того, ему «совесть не позволяла» продать волка. Однако «совесть» сразу перестала мешать ему, едва охотники сошлись с ним в цене.

Теперь нужно было удалить маленького Джима. Его отослали к бабушке. Затем волка загнали в ящик, ящик заколотили гвоздями, поставили на фургон и отвезли в открытую прерию.

Собак с трудом могли удержать — так они рвались на ловлю, едва почуяв волка. Но несколько сильных мужчин держали их на привязи, пока фургон не был отвезен на полмили дальше.

Волка не без труда выгнали из ящика. Сперва он казался оробевшим и угрюмым. Он не пытался кусаться, а только искал, где бы спрятаться. Тревожимый криками и свистом и поняв наконец, что находится на свободе, волк пустился крадущейся рысцой к югу.

В тот же миг собаки были спущены и с яростным лаем ринулись вслед за ним.

Люди с радостными криками поспешили за собаками. С самого начала стало ясно, что волку несдобровать. Доги были несравненно проворнее его. Белый мог бежать не хуже любой борзой. Немец громко восторгался, видя, как его любимый пес несется по прерии, приближаясь к волку с каждой минутой.

Многие предлагали держать пари, что победят собаки, но это было настолько ясно, что пари никто не принимал — соглашались только ставить на одну собаку против другой. Молодой волк бежал теперь во всю прыть, но скоро белый пес настиг его и подступил к нему вплотную.

— Смотрите теперь, — крикнул немец, — как этот волк взлетит на воздух!

Минуту спустя волк и собака сошлись на мгновение, но оба тотчас же отпрянули друг от друга. Ни один из них не взлетел на воздух, а белый пес упал на землю с ужасной раной на плече, выведенный из строя, если не убитый. Десять секунд спустя налетел, разинув пасть, второй пес — палевый. Схватка была так же мимолетна и почти так же непонятна, как и первая. Животные едва соприкоснулись. Серый зверь метнулся в сторону. Палевый пес отшатнулся, показав окровавленный бок.

Понукаемый людьми, он снова бросился, но получил вторую рану, окончательно научившую его уму-разуму.

В это время подоспел сторож с еще четырьмя большими собаками. Их спустили на волка, и люди с дубинами и арканами уже спешили вслед, чтобы прикончить его, когда через равнину примчался верхом на пони маленький мальчик. Он соскочил на землю и, протолкавшись сквозь оцепившее волка кольцо, обхватил его шею руками. Он называл его «милым волчком», «дорогим волчишкой»; волк лизал ему лицо и махал хвостом. Затем мальчик обратил к толпе мокрое от слез лицо и сказал… Ну, да лучше не печатать того, что он сказал. Ему было всего девять лет, но он был очень груб, так как вырос в низкопробном трактире и успешно усвоил все постоянно слышанное там сквернословие.

Он ругал их всех и каждого, не исключая и родного отца.

Взрослый человек, позволивший себе такие оскорбительные и неприличные выражения, не миновал бы жестокой расправы. Но что делать с ребенком? И в конце концов охотники сделали самое лучшее: они громко рассмеялись — не над собой, конечно, смеяться над собой никто не любит, — нет, все до одного они смеялись над немцем, знаменитые собаки которого спасовали перед молоденьким волком.

Тогда Джим засунул грязный, мокрый от слез кулачок в свой мальчишеский карман и, порывшись там среди стеклянных шариков и леденцов, смешанных с табаком, спичками, пистолетными пистонами и другой контрабандой, выудил из всего этого обрывок тонкого шнурка и привязал его на шею волку. Затем, все еще всхлипывая, поскакал домой, уводя волка на шнурке и бросив немецкому дворянину прощальную угрозу:

— Я бы за два цента натравил его на вас, чтобы вы сдохли!

3

В начале зимы Джим заболел.

Волк жалобно выл на дворе, не видя своего дружка, и наконец, по просьбе больного, был допущен в его комнату. И здесь большой дикий пес — ведь волк просто дикий пес — верно дежурил у постели приятеля.

Болезнь казалась сперва несерьезной, и все были поражены, когда наступил внезапный поворот к худшему, и за три дня до рождества Джим скончался.

Волк оплакивал его искреннее всех. Большой серый зверь откликался жалобным воем на колокольный звон, бредя в сочельник за погребальным шествием. Вскоре он возвратился на задворки трактира, но при первой же попытке снова посадить его на цепь перескочил через забор и был таков.

Той же зимой в бревенчатой хижине у реки поселился старый капканщик Рено с хорошенькой девочкой Нинеттой.

Он не имел представления о Джиме Гогане и немало удивился, увидев волчьи следы на обоих берегах реки у самого городка.

Старик с любопытством и сомнением прислушивался к рассказам служащих Гудзоновского общества о поселившемся по соседству волке, который иногда проникает даже в самый город и особенно любит лес, находящийся по соседству с церковью св. Бонифация.

В сочельник, едва зазвонили колокола, по лесу пронесся одинокий печальный вой, убедивший Рено в правдивости рассказов. Он хорошо знал все волчьи песни: призыв о помощи, любовную песнь, одинокий вой и резкий вызов. Это был одинокий вой.

Старик спустился к реке и ответил таким же воем. От дальнего леса отделилась неясная тень и переправилась по льду к тому месту, где сидел на бревне человек, неподвижный, как бревно. Тень приблизилась к нему, обошла его кругом и потянула носом. Тогда глаза ее разгорелись, она зарычала, как рассерженная собака, и скользнула обратно во мрак.

Таким образом Рено, а вслед за ним и многие из горожан узнали, что по городским улицам бродит огромный серый волк, «втрое больше того, что когда-то сидел на цепи у питейного заведения Гогана». Он был грозой для собак, умерщвлял их при каждом удобном случае, и говорили даже, хотя это осталось недоказанным, что он сожрал не одну собаку, загулявшую на окраинах.

Вот кто был Виннипегский волк, которого я увидел в занесенных снегом лесах. Я хотел ему помочь, воображая, что его дело очень плохо. Но то, что я узнал позднее, изменило мое первое впечатление. Не знаю, как окончился виденный мною бой, но знаю, что волка не раз видели с тех пор, а некоторые собаки исчезли бесследно.

Итак, ни один волк никогда еще не жил такой странной жизнью. Имея возможность жить в лесах и степях, он предпочел вести полное превратностей существование в городе — каждый день на волосок от смерти, каждый день совершая отважные подвиги. Ненавидя людей и презирая собак, он каждый день разгонял собачьи стаи и убивал попадавшихся ему в одиночку псов. Он пугал пьяниц, избегал людей с ружьями, изучил капканы, изучил и отраву — как именно, невозможно сказать, но изучил несомненно, так как много раз с презрением проходил мимо отравленных кусков.

Не было в Виннипеге ни одной улицы, в которой бы он не побывал; не было полицейского, который не видел бы его быстро мелькающей, неясной тени в сером рассвете; не было собаки, которая не дрожала бы от ужаса, когда предательский ветер доносил весть о близости старого Колдуна. Он жаждал войны, и врагом его был весь мир. Но не было случая, чтобы волк обидел ребенка.

4

Нинетта родилась в пустыне. Мать ее была индианка. Серые глаза она унаследовала от нормандца-отца и была теперь прелестной девушкой шестнадцати лет, первой красавицей во всем округе. Она могла бы выйти замуж за любого из богатых и степенных женихов в околотке, но избранником ее сердца стал Поль Дерош. Видный малый, лихой танцор и недурной скрипач, Поль нарасхват получал приглашения на все пирушки и был неисправимым пьяницей. Рено поступил правильно, прогнав его, когда он пришел свататься. Однако это ни к чему не привело.

Покорная во всем остальном, Нинетта не хотела отказаться от своего избранника. На другой же день после того, как отец ее отказал ему, она обещала Полю встретиться с ним в лесу за рекой. Пробираясь по глубокому снегу к назначенному месту, Нинетта заметила, что следом за ней идет большая серая собака. Животное показалось ей вполне дружелюбным, и девочка (так как она была еще просто девочкой) не испытывала никакого страха. Но когда она приблизилась к месту, где ее дожидался Поль, большая собака вышла вперед, злобно ворча. Поль взглянул, узнал в звере большого волка и бросился бежать, как последний трус. Позднее он говорил, что побежал за ружьем. Должно быть, он забыл, где оно может находиться, так как влез за ним на дерево. Между тем Нинетта побежала по льду домой, чтобы предупредить знакомых о грозящей Полю опасности. Не найдя на дереве огнестрельного оружия, отважный рыцарь смастерил копье, прикрепив свой нож к сучку, и ухитрился нанести волку мучительную рану в голову. Зверь грозно зарычал, но отошел на некоторое расстояние, выказывая, впрочем, твердое намерение дождаться, пока человек спустится на землю. Но приближение толпы изменило его решение, и он ушел.

Скрипачу Полю легче было объяснить свое поведение Нинетте, нежели другим: она по-прежнему любила его. Но отец ее относился к нему с таким безнадежным презрением, что они решили обвенчаться тайно, как только Поль возвратится из форта Александра, куда он отправлялся в качестве погонщика собак. Он считался опытным собачьим погонщиком, так как был беспощадно жесток.

Рано утром, выпив на дорогу, Поль бодро двинулся вниз по реке. Быстро неслась по льду упряжка из трех лаек, рослых и сильных, как телята, и свирепых, как разбойники. Они проехали на полном скаку мимо жилища Рено на берегу, и Поль, щелкая бичом и следуя бегом за санями, махнул рукой стоявшей на пороге Нинетте.

Вскоре сани со свирепыми собаками и пьяным погонщиком исчезли за поворотом реки, и никто с тех пор никогда не видал скрипача Поля.

В тот же вечер лайки одни возвратились в форт Гарри. Они были обрызганы запекшейся кровью и ранены в нескольких местах, но, как это ни странно, совсем не голодны.

По следу отправились разведчики. Они разыскали на льду пакеты, которые вез Поль; на берегу реки валялись обломки саней; недалеко от пакетов нашли обрывки принадлежавшей скрипачу одежды.

Ясно было, что собаки загрызли и съели своего погонщика.

Владелец собак был очень расстроен этим происшествием — он мог за него поплатиться своими псами. Отказываясь верить слухам, он решил лично проверить дело, Рено был послан сопровождать его, и не прошли они и трех миль до рокового места, как старик указал на очень крупные следы, переходившие с восточного берега реки на западный, позади саней. Он повернулся к владельцу собак и сказал на ломаном английском языке:

— Большой волк шел за санями.

Тогда они по следу переправились на западный берег. За Гилдонанским лесом волк сменил галоп на шаг, перестал гнаться за санями и направился было к лесу. Но Поль что-то уронил здесь — быть может, пакет. Обнюхав оброненную вещь, волк узнал, что в санях едет пьяный Поль, который рассек ему когда-то голову.

Через милю след бегущего волка уже тянулся по льду за самыми санями. Человеческие следы теперь исчезли, так как человек вскочил в сани и погнал собак. Чтоб облегчить сани, он срезал поклажу. Вот почему свертки были разбросаны по снегу.

Как скачут собаки под взмахами бича! Вот валяется на снегу нож Поля. Должно быть, он уронил его, пытаясь защищаться от волка. А здесь волчий след исчезает, но сани стрелой несутся дальше: волк вскочил в сани. Собаки в ужасе прибавляют шагу, но в санях сзади летит волк. Через минуту все кончено. Человек и волк скатываются с саней. Волчий след снова появляется на восточном берегу и вскоре исчезает в лесу. Сани несутся к левому берегу, где задевают за корень дерева и разбиваются.

Снег рассказал старику Рено о том, как собаки, запутавшись в упряжке, стали драться между собой, пока не порвали постромки, затем — как они нашли труп своего бывшего мучителя и устроили пир.

Хорошего здесь было мало, но все же с собак было снято обвинение в убийстве. Ответственность, несомненно, падала на волка, и Рено, когда прошел первый страх, сказал со вздохом облегчения:

— Это Виннипегский волк. Он спас мою девочку от Поля. Он всегда был добр к детям.

5

Гибель Поля послужила предлогом для большой заключительной охоты, назначенной на рождество, ровно два года спустя после смерти маленького Джима. На эту охоту, казалось, согнали собак со всей страны. Были здесь три лайки из упряжки Поля — владелец считал их присутствие необходимым, — были и доги, и ищейки, и целая свора дворняжек, не помнящих родства. Все утро прошло в безуспешных поисках в лесах, лежащих на восток от лесов св. Бонифация. Но по телефону пришло известие, что волчий след замечен в Асинибуанских лесах, на запад от города, и час спустя охотники уже мчались по горячим следам Виннипегского волка.

Вот они несутся — стая собак, отряд всадников, толпа пеших мужчин и мальчиков. Волк не боялся собак, но он знал, что у людей есть опасные ружья. Он направился к темной линии Асинибуанских лесов, но всадникам было раздолье на равнине, и они скоро, обогнав волка, заставили его повернуть обратно. Он помчался вдоль оврага Колони-Крик и тем избежал свистевших уже над ним пуль. Дальше он повернул к забору с колючей проволокой и, перескочив через него, на время избавился от всадников. Он по-прежнему держался лощины, недоступной для пуль. Собаки уже приближались к нему. Вероятно, он только и мечтал о том, как бы остаться с ними наедине, хотя их было сорок или пятьдесят против одного. Теперь они уже окружили его, но ни одна не решалась подступиться. Сухопарая борзая, понадеявшись на свою прыть, придвинулась было сбоку, но удар волчьей морды сбил ее с ног. Всадникам пришлось проехать кружным путем, и теперь охота приблизилась к городу. Навстречу выбежало много людей и собак, чтобы принять участие в потехе.

Волк повернул к городской бойне, хорошо знакомому ему месту, и стрельба на время прекратилась, так как охотники боялись попасть в собак. Собаки действительно так тесно сомкнулись вокруг волка, что дальше он бежать не мог. Он огляделся, ища прикрытия с тыла для последней схватки, и, увидев деревянный мостик через уличную канаву, спрятался под ним. Тогда люди достали лом и разрушили мостик. Он выскочил наружу, зная, что пришло время умереть, готовый к смерти, но желая достойно постоять за себя напоследок. И здесь впервые при свете белого дня люди могли хорошенько разглядеть его. Вот он, загадочный собачий палач, бесплотный голос лесов св. Бонифация, чудесный Виннипегский волк!


6

Наконец, после трех долгих лет борьбы, он стоял один лицом к лицу против четырех десятков собак, которым помогали вооруженные ружьями люди. Но он встречал врагов не менее отважно, чем в тот день, когда я увидел его впервые в зимних лесах. Тот же презрительный изгиб кривил его губы, впалые бока чуть-чуть вздымались, изжелта-зеленые глаза светились прежним блеском. Собаки сомкнулись. Их вели не косматые малоопытные лайки, а бульдог. Послышался топот многих ног. Тявканье своры на время сменилось глухим ропотом. Седовато-багровые челюсти волка ощерились. Собаки шарахнулись во все стороны, и снова волк стоял один. Он был готов к нападению, угрюмый и сильный старый бандит. Трижды собаки нападали на него — и трижды были отражены. Смелейшие из бойцов валялись уже вокруг. Первым погиб бульдог. Умудренные опытом, собаки теперь отступили, оробев, а волк еще не выказывал никаких признаков усталости. После минутного нетерпеливого ожидания он ступил на несколько шагов вперед — увы, предоставив стрелкам долгожданный удобный случай! Грянуло три выстрела, и волк наконец улегся на покой, свершив свой боевой путь.

Кто может заглянуть в душу волка? Кто скажет нам, о чем он думал? Почему он оставался жить возле города, в котором испытывал столько страданий? Ведь кругом тянулись густые леса и пищи повсюду было вдоволь. Вряд ли он был одержим жаждой мести: никакое животное не потратит целую жизнь на месть — это злобное чувство свойственно одному лишь человеку. Животные жаждут покоя.

Итак, остается всего одна цепь, которая могла приковать его к городу, и эта цепь есть величайшая в мире власть, могущественнейшая сила на земле — любовь.

Волка не стало. С тех пор прошло много лет, но и до сего дня сторож церкви св. Бонифация утверждает, что в сочельник, едва зазвонят колокола, в ответ несется жуткий и скорбный волчий вой с соседнего лесистого кладбища, где лежит маленький Джим — единственное существо на свете, научившее волка любви.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.