Сценарий виртуальной экскурсии по повести Сетона-Томпсона «Домино» «Мы дети одной матери — природы!»
Сценарий виртуальной экскурсии по повести Сетона-Томпсона «Домино»
«Мы дети одной матери — природы!»
4 класс
Автор: Рыжова Елена Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 1»
Мурманск
2020
Вашему вниманию представлен сценарий внеклассного мероприятия по теме «Мы дети одной матери — природы!» по повести Сетона - Томпсона «Домино».
Задумывались ли вы над тем, что мы, люди, являемся частью природы, а значит, как и весь животный мир, подчиняемся ей? И если какой-либо из законов природы нарушается, то страдают от этого все: и люди, и животные, и растения.
Особенно очевидным это стало в конце XX века, когда нависла реальная угроза существованию матери-природы и нас, людей, в ней. Человек и природа… В этих двух словах всё взаимосвязано, это целый мир. Мы всегда должны помнить: «Мы дети одной матери — природы!». Она имеет собственную душу, язык. Его только нужно научиться понимать.
Проблема защиты животных и охраны среды их обитания в настоящее время стоит особенно остро, и её решение немыслимо без воспитания у подрастающего поколения любви к меньшим нашим братьям.
Эрнест Сетон-Томпсон известен во всём мире как писатель-натуралист и художник. Его книги пропитаны любовью к природе, многим людям они помогли сохранить чистое и бережное отношение к животным и растениям.
Предлагаемое занятие предполагает осмысление общего принципа, положенного в основу создания его произведений, через художественный анализ одного из них – повести «Домино».
Учащимся предлагается заранее познакомиться с содержанием повести Сетона - Томпсона «Домино» и нарисовать иллюстрации к ней.
Тема разработки: «Мы дети одной матери-природы» по повести Сетона-Томпсона «Домино»
Цели: формировать читательские умения, развивать общеинтеллектуальную сферу учащихся, монологическую и диалогическую речь, воспитывать и формировать социально-нравственную и общекультурную сферу личности, а именно соблюдение норм поведения в окружающей среде, владение умениями совместной деятельности и оценки своего поведения.
Задачи:
- выявление уровня общей эрудиции и читательской грамотности у учащихся;
- формирование умений самостоятельного поиска информации для достижения поставленной цели;
- формирование гуманного отношения к окружающему миру и к себе;
- развитие интеллектуальных и умственных способностей, логического мышления, творческого воображения, памяти и внимания;
- расширение кругозора учащихся;
- воспитание бережного и уважительного отношения к книгам.
Планируемые результаты
Предметные умения:
- формировать читать текст осознанно;
Личностные умения:
- формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Метапредметные умения:
Регулятивные:
- формировать умение определять цель деятельности на уроке;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из текста;
- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умение выражать свои мысли в устной форме.
Оформление: презентация, кроссворд для групповой работы, книжная выставка, рисунки детей.
Форма проведения: виртуальная экскурсия по страницам повести Сетона-Томпсона «Домино».
Место проведения: библиотека.
Форма работы с учащимися: фронтальная, групповая.
Ход урока
I.Организационный момент (СЛАЙД 1)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством положительного настроя на занятие.
Формируемые УУД
Личностные:
- ориентация на успешную учебную деятельность.
( СЛАЙД 2)
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг.
У. А кого мы называем хорошим, серьёзным читателем?
(Человека, который понимает прочитанное, запоминает, подмечает даже самые мелкие детали, может анализировать текст, запоминает новые слова и т.д.)
У. Посмотрим, насколько вы внимательные читатели.
II. Актуализация знаний.
Формируемые УУД
Регулятивные:
- принимать учебную задачу.
Познавательные:
- анализировать, делать умозаключения.
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей.
У. Определите, о ком идёт речь?
Викторина (СЛАЙД 3)
«Пока это был ещё щенок, но с большими лапами и широкой грудью. Голос у него был сильный, звучный …и, судя по угрюмому дикому нраву, щенок обещал вырасти презлющим зверем». Гекла
«Шерсть у неё на хребте стояла дыбом, глаза горели. Дико фыркая, она погналась за лисом, яростно стуча по земле острыми копытами». Лань
« На фоне чёрного блестящего меха резко выделялась белая, как снег, грудь. Жёлтые глаза горели, как огоньки, а серебристые кончики волос окружали, как сиянием, голову и шею». Домино
У. Молодцы! Вы очень внимательные читатели!
У. А что объединяет этих героев? (Герои повести Сетона - Томпсона «Домино») (СЛАЙД 4)
У. Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем говорить о жизни и творчестве Сетона - Томпсона, будем делиться впечатлениями о его повести «Домино», будем размышлять об отношении человека к природе. Поэтому главными в нашей беседе будут слова Сетона - Томпсона «Мы дети одной матери-природы» и докажем истинность его слов фактами из произведения. (СЛАЙД 4)
У. Чтобы понять, как автор создавал свои замечательные рассказы, познакомимся с некоторыми фактами его биографии. (СЛАЙД 5)
Выступление подготовленных учеников. Приложение 1
У. Вы познакомились с замечательным человеком: ученым, художником, писателем, который прожил долгую жизнь и всю её посвятил любимому делу. Он открыл для читателей мир животных с новой стороны и с трепетной любовью рассказал о них. (СЛАЙД 6)
III. Обобщение знаний о героях повести.
Цель: проанализировать поступки героев повести, дать им характеристику.
Формируемые УУД
Познавательные:
- осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
-участие в учебном диалоге;
- формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.
Личностные:
- развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией;
- познавательный интерес к материалу.
У. Обратите внимание на книжную выставку. Писатели, рассказывающие о жизни животных, считали себя учениками Сетона-Томпсона, потому что именно он написал рассказы, в которых животные предстали близкими нам существами.
Какие же черты лиса Домино могут быть достойны уважения?
(СЛАЙД 7)
Высказывания учащихся
(Природные: умный, сильный, быстроногий, выносливый, ловкий;
в поступках Домино проявляет себя как хитрый, находчивый, внимательный, осторожный, смелый, отважный, никогда не сдаётся, преданный, благородный, заботится о семье, защищает её).
У. Конечно, поведением животных движет природное чутьё, но Сетон-Томпсон хорошо изучил их повадки, понял их мысли и чувства и рассказал нам об этом.
Мы понимаем, что можем сравнить жизнь героев книги с жизнью человека. Именно об этом мой следующий вопрос:
Чем животные в повести «Домино» похожи на людей?
Высказывания учащихся
( Такие же разные по характеру, как люди. Животные совершают действия и поступки, похожие на мир людей.)
У. Вспомните последовательность событий. Что происходит, когда Домино знакомится с Белогрудкой?
Высказывания учащихся
(В повести Домино нравится Белогрудка, он соперничает с другим лисом за её внимание. Домино и Белогрудка создают семью, строят безопасное жилище, выводят потомство, которое выкармливают, защищают, обучают).
Дети приводят примеры из текста повести.
(Домино готов пожертвовать жизнью, чтобы защитить свою семью.
Животные испытывают чувства, как и люди: любви, дружбы, вражды, злости, страха, боли).
У. Какой же вывод можно сделать? (Мы и братья наши меньшие схожи по характерам, поступкам, чувствам).
У. Интересно было бы узнать ваше мнение: считаете ли вы конец повести счастливым? Прошу вас высказать своё мнение и объяснить его.
Высказывания учащихся
У. Те, кто пожалел Геклу, проявили милосердие. Ведь она преданная собака своего хозяина. (Обращение к тексту: «Прощай, дружище! Прощай, моя славная собака!»)
У. Понравилась вам повесть «Домино»? Высказывания учащихся
У. Советую прочитать и другие рассказы Сетон-Томпсона, в которых животные проявляют себя отважными существами в самых разных реальных историях. (СЛАЙД 8)
IV. Обобщение знаний о моральных качествах животных и человека.
Цель: повторить основные человеческие качества, необходимые нам для общения.
Формируемые УУД
Коммуникационные:
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.
У. В продолжение нашей беседы, давайте уточним, какие качества объединяют все живые существа и необходимы для общения. Предлагаю вам разгадать кроссворд. (Работа в группе, проверка)
Приложение 2
Кроссворд ( СЛАЙД 9)
По горизонтали:
Помощь человеку или животному, в которой они нуждаются каждый день – забота
Доброжелательное, заботливое отношение, помощь тем, кому это необходимо – милосердие
Проявление сочувствия, взаимопонимания – сострадание
Постоянство в исполнении своего долга в заботе о близких – верность
Верность, которая сохраняется даже в самых тяжёлых испытаниях – преданность
По вертикали:
Умение помогать, защищать, делиться с ближним – доброта
Достойное, честное, великодушное поведение – благородство
У. Надеюсь, что все вы вырастите хорошими людьми и проявите только положительные качества.
V. Итог урока.
Формируемые УУД
Познавательные:
- интерес к новому материалу.
Коммуникативные:
- участие в учебном диалоге.
У. Уверена, что все читатели полюбили лиса Домино. Пусть прозвучит стихотворение, посвящённое Домино, которое несколько лет назад написала наша ученица, ваша ровесница - Ульяна Труханова, так начинались её первые шаги в поэзии. (СЛАЙД 10)
Чернобурый лис мой, Домино,
Ты всегда достоин восхищенья!
Ты – герой! Всё для того дано:
Красота и мягкие движенья,
Храбрость, осторожные шаги…
Для лисят ты был отцом отважным.
Пусть уйдут навек твои враги,
Жизнь пусть будет радостней и глаже.
Ты с рожденья был сильнее всех,
Для лисят хороший ты учитель.
Ты – герой и ждёт тебя успех!
Чернобурый лис, ты – победитель!
У. Думаю, вы согласитесь со мной, что когда прочитанная книга не оставила нас равнодушными, то возникает желание размышлять над её проблемами. Я предлагаю вам написать короткий рассказ о добром и чутком отношении к животным. О том, как они заботятся о домашних питомцах или подкармливают бездомных животных, птиц, белочек. (СЛАЙД 11)
У. Хочу обратить ваше внимание на то, что Сетон-Томпсон жил во время, когда человек хотел подчинить себе природу. Охота в те времена часто превращалась в беспощадное истребление диких животных ради денег или развлечения. Сетон-Томпсон создал в Канаде организацию, целью которой было изучение и охрана природы. Он был одним из первых, кто поднял эту проблему. В наше время люди серьёзно задумались над этим. Существует наука об охране окружающей среды – экология.
Один из сборников рассказов Сетона-Томпсона называется «Животные-герои». История знает много случаев, когда животным за их заслуги ставили памятники. Давайте вспомним несколько таких историй. (СЛАЙД 12)
Выступают подготовленные ученики. Приложение 3
(Памятник собаке по кличке Бальт, памятник сенбернару Барри)
У. А кто может сказать, памятник какому животному установлен в г. Мурманске? Кто знает его историю? (СЛАЙД 13)
VI. Рефлексия.
Формируемые УУД
Познавательные:
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные:
- оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что необходимо усвоить.
Коммуникативные:
- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.
У. С каким настроением вы возвращаетесь с экскурсии?
У. Что особенно запомнилось?
У. В заключение нашей встречи ещё раз обратимся к словам Сетона - Томпсона, который учит нас пониманию природы и доброму отношению к братьям нашим меньшим. «Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы можем понять друг друга без слов». (СЛАЙД 14)
Список литературы:
Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.40-41., ил.
Зарубежные детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.
Сетон-Томпсон,Э. Рассказы/ Э.Сетон-Томпсон; пер. с англ. Н.Чуковского; худож. Э.Сетон-Томпсон.-М.: НФ «Пушкинская библиотека»; Вагриус, 2004.-543с.
Сетон-Томпсон, Э. Рассказы о животных/Э.Сетон-Томпсон; пер. с англ. Н. Чуковского; худож. Э. Сетон-Томпсон.- М.: Мир искателя, 2001.- 158с.
Сетон-Томпсон, Э. Животные –герои /Э.Сетон-Томпсон.- М.: Московский рабочий, 1982. – 217 с.
https://art.1001chudo.ru/france_1112.html
11
Виртуальная экскурсия
PPTX / 5.14 Мб
Приложение
DOCX / 20.71 Кб
Пролубщикова Наталья Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ирина Владимировна Казарцева