Сценарий виртуальной экскурсии по повести Сетона-Томпсона «Домино» «Мы дети одной матери — природы!»

3
3
Материал опубликован 26 July 2020






Сценарий виртуальной экскурсии по повести Сетона-Томпсона «Домино»


«Мы дети одной матери — природы!»

4 класс


Автор: Рыжова Елена Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 1»
















Мурманск

2020

Вашему вниманию представлен сценарий внеклассного мероприятия по теме «Мы дети одной матери — природы!» по повести Сетона - Томпсона «Домино».

Задумывались ли вы над тем, что мы, люди, являемся частью природы, а значит, как и весь животный мир, подчиняемся ей? И если какой-либо из законов природы нарушается, то страдают от этого все: и люди, и животные, и растения.

Особенно очевидным это стало в конце XX века, когда нависла реальная угроза существованию матери-природы и нас, людей, в ней. Человек и природа… В этих двух словах всё взаимосвязано, это целый мир. Мы всегда должны помнить: «Мы дети одной матери — природы!». Она имеет собственную душу, язык. Его только нужно научиться понимать.

Проблема защиты животных и охраны среды их обитания в настоящее время стоит особенно остро, и её решение немыслимо без воспитания у подрастающего поколения любви к меньшим нашим братьям.

Эрнест Сетон-Томпсон известен во всём мире как писатель-натуралист и художник. Его книги пропитаны любовью к природе, многим людям они помогли сохранить чистое и бережное отношение к животным и растениям.

Предлагаемое занятие предполагает осмысление общего принципа, положенного в основу создания его произведений, через художественный анализ одного из них – повести «Домино».

Учащимся предлагается заранее познакомиться с содержанием повести Сетона - Томпсона «Домино» и нарисовать иллюстрации к ней.

Тема разработки: «Мы дети одной матери-природы» по повести Сетона-Томпсона «Домино»

Цели: формировать читательские умения, развивать общеинтеллектуальную сферу учащихся, монологическую и диалогическую речь, воспитывать и формировать социально-нравственную и общекультурную сферу личности, а именно соблюдение норм поведения в окружающей среде, владение умениями совместной деятельности и оценки своего поведения.

Задачи:

- выявление уровня общей эрудиции и читательской грамотности у учащихся;

- формирование умений самостоятельного поиска информации для достижения поставленной цели;

- формирование гуманного отношения к окружающему миру и к себе;

- развитие интеллектуальных и умственных способностей, логического мышления, творческого воображения, памяти и внимания;

- расширение кругозора учащихся;

- воспитание бережного и уважительного отношения к книгам.

Планируемые результаты

Предметные умения:

- формировать читать текст осознанно;

Личностные умения:

- формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Метапредметные умения:

Регулятивные:

- формировать умение определять цель деятельности на уроке;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию из текста;

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

- формировать умение слушать и понимать других;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формировать умение выражать свои мысли в устной форме.

Оформление: презентация, кроссворд для групповой работы, книжная выставка, рисунки детей.

Форма проведения: виртуальная экскурсия по страницам повести Сетона-Томпсона «Домино».

Место проведения: библиотека.

Форма работы с учащимися: фронтальная, групповая.

Ход урока

I.Организационный момент (СЛАЙД 1)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством положительного настроя на занятие.

Формируемые УУД

Личностные:

- ориентация на успешную учебную деятельность.

( СЛАЙД 2)

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга – самый верный,

Самый лучший друг.

У. А кого мы называем хорошим, серьёзным читателем?

(Человека, который понимает прочитанное, запоминает, подмечает даже самые мелкие детали, может анализировать текст, запоминает новые слова и т.д.)

У. Посмотрим, насколько вы внимательные читатели.

II. Актуализация знаний.

Формируемые УУД

Регулятивные:

- принимать учебную задачу.

Познавательные:

- анализировать, делать умозаключения.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей.

У. Определите, о ком идёт речь?

Викторина (СЛАЙД 3)

«Пока это был ещё щенок, но с большими лапами и широкой грудью. Голос у него был сильный, звучный …и, судя по угрюмому дикому нраву, щенок обещал вырасти презлющим зверем». Гекла

«Шерсть у неё на хребте стояла дыбом, глаза горели. Дико фыркая, она погналась за лисом, яростно стуча по земле острыми копытами». Лань

« На фоне чёрного блестящего меха резко выделялась белая, как снег, грудь. Жёлтые глаза горели, как огоньки, а серебристые кончики волос окружали, как сиянием, голову и шею». Домино

У. Молодцы! Вы очень внимательные читатели!

У. А что объединяет этих героев? (Герои повести Сетона - Томпсона «Домино») (СЛАЙД 4)

У. Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем говорить о жизни и творчестве Сетона - Томпсона, будем делиться впечатлениями о его повести «Домино», будем размышлять об отношении человека к природе. Поэтому главными в нашей беседе будут слова Сетона - Томпсона «Мы дети одной матери-природы» и докажем истинность его слов фактами из произведения. (СЛАЙД 4)

У. Чтобы понять, как автор создавал свои замечательные рассказы, познакомимся с некоторыми фактами его биографии. (СЛАЙД 5)

Выступление подготовленных учеников. Приложение 1

У. Вы познакомились с замечательным человеком: ученым, художником, писателем, который прожил долгую жизнь и всю её посвятил любимому делу. Он открыл для читателей мир животных с новой стороны и с трепетной любовью рассказал о них. (СЛАЙД 6)

III. Обобщение знаний о героях повести.

Цель: проанализировать поступки героев повести, дать им характеристику.

Формируемые УУД

Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

-участие в учебном диалоге;

- формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Личностные:

- развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией;

- познавательный интерес к материалу.

У. Обратите внимание на книжную выставку. Писатели, рассказывающие о жизни животных, считали себя учениками Сетона-Томпсона, потому что именно он написал рассказы, в которых животные предстали близкими нам существами.

Какие же черты лиса Домино могут быть достойны уважения?

(СЛАЙД 7)

Высказывания учащихся

(Природные: умный, сильный, быстроногий, выносливый, ловкий;

в поступках Домино проявляет себя как хитрый, находчивый, внимательный, осторожный, смелый, отважный, никогда не сдаётся, преданный, благородный, заботится о семье, защищает её).

У. Конечно, поведением животных движет природное чутьё, но Сетон-Томпсон хорошо изучил их повадки, понял их мысли и чувства и рассказал нам об этом.

Мы понимаем, что можем сравнить жизнь героев книги с жизнью человека. Именно об этом мой следующий вопрос:

Чем животные в повести «Домино» похожи на людей?

Высказывания учащихся

( Такие же разные по характеру, как люди. Животные совершают действия и поступки, похожие на мир людей.)

У. Вспомните последовательность событий. Что происходит, когда Домино знакомится с Белогрудкой?

Высказывания учащихся

(В повести Домино нравится Белогрудка, он соперничает с другим лисом за её внимание. Домино и Белогрудка создают семью, строят безопасное жилище, выводят потомство, которое выкармливают, защищают, обучают).

Дети приводят примеры из текста повести.

(Домино готов пожертвовать жизнью, чтобы защитить свою семью.

Животные испытывают чувства, как и люди: любви, дружбы, вражды, злости, страха, боли).

У. Какой же вывод можно сделать? (Мы и братья наши меньшие схожи по характерам, поступкам, чувствам).

У. Интересно было бы узнать ваше мнение: считаете ли вы конец повести счастливым? Прошу вас высказать своё мнение и объяснить его.

Высказывания учащихся

У. Те, кто пожалел Геклу, проявили милосердие. Ведь она преданная собака своего хозяина. (Обращение к тексту: «Прощай, дружище! Прощай, моя славная собака!»)

У. Понравилась вам повесть «Домино»? Высказывания учащихся

У. Советую прочитать и другие рассказы Сетон-Томпсона, в которых животные проявляют себя отважными существами в самых разных реальных историях. (СЛАЙД 8)

IV. Обобщение знаний о моральных качествах животных и человека.

Цель: повторить основные человеческие качества, необходимые нам для общения.

Формируемые УУД

Коммуникационные:

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

У. В продолжение нашей беседы, давайте уточним, какие качества объединяют все живые существа и необходимы для общения. Предлагаю вам разгадать кроссворд. (Работа в группе, проверка)

Приложение 2

Кроссворд ( СЛАЙД 9)

По горизонтали:

Помощь человеку или животному, в которой они нуждаются каждый день – забота

Доброжелательное, заботливое отношение, помощь тем, кому это необходимо – милосердие

Проявление сочувствия, взаимопонимания – сострадание

Постоянство в исполнении своего долга в заботе о близких – верность

Верность, которая сохраняется даже в самых тяжёлых испытаниях – преданность

По вертикали:

Умение помогать, защищать, делиться с ближним – доброта

Достойное, честное, великодушное поведение – благородство

У. Надеюсь, что все вы вырастите хорошими людьми и проявите только положительные качества.

V. Итог урока.

Формируемые УУД

Познавательные:

- интерес к новому материалу.

Коммуникативные:

- участие в учебном диалоге.

У. Уверена, что все читатели полюбили лиса Домино. Пусть прозвучит стихотворение, посвящённое Домино, которое несколько лет назад написала наша ученица, ваша ровесница - Ульяна Труханова, так начинались её первые шаги в поэзии. (СЛАЙД 10)

Чернобурый лис мой, Домино,

Ты всегда достоин восхищенья!

Ты – герой! Всё для того дано:

Красота и мягкие движенья,

Храбрость, осторожные шаги…

Для лисят ты был отцом отважным.

Пусть уйдут навек твои враги,

Жизнь пусть будет радостней и глаже.

Ты с рожденья был сильнее всех,

Для лисят хороший ты учитель.

Ты – герой и ждёт тебя успех!

Чернобурый лис, ты – победитель!

У. Думаю, вы согласитесь со мной, что когда прочитанная книга не оставила нас равнодушными, то возникает желание размышлять над её проблемами. Я предлагаю вам написать короткий рассказ о добром и чутком отношении к животным. О том, как они заботятся о домашних питомцах или подкармливают бездомных животных, птиц, белочек. (СЛАЙД 11)

У. Хочу обратить ваше внимание на то, что Сетон-Томпсон жил во время, когда человек хотел подчинить себе природу. Охота в те времена часто превращалась в беспощадное истребление диких животных ради денег или развлечения. Сетон-Томпсон создал в Канаде организацию, целью которой было изучение и охрана природы. Он был одним из первых, кто поднял эту проблему. В наше время люди серьёзно задумались над этим. Существует наука об охране окружающей среды – экология.

Один из сборников рассказов Сетона-Томпсона называется «Животные-герои». История знает много случаев, когда животным за их заслуги ставили памятники. Давайте вспомним несколько таких историй. (СЛАЙД 12)

Выступают подготовленные ученики. Приложение 3

(Памятник собаке по кличке Бальт, памятник сенбернару Барри)

У. А кто может сказать, памятник какому животному установлен в г. Мурманске? Кто знает его историю? (СЛАЙД 13)

VI. Рефлексия.

Формируемые УУД

Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

- оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что необходимо усвоить.

Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

У. С каким настроением вы возвращаетесь с экскурсии?

У. Что особенно запомнилось?

У. В заключение нашей встречи ещё раз обратимся к словам Сетона - Томпсона, который учит нас пониманию природы и доброму отношению к братьям нашим меньшим. «Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы можем понять друг друга без слов». (СЛАЙД 14)

Список литературы:

Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.40-41., ил.

Зарубежные детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

Сетон-Томпсон,Э. Рассказы/ Э.Сетон-Томпсон; пер. с англ. Н.Чуковского; худож. Э.Сетон-Томпсон.-М.: НФ «Пушкинская библиотека»; Вагриус, 2004.-543с.

Сетон-Томпсон, Э. Рассказы о животных/Э.Сетон-Томпсон; пер. с англ. Н. Чуковского; худож. Э. Сетон-Томпсон.- М.: Мир искателя, 2001.- 158с.

Сетон-Томпсон, Э. Животные –герои /Э.Сетон-Томпсон.- М.: Московский рабочий, 1982. – 217 с.

https://goo.su/0IdS

https://art.1001chudo.ru/france_1112.html

https://goo.su/0IdU





11



Виртуальная экскурсия
PPTX / 5.14 Мб

Приложение
DOCX / 20.71 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

26 July 2020

Благодарю за интересный материал!!!

26 July 2020