12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калягина Ирина Владимировна24888
Преподаватель иностранного языка (английский). По диплому также преподаватель педагогики, психологии, методист, учитель английского языка в детском саду. Последние 11 лет - в среднем профессиональном образовании
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

ЕСЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЕГО ЗАНЯТИЯ НЕИДЕАЛЬНЫ

t1690435991aa.jpg

Пояснительная записка к ресурсу

1.

Автор

Калягина Ирина Владимировна.

2.

Должность

Преподаватель.

3.

Категория

Высшая педагогическая.

4.

Образовательное учреждение

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/

5.

Название ресурса

Если преподавателю кажется, что его занятия неидеальны.

6.

Вид ресурса

Методические рекомендации.

7.

Дисциплина

Любая учебная дисциплина.

8

Курс,

специальность СПО

1-4 курсы, подойдет для всех специальностей.

11.

Актуальность

Для педагога важно знать, что предпринимать при наличии установки на идеальность.

12.

Описание ресурса

Методические рекомендации содержат информацию о стремлении педагогов к идеальности, положительных и отрицательных сторонах данной установки, путях эффективного решения сложностей в связи с ней.

Источники информации

1

Иллюстрации

https://yandex.ru/images/

2

https://pedsovet.org/article/ucitelskoe-videne-idealnogo-uroka

3

https://pandia.ru/text/80/453/98420.php


ЕСЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЕГО ЗАНЯТИЯ НЕИДЕАЛЬНЫ


Время от времени многим вдумчивым преподавателям кажется, что их практические занятия несовершенны – они использую в начале занятия разминку, затем идет основное содержание занятия и логичное завершение. Иногда преподаватель может волноваться по поводу излишней стандартности и однообразной структурности занятий или излишней развлекательности.

Избежать чувства педагогической неполноценности, которое возникает именно у осознанного преподавателя, помогут в первую очередь следующие рекомендации.

Изначально всегда хочется успокоить педагога, так как в своей рефлексии он далеко не одинок. У многих схожие чувства, многие хотят разнообразить занятия, сделать их интереснее, а значит, они уже будут далеки от скуки. Если преподавателю свойственен максимализм, ему всегда интересно применять новые техники и приёмы.

Многообразные ресурсы, яркие иллюстрации, оригинальные рабочие листы – это замечательно. Но в гонке за эффектными занятиями важно не забыть о том, сориентированы ли они на студентов. Например, мы нашли увлекательное видео о хоккее, показали интересное интерактивное приложение, задали нестандартные вопросы о спорте. С одной точки зрения, всё удачно. Практическое занятие состоялось, но у студентов нет восторга. В чём же причина? При рефлексии выясняется, что цель студентов – подготовиться к собеседованию, и вообще они любят не хоккей, а теннис, а по большому счёту их очень волнует музыка. Увлекли ли отобранные средства обучения студентов, помогли в достижении их целей? Нет.

Идеальное практическое занятие – это то, которое понравилось студентам, и парадоксально оно может быть несовершенным с точки зрения методики обучения. На идеальном занятии преподаватель поддерживает обучающихся, проявляет свою заинтересованность. Студенты выполняют упражнения, с интересом участвуют в дискуссиях, ролевых играх. Совершенное занятие нацелено на достижение определенных целей, которые в совокупности обусловлены целями студента и ведут к их реализации. Преподавателю могут понадобиться учебные материалы, связанные с узкими запросами студентов, например, English for Commerce, English for Marketing, English Humour (английский для коммерции, английский для маркетинга, английский юмор) и т.д.

Не следует идти путём догадок и предположений, преподаватель всегда может прямо спросить студентов – нужно рассказать им, что вы открыты к предложениям, обратной связи, новым идеям и конструктивной критике.

В занятии всегда две стороны: преподаватель и студент. Баланс и соблюдение интересов этих сторон чрезвычайно важны. Если у преподавателя жёсткая концентрация на методике преподавания, структуре занятия, пострадает студент, так как его цели изучения отойдут на второй план. Хорошо, если педагог задается вопросом о соответствии своего занятия потребностям обучающихся.

Если возникает в конце занятия ощущения, что занятие прошло не совсем так, как планировалось, лучше спросить у студентов, понравилось ли им, какие были сложности. Нам свойственно критиковать себя, думать о плохом, но часто под собой это не имеет особых оснований. Если студент говорит, что его всё устраивает, его всё устраивает, то придумывать что-то дополнительно и сгущать краски не имеет смысла. Ведь это могло быть именно то занятие, на котором преподаватель дал выговориться студенту, блеснуть, проявить себя и свои чувства – и именно такое занятие может стать для обучающего идеальным. Всегда лучше соблюдать принципы педагогики сотрудничества – быть не «над студентом», а «со студентом». Всем людям временами нужно чувство плеча и поддержка, иногда они становятся намного значимей, чем методика обучения преподавателя.

Студенты привыкают к стилю преподавания педагога, его методам и приемам, и эффекта «wow» может в дальнейшем не происходить. Но и преподаватель уже познакомился со своими студенты, знает их гораздо лучше и может использовать персонализацию – разговаривать о самих студентах, их семье, хобби, целях и интересах, друзьях, можно задавать конкретные вопросы. Эффективно подключать не только учебную электронную платформу колледжа, но и использовать сторонние интерактивные обучающие ресурсы.

Применение различных игр также продуктивно, например, игра «Найди слово» - ее можно использовать в начале занятия в качестве разминки или когда студенты устали; для этого необходимо просто найти готовые лексические единицы по изучаемой теме или изученной ранее; можно воспользоваться возможностями онлайн-конструкторов и создать самостоятельно. Подобные задания способствуют развитию внимательности, памяти, повышают мотивацию к изучению.

Коллеги, мы все проводим рефлексию в конце занятия и узнаём, что студентам больше всего понравилось, а что вызвало наибольшие сложности – исходя из результатов рефлексии мы можем дополнять и менять учебные материалы с учётом интересов каждого студента. Один из основных признаков – эмоциональный фон обучающихся – если студенты уходят с занятия с хорошим настроением, просят позаниматься дополнительно, то есть ясность, что им все понравилось, а это для меня, как для педагога имеет большое значение. Приятно также получать сообщения от родителей студентов, которые благодарят, и это также дает веру в свои силы.

Части педагогов свойственно стремление к совершенству, перфекционизм, развитию которого могу содействовать различные факторы, например:

1) лозунги и реклама призывают к идеалу и стремлению к совершенству;

2) социальные сети показывают идеальные образцы и формируют зависимость от мнения других людей;

3) навязывается стремление изменять свою внешность, поведение и др.

Безукоризненность имеет две стороны одной медали – как положительным, так и угнетающим фактором. Перфекционизм может быть основой внутренней мотивации преподавателя, которая помогает ему достичь поставленных амбициозных целей, но также может спровоцировать стресс.

Идеальность является воздушным замком, так как ничего не существует идеального вокруг нас. Всё несовершенно и всё можно усовершенствовать: сочинение, картину, человека, идею и т. д. Если мы сразу примем факт о несовершенстве, то гораздо раньше полностью раскроем свои педагогические резервы. Мы можем получить и подтверждать высшую педагогическую категорию, сдать всевозможные экзамены на самые высокие баллы, но оставаться неодинаково прекрасными педагогами для абсолютно всех. Всегда буду студенты, которые определят другого преподавателя как более «крутого», профессионального. И это нормально.

Если вы из категории тех преподавателей, которых мучает стремление совершенству, то можно использовать следующие четыре совета:

1) помним, что встреченные на жизненном пути люди, не являются одинаково приятными, замечательными, прекрасными;

2) всегда делаем все, что можем выполнить;

3) создаем перечень положительных и отрицательных сторон стремления к идеальности;

4) пишем эссе на тему «Почему перфекционизм может быть разрушительным и бессмысленным?».


Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.