12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гулидова Яна Викторовна155
работаю учителем с 2008 года, имею высшую квалификационную категорию
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
0

Эссе на тему "концепция преподавания биологии"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №82»

города Кемерово

 

Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции обучения  предмету биология.

«Учитель» - слово, которое звучит для меня очень гордо. Еще в школе я мечтала стать учителем. Думала о том, как буду ставить двойки нерадивым ученикам, как буду ходить с ними в походы, на экскурсии. Но взрослея, я думала, что быть учителем – это безумие. Ведь у них нет выходных и перерывов на обед, совсем нет личного времени, их дети и семьи всегда обделены вниманием. Кроме этого, учить детей – это тяжелый труд и большая ответственность. Шли годы, я закончила институт, и пришло время задуматься о выборе своего рабочего места. Конечно же, я не сразу пошла работать в школу, к этому выбору я пришла постепенно. Но, спустя пять лет, хочется сказать, что я ни о чем не жалею. Мне доставляет большую радость брать ребят первого сентября за руки и вести их в класс, готовиться к разным конкурсам, походам, ну и, конечно же, урокам, общаться с ними, учиться у них чему-то новому! И кроме этого, я поняла, что безумно люблю детей и вывела для себя формулу молодости, ведь работая с детьми, мы остаемся молодыми. Я глубоко ошибалась в том, что семьи и дети учителей остаются без внимания. Нет – это не так! Нужно просто правильно и  рационально распределять свое время. Ведь в современном обществе во всех профессиях совершенно нет свободного времени для себя и для семьи, но его можно и нужно находить.

За время работы в школе я осознала, что урок только тогда достигает цели, когда он не лишен смысла, когда я и мои ученики объединены общей работой, когда мы двигаемся в одном направлении. Стратегию урока разрабатываю дома. А в школе в ожидании урока еще раз все продумываю: минусы, плюсы урока, сочетание индивидуальных и групповых работ, прерывающихся минутами рефлексии и релаксации, которые так любят дети.

Что дают мои уроки? Умение работать, чёткое знание биологических терминов, расширенный кругозор, использование знаний в жизни, умение общаться с природой.
Очень  радует, что в школах ввели  здоровьесберегающие уроки. Первым делом, учитель, идя на работу должен помнить о том, что какие бы отличные знания он ни давал, прежде всего, надо думать о здоровье ученика, только урок – главный резерв сбережения его здоровья. Мне очень нравится  индивидуальная работа, которая привлекает изменением позиции учителя и ученика. Ценностью становится не выявление уровня незнания учащимися каких-то вопросов, а формирование у них опыта управления собой. Мои наблюдения показывают, что дети учатся рационально использовать время на уроке, свободно вступают в диалог друг с другом, стали больше читать дополнительной литературы, в том числе и электронной, дети стали более спокойными и уравновешенными, что явно идет на пользу здоровью ученика.

В ходе своей педагогической деятельности я опираюсь на 3 этапа формирования действия целеполагания у учащихся: раскрываю структуру действия постановки цели; привлекаю детей к ее постановке и критическому осмыслению полученных результатов. Под моим руководством обучающиеся конструируют цель изучения учебного материала и самостоятельно ее ставят, а весь класс анализирует данную.

Умение правильно формулировать цели уроков, мне, как начинающему учителю, пришло не сразу. Первоначальные умения и навыки были сформированы во время прохождения педагогической практики и в первый год работы учителем в МБОУ «ООШ № 46» г. Кемерово. В первые недели моей практики, мне было безумно сложно привлечь внимание своих учеников, т.к. ребята не воспринимали меня, как учителя. Но постепенно им стало интересно посещать мои уроки, т.к. они проходили не традиционно. Хотелось бы отметить, что первые мои ученики отличались девиантным поведением, и с ними было очень сложно найти общий язык. Но я была приятно удивлена, что этап знакомства и привыкания нас друг к другу прошел очень быстро. Особенно мне запомнилась наша первая экскурсия, при которой, дети, выполняя предложенную им работу, самостоятельно разбились на группы, в которых обязательно присутствовал неуспевающий ученик. На том уроке у ребят кроме соревновательного момента присутствовал еще и дух ответственности за своего одноклассника, товарища. Смотря на них, я почувствовала особую гордость за свою профессию!

Но ведь в нашей профессии мечты отличаются от реальности. Ведь мы мечтаем о том, чтобы все детки были успешными, внимательными, исполнительными, дисциплинированными, но, к сожалению, такого не бывает. Всегда найдутся те, кто заставит приложить еще больше усилий к своей персоне. Но, на то они и дети! Кроме этого, не во всех школах имеется современное оборудование, благодаря которому мы можем еще более доступно и интереснее преподавать свой предмет. Особое место в преподавании биологии я уделяю информатизация образования. Я считаю, что она является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. К счастью, в нашей школе с этим все в порядке! Практически на каждом из своих уроков я показываю детям различные презентации, провожу видео-уроки. Благодаря этому урок становится более насыщенным, плодотворным и интересным для учащихся.

Кроме этого большое внимание в изучении биологии, я  отвожу кружкам и олимпиадам. В 2009-2010 учебном году я являлась руководителем биологического кружка «Экоша». Я отмечала у обучающихся развитие биологическое мышления, рост их общей культуры.  Но я думаю, что самым важным является то, что в кружке создается своя особая среда. Многие дети, придя в кружок, находят там новых друзей, получают возможность общаться со сверстниками, с которыми у них есть общий интерес – интерес к изучению биологии.

       Лабораторные, практические работы, экскурсии по биологии – это разновидность творческой деятельности. По моему мнению, они позволяют осознанно изучить вводимые понятия и утверждения, лучше их запомнить, включают в процесс восприятия смысловую, зрительную и моторную память. В процессе выполнения этих работ я старалась  формировать интерес к предмету, повышать мотивацию учения. Такого плана работы развивают аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

Для развития  одаренных детей я использую специальные программы элективных курсов, на которых учащиеся  получают дополнительный объем знаний и внимание педагога. Для работы с такими детьми использую методы творческого характера: проблемные, поисковые, исследовательские, при этом одаренный ребенок выступает в роли лидера.

В курсе биологии изучается большое количество тем, какие-то - сложные для изучения и понимания, какие-то безумно интересные. Самыми сложными для понимания и восприятия, я считаю темы генетики, но я стараюсь связать их с жизнью, чтобы ребятам было интереснее. А вот курс анатомии, я считаю самым интересным, т.к. все темы - это изучение своего тела и души. Учащиеся с особым желанием приходят на уроки, т.к. на занятиях, мной применяются различные методы изучения  тем, это и презентации, и показ роликов, конечно же, лабораторные работы, где ребята сами участвуют в исследовании своего тела и процессов, происходящих в нем. Неожиданными темами для ребят, конечно же, являются темы беременности и родов, а также развитие личности. Занятия по этим темам проходят с особой серьезностью. Я стараюсь в доступной форме объяснить материал, а также привить ответственность за свои действия, как мальчикам, так и девочкам.

Благодаря данной концепции преподавания, наблюдается интерес к предмету биологии у детей, результаты, которые они показывают на олимпиадах различного уровня, а также на экзаменах. Ведь не только ученики учатся у меня, но и я  у них. Они учат меня быть современнее, искреннее. Приятно наблюдать за изменением их отношения и к одноклассникам, и к учителям, и к людям. Вопросы, задаваемые мной на уроках, не остаются без ответа никогда. Даже если ученики не сразу отвечают на вопросы, они ищут ответы в различных источниках, и приходя на урок, обязательно подбегают ко мне, хвастаются результатом, и, конечно, как любой ребенок, ждут похвалы. Эти горящие глаза, искренние улыбки, слезы радости навсегда остаются у меня в сердце. И на каждом последнем звонке, радуюсь за них, за их успехи, за счастливое будущее, и с горестью расстаюсь с ними, потому что, время неумолимо, детки вырастают и уходят со школы, остаются лишь воспоминания о проеденном вместе времени.

Учитель биологии: Гулидова Яна Викторовна

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.