Эссе «Школа - мой мир»
Учительство – это искусство,
Труд не менее творческий путь,
Чем труд писателя или композитора,
Но более тяжелый и ответственный.
Учитель обращается к душе человеческой напрямую.
Воспитывает личностью своей,
своими знаниями и любовью,
своим отношением к миру…
Дмитрий Лихачев.
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Учитель.… Это слово входит в сознание каждого человека в раннем возрасте и остается там на всю жизнь. Родители дают детям жизнь, учитель наполняет ее смыслом, дает духовную опору, учит человечности. Профессия учителя требует и знания своего предмета, и огромного терпения, и артистизма, и режиссуры, и исполнительского мастерства.
Учителя сравнивают с дождевой каплей. Почему? Как дождь будит жизненные силы каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить потенциал каждого ученика.
Умение воспитать у детей желание трудиться, мыслить, быть самостоятельными и ответственными, творческим – вот суть натуры учителя.
Профессия учителя – самая благородная на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих воспитанников.
Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения, работает на завтрашний день, воспитывая Гражданина своей страны. Выдающийся ученый, историк В.О. Ключевский считал, что для профессионализма педагога главное – следовать завету: чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. Если данный процесс рассматривать во времени, то он занимает большую часть жизни человека от выбора профессии в старшей ступени школы до окончания профессиональной деятельности.
Я начала свой профессиональный путь с поступления в педагогический университет в 2007 году после окончания школы, к слову сказать, что профессия учителя начальных классов меня на тот момент не привлекала, всегда мечтала работать с трудными подростками в структуре МВД. Однако, твердое слово мамы, оказалось решающим. Зная мой бунтарский характер, мама учила меня, как могла, хотя прилежание и ответственность были на должном уровне. На мои заявления, что «я не буду работать в школе, не буду учителем», мама хитро отвечала «конечно, конечно, доченька, ты только диплом получи!».
Близился 3 курс и практика в школе…и вот тут я поняла, что «не так страшен черт, как его рисуют!». Будучи творчески неспокойным человеком, всегда старалась находить неизведанные тропы, что вызывало восторг у ребят. Полсотни зажженных огоньков в глазах – это непередаваемое чувство, и каждый день не похож на предыдущий!
Мой педагогический стаж в МОБУ СОШ №1 с. Ивановка составляет 4 года. Твердо убеждена, что в школе должны работать люди не равнодушные к детям, а те, кто может стать примером. Дети не умеют еще жить умом, подчинять свои действия рассудку логике. Зато они чувствую сердцем душой. Детское сердце отходчиво оно способно прощать. Поэтому в свои отношения с детьми я стараюсь вносить искренность ласку доброту, а не навязывание своих взглядов. Главное в профессии учителя научиться жить со своими воспитанниками одной дружной семьей, ведь так важно просыпаться и идти туда, где тебя ждут и любят, где тебе тепло и уютно, и тогда все у тебя получится!
Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль. Поскольку я работаю с младшими школьниками, то фронт творческой деятельности огромен и многообразен. Проявлению творчества способствуют и календарные праздники и внеурочная деятельность, учебные уроки, исследовательская работа, а так же инициатива со стороны учеников, родителей и учителя.
Глубоко убеждена, что главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребенке это желание, научить способам деятельности и двигаться вместе с ним к вершинам познания, доказывая себе и обществу, что нет неталантливых детей, нужно только помочь им раскрыться.
Целью своей педагогической деятельности считаю формирование функционально грамотной личности. Личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Исходя из этого, мною ставятся цели, направленные на формирование личности:
● приобретение новых знаний;
● овладение умениями самостоятельно приобретать знания;
● формирование умений анализировать, комментировать и оценивать;
● формирование умений и навыков практического характера;
● развитие воображения, мышления, речи и памяти;
● формирование взглядов, убеждений.
Но чтобы достичь этих целей, нужно задуматься над тем, как заинтересовать учащихся и как поддержать интерес к изучаемому материалу. Поэтому моя деятельность основывается на следующих подходах:
1. Компетентностный подход в обучении. С применением такого подхода меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач. Реализация компетентностного подхода в практике моей работы направлена на формирование у обучающихся ключевых компетентностей надпредметного характера.
2. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока и внеурочной деятельности. При выполнении любого задания ученик должен видеть свой успех. При этом следует учитывать, что задание должно быт посильным и в то же время достаточно сложным, чтобы для его выполнения ученик прилагал усилия.
3. Построение уроков на принципах обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика переводить свои знания в разные области, рассуждать, делать выводы. Я принимаю любой ответ ученика (правильный и неправильный), но при этом всегда прошу доказать или объяснить полученный результат. Другие учащиеся могут согласиться или нет, но в любом случае надо будет обосновать свою точку зрения. Только так, по моему мнению, можно научить добывать знания и самостоятельно находить и исправлять ошибки.
4. Личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через использование в работе взаимо и самоконтроля. Использование методик, при которых учащиеся работают с опорными схемами. Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися. Индивидуализация домашних заданий. Организация работы учащихся в группах. Организация исследовательской деятельности. Формирование индивидуальных маршрутов обучения учеников по потребности. Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод).
В ходе проблемного обучения используется метод, который называется "мозговой штурм". Сущность его состоит в быстром поиске ответов на вопросы к тексту. Для "штурма" предлагаются вопросы, не требующие традиционного решения. Использую различные формы заданий: вопросы (толстые и тонкие), упражнения, сочинения, игры, тесты разного типа по предметам.
5. Использование исследовательского метода обучения. Использование исследовательского метода обучения способствует освоению навыка самостоятельного выведения знаний, учит мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии. Свою работу я планирую таким образом, чтобы урочная и внеурочная деятельность способствовала приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира, он придаёт уверенность в своих возможностях, создаёт положительную мотивацию к обучению.
6. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Создание тандема учитель + компьютер делает учебно-воспитательный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.
Уроки и внеурочные мероприятия с использованием электронных приложений к учебникам, презентаций, электронных тестов, ресурсов Интернет представляют собой сочетание новых информационных технологий и традиционных педагогических.
Особенно плодотворной на уроках считаю работу с использованием ЦОР.
Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками учебно-воспитательного процесса, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения. Использование ИКТ на уроке позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: отрывки из кинофильмов позволяют визуально увидеть и услышать героев произведений, критически оценить их поступки, действия.
Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (приложения к газете «1 сентября»; научно-методический журнал «Классный руководитель», «Народное образование», «Начальная школа»). Периодически просматриваю новые документы на сайтах Министерства образования РФ, поэтому в курсе последних событий в образовании.
На своих уроках я стараюсь создать атмосферу сотрудничества, сотворчества ученика и учителя, формирую у школьников качества, необходимые каждому современному человеку: умение думать, творить, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои идеи, опираясь на факты.
Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь рекомендовать среди коллег.
Давала открытые уроки преимущественно по русскому языку по темам « Приставки и предлоги», «Парные согласные на конце и в середине слова», «Времена глагола», «Гласные и согласные звуки и буквы».
В работе по распространению и обобщению собственного педагогического опыта я участвую в основном на уровне школы и района. В школе на достаточно высоком уровне ведётся методическая работа, изучается и обобщается опыт лучших учителей.
Постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, по-моему, решение этих задач невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Я постоянно задаю себе вопросы:
- как развить интерес к предметам, связанным с духовностью русской нации?
- как повысить культуру письма и связной речи?
- как организовать обучение детей с большей эффективностью и результативностью?
- как превратить каждого ребёнка в яркую индивидуальность, способную принимать нестандартные решения и умеющую стать при любых способностях самодостаточным и социально приспособленным?
Одним из условий становления моего педагогического опыта является организация познавательной деятельности учеников для повышения качества знаний.
Результаты моей педагогической деятельности показали оптимальность использования выбранных мною методов и элементов образовательных технологий, которые дали возможность не только поддерживать уровень знаний на высоком уровне, но и сформировать у моих учеников компетентность и успешность.
Для того чтобы прослеживать результаты деятельности обучающихся систематически проводятся:
- мониторинги качества обучения через анализ системы всех видов контролирующих учебных работ;
- мониторинг учебных достижений обучающихся по итогам четверти, года.
На родительских собраниях знакомлю родителей с результатами мониторингов, тестовых и диагностических работ. Провожу дополнительные занятия для тех, кто не справляется с различными работами, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях.
При планировании работы учитываю результаты мониторингов за предыдущие периоды, индивидуальные особенности детей, уровень их подготовленности.