Эссе «Учитель и ученик растут вместе»

8
0
Материал опубликован 28 June 2023

Эссе «Учитель и ученик растут вместе»

(Конфуций)

Вот и завершился очередной учебный год и скоро мои «пятиклашки», которых я принял в сентябре прошлого года, уйдут «на заслуженный отдых»! Конечно, это не первый мой класс, ведь мой педагогический стаж более сорока пяти лет, но каждый раз, принимая очередной класс, задаешься вопросом: какие они, как сложатся отношения с родителями, какие приоритеты в обучении и воспитании необходимо выделить, как пройдет период адаптации у всех: у ребят, к родителей, у педагогов? И приятно осознавать, что этот год прожит не зря!

в этом учебном году в учебную программу класса был введен цикл тематических уроков «Разговоры о важном», на которых мы много говорили о профессиях, о событиях, о своем отношении к ним! Порою, я задаю им вопросы, связанные с профессией учителя, при этом получаю ответы, которые даже меня удивляют!

Как-то во время одной из таких бесед, когда ребята рассказывали о профессиях своих родителей, и я им задал вопрос:«Ребята, как вы думаете, профессия накладывает свой отпечаток на человека, формирует ли у него какие-либо качества?» И, к моему удивлению, многие ребята, используя примеры из жизни своих родителей, положительно ответили на вопрос! Когда я направил разговор в русло, что профессия учителя направлена на обучение, воспитание и развитие детей, что учитель ведет учеников, давая им возможность расти физически, интеллектуально, духовно, дети так же были в этом единодушны! С этим все было понятно; вот ученики, вот учитель, вот мы каждый день видим учебный процесс!

-А как вы думаете, ребята, я расту вместе с вами? И сразу же, даже без какой-либо паузы слышу утвердительные ответы:

-Конечно, да! Естественно! Несомненно!

-А как вы это можете  объяснить? И началась содержательная дискуссия с различными высказываниями мнений, начиная от физиологического и заканчивая психологическим ростом. Смотрю, улыбаюсь, приятно видеть их оживленные лица и понимать, что мы научились рассуждать и не бояться высказывать свою точку зрения. Значит, я могу смело отправлять их в путь по новым дорогам школьной жизни.

Быть учителем для меня - значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией.

Имея большой педагогический и жизненный опыт, я часто задаюсь вопросом, каким должен быть педагог своего времени, как учить, чем заинтересовать, как прийти к лучшим результатам, есть ли тот момент, когда можно уже остановиться в своем развитии, в своем росте!? Наверное, каждый педагог сам для себя отвечает на эти вопросы. Ведь преподавание не просто ремесло, а настоящее искусство – в этом самая суть педагогического мастерства. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться - это единственно правильный курс педагога.

 И на сегодняшний день я чувствую, что учить – это не просто профессия, это образ жизни. Мои воспитанники смотрят на меня, неосознанно копируют мои действия, выражения, мое поведение, и это огромная ответственность.  Ради них я должен быть еще лучше, еще умнее, должен стремиться к самым высоким вершинам, ведь тогда и они будут такими же сегодня, а завтра станут еще лучше!

Как сказал Адольф Дистервег:«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить!». И для этого просто необходимо  наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогический задач, самостоятельность суждений и выводов.                                                          

Меняются времена, меняются и дети! И учителю нужно для себя определить смысл своей работы. В наше время педагог уже не стоит над своими учениками. Нет, мы стоим рядом с ними, а это значит, что в любой момент готовы поддержать и понять!

Настоящий учитель поддерживает творческую инициативу ребят, дополнив ее своей инициативой, доверием и интересом к ученику. Главное в уроке, не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них, быть не только наставником, но и другом!

Есть у учителя одна замечательная возможность: наблюдать за своими воспитанниками на протяжении многих лет, быть свидетелем становления характера, а порой и судьбы. Сколько их, этих судеб, проходит перед нами за время работы в школе. И тогда, начинаешь, словно, прокручивать назад киноленту, на которой шаг за шагом запечатлелись лучшие моменты этих лет. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что он делает.

Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на века вперед, воспитай человека!».

Я учитель географии, но преподаю курсы экологии, краеведения, веду с ребятами в среднем и старшем звене проектную деятельность, поэтому у меня есть прекрасная возможность помогать своим ребятам идти по школьному пути до самого выпуска. Вместе с тем я заряжаюсь поддержкой и задором моих учеников, делюсь с ними эмоциями, вижу, как они меняются из года в год и как изменяют меня. «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...» сказал Конфуций. Я стараюсь придерживаться этой мудрости. Мы с учениками стараемся действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, и оставаться интересными друг другу как личности в процессе нашего «роста».

Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.

Видя результаты своего труда, на ум приходит одна народная мудрость «Настоящий учитель учит только тому, чему не перестаёт учиться сам». Кто-то из моих учеников стал  инженером, технологом, кто-то  хорошим отцом или матерью, а кто-то  просто добрым человеком. И очень приятно, что среди них есть и учителя.

Каждый учитель должен совершенствовать свое педагогическое мастерство, которое представляет высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитании и развития человека.

С каждым новым днем, с каждым новым уроком я понимаю, что не представляю себя без школы, без детей. Еще несколько столетий назад Иммануил Кант утверждал: «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью». Я люблю свою работу, которая сродни птице феникс - символу вечного обновления и бессмертия. Я наслаждаюсь ею, заряжаюсь поддержкой и задором моих учеников, делюсь с ними эмоциями, вижу, как они меняются из года в год и как изменяют меня.

И я искренне верю, что через четыре года, когда я выпущу своих «пятиклашек» из основной школы, мои новые воспитанники на вопрос, расту ли я вместе с ними, ответят:

- Конечно же, да!


Н.В.Вологин – учитель географии, классный руководитель

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.