Эссе на тему «Учитель и ученик растут вместе»
Великий Китайский мудрец и духовный учитель Конфуций когда-то сказал: «Учитель и ученик растут вместе». Интересно, что как в V веке до нашей эры, так и в настоящее время эти слова являются настоящей истиной. В 21 веке в РФ деятельность учителя подконтрольна и должна соответствовать требованиям Федерального государственного стандарта, но ее особенности всегда были неизменными.
Учитель – это умный, добрый, спокойный, творческий человек, который использует различные способы и методы, чтобы обучить своего ученика. Важно, что обучение – это и глубоко философский процесс, и при этом искусство. Учитель не должен заставлять ребенка учиться, он всеми своими действиями должен его к этому направлять, мотивировать и вдохновлять. Как говорил Уильям Уорд: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.» Понятно, что ученик в процессе обучения углубляет свои знания, формирует собственное мировоззрение и набирает опыт, а что может дать ученик учителю?
Во-первых, ученик позволяет учителю изучать мир ребенка. Психология сознания и поведения у детей кардинально разится со взрослым человеком. Ребенок, только начавший поступательно познавать мир – это чистый лист. Такой человек восприимчив ко всему новому и необычному, он любознателен и получает от изучения мира удовольствие. Благодаря обучению учитель может понять, что же на самом деле думает человек в раннем возрасте, как дети относятся к миру и воспринимают его. Учитель обогащается и начинает лучше понимать детей.
Во-вторых, учитель учится коммуникации. Нет способа лучше постичь навыки межличностного взаимодействия, кроме общения. Зачастую, когда взрослый человек впервые встречается с ребенком – ему трудно наладить контакт, открыться перед ним и позволить ему открыться самому. Учитель обучается правильно выстраивать технику своего общения, формирует методики предоставления информации с интересом, воодушевлением, увлекая учащихся.
В-третьих, благодаря ученику учитель постигает особенности актуальных проблем современности. Проблема отцов и детей всегда была, есть и будет. С каждым годом дети меняются, места их жизненных ориентиров занимают совершенно неочевидные и непривычные для прошлого времени вещи. Кто-то считает, что современные дети становятся беспринципнее и перестают уважать старшее поколение, однако те педагоги, которые выполняют свои профессиональные навыки с повышенным стремлением к достижению положительного результата, уверены в обратном. Подростки 21 века стали более чуткими, интересующимися жизнью во всех ее проявлениях, умнее и увлеченнее. Теперь они вырастают быстрее, уже в раннем возрасте их беспокоят более важные и серьезные вещи, чем раньше, например, проблема уважения их прав или экологические вопросы. Именно эти важные детали для жизни ребенка узнает учитель в процессе взаимодействия с учеником, следовательно, он учится постигать всю широту его мировоззрения.
В конце концов, нельзя забывать про четкое и систематическое повышение квалификации педагога. Учителя учатся не только косвенно и подсознательно, но и целенаправленно. Педагоги регулярно проходят специализированные курсы и занятия, просматривают образовательные вебинары, читают научные и психологические статьи и книги. Когда учитель получает под свое крыло новых детей, он обучается по-новому. Он предпринимает все усилия для того, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям. Иными словами, ученик способствует обучению учителя, точно так же, как и учитель направляет ученика.
Никогда не стоит забывать, что учитель воздействует на ученика своим примером. Поэтому прекрасно, когда учитель обучается сам. Помимо этого, это является дополнительной мотивацией для учителей, чтобы становиться хорошим педагогом. Учитель должен быть ученику хорошим другом, помощником, товарищем, наставником, психологом и родителем. Такого учителя дети будут хотеть слушать, хотеть у него учиться, а самое главное – они будут стремиться стать таким же человеком, как он, ибо ребенок понимает, что учителя любят и уважают за личностные качества, значит, если он будет таким же – к нему будут относиться так же. Прав был Жозеф Жубер: «Обучать – значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры». Учитель должен чувствовать процесс обучения, действовать по повиновению души, от всего сердца и с чистыми помыслами. Учитель, который полностью отдается учебному процессу, может дать ученику огромное количество важных уроков не только в обучении, но и для будущего. Иными словами – в процессе обучения происходит взаимный рост – квалификационный рост учителя и рост образовательного уровня и приспособленности ученика к жизни.