Эссе «Учитель и ученик растут вместе»
Профессия учителя, на мой взгляд, одна из самых необычных. Почему-то все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше, чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Я каждый день приближаюсь к своей главной мечте – стать тем учителем, который помогает каждому ребенку взять новую высоту, в которую он не верил.
Учитель чувствует тебя, как никто другой, помогает найти себя в этом мире и обогащает своими знаниями и умениями. Он приучает мыслить, анализировать жизненные ситуации, быть сочувственным к чужому горю, милосердным к тем, кто нуждается в помощи. Не всегда ученики могут представить себе, сколько душевных сил и энергии вкладывает учитель в своих учеников. К ним это приходит уже в зрелом возрасте, после окончания школы, когда они выходят во взрослую жизнь.
«Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится», - говорил Ксенофонт. Невозможно быть хорошим учителем без сердца, без любви к детям и своей профессии. Нелюбовь со стороны учителя, в конечном итоге, породит нелюбовь со стороны учащихся, тогда не только воспитание, но и обучение станет невозможным. Ведь дети очень чутки к тому, как к ним относятся.
Несмотря ни на что, учитель и ученик не могут друг без друга, они растут вместе. Ведь не только мы детям даём знания, но и они нас многому учат. Мир изменяется, и вместе с ним меняются дети. И нам приходится подстраиваться под их стереотипы, характер, поведение. В процессе обучения школьник приобретает новые знания, навыки, формируется мировоззрение под руководством учителя. А учитель расширяет свои знания о детях, ведь каждый ученик — это новый и непохожий на других субъект, к которому нужно найти свой подход и у которого свои законы, реакции, таланты. Учителю ещё предстоит их найти, зажечь, показать не только другим, но и самому ребёнку. Вдохновить его на использование своего потенциала. С каждым учеником нужно разговаривать на том языке, который понятен именно данному ребёнку. Но для этого нужно самому владеть различными приёмами, чтобы построить своё объяснение и общение интересно и доступно.
«Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя» (Николай Васильевич Гоголь). Новое поколение — новые подходы и технологии. Ведь правильно очень часто говорят, что учителя молоды, не по возрасту или внешности, а духовно. Нет ни одной профессии, которая бы так развивала и совершенствовала мировоззрение человека. Ведь с приходом новых учеников ты начинаешь своё обучение заново, переходя на более сложный уровень общения, мышления и межличностных отношений. А значит, выросшее поколение тоже передало мне частичку своего видения мира, обогатило новыми знаниями и умениями.
Выбранная мною профессия – это сбывшаяся мечта. Я тоже когда-то была ученицей, воспитанницей добрых, отзывчивых педагогов. Мне никогда не хотелось расставаться со школой, с учителями, друзьями, миром удивительных открытий, путешествий, волшебства. И вот теперь, но уже в новой роли – учителя начальных классов, я имею возможность вернуться назад в детство: учиться, творить, фантазировать. Мне нравится школьная атмосфера, её кипучая жизнь, веселый гомон детских голосов на переменах и бесчисленные «Почему?» на уроках. Нравится наблюдать за тем, как вчера еще робкий и неуверенный в себе человечек совершенствуется и набирает силу с каждым днем, и вот он уже уверенно выступает на научной конференции школьников, читает свои собственные произведения, пусть ещё не совсем совершенные. Нравится видеть живую и непосредственную реакцию ребенка, ведь детские глаза не могут лгать!
Проработав более двадцати лет в школе, я приобрела драгоценный опыт общения с детьми. И точно знаю, что ребёнка надо принимать таким, какой он есть. И любить его таким. Все дети хорошие. Не может быть плохих детей. Если ребёнок агрессивен, виноват в этом взрослый. Позитивная оценка, умение рассмотреть хорошее в каждом ученике и показать это окружающим, поднять его авторитет, создать атмосферу успешности - вот главная задача педагога-учителя, педагога-воспитателя. Это легко происходит с детьми, у которых почти нет проблем. Но это трудно с проблемными детьми. Двойки, грязь в тетрадях, невнимание и непонимание в семье. Учитель для таких детей должен стать человеком, который увидит в них хорошее, поймет, скажет доброе слово и этим защитит ребёнка от самого себя, себя плохого, победит упрямство, обиду, злость. Тогда появится блеск в детских глазах, желание быть лучше.
В условиях современной школы деятельность педагога разнообразна, и все-таки центральное место в ней занимает урок. Новые стандарты образования дали мне возможность применять нестандартные формы организации деятельности на уроке. Ученик становится учителем, обучаясь, учит других. Учеба становится увлекательным, желанным занятием. Учитель и сам постоянно находится в творческом поиске, самосовершенствуется.
Мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности.
А чтобы удивить и заинтересовать сегодняшних школьников, нужны современные подходы. В педагогической деятельности мной используется технология развития критического мышления, проблемная, проектно-исследовательская, здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Связующим звеном всего вышеперечисленного становится игровая деятельность, в которой ученик начальной школы чувствует себя всегда комфортно.
Педагог должен много внимания уделять родителям своих учеников. От взаимодействия к взаимопониманию и сотрудничеству – именно таким образом строится работа современного педагога с родителями и социумом.
Многие мои ученики талантливы и успешны в различных направлениях: творчество, наука, социальная активность. Являясь профессионалами в своей области, они обогащают меня знаниями, которые я в дальнейшем применяю на своих уроках.
Несмотря на все проблемы, я с уверенностью могу сказать, что выбрала прекрасную профессию — учитель, которую с каждым годом люблю всё больше и больше. Когда выпускаешь в жизнь очередное поколение учеников, то испытываешь самое прекрасное чувство – гордость за их успехи и достижения! Они уходят из школы взрослые, успешные, а самое главное, вооружённые тем запасом знаний, к которому мы шли вместе рука об руку. «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». (Дмитрий Менделеев)
Не открывая тайны, скажу: можно быть высокообразованным человеком, применять современные технологии на уроке, но не быть при этом настоящим учителем. Настоящий учитель должен быть Человеком. Современный педагог – это человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий в другом человеке лучшее, способный возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Владыкина Елена Николаевна
Галина Владимировна
Владыкина Елена Николаевна