Этапы эволюции информационных технологий
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие и компоненты информационных технологий………………………...4
2. Основные этапы эволюции информационных технологий…………………….6
3. Перспективы развития информационных технологий………..………………..9
Заключение…………………………………………………...……………………11
Список использованной литературы…………………………………………..12
Введение
Человек уже с момента своего появления на Земле мог передавать и получать информацию. Первобытные люди общались с помощью жестов и звуков, могли использовать простейшие орудия труда, например, камни и палки.
Характерной чертой нашего времени являются интенсивно развивающиеся процессы информатизации практически во всех сферах человеческой деятельности.
Сердцевиной современных информационных технологий являются автоматизированные информационные системы, создание, функционирование и использование которых привело к возникновению специфических понятий, категорий, приёмов и навыков.
Современному человеку необходимо знать информационные технологии, уметь успешно применять данные знания при решении как личностных, так и производственных задач повседневной жизни [1, с. 12].
Актуальность выбранной темы связана с важнейшим значением информационных технологий в жизни человека и обусловлена тенденцией их стремительного развития.
Целью работы является рассмотрение основных этапов эволюции информационных технологий.
В соответствие с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и основные компоненты информационных технологий;
- определить основные этапы развития информационных технологий и их значение для человеческого общества;
- проанализировать состояние информационных технологий в настоящее время и рассмотреть перспективы их развития.
1. Понятие и компоненты информационных технологий
Очевидно, что основой информационной технологии является информация. Необходимо подчеркнуть, что информация в любых формированиях, будь то экономические, социальные или политические, всегда имела ключевое значение, начиная с того далекого времени, когда взаимодействия между людьми, воздействия их друг на друга, а, значит, и взаимодействия между элементами управления любыми объектами только зарождались.
Информационная технология (ИТ) – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, т.е. информационного продукта.
Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных процедур по преобразованию информации (рисунок 1).
Рисунок 1 – Процедуры по преобразованию информации
Компьютерная информационная система является человеко-машинной системой обработки информации с целью организации, хранения и передачи информации. Например, технология, работающая с текстовым редактором, не является информационной системой. ИТ можно рассматривать также как совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями [2, с. 46].
Структура ИТ включает в себя компоненты, имеющие тесную взаимосвязь (рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура ИТ
Целью информационных технологий является получение продуктов и услуг с заданными свойствами при минимальных затратах. Задачи информационных технологий представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Задачи информационных технологий
Анализ определений сущности ИТ позволяет сделать вывод, что в современных условиях они становятся эффективным инструментом совершенствования управления предприятием, особенно в таких областях управленческой деятельности, как стратегическое управление, управление качеством продукции и услуг, маркетинг, делопроизводство, управление персоналом и организационная культура [7, с. 51].
2. Основные этапы эволюции информационных технологий
К настоящему времени ИТ прошли несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом техническим прогрессом, появлением новых технологических средств поиска и переработки данных.
Как правило, в периоде развития информационных технологий выделяют 6 этапов (рисунок 4).
Рисунок 4 – Основные этапы эволюции ИТ
Первый этап (до второй половины XIX в.) является этапом «ручных» технологий. В качестве средств получения информации применяют перо и чернильницу, книгу, счеты. Коммуникации осуществлялись путём доставки конной почтой писем, пакетов, депеш, в европейских странах применялся механический телеграф. На данном этапе, основная цель ИТ – передача информации в необходимом виде.
2-й этап (конец XIX в. - 40-е гг. ХХ в.) – «механические» технологии: пишущая машинка, арифмометр, телеграф, телефон, диктофон, оснащённая более совершенными средствами доставки почта. Цель ИТ на втором этапе – представление информации в нужной форме более удобными средствами и сокращение времени на исправления и искажения информации.
3-й этап (40-е - 60-е гг. XX в.) – «электрические» технологии: первые ламповые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, телетайпы (телексы), ксероксы, портативные диктофоны. Цель – доставка и получение информации в заданное время. Акцент в информационных технологиях постепенно перемещается с формы представления информации на формирование её содержания.
4-й этап (70-е гг. - середина 80-х гг.) – «электронные» технологии, основной инструментарий – большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационнопоисковые системы, оснащённые широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.
Центр тяжести технологий смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.
На пятом этапе (с середины 80-х гг.) берут свое начало «компьютерные» технологии. Появляется персональный компьютер с широким спектром стандартных и заказных программных продуктов широкого назначения.
Создание систем поддержки принятия решений на различных уровнях управления. Системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта, реализуются на персональном компьютере и используют сетевые технологии и телекоммуникации для работы в сети.
6-й этап (с середины 90-х гг.) обусловлен использованием «Internet» («новейших») технологий. Широко используются в различных областях науки, техники и бизнеса распределенные системы, глобальные, региональные и локальные компьютерные сети [4].
Развивается электронная коммерция. Увеличение объемов информации привели к созданию технологии Data Mining.
Последний по времени этап, часто называемый новым, характеризуется изменением направленности ИТ с развития технических средств на создание стратегического преимущества в любой сфере деятельности.
Анализируя основные этапы развития информационных технологий, можно сделать вывод, что одним из ключевых факторов развития современных информационных технологий – растущие потребности общества в информатизации.
3. Перспективы развития информационных технологий
Современные информационные технологии во многом влияют на повседневную жизнь любого человека. ИТ используют для создания электронных рынков переводя все совершаемые платежи в информационную сферу, где можно отследить и проконтролировать оплаты.
Также, развитие информационных технологий влияет на создание дополнительных рабочих мест и переквалификацию существующего персонала, что напрямую связанно с сокращением безработицы. Информационные технологии расширили возможности в медицинской, образовательной, правоохранительной сферах, что позволило усовершенствовать деятельность каждого института [6].
Желание иметь доступ к любой информации в любой момент времени одновременно с развитием и удешевлением мобильных технологий привело к растущему спросу на планшеты и смартфоны.
Во многих организациях используются корпоративные информационные системы, которые позволяют вести комплексно весь документооборот компании. Рост числа эксплуатируемых информационных систем сопровождается растущим объёмом хранимых этими системами данных. При этом постоянно устаревают техника и технологии, для которых эти системы были разработаны.
Современные тенденции – это виртуализация приложений и ресурсов, а также переход к облачным вычислениям. Виртуализация позволит избежать зависимости от физических платформ, в то время как облачные вычисления позволят консолидировать информационные технологии компаний в одном или нескольких центрах обработки данных.
Существует фактор, который в будущем будет оказывать первостепенное влияние на расходы компаний, связанных с информационными технологиями. Этот фактор – растущее потребление электроэнергии. Всё идёт к тому, что уже через несколько лет информационные системы будут сопровождаться показателем энергозатрат. Другими словами, мы начнём учитывать количество киловатт, потребляемых приложением, при определении портфеля ИТ-проектов компании.
Стремительно происходит консолидация информационных технологий. Преимущества консолидации информационных технологий очевидны: снижение затрат на обслуживание одновременно с увеличением управляемости ИТ. Динамическая балансировка производительности между системами позволит сосредотачивать вычислительные мощности на наиболее важных и используемых системах [8].
Заключение
Общество всегда стремилось к развитию. Развитию промышленности, науки и техники было первоочередной задачей всего человечества. Такое развитие позволяло людям проще жить, работать, а главное, массово производить те блага, необходимые населению.
Скорость развития отдельной страны обусловлена количеством ресурсов, а также уровня национальной экономики, что сильно влияло на развитие основных сфер, агитирующих прогресс. В середине 20 века произошла научно-техническая революция, которая, в последствии, привила современное общество к развитию различных технологий, в частности информационных, которые используются в повседневной жизни.
Учитывая важность рассматриваемой проблемы, в работе структурированы и изучены этапы эволюции информационных технологий.
Важно отметить, что с каждым последующим этапом совершенствование ИТ происходит более стремительно.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что информационные технологии не только проникают во все сферы жизнедеятельности человека, но и меняют саму нашу жизнь, подстраивая её под себя. Информационные технологии начали сами порождать потребности в новых информационных технологиях. Автоматизация деятельности человека выходит на совершенно новый, мобильный уровень.
Однако, стоит отметить, что рост зависимости от информационных технологий выводит на новый уровень и проблему информационной безопасности [5].
Список использованной литературы
1. Барбаков, О.М. Информационные технологии в управлении : учебное пособие / О. М. Барбаков, Т. А. Николенко. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2018. – 384 с.
2. Гвоздева, Т.В. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – СПб.: Издательство Лань, 2019. – 252 с.
3. Зубренкова О.А., Шигорина Н.А. Выбор автоматизированной информационной системы – основа формирования производственно-opганизационной структуры предприятия // Вестник НГИЭИ. 2017. № 7 (38). С. 97–103.
4. Зуева, С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. – № 3. – 2016. – С. 10.
5. Карманчиков А.И., Колесников В.С., Мерзлякова Д.Р. Прогнозирование проблем информационнопсихологической безопасности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 3. – С. 99.
6. Перспективы развития информационных технологий в России [Электронный ресурс] / https://wiki.merionet.ru/seti/49/perspektivy-razvitiya-informacionnyx-texnologij-v-rossii / (Дата обращения 24.11.2020).
7. Приставченко, О.В. Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле: Учебно-методическое пособие / О.В. Приставченко, А.И. Эгамов. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 40 с.
8. Степаненко, И.С. Современные технологии в управлении требованиями к ИТ-продукту // Перспективы развития информационных технологий: сборник материалов ХXXIII Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – 214 с.
12