Урок биологии в 11 классе «Основные этапы эволюции человека»

1
0
Материал опубликован 15 January 2019

ПЛАН УРОКА по теме: «Основные этапы эволюции человека»

Цели урока:

А. Предметные:

формировать понятия об особенностях внешнего строения, образе жизни предшественников человека, австралопитеков, древнейших людей, древних людей, ископаемых людей современного типа;

Б. Развивающие:

развивать критическое мышление; уметь сравнивать и анализировать; переводить информацию в графический вид; развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании, организации рабочего времени на уроке;

В. Личностно - ориентированные (воспитательные, социализирующие):

формировать научное мировоззрение о том, что человек мог пройти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной эволюции, продолжить формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь характеризовать основные этапы происхождения и направления эволюции человека.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах,

групповая, фронтальная.

Оборудование: учебная программа PowerPoint, фотографии, модели предков человека, на столах учащихся раздаточный материал для урока (тесты, оценочные листы, дополнительная информация для работы экспертной группы, инструктивные карточки для работы в группе.

 

Содержание и структура урока:

Организационный момент. Добрый день! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень плодотворно поработаем, настроение наше с вами к концу урока станет еще лучше, прежде всего от чувства удовлетворенности, что узнаем что-то новое, еще неизвестное и немножечко повысим свой интеллектуальный уровень. Сегодняшняя тема урока «Основные этапы эволюции человека» Формат урока у нас сегодня чуть необычный – начинаем урок с просмотра фрагментов сказки Р. Киплинга «Маугли». Наша с вами цель – проводя параллель между основными этапами эволюции человека и этапами развития главного героя формировать знания об особенностях строения и образа жизни наших предков; на основе изучения этапов эволюции человека дать критическую оценку поведения главного героя фильма через призму эволюционной теории.

Проблемный вопрос №1: «Я как внештатный преподаватель института кинематографии предлагаю вам сегодня пройти краткосрочные курсы кинокритиков и получить сертификат. Условие – зачет в конце урока. Ну, как, согласны? …Тогда, полный вперед!

Актуализация знаний.

Демонстрация мультипликационного фильма «Маугли»( 16 мин)

3. Изучение нового материала:

В ходе проработки материала заполнить таблицу:

(графу «Орудия труда» можно в целях экономии времени оставить на домашнее задание)

Таблица. Стадии эволюции человека (на экране)

Предки человека

Где и когда жили?

Прогрессивные черты во внешнем строении

Прогрессивные черты в образе жизни

Орудия труда

         

3.1. Работа в группах (по заданиям, которые лежат на столах учащихся)

Группа №1: Предшественники человека (дриопитеки, австралопитеки)

Группа № 2: Древнейшие люди (питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек)

Группа № 3: Древние люди (неандертальцы) и ископаемые современные люди(кроманьонцы)

Группы №4: эксперты

4.2. Обобщение материала (графическая организация текста в виде таблице): Предоставляется слово учащимся для объяснения своего отрывка поочередно. Для уточнения, корректировки объяснения можно приглашать другие пары, изучавшие тот же отрывок. Экспертные группы, их задача проанализировать объяснения учащихся, дополнить их. Регламент для выступающих – не более 2 минут.

Закрепление материала:

Выводы по уроку (ответы на вопросы):

Назовите основные итоги эволюции человека (как биологические, так и социальные) (демонстрация слайда презентации)

Выполнение тестового задания (Приложение 1)

Проведение рефлексии урока

(учащиеся оценивают индивидуально свою деятельность на уроке, в паре, группе). Оценивается работа отдельных учащихся (заполняются сертификаты о прохождении краткосрочных курсов, в них выставляются оценки за работу на уроке).

Объявляется итог урока: «Первое испытание вами пройдено успешно.

Д\З: п. 4.19, читать, закончить заполнение таблицы.

Приложения

Приложение 1. 

 Тест

1 вариант

1. Рудименты – это:

а. органы, имеющие сходное строение и происхождение;

б. органы, утратившие в процессе эволюции свое значение;

в. многососковость;

г. волосяной покров на лице человека;

2. Причины возникновения членораздельной речи:

а. общественный характер труда;

б. изменение строения черепа;

в. большая зависимость от условий окружающей среды

г. изменения в голосовых связках

3.Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об:
а. одинаковом уровне организации
б. их конвергентном сходстве
в. их родстве и общем плане строения
г. их происхождении от разных предков

4. Органы, доказывающие происхождение человека от животных, – это:

а. рудименты;

б. атавизмы;

в. гомологичные органы;

г. верно а - в

5. Человек относится к роду…

а. гоминиды
б. человекоподобные
в. человек
г. человек разумный

6. Происхождение человека, становление его как вида -

а. онтогенез
б. филогенез
в. антропогенез
г. микроэволюция

7. Развитию руки как органа и продукта труда способствовало

а. прямохождение

б. строение руки

в. мышление

г. все эти факторы

8. Соотнесите доказательства животного происхождения со следующими данными: (ответ запишите в форме 1-г, 2-в и т.д.)

а. жаберные щели у зародыша человека

б. наличие млечных желез у человека

в. скелет питекантропа

1. сравнительно-анатомические                

2. эмбриологические                                 

3. палеонтологические 

2 вариант

1. Рудиментарным является орган:

а. аппендикс;

б. имеющие сходное строение и происхождение;

в. выполняющие однородные функции;

г. обильный волосяной покров лица.

2. Недоразвитые органы, которые утратили своё значение в процессе эволюции

а. общей дегенерации

б. атавизмы

в. идиоадаптации

г. верного ответа нет

3. Отличие человека от млекопитающих животных проявляется:
а. в наличии диафрагмы 
б. в наличии хорды у эмбрионов
в. в том, что детёнышей выкармливает молоком 
г. в наличии абстрактного мышления

4.Человек относится к отряду

а. плацентарные
б. человекоподобные
в. приматы
г. гоминиды

5.В отличие от человекообразных обезьян у человека:

а. имеется резус-фактор
б. развито абстрактное мышление
в. имеется четырёхкамерное сердце
г. появилась рассудочная деятельность

6. Признак, по которому человека относят к классу млекопитающих

а. наличие хорды у эмбриона
б. бинокулярное зрение
в. отсутствие хвоста
г. наличие диафрагмы

7. Признаки сходства человека с человекообразными обезьянами:

общие группы крови;

хватательный тип стопы;

имеют подбородочный выступ;

мозговая часть черепа преобладает над лицевой

8. Соотнесите доказательства животного происхождения со следующими данными: (ответ запишите в форме 1-г, 2-в и т.д.)

1. сравнительно-анатомические 

 2. эмбриологические

 3. палеонтологические

а. черепа синантропов

б. мозг у зародыша человека из 5 пузырей

 в. наличие диафрагмы у человека

Приложение 2. 

 Задания для группы № 1

«Предшественники человека»

Цель работы: выяснить, какие организмы являются предшественниками человека

1. Прочитайте статью в учебнике стр. 290-293.

2. Ответьте на вопросы:

  1. Когда появились первые дриопитеки?

    Являются ли современные шимпанзе  предками человека?

    Охарактеризуйте дриопитеков и австралопитеков. Где они обитали?

    Какие изменения в скелете австралопитеков обнаружены? О чем свидетельствуют эти изменения?

    Когда жили австралопитеки?

    Охарактеризуйте образ жизни.

3. Подготовьте краткое сообщение для выступления по данному вопросу.

4. Сформулируйте выводы для заполнения таблицы.

Придерживайтесь регламента выступления не менее 2 минут!

Эксперты по теме: «Предшественники человека»

Цель работы: Обобщить выступления всех рабочих групп сформулировать выводы к обобщающей таблице.

1. Прочитайте статью в учебнике стр. 290-293.

2. Познакомьтесь с дополнительной информацией, по данному вопросу.

3. Внимательно выслушайте сообщения представителей рабочей группы по теме «Предшественники человека».

4. Дополните сообщения, если вы считаете это необходимым.

5. Оцените выступление товарища.


 

Задания для группы № 2

«Древнейшие люди»

Цель работы: выяснить, какие организмы являются первыми представителями рода Homo, в чем проявляется их более высокая организация по сравнению с австралопитеками

1.Прочитайте статью в учебнике стр. 293-295.

2.Ответьте на вопросы:

  1. Какие представители древнейших людей вам известны?

    Охарактеризуйте строение, особенности жизни человека прямоходящего.

    Какие социальные закономерности начинают проявляться на стадии эволюции древнейших людей?

    Раскройте значение огня в антропогенезе.

3. Подготовьте краткое сообщение для выступления по данному вопросу. 

 4.Сформулируйте выводы для заполнения таблицы

Придерживайтесь регламента выступления не менее 2 минут!

Эксперты по теме: «Древнейшие люди»

Цель работы: Обобщить выступления всех рабочих групп сформулировать выводы к обобщающей таблице.

1. Прочитайте статью в учебнике стр.293-295.

2. Познакомьтесь с дополнительной информацией, по данному вопросу. (Где обнаружены останки древнейших людей?)

3. Внимательно выслушайте сообщения представителей рабочей группы по теме «Древнейшие люди».

4. Дополните сообщения, если вы считаете это необходимым.

5. Оцените выступление товарища.


 


 

Задания для группы № 3

«Древние и ископаемые люди современного типа»

Цель работы: выяснить, какими особенностями отличались люди современного физического типа, сменившие древних людей.

1. Прочитайте статью в учебнике стр. 295-296.

2. Ответьте на вопросы:

а. Когда жили неандертальцы?

б. Охарактеризуйте строение, особенности жизни неандертальца.

в. Чем характеризовались ископаемые люди современного типа?

г. Где были обнаружены их останки?

д. Какой образ жизни вели кроманьонцы? В чем проявились более прогрессивные черты кроманьонцев по сравнению с неандертальцами?

е. Какие факты свидетельствуют о высоком развитии интеллекта кроманьонцев?

ё Сравните останки материальной культуры древнейших, древних и ископаемых людей современного физического типа и сделайте выводы о роли труда и общественной жизни в антропогенезе.

3. Подготовьте краткое сообщение для выступления по данному вопросу.

4. Сформулируйте выводы для заполнения таблицы.

Придерживайтесь регламента выступления не менее 2 минут!

Эксперты по теме: « Древние и ископаемые люди современного типа»

Цель работы: Обобщить выступления всех рабочих групп сформулировать выводы к обобщающей таблице.

1. Прочитайте статью в учебнике стр.295-296.

2. Познакомьтесь с дополнительной информацией, по данному вопросу.

3. Внимательно выслушайте сообщения представителей рабочей группы по теме «Древние и ископаемые люди современного типа».

4. Дополните сообщения, если вы считаете это необходимым.

5. Оцените выступление товарища.


 

Приложение 3.

Настоящий сертификат выдан ________________________________________

Подтверждает, что он (она) прошел (шла) краткосрочное повышение

квалификации по курсу «Основные этапы эволюции человека»

и показал(а) следующие знания:

1. доказательства животного

происхождения человека (тестирование) ………………….

2. основные этапы антропогенеза (взаимооценка) …………

3. умение работать в группе (паре) (самооценка) …………

Руководитель курсов: 

Дата

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.