12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72114
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методические разработки уроков 

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ- УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Сформировать представление о начальных эта­пах биологической эволюции. Проанализировать значение появления эукари­от, полового процесса, фотосинтеза, многоклеточности для дальнейшего развития жизни на Земле.

Продолжить работу над общебиологическими понятиями, умением учащихся устанавливать би­ологические закономерности.

Основные положения

1.Первыми живыми организмами на планете были гетеротрофные прокариотеские организмы

2,.Истощение органических запасов первичного океана вызвало появление автотрофного питания, в частности фотосинтеза.

Появление эукариотических организмов сопровождалось возникновением диплоидности и ограниченного оболочкой ядра.

На рубеже архейской и протерозойской эр произошли первые многоклеточные.

Начальные этапы биологической эволюции

Наиболее важными событиями биологической эволюции после возникновения фотосинтеза и аэробного типа обмена следует считать появление эукариот и многоклеточности.

В результате взаимополезного сожительства — симбио­за — различных прокариотических клеток возникли ядер- ные, или эукариотические, организмы. Сущность гипотезы симбиогенеза заключается в следующем. Основ­ной «базой» для симбиоза была, по-видимому, гетеротроф­ная амебоподобная клетка. Пищей ей служили более мел­кие клетки. Одним из объектов питания такой клетки мог­ли стать дышащие кислородом аэробные бактерии, способные функционировать и внутри клетки-хозяина, про­изводя энергию. Те крупные амебовидные клетки, в теле ко­торых аэробные бактерии оставались невредимыми, оказа­лись в более выгодном положении, чем клетки, продолжав­шие получать энергию анаэробным путем — брожением. В дальнейшем бактерии-симбионты превратились в мито­хондрии. Когда к поверхности клетки-хозяина прикрепи­лась вторая группа симбионтов — жгутикоподобных бакте­рий, сходных с современными спирохетами, возникли жгу­тики и реснички. В результате подвижность и способность к нахождению пищи у такого организма резко возросли. Так возникли примитивные животные клетки — предшествен­ники ныне живущих жгутиковых простейших.

 

 

Образовавшиеся подвижные эукариоты путем симбиоза с фотосинтезирующими (возможно, цианобактериями) орга­низмами дали водоросль, или растение. Очень важно то об­стоятельство, что строение пигментного комплекса у фото­синтезирующих анаэробных бактерий поразительно сходно с пигментами зеленых растений. Такое сходство не случайно и указывает на возможность эволюционного преобразования фотосинтезирующего аппарата анаэробных бактерий в ана­логичный аппарат зеленых растений. Изложенная гипотеза о возникновении эукариотических клеток через ряд последо­вательных симбиозов хорошо обоснована, и ее приняли мно­гие ученые. Во-первых, одноклеточные водоросли и сейчас легко вступают в союз с животными-эукариотами. Например, в теле инфузории туфельки обитает водоросль хлорелла. Во- вторых, некоторые органоиды клетки, такие как митохонд­рии и пластиды, по строению своей ДНК удивительно похожи на прокариотические клетки — бактерии и цианобактерии.

Возможности эукариот по освоению среды еще боль­шие. Связано это с тем, что организмы, обладающие ядром, имеют диплоидный набор всех наследственных задатков — генов, т. е. каждый из них представлен в двух вариантах.

привел к значительному увеличению разнообразия живых организмов благодаря созданию новых многочислен­ных комбинаций генов. Одноклеточные организмы быстро размножились на планете. Однако их возможности в освое­нии среды обитания ограничены. Они не могут и расти бес­предельно. Объясняется это тем, что дыхание простейших организмов осуществляется через поверхность тела. При увеличении размеров клетки одноклеточного организма его поверхность возрастает в квадратичной зависимости, а объем — в кубической, в связи с чем биологическая мем­брана, окружающая клетку, неспособна обеспечить кис­лородом слишком большой организм. Иной эволюционный путь осуществился позже, около 2,6 млрд лет назад, когда появились организмы, эволюционные возможности кото­рых значительно шире, — многоклеточные организмы.

Первая попытка разрешения вопроса о происхождении многоклеточных организмов принадлежит немецкому био­логу Э. Геккелю (1874). В построении своей гипотезы он ис­ходил из исследований эмбрионального развития ланцетни­ка, проведенных к тому времени А. О. Ковалевским и дру­гими зоологами. Основываясь пабиогенетическом законе,

Э. Геккель полагал, что каждая стадия онтогенеза повторяет какую-то стадию, пройденную предками данного вида во время филогенетического развития. По его представлени­ям, стадия зиготы соответствует одноклеточным предкам, стадия бластулы — шарообразной колонии жгутиковых. В дальнейшем, в соответствии с этой гипотезой, произошло впячивание (инвагинация) одной из сторон шарообразной колонии (как при гаструляции у ланцетника) и образовался гипотетический двухслойный организм, названный Гекке­лем гастреей, поскольку он похож на гаструлу.

Представления Э. Геккеля получили название теории гастреи. Несмотря на механистичность рассуждений Гекке­ля, отождествлявшего стадии онтогенеза со стадиями эво­люции органического мира, теория гастреи сыграла важную роль в истории науки, так как способствовала утверждению

монофилетических (из одного корня) представлений о про­исхождении многоклеточных.

Основу современных представлений о возникновении многоклеточных организмов составляет гипотеза И. И. Меч­никова (1886) — гипотеза фагоцителлы. По предположе­нию ученого, многоклеточные произошли от колониальных простейших — жгутиковых. Пример такой органи­зации — ныне существующие колониальные жгутиковые типа вольвокс.

Среди клеток колонии выделяются движущие, снабжен­ные жгутиками; питающие, фагоцитирующие добычу и уно­сящие ее внутрь колонии; половые, функцией которых яв­ляется размножение. Первичным способом питания таких примитивных колоний был фагоцитоз. Клетки, захватив­шие добычу, перемещались внутрь колонии. Затем из них образовалась ткань — энтодерма, выполняющая пищева­рительную функцию. Клетки, оставшиеся снаружи, выпол­няли функцию восприятия внешних раздражений, защиты и функцию движения. Из подобных клеток развивалась по­кровная ткань — эктодерма. Часть клеток специализиро­валась на выполнении функции размножения. Они стали половыми клетками. Так колония превратилась в прими­тивный, но целостный многоклеточный организм.

Подтверждением гипотезы фагоцителлы служит строение примитивного многоклеточного организма — трихоплакса. Русский ученый А. В. Иванов установил, что трихоплакс по своему строению соответствует гипотетическому существу — фагоцителле и должен быть выделен в особый тип живот­ных — фагоцитпеллоподобных, занимающих промежуточ­ное положение между многоклеточными и одноклеточными организмами.

Потребность в увеличении скорости передвижения, не­обходимого для захвата пищи, благоприятствовала дальней­шей дифференцировке, что обеспечило эволюцию многокле­точных — животных и растений, и привела к увеличению многообразия форм живого.

Основные этапы хими­ческой и биологической эволюции.

Таким образом, возникновение жизни на Земле носит за­кономерный характер, и ее появление связано с длительным процессом химической эволюции, происходившей на нашей планете. Формирование структуры, отграничивающей орга­низм от окружающей среды, — мембраны с присущими ей свойствами — способствовало появлению живых организ­мов и ознаменовало начало биологической эволюции. Как простейшие живые организмы, возникшие около 3 млрд лет назад, так и более сложно устроенные в основе своей струк­турной организации имеют клетку.

Самостоятельная работа

Характери­стика пер­вичных организмов

Характеристика ныне живущих организмов

Питание

Дыхание

Строение

Размноже­ние

См. урок 8

См. урок 1 (царства живых организмов)

проверка

 

Характери­стика пер­вичных организмов

Характеристика ныне живущих организмов

Питание

Дыхание

Строение

Размноже­ние

Гетеротрофы

А

гетротрофное

анаэробное

одноклеточное

 

Анаэробы

     

половое

Прокариоты

автотрофное

аэробное

многоклеточное

бесполое

 

Главные события

Фотосинтез

Многоклеточность

Появление эукариот

Половой процесс

Аэробное дыхание

Вопросы для обсуждения

Какие ограничения накладывает однокле­точность на эволюцию живых организмов?

В чем вы видите недостатки гипотезы Э..Геккеля о возникновении многоклеточных организмов?

3.Как Вы думаете, каким образом происходи­ло формирование специфической каталитиче­ской активности белков у протобионтов?

Биология 10 кл. Фотосинтез Автотрофы и гетеротрофы, генетический код

 

 

 

 

Эукариоты

 

 

 

 

Половой процесс инфузорий

 

 

 

 

Аэробный этап клеточного дыхания. Окислительное фосфорилирование. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

 

 

Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» .

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности .

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.