Внеклассное занятие биологии для 6 класса «Эврика! Растение - живой организм!»
ТЕМА внеклассного занятия. ЭВРИКА! РАСТЕНИЕ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ
(занятие по теме «Жизнь растений», 6 класс, игровая форма)
ЦЕЛИ: 1. В ходе обобщения привести знания учащихся о жизненных процессах в
растениях в систему и выявить уровень усвоения изученного материала,
повторить основные биологические понятия и термины данной темы.
2. Способствовать развитию умения логически мыслить, сопоставлять,
сравнивать, выделять главное, анализировать; развивать память, речь.
3. Формировать бережное отношение к растительному организму как единому
целому.
ОБОРУДОВАНИЕ: сетка для игры «Морской бой»; сигнальные карточки для игры «Светофор»; карточки 3х3 для теста; плакат к стенду «Эврика»; письмо «Советы Незнайки огородникам».
ХОД УРОКА
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организа-ционный момент |
Приветствие участников игры (2 команды по 6 человек) и болельщиков. |
|
Вход в игру |
Объяснение хода и правил игры Представление команд Разминка (конкурс Почемучек). Конкурс «АБВГДейка». Анаграммы. Конкурс капитанов «Держу пари» Заседание научного совета. Советы Незнайки огородникам. Конкурс домашнего задания «Угадай-ка». «Эврика!» «Мистер Икс». |
Представление команд (название, эмблема, объяснение названия). |
Игра |
Начинаем с разминки (конкурс Почемучек) – Приложение 1 |
Капитаны команд по очереди вынимают номера вопросов, которые начинаются со слов «Почему…». Вся команда участвует в обсуждении и ответе. Болельщики могут также отвечать, если команды затрудняются. |
Как хорошо уметь писать! А еще лучше писать грамотно – конкурс «АБВГДейка» - Приложение 2 В это время игра с болельщиками – «Анаграмма» - Приложение 2 |
Из каждой команды по одному члену – вставить пропущенные буквы в биологических терминах. 1 буква – 1 очко. Болельщики – разгадывают анаграмму и дают объяснение этим словам |
|
Конкурс капитанов «Держу пари». Дома капитаны приготовили утверждения, которые начинаются со слов «Держу пари…» - Приложение 3 |
Капитан первой команды зачитывает свое утверждение, а капитан второй команды должен согласиться или не согласиться с ним и объяснить, почему он не согласен с утверждением. И наоборот. |
|
Заседание научного совета. У нас в гостях председатель научного совета, который обсуждал тему «Прорастание семян». Сейчас идет время массового посева семян и этот вопрос очень актуален. Дадим слово дорогому гостю. На готовом поле 3х3 заштриховать квадраты с № верного утверждения. – Приложение 4 |
Выступление председателя: «Уважаемые коллеги! На ученом совете был представлен ряд работ с основными тезисами и утвержде-ниями, с которыми мне предстоит вас познакомить. Однако некоторые авторы допустили неточности или же высказали ошибочное суждение. Найдите эти ошибки. Все ребята выполняют это задание Слово председателя (продолжение): «На нашем заседании присутствовал Незнайка, он сформулировал свои советы огородникам, которые сейчас предложит вам. Выслушайте его и укажите на ошибки, если они будут» Незнайка: «Здраствуйте! Я тоже присутствовал на ученом совете и изложил свои правил огородникам. Вот они:- Приложение 4. |
|
Конкурс домашнего задания «Угадай-ка» На дом каждая команда получила задание составить ребус, в котором зашифрован любой жизненный процесс растения. Задания командам – разгадать ребус соперника, дать определение закодированному процессу |
Команды работают над разгадыванием ребусов. В это время игра с болельщиками «Морской бой» по теме «Размножение растений» - Приложение 5 |
|
Конкурс «Эврика» Древнегреческий ученый Архимед обогатил нашу жизнь замечательным словом «Эврика!», что означает «Нашел!» Именно так мы восклицаем, если находим долгожданный ответ на поставленный вопрос. Обратите внимание на плакат: здесь изображен тюльпан, набирающий рукой-листом номер на телефонном диске. Каждой цифре соответствует определенная буква. Номер телефона вам дан. Вы должны расшифровать просьбу цветка. |
Ребята разгадывают фразу и отвечают на вопросы – Приложение 6 |
|
Конкурс «Мистер Икс». У нас в гостях Мистер Икс (целых два). Выбрать командам одну карточку (фотосинтез или дыхание) и составить по плану описание своего Мистера Икс |
Команды работают с планом – Приложение 7 В это время – игра с болельщиками «Светофор» - Приложение 8 |
|
Подведе-ние итогов |
Какой главный вывод сегодняшней темы мы можем сделать? Растение – живой организм. Они так же дышат, как и мы, ему необходимы питательные вещества для роста и развития и т.д. |
подсчитать количество баллов у команд. Подсчитать количество очков у каждого болельщика Произносят главный вывод. |
Приложение 1
Конкурс Почемучек (разминка)
Почему устьице называют «форточкой» зеленого листа?
Почему растение не рекомендуется поливать холодной водой?
Почему семена надо высевать в рыхлую почву?
Почему для посева отбирают крупные семена?
Почему сменяется окраска листьев осенью?
Почему в песчаную почву семена высевают глубже, чем в глинистую?
Почему испарение – необходимый процесс?
Почему йод не окрашивает в синий цвет белую каемку листа окаймленной герани?
Приложение 2
Конкурс «АБВГДейка»
Яйц.клетка, г.меты, г.н.ративный, .пл.дотворение, з.гота, сп.рм.тозоид, зав.зь.
Анаграммы: мал-крах, ф-сф-р, ко-клей-вина
Приложение 3
Конкурс капитанов «Держу пари» (примерные утверждения)
Держу пари, что сеять семена можно в любые сроки, на любую глубину.
Держу пари, что вода и минеральные вещества движутся в одном направлении по сосудам.
Держу пари, что корень и лист не связаны, т.к. находятся далеко друг от друга.
Держу пари, что любое растение обязательно каждый год сбрасывает листву.
Приложение 4
Заседание научного совета.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Для прорастания семян вода не обязательна.
Семена большинства растений прорастают при температуре +10ºС и выше.
Глубина посева семян не зависит от состава почвы.
Огурец, дыня, томат – теплолюбивые растения.
Потребность в воде у разных семян различна.
На заболоченных почвах семена многих растений прорастают хуже.
При прорастании семян сначала появляется стебелек с листочками.
Семена холодостойких растений высевают ранней весной.
Для посева лучше отбирать мелкие семена.
Советы Незнайки огородникам.
Никогда не рыхлите почву. Это способствует повреждению корней.
Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду.
Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве. Они прогрызают корни растений.
Знают все: и стар, и млад –
Вкусен плод картофеля.
Вырос знатный урожай
Правда ведь: не плохо ли?
Приложение 5
«Морской бой» по теме «Размножение растений»
|
Правила игры: каждый болельщик «стреляет» по очереди, вопросы закодированы: простые вопросы (под номерами) – 1 очко, усложненные вопросы (с *) – 2 очка, 0 – переход хода. |
Назовите способы размножения.
Назовите растения, которые размножаются спорами.
* К какому растению относится заросток?
У мха какого пола образуется коробочка?
Что такое «зигота»?
Как называется женская половая клетка?
Мужская подвижная половая клетка – это…
Что такое «гамета»?
* Чем мужская шишка сосны отличается от женской?
Что находится в коробочке мха?
что необходимо сперматозоиду мха, чтобы достичь яйцеклетки?
*Чем спермий отличается от сперматозоида?
У какого растения образуется предросток?
Для какого растения характерен вегетативный способ размножения слоевищем?
Для каких растений характерно чередование полового и бесполого способов?
Что такое оплодотворение?
С помощью чего происходит вегетативное размножение?
* Что такое зооспора? Чем она отличается от споры?
С помощью чего пыльца хвойных перелетает на женскую шишку?
Приложение 6
Эврика! (тревожный звонок)
На рисунке 0 цветок, набирающий номер на телефонном диске, где каждая цифра обозначают букву:
1 – Е, 2 – П, 3 – Т, 4 – О, 5 – М, 6 – А, 7 – Г, 8 – В, 9 – Л, 0 – И.
Номер телефона: 245 470 31 – 569 489 670 (помогите – мало влаги)
Дополнительные вопросы: 1) Какое значение полив имеет в жизни растения?
2) Какие минеральные вещества нужны растению?
3) При помощи чего вода поднимается вверх по растению?
Приложение7
«Мистер Икс» (вопросы плана)
В каких органах происходит этот процесс? (доказать опытом)
В какое время суток происходит этот процесс.
Какой газ поглощается, а какой выделяется?
Что происходит с органическими веществами?
Что происходит с энергией?
Приложение 8
«Светофор»
Красный цвет – Дыхание Желтый цвет – Фотосинтез Зеленый цвет – Испарение
При этом процессе выделяется кислород?
При этом процессе поглощается кислород?
Благодаря этому процессу по растению движется вода?
Этот процесс протекает только в зеленых клетках.
Этот процесс протекает во всех органах и клетках растения.
Благодаря этому процессу образуются органические вещества.
Этот процесс происходит только на свету