12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»
4

Занятие на тему «Растения — верхолазы, душители, воры и губители. Занятие №1. Часть 2. Жизнь растений. «Тайны живой природы»



Тема: «Растения — верхолазы, душители, воры и губители» №1. Часть2. Жизнь растений « Тайны живой природы»

Разработка занятий и викторин «Тайны живой природы»

Анонс « Жизнь растений»

О том, как одни растения стремятся поймать в свои сети разных животных, которыми они питаются;как другие пользуются смертоносными ядами и всевозможными уловками, такими, например, как откладывание ложных яиц или стремление притвориться камнем, чтобы защититься от насекомых и грызунов 

Здесь рассмотрены различные способы, с помощью которых цветы привлекают разных животных — переносчиков их пыльцы, как используются ветры и течения для распространения семян. Сказано и о том, почему орхидеи опьяняюще действуют на пчел, а некоторые виды огурцов взрываются.

Занятие помогает ученикам лучше понять многочисленные связи в природе между растениями и животными, взаимосвязи растений со средой обитания и в то же время ясно показывает, что в жизни растений по- прежнему остается много таинственного и неразгаданного.

Тип занятия: Обобщения и систематизации знаний

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Структура занятия:

Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

Просмотр видеоматериала ( фильм),

Тема: «Растения — верхолазы, душители, воры и губители»

 

 

 

Презентация «Растения — верхолазы, душители, воры и губители»

Презентация «Растения — верхолазы, душители, воры и губители
PPTX / 4.8 Мб

Некоторые растения в джунглях взбираются на самые высокие деревья или активно обвивают их ветви. Это помогает таким растениям выбраться из мрачной, влажной атмосферы, царящей в джунглях у самой земли, и приблизиться к солнечному свету, который щедро изливается на крышу джунглей. Растения-верхолазы обладают особыми корнями, стеблями и листьями, способными впитывать, передавать и хранить воду и питательные вещества.

Растения-верхолазы

Среди растений растения-верхолазы распространены сравнительно мало.

Это разнообразные лианы и лазящие растения, которые встречаются в лесах, на лугах, вдоль берегов рек. Собственно, и коварными их называть нельзя, хотя, конечно, они мешают растениям, по которым поднимаются вверх.

Само название деревозгубника круглолистого свидетельствует о коварных свойствах этой лианы. Она заплетает тонкими побегами дерево-опору и поднимается по ее кроне до самой верхушки. Побеги деревозгубника растут очень быстро, давая за год 2 и даже 3 м прироста. С годами эти побеги полностью оплетают ствол жертвы. Они сжимаются с такой силой, что постепенно врезаются под кору и душат дерево. Оно высыхает. Тогда на его кроне роскошно разрастаются побеги деревозгубника. Порой даже кажется, что это он сам создал такие длинные и развесистые ветви. Используя крону дерева-опоры, дере-возгубник получает максимум солнечного света и питательных веществ из почвы. Ему теперь не грозят другие конкуренты. Так деревозгубник живет десятки лет. Если повезет, он перекидывается на кроны соседних деревьев. Если нет - падает вместе с подгнившей опорой.


 

Дерево-губитель круглолистий часто культивируют в парках, и тогда можно увидеть эту коварную лиану во всей ее красе.

Самая крупная из отечественных лиан - хмель обыкновенный, его часто культивируют в сельском хозяйстве. Но и в природных условиях это растение можно увидеть вдоль рек, на склонах оврагов или среди кустарников.

Хмель обыкновенный - многолетнее травянистое растение. Стебли его до 5-6 м длиной, осенью отмирают и всю зиму хмель проводит в почве до следующей весны. Листья крупные, лопастные. Это растение двудомное. Поэтому мужские и женские соцветия встречаются на разных растениях. Цветут они сравнительно поздно, в июле - августе, когда завершается основной рост побегов. Осенью созревают плоды хмеля, которые имеют вид своеобразных зеленых шишок. их используют в пивоваренной промышленности и в медицине. Если хмель разрастается на кроне деревьев, то они теряют значительную часть листьев. Резко уменьшается прирост побегов у растения-подпорки Если это плодовые деревья, они перестают цвести и плодоносить.


 

В долинах рек и среди кустарников часто можно встретить сравнительно длинные вьющиеся стебли с яйцевидными листьями. В траве на этих стеблях распускаются довольно привлекательные лиловые цветки, которые по строению очень напоминают цветки картофеля. Это близкий к ней паслен сладко-горький. Он тоже относится к лианам. Но это куст с многолетними стеблями, длина которых достигает 5 м. Мелкие красные ягодки паслена довольно привлекательны на вид, но употреблять их нельзя, потому что они ядовитые.

Вместе с пасленом сладко-горьким растет обычная сплетница. Это травянистое многолетнее растение с очень красивыми белыми, реже бледно-розовыми крупными цветками. На Украине сплетница практического значения не имеет, а вот в Китае, где она растет, ее корни используют на салаты.

Растение-душитель наступает

1.Фикус-душитель вырастает из семени, занесенного птицей или летучей мышью в крону какого-нибудь дерева. Это семя скоро пускает корни и листья.

2.Корни быстро достигают земли и начинают впитывать из почвы воду и питательные вещества, и фикус начинает быстро расти и развиваться


 


 

Фикус борется с деревом, на котором он вырос, за свет, и питательные
вещества. В этой борьбе дерево может проиграть и погибнуть, заживо сгнив внутри живого саркофага.


 

 

Плавающие растения

Водосборные растения имеют герметичную чашу из листьев, в которой собирается дождевая вода, упавшие листья и мелкие животные. Особые чешуйчатые зоны на листьях всасывают воду и полезные вещества из чаши. В таких чашах на вершинах деревьев могут обитать головастики, крохотные насекомые и даже растения, питающиеся ими.

Крохотные лягушки наведываются к водосборным растениям, где они спариваются и откладывают икру.

Орхидеи добывают воду

Около половины орхидей в мире обитают на ветвях других растений.
Они обычно имеют толстые листья с восковой поверхностью, задерживающей испарение влаги. Некоторые виды орхидей имеют пустотелые стебли, в которых хранится вода.

Воры и губители

Большинство растений используют солнечный свет для получения пищи на основе двуокиси углерода (углекислого газа, входящего в состав воздуха) и воды. Но у некоторых растений особая зеленая субстанция (хлорофилл), необходимая для преобразования солнечной энергии, отсутствует, и они вынуждены извлекать питательные вещества из других растений, тем самым постепенно убивая их.

Растение- разбойник

Ракитниковый паразит лишен зеленых листьев и не способен самостоятельно получать пищу, он вынужден селиться на корнях других растений, питаясь их пищей, однако выживает только на кустах ракитника, и, если его семенам не удастся попасть на куст ракитника, они гибнут.

Омела — растение-вампир

У омелы зеленые листья, которые могут самостоятельно получать пищу, но они и высасывают соки из тех растений, на которых поселяются. Иногда это влечет за собой их гибель. Некоторые омелы могут даже поселяться на других омелах.

Живые канаты в джунглях

Живые канаты, на которых Тарзан раскачивался в джунглях, представляют собой прочные стебли вьющихся растений — лиан. Особые клетки в их стеблях передают воду от корней к листьям, которые тянутся к солнцу по ветвям гигантских растений. Скорость движения воды по стеблям некоторых лиан составляет 1-2,5м в минуту

Растение без тела

Раффлезия — самый большой в мире цветок. Он единственная часть этого растения, находящаяся на поверхности. Остальная его часть представляет собой разветвленную сеть нитей, пронизывающих корни лиан. Растение высасывает соки и воду из лиан и поэтому не нуждается в собственном стволе и зеленых листьях, которые позволяли бы ему самому получать пищу.

Ресурсы: Рик Моррис « Тайны живой природы»

Кратко обо всем © http://kratkoe.com/kak-zimuet-kunitsa/

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.