12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сарбаева Любовь Владимировна20







Урок на тему "Файлы и файловая структура"

Класс: 7.

Предмет: информатика

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Файлы и файловая структура

Цель урока: изучить основные понятия по теме «Файлы и файловая структура» и сформировать умения описывать и составлять файловую структуру, развивать информационную компетентность учащихся

Задачи:

Образовательные:

дать представление о логических именах устройств внешней памяти, о файловой системе;

научить школьников записывать полное имя файла, путь к файлу;

научить создавать объекты на рабочем столе и выполнять основные операции с ними;

научить школьников строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации;

Развивающие:

совершенствовать коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные навыки учащихся;

развивать умение самостоятельно работать с информацией;

развивать способности творчески мыслить;

развивать познавательный потенциал учащихся.

Воспитательные:

воспитывать информационную культуру;

создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность;

создать условия для воспитания информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

навык работы с файлами, с файловой системой посредством выполнения проектной деятельности

умение определять по расширению тип файла: текстового, графического, готовой к применению программы;

Метапредметные:

умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве;

взаимодействие в группе для обсуждения учебной задачи, учитывая позицию других людей, отличную от собственной,

планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей;

умение ориентироваться в системе знаний.

Личностные:

понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных;

развитие IT-компетенции и самооценки;

осознание важности личного вклада при выполнении группового задания, ответственность за общее дело.

На уроке должны формироваться следующие УУД:

Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, действуют по плану, оценивают результаты совместной работы, работают в группах, в том числе и самостоятельно.

Познавательные: учащиеся находят информацию из предложенных источников, анализируют ее, сравнивают.

Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию учителя, другого ученика, к сотрудничеству, участвуют в диалоге.

Воспитательный потенциал урока: воспитание ответственного и избирательного отношения к информации, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.

Методы: словесные (рассказ объяснение, эвристическая беседа), наглядные методы (метод иллюстраций, работа с книгой), практические методы (практическая работа за компьютером); поисковые, проблемные (по характеру учебно- познавательной деятельности).

Приёмы: использование групповых, парных, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала, ИКТ-технологии.

Технологии: информационно-коммуникационная технология, игровая технология, здоровье сберегающая технология.

Материал к занятию: презентация «Файлы и файловая стуктура», рабочие листы, кроссворд для практической работы, листы самооценки учащихся.

Аппаратное обеспечение: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

логическое имя устройства внешней памяти;

файл;

правила именования файлов;

каталог;

корневой каталог;

файловая структура;

путь к файлу;

полное имя файла.



Ход урока

1.Организационный момент (1 мин):

Ребята, добрый день. Я рада видеть вас сегодня на уроке информатики. Проверьте, на столах у вас должны лежать тетради, дневники, учебники, рабочие листы, кроссворд для практической работы, листы самооценки.

Сегодня на уроке нас ждет много нового и интересного впереди, и нет ни минуты свободного времени. Но прежде, чем приступить к нашему уроку, мы поделимся на группы по 4 человека (учитель называет номер и состав каждой группы). Итак, вы должны: быть дружными, сообразительными, наблюдательными и быстро выполнять все задания. Желаю всем нам продуктивной работы! (слайд 1)

2. Актуализация знаний ранее изученного материала (3 мин). Параллельно выполняются задания по группам.

Кроссворд «Устройства компьютера» (3-4 группа). Находится в технологической карте. (слайд 2). (3 мин).

Игра «Основные устройства компьютера» (1-2 группа)

Ребята, на слайде вы видите основные устройства компьютера, устройства ввода/вывода информации (слайд 3). Вам необходимо их распределить по назначению. Работу выполняем на рабочих листах (3 мин).

Проверяем правильность выполнения вышей работы. (слайд 4).

Проверяем правильность ответов на кроссворд (слайд 5).

Молодцы! Хорошо потрудились! (слайд 6)

Ребята, я знаю, что при работе с кроссвордом у вас возникла сложность с последним вопросом. Прочитайте, пожалуйста, его в слух.

Объект операционной системы, предназначенный для хранения документов определенного типа.

Ребята, кто знает, о чем идет речь?

Верно. Это «Файл». А как работать с файлами мы узнаем сегодня на уроке, когда познакомимся с новым материалом.

Формируемые УУД – регулятивные, коммуникативные.

3. Теоретическая часть (6 мин):

Вот так, играя, мы подошли с вами к нашей сегодняшней теме. Запишите, пожалуйста, в тетради название темы: «Файлы и файловая структура». (слайд 7)

Фронтальный опрос: Ребята, как вы могли бы ответить на эти вопросы? (слайд 8)

1. Как поступают в библиотеке, чтобы можно было найти быстрее книгу?

2. Каким образом организовано хранение вещей в камерах хранения на вокзалах, и с какой целью?

3. Чем связаны эти два вопроса с темой нашего урока?

Ответы детей.

Молодцы, ребята, вы озвучили интересные предположения. А теперь давайте узнаем – правы вы были или нет, посмотрев небольшой видеоролик.

Фрагмент обучающего ролика о хранении информации в ПК (1,35 мин). https://ya.ru/video/preview/10138744782544033756

Вопрос после просмотра ролика:

«Как организована информация в компьютере»? (слайд 9) (ответы учащихся)

Что такое файл? Запишем определение в тетрадь. (слайд 10)

Рассказ учителя

Файл – это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.

Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Имя файла состоит из 2-х частей, разделённых точкой: собственного имени (до 255 символов, его даёт пользователь) и расширения (3-4 символа, оно присваивается программой автоматически). (слайд 11). Расширение говорит о том, какого типа информация хранится в файле.

Записать в тетрадь из таблицы на слайде основные типы файлов. (слайд 12)

Тип файла

Расширение

Исполняемые программы

exe, com

Текстовые файлы

txt, rtf, doc

Графические файлы

bmp, gif,

Web-страницы

htm, html

Звуковые файлы

wav, mp3, midi, kar, ogg

Видеофайлы

 avi, mpeg

4. Фронтальный опрос: (1 мин)

1.Определите тип информации по иконке (слайд 13)

t1700999090aa.jpgt1700999090ab.pngt1700999090ac.jpgt1700999090ad.jpgt1700999090ae.jpgt1700999090af.jpg

pdf rar jpg mp3 doc txt

Работа с интерактивной доской: распределите файлы по категориям (3 мин) (слайд 14). Один ученик работает у доски, остальные в рабочих листах Пt1700999090ag.png роверяем и заполняем лист оценивания. Формируемые УУД – познавательные 5. Физкульт минутка - комплекс упражнений гимнастики для глаз (1 мин) (слайд 15)

 t1700999090ah.png

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5).

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вниз и вверх.

4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль.

5. Сидя руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох).



6. Объяснение учителя, сопровождающееся презентацией (3 мин)

Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти имеет логическое имя. (слайд 16)

В ОС Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, состоящие из одной латинской буквы и знака двоеточия:

для дисководов гибких дисков (дискет) - А: и В:

для жёстких дисков и их логических разделов – C:, D:

для оптических дисководов - имена, следующие по алфавиту после имени последнего имеющегося на компьютере жёсткого диска или раздела жёсткого диска

для подключаемой к компьютеру флэш-памяти - имя, следующее за последним именем оптического дисковода (например, F:)

Все файлы хранятся в определенной системе – в папках, которые, в свою очередь, могут содержаться в других папках. В одной папке двух файлов с одинаковым именем быть не может. Другое название папки – каталог. (слайд 17)

Путь к файлу. Для того чтобы найти файл в файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный файл. На одном компьютере может быть несколько дисков. Каждому дисководу присваивается однобуквенное имя со знаком «:», например А:, В:, С:, D:, … Логический диск – это физический диск, реальный диск или часть физического диска, которому присвоено имя. (слайд 18)

Вот всем известная сказочная аналогия понятию «путь к файлу»: «На дубе висит сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце которой смерть Кощеева».

Записать в тетради: Путь к файлу - последовательность папок. (слайд 19)

t1700999090ai.png

Например, путь к файлам на рисунке можно записать так:
C:\Рефераты\
C:\Рефераты\Физика\
C:\Рефераты\Информатика\
C:\Рисунки\

Записать в тетради: Полное имя файла - путь к файлу вместе с именем файла. (слайд 19)

Пример полного имени файлов, изображенных на рисунке выше:
C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc
C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc
C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc
C:\Рисунки\Закат.jpg
C:\Рисунки\ Зима.jpg

7. Работа в группах: Запишите полные имена всех файлов. (слайд 20) (3 мин)

Выполняет 1и 3 группа файлов QBacic.exe, Письмо.

Выполняет 2 и 4 группа файлов Море, Интересный фильм.

t1700999090aj.png

Взаимопроверка. Группы детей поменялись рабочими листами и проверили правильность выполнения задания, а потом сверили с ответами на слайде.

Ответ: (слайд 21)
C:\Мои документы\Иванов\QBasic.doc
C:\Мои документы\Петров\Письмо.txt
C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море.bmp
C:\Фильмы\Интересный фильм.avi

Формируемые УУД – коммуникативные, личностные

8. Изучение нового материала (3 мин)

Файловая система. На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Запись в тетради: Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов. (слайд 22)

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

t1700999090ak.jpg

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

t1700999090al.jpg

Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, в каждом из них бывают вложенные каталоги 2-го уровня и т. д. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.

Каталог сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему, каталога. Это аналогично тому, как папка вкладывается в другую папку большего размера. (слайд 23). Таким образом, каждый каталог может содержать внутри себя множество файлов и вложенных каталогов (их называют подкаталогами). Каталог самого верхнего уровня, который не вложен ни в какие другие, называется корневым каталогом.

Графическое изображение иерархической файловой структуры называют деревом каталогов (слайд 24)

9. Индивидуальный ответ у доски. Изобразите файловую структуру в виде дерева: (слайд 25) (3 мин)

С: \Рисунки \ Природа \ Небо .bmp

C: \ Рисунки \ Природа \ Снег .bmp

C: \ Рисунки \ Компьютер \Монитор .bmp

C: \ Мои документы \Доклад .doc

Формируемые УУД – коммуникативные, личностные

10. Первичное закрепление материала: Тестирование (4 мин) (слайды 26 -34)

- проверочный тест «Файлы и каталоги». Учитель пролистывает слайды с вопросами, а обучающиеся отвечают на них в своих листах оценивания. Затем подсчитывают общую сумму баллов, ставят себе отметки (слайд 35). Листы оценивания сдаём учителю и приступаем к практике.

Формируемые УУД – познавательные

11. Индивидуальная практическая работа (за компьютерами). (5 мин)

Учитель: сегодня за компьютером вы будете создавать иерархическую файловую структуру (слайд 35). Инструкция к работе приложена к вашим рабочим листам.

12. Итоговое закрепление. Просмотр полностью видеоролика о хранении информации в компьютере https://ya.ru/video/preview/10138744782544033756 . В это время проверяются листы оценивания. (слайд 37) (2 мин)

13. Рефлексия. Подведение итогов урока. (2 мин)

На уроке мы познакомились с понятиями файл, папка, файловая система. Применив полученные знания, научились создавать иерархическую файловую структуру.

Ребята, выскажите, пожалуйста, своё мнение о нашем занятии, (слайд 38) дополнив в рабочих листах понравившиеся вам данные фразы своими мыслями. Ребята делают записи на рабочих листах

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Кто хочет, выскажите свои мысли вслух.

Формируемые УУД – личностные, регулятивные, коммуникативные

Домашнее задание: (слайд 38) (1 мин)

Базовый уровень: учебник § 2.3.2. (стр. 81). Ответить письменно на вопрос №2

Повышенный уровень: составить самостоятельно тест по изученному материалу, содержащий вопросы открытого и закрытого типа. В тесте должно быть не менее 10 вопросов.

Приложения. Рабочие листы

1


2


3







4


5


6





7


8






t1700999090am.png

Инструкция по созданию объектов на рабочем столе

Создание ПАПОК

Нажать правую клавишу мыши ----в появившемся контекстном меню выбрать «создать» ---- ПАПКУ ---- дать имя


Создание текстовых файлов

Нажать правую клавишу мыши ----в появившемся контекстном меню выбрать «создать» ---- Текстовый документ (Документ MS Word) ---- дать имя. Открыть документ: 2 раза нажать левую клавишу на полученной пиктограмме или нажать Правую клавишу ----- открыть. Написать содержимое и сохранить.


Создание графических файлов.

Нажать правую клавишу мыши ----в появившемся контекстном меню выбрать «создать» ---- точечный рисунок---- дать имя , а затем нажать правую клавишу на созданном объекте ----- выбрать «Открыть с помощью Paint».


Сохранение файлов:

а) в меню --- файл --- сохранить

б) нажать крестик в правом верхнем углу окна программы ---- на вопрос «Сохранить» --- выбрать «Да».


5. Удаление объектов (папок/файлов).

Нажать правую клавишу на объекте ---- выбрать «Удалить».

……………………………………………………….…………..

сегодня я узнал……….…………………………………………..

было интересно…………………………………………………..

было трудно……………………………………………………….

я понял, что……………………………………………………….

теперь я могу……………………………………………………..

я научился………………………………………………………..

я смог…………………………………………………………….

я попробую……………………………………………………….

меня удивило……………………………………………………

урок дал мне для жизни…………………………………………

мне захотелось…………………………………………………..

Самооценка

2 балла – если все ответы верны;

1 балл – если правильно ответили на половину вопросов;

0 баллов – если нет правильных ответов.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.