Урок-беседа на тему «Фашизм не пройдет!?»
Пояснительная записка к презентации
Здесь будет файл: /data/edu/files/c1444942638.ppt (презентация к уроку)
Подготовила: Свирина Лина Викторовна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№1 ЗАТО Озерный Тверской обл.
Тема урока: Фашизм не пройдет!?
Тип урока: урок-беседа
Цели урока:
Учебные:1. расширить и углубить представление учащихся о политическом течении «неофашизм».
2. Учить видеть проявления фашизма в его разнообразии.
3. Обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать монологическую речь учащихся.
4. Развивать навыки установления межпредметных связей
5. Учить работе с ИКТ
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство ненависти к проявлениям фашизма
2. Вырабатывать активную гражданскую позицию, гордость за свой род, героическую историю Отечества
Методы: Словесный, наглядно-иллюстративный, эвристический, поисковый
Ход урока
1.Оргмомент.
Слово учителя.
Мы с вами живем в непростое время-время пересмотра национальных и нравственных ценностей, время, когда политиканы пытаются переписать историю (как, например, в Украине и Литве, где хотят опорочить подвиг советских солдат, представив их захватчиками), время, когда фашизм по всей Европе уже открыто поднимает голову. И в год 70-летия Победы нашего народа над фашистской Германией как нельзя актуальнее звучит вопрос, вынесенный в тему сегодняшнего урока –«Фашизм не пройдет!?» Мы с вами провели большую подготовительную работу к этому уроку: читали худ. литературу, собирали фото и видео материалы, занимались поисковой работой. И нам сегодня нужно будет ответить на вопрос : «так пройдет ли фашизм?» А домашним заданием будет эссе «Фотография,на которой меня нет»,в котором мы спроецируете ситуацию из наиболее потрясшего вас в сегодняшней презентации кадра на себя, выразите свое личное отношение к происходящему.
Блиц-опрос: Я попрошу вас взять листочки и ответить на поставленные задания: какое понятие означает озвученное мной определение?
Понятия: национализм, этатизм, антисеметизм, ксенофобия, расизм.
Взаимооценка. Проверка выполнения.
? Что объединяет эти понятия?
Ответ: это характерные черты фашизма.
Новый материал:
Слово учителя: Когда гитлеровские полчища стремительно продвигаясь по Европе, (карты,) распространяя власть колючих свастик, в европейском сознании произошло нечто напоминающее затмение солнца. Что могло противостоять не только нацистским войскам, но и этому затмению в человеческом сознании? Мужество тех, кто сражался! Нескончаемая вера в Победу во имя жизни тех, кто сражался! Бесстрашие тех, кто сражался! Солдаты, за спинами которых остались их разрушенные дома под Москвой и подо Ржевом,в сожженной Белоруссии и на поруганной Украине, чьи собственные семьи подчас были истреблены или рассеяны по свету- эти солдаты несли освобождение. И водруженное знамя над Рейхстагом было символом не только победы над фашизмом, но и надеждой на мир, на победу справедливости, на счастливое, свободное будущее своих детей и внуков. (слайд со знаменем) «Да, мы воевали с фашизмом!»-могут сказать и ваши прадеды(слайды с прадедами, ученики встают и называют своих прадедов)
Так почему же в год 70-летия победы над фашизмом мы наблюдаем страшное дежавю?
(2 слайда)
Еще в 40-е годы прошлого века шеф политической разведки говорил:«Те, кому сейчас десять, не нужны ни мы, ни наши идеи;они не простят нам голода и смертей.А вот будущие поколения будут слагать о нас легенды.Как только где-нибудь вместо слова «здравствуйте» произнесут «хайль» в чей-то персональный адрес- знайте, там нас ждут, оттуда мы начнем свое великое возрождение!»(слайд)
Посмотрите внимательно эти кадры…Неужели наши деды, освободив мир от фашизма,мечтали увидеть вот это??? И вот это? (слайды до девушки у вечного огня)Неужели для такого будущего было положено 27 миллионов жизней??? (слайд)
Как могло случиться,что в стране,победившей фашизм, происходит его возрождение и он идет семимильными шагами??Почему именно в это время? (реплики учащихся о Моисее,лживых ценностях, забвении,равнодушии,и пр…)
Вы правы, ребята. А вот к чему это привело мы видим на примере Украины. (слайд)
Почему взбунтовался против власти юго-восток?(запрет говорить на русском,фальсификация истории,уничтожение памяти о ВОВ) слайд
Это мы можем назвать проявлениями фашизма? (да)
(после слайда с Гитлером-клип)ПРИЛОЖЕНИЕ1
Это вам яркий пример,как идеология может влиять на неокрепшие души. Мы ведь видим на кадре только молодежь….А Западные и американские спецслужбы радостно потирают руки-они сумели разорвать на части единое целое-братский народ!(слайд)
9 мая на Украине с прошлого года запрещен для празднования. Большинство под страхом расправы и не вышло на парад,но только не наши ветераны! Им ли бояться?(слайд)!
За тех,кто к их счастью,не дожил до этого дня глумления над историей, вышли их дети! (слайд)Что было в их сердце в этот момент??? О чем плачут эти ветераны? (2 слайда)
О чем они думали????Когда вот так-в одиночестве идти со слезами по проспекту на глазах у любопытствующих?(слайд) И ведь не нашлось никого, кто стал бы рядом! Как и не нашлось на тот момент мужчин стать рядом с женщинами в Славянске, которые с иконами вышли против танков!(слайд) Как и в центре Москвы все проходили мимо, когда скинхеды забили до смерти антифашистов Станислава Маркелова и Юлию Бабурину…(слайд)Мы часто с вами на уроках вспоминаем одну мудрость о равнодушии.Кто мне ее повторит? (бойся равнодушных)
Так неужели фашизм пройдет?
Нет, если мы не будем равнодушными, потому что помнить-это тоже бороться,оставаться верными своими принципам-это тоже борьба.
А значит,пока в странах Европы чтят память наших погибших солдат(слайд) и даже в Германии до сих пор стоит памятник воину-освободителю, пока мы ,как наши деды, не будем делить друг-друга по национальной принадлежности, пока наши дети будут возлагать цветы к памятникам погибшим (слайд)-Значит,не все потеряно, и бессмертный полк продолжить свое победное шествие! (слайд)Не случайно Путин в Послании в ФС говорил: (слайд)
«От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
12 сентября 2012 Путин произнес речь о патриотизме в России, но на самом деле Путин говорил о новой Идеологии для России. Путин по сути призвал всех патриотов России сплотиться в деле укрепления России и для создания ее новой Идеологии.
"Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Как бы долго мы ни обсуждали, что может быть фундаментом и прочным моральным основанием для нашей страны — ничего другого все равно не придумаем".
А что ВЫ делаете?(слайды)
Что вам сейчас сердце просит сделать? (зачеркивают вопросительный знак)
Вам жить в это время! Вам творить будущее, и вам решать не стареющую проблему-отношение к звериному проявлению фашизма: неприятие, противостояние-или равнодушие?Мужество, стойкость-или слабодушие? Бесстрашие-или предательство? Человек, встретившись с фашизмом, должен сделать свой выбор
Самое главное не забывать,что мы потомки Великих людей.Стоит просто задуматься о нашей уникальности.Об уникальности традицией,о дружбе самых разных народов и самое главное об единстве.Благодаря лишь единству и общей идеи наши предки побеждали.
Я прошу подняться тех, кто готов не опозорить дело дедов,и по мере своих сил противостоять фашистской идеологии? (встают)Время героев-одиночек прошло, а в чем же сила? Какой был лозунг испанских коммунистов,ставший лозунгом борьбы с фашизмом? (скандируем вместе; «пока мы едины…») Запомните это,ребята.Как и то,что ваши прадеды воевали не за СССР, не за Украину,не за Россию-за вас!(слайд) Памяти дедов будьте достойны! (всегда достойны!)
У моего будущего-лица моих учеников-ваши лица.И я хочу,чтобы в эти лица всмотрелись наши гости. Вам-ответное слово.(приложение2)
(под музыку выходят, выстраиваются в шеренгу по два, исполняют куплет с припевом:
Нынче мы-российские кадеты
Юные защитники страны,
Свято чтим священные заветы
Те, что были дедами даны.
Припев: Наши руки крепки не по- детски,
Не по-детски отважны сердца..
И клянется класс наш кадетский
Славу дедов беречь до конца!
Под музыку, равняясь направо, уходят.(слайды: «Мы помним!» «я помню»)