Федеральная рабочая программа воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1
0
Материал опубликован 3 December 2023

Федеральная рабочая программа воспитания

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)



Пояснительная записка

Федеральная рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания) является обязательной частью ФАООП УО (Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа воспитания:

предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации;

разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей);

реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;

предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;

предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.

Программа воспитания обучающихся ориентирует педагогические коллективы на совместную работу, на создание и развитие внутришкольных сообществ, поддерживает традиционную для отечественной сферы образования нравственную, гуманистическую основу, приоритет воспитательных задач над узко прагматическими, а именно: приоритет в формировании и развитии жизненной компетенции обучающихся с умственной отсталостью, всестороннего развитии личности с целью социализации, интеграции в общество.

Программа воспитания обучающихся с умственной отсталостью, получающих общее образование по ФАООП УО (вариант 1), включает следующие разделы:

пояснительная записка с указанием статуса документа, его места в комплексе программно-методического обеспечения воспитательного процесса образовательной организации.

Раздел "Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса", особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса», в котором сжато описываются специфика воспитательной деятельности, ориентированной на особые потребности обучающихся с умственной отсталостью, характеристика воспитательной среды образовательной организации, обеспечивающей реализацию этих потребностей.

Рабочая программа воспитания обучающихся с умственной отсталостью рассматривается как составляющая комплекса программно-методического обеспечения воспитательного процесса в образовательной организации с описанием его структуры, включая планы работы классных руководителей, специалистов коррекционно-развивающего блока, специалистов психолого-педагогической службы, школьного психолого-педагогического консилиума и другие документы (например, профессионально-этический кодекс педагогического работника, работающего с обучающимися с ОВЗ и с инвалидностью, положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме, положение о разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью)

Принципы воспитательной работы, используемых в образовательной организации:

культура взаимного уважения, неукоснительное соблюдение прав всех участников воспитательной работы, прав семьи, воспитывающей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, самого обучающегося, педагогических работников, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и его семье;

ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

здоровьесбережение как ключевой принцип воспитательной работы, развитие и укрепление ценности здоровья, здорового образа жизни; понимание ребенком собственных возможностей и умением грамотно обходиться ограничениями;

реализация процесса воспитания главным образом через создание в образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

организация основных совместных дел, образовательных событий, мероприятий, включающих обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы;

последовательное дозированное вовлечение семьи обучающегося, включая братьев и сестер, в систему ценностно окрашенных, личностно значимых общих дел, событий, мероприятий;

системность, целесообразность и нешаблонность воспитательной работы как условия ее реализации;

поддержка максимально возможной самостоятельности обучающегося, способностей обучающегося опираться на собственные знания и умения; бытовая и социальная компетентность (в соответствии с реальным уровнем возможностей).

Среди основных традиций воспитания в школе можно выделить следующие:

стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;

важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до помощника организатора);

при проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;

ключевыми фигурами воспитания в школе являются классный руководитель и воспитатель, реализующие по отношению к обучающимся личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции;

педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, групп, и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.

Все общешкольные мероприятия, а также значимые события на уровне класса, группы, детского объединения традиционно освещаются в школьных медиа: на сайте школы, страничках социальных сетей.

Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает:

участие представителей организаций Ставропольского края и Грачёвского муниципального округа в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т.п.);

участие представителей организаций в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;

проведение на базе школы отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Основными задачами при работе с родителями (законными представителями) обучающихся являются:

создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями (законными представителями). Привлечение родителей (законных представителей) в совместную воспитательную деятельность.

Систематически проводится работа по таким вопросам, как;

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией образовательного учреждения и учителями предметниками;

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и образовательного учреждения.

Значительное место в системе работы классных руководителей с родителями (законными представителями) обучающихся отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.

На родительские собрания приглашались учителя-предметники, педагог-психолог, которые знакомили родителей с особенностями учебных предметов, с целями и задачами, программами, методикой, своими требованиями. Такие выступления позволили избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями сложности и специфики учебной деятельности в нашем образовательном учреждении.

Принципы воспитательной работы, используемых в образовательной организации. За основу могут быть взяты следующие принципы воспитания:

1) культура взаимного уважения, неукоснительное соблюдение прав всех участников воспитательной работы, прав семьи, воспитывающей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, самого обучающегося, педагогических работников, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и его семье;

2) ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

3) здоровьесбережение как ключевой принцип воспитательной работы, развитие и укрепление ценности здоровья, здорового образа жизни; понимание ребенком собственных возможностей и умением грамотно обходиться ограничениями;

4) реализация процесса воспитания главным образом через создание в образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

5) организация основных совместных дел, образовательных событий, мероприятий, включающих обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы;

6) последовательное дозированное вовлечение семьи обучающегося, включая братьев и сестер, в систему ценностно окрашенных, личностно значимых общих дел, событий, мероприятий;

7) системность, целесообразность и нешаблонность воспитательной работы как условия ее реализации;

8) поддержка максимально возможной самостоятельности обучающегося, способностей обучающегося опираться на собственные знания и умения; бытовая и социальная компетентность (в соответствии с реальным уровнем возможностей).

Раздел "Цель и задачи воспитания

Формулирование цели воспитания в образовательной организации исходит из разделяемого и принимаемого воспитательного идеала, а также основывается на базовых для нашего общества ценностях.

Ориентиром современного национального воспитательного идеала является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

К базовым ценностям нашего общества относятся семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.

Цели воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями в образовательной организации:

усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей (в усвоении ими социально значимых знаний);

развитие позитивного отношения обучающихся к общественным ценностям (в развитии их социально значимых отношений);

приобретение обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Стремление педагогических работников к достижению поставленной цели предполагает, прежде всего, выявление и поддержку положительной динамики в личностных образовательных результатах обучающихся с умственной отсталостью, а не единый уровень воспитанности. В этой связи важны скоординированные усилия всего коллектива обучающихся, вовлечение в воспитательную работу семьи обучающегося и значимых для него людей.

В воспитании обучающихся целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися с умственной отсталостью социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в будущем.

Приоритетные ценностные отношения:

к семье как главной опоре в жизни человека, к значимым взрослым и обучающимся;

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального становления и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

к собственному здоровью как ресурсу выполнения личностно и общественно значимых задач, жизненных целей;

к формированию особой культуры - культуры здоровьесбережения;

к своему отечеству, своей малой и большой Родине, историю и культуру которой необходимо знать, уважать и сохранять;

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с другими людьми;

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

к мировой и отечественной культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.

Сформулированная цель предполагает ряд задач, максимально приближающих к ее достижению:

реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел и событий, поддерживать традиции их коллективного обсуждения, планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,

поддерживать активное участие классных сообществ в жизни образовательной организации;

вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные организации дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности, вовлекать педагогических работников дополнительного образования в обсуждение совместной воспитательной работы;

использовать в воспитании обучающихся потенциал школьного урока,

поддерживать использование на уроках адекватных форм занятий с обучающимися;

максимально использовать воспитательные возможности коррекционных и коррекционно-развивающих занятий, последовательно вовлекать специалистов коррекционного профиля и педагогических работников сопровождения в обсуждение воспитательных задач и способов их решения;

развивать взаимодействие между педагогическими работниками и последовательность в решении воспитательных задач;

развивать внутришкольные системы наставничества, тьюторства, опираясь на традиции образовательной организации и требования профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»;

выявлять и поддерживать детские инициативы и самостоятельность; ученическое самоуправление - как на уровне образовательной организации, так и на уровне классных сообществ;

поддерживать деятельность функционирующих на базе образовательной организации детско-взрослых общественных объединений и организаций;

организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

организовывать раннюю профориентационную работу с обучающимися, знакомить с миром современных профессий;

организовать работу школьных детско-взрослых медиаслужб, реализовывать их воспитательный потенциал;

развивать здоровьесберегающую предметно-пространственную и коммуникативную среду образовательной организации и реализовывать ее воспитательные возможности;

организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся, развитие насыщенной школьной жизни.

Раздел "Планируемые (ожидаемые) результаты воспитания".

Поскольку рабочая программа воспитания является компонентом ФАООП, то при описании ожидаемых результатов необходимо учитывать взятый за основу системно-деятельностный подход. В рамках данного подхода цель воспитания должна быть описана не через задачи педагогического работника, а через планируемые личностные результаты обучающихся. Речь идет об описание портрета обучающегося по завершении этапа обучения по АООП, который формулируется исходя из современного национального воспитательного идеала с учетом специфики особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и реальных возможностей обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов. Группа специалистов включает в себя учителей, преподающих в классе, учителя – логопеда, педагога-психолога, социального педагога, врача психоневролога (при наличии). Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью АОП (вариант 1) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах.

Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем специалистам условных единицах:

0 баллов – нет фиксируемой динамики;

1 балл – минимальная динамика;

2 балла – удовлетворительная динамика;

3 балла – значительная динамика.

Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося.

Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно- деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности

Раздел "Виды, формы и содержание деятельности"

Модуль «Классное руководство»

В контексте воспитательной работы с классом классный руководитель (воспитатель, куратор, наставник, тьютор):

организует работу по созданию коллектива (группы); осуществляет индивидуальную воспитательную работу с обучающимися;

взаимодействует с педагогическими работниками, специалистами коррекционноразвивающего профиля, педагогами дополнительного образования, работающими с обучающимися данного класса (группы);

выносит проблемные ситуации в рамках воспитательной работы на обсуждение психолого-педагогического консилиума образовательной организации;

включает в совместную воспитательную работу родителей (законных представителей) обучающихся;

корректно привлекает братьев и сестер обучающегося при подготовке открытых мероприятий, образовательных событий и иных значимых мероприятий;

совместно с администрацией образовательной организации планирует взаимодействие с внешними партнерами, а также с родительскими сообществами и объединениями лиц с инвалидностью.

Виды и формы деятельности (приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит ориентировочный характер, виды деятельности обучающихся с умственной отсталостью адаптируются с учетом их особенностей и особых образовательных потребностей).

На уровне воспитательной работы с классом (группой):

инициирование и поддержка участия класса (группы) в общешкольных ключевых делах и событиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

организация интересных и полезных для личностного развития обучающихся, совместных классных дел (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно- нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них обучающихся с разным уровнем потребностей и тем самым дать им возможность самореализоваться в них; а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

проведение циклов классных часов, как плодотворного и доверительного общения педагогического работника с обучающимися, основанного на принципах уважительного отношения к личности обучающихся, их интересов и склонностей, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления ему возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями (законными представителями);

празднования в классе (группе) дней рождения обучающихся, включающих в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, микромероприятия, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса на доступном ему уровне;

выработка правил класса (группы), помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в образовательной организации;

развитие и поддержка взаимопомощи обучающихся как в вопросах самообслуживания, так и в решении учебно-развивающих и воспитательных задач; развитие внутриклассного наставничества и тьюторства.

На уровне индивидуальной воспитательной работы с обучающимися:

изучение особенностей личностного развития обучающихся класса (группы) через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями (законными представителями) обучающихся, с другими педагогическими работниками и специалистами, работающими с обучающимися;

поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем и задач (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или взрослыми, выбор профессии и дальнейшего трудоустройства, успеваемость), когда каждая проблема преобразуется классным руководителем в задачу для обучающихся, которую они совместно стараются решить;

индивидуальная работа с обучающимися класса (группы), направленная на формирование их личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи;

коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса (группы); через включение в тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе (группе).

Взаимодействие со специалистами, работающими с обучающимися класса (группы):

регулярные консультации классного руководителя с другими педагогическими работниками и специалистами коррекционно-развивающего профиля, направленные на формирование у них единства требований по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и развитие культуры конструктивного разрешение конфликтов между педагогическими работниками и обучающимися;

проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;

привлечение других педагогических работников и специалистов к участию во внутри- классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, их интересы, способности, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

привлечение других педагогических работников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся;

участие в работе психолого-педагогического консилиума.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся или их законными представителями в рамках воспитательной работы регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах в обучении их детей, о жизни класса (группы) в целом;

помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией образовательной организации и другими педагогическими работниками и специалистами коррекционно-развивающего профиля;

организация родительских собраний, происходящих в разных формах («Круглый стол», дискуссия, деловая игра), с целью совместного обсуждения наиболее актуальных проблем воспитания обучающихся;

коммуникация с родительскими сообществами, участвующими в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания обучающихся;

привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел и мероприятий класса;

организация на базе класса системы мероприятий (праздников, конкурсов, соревнований), направленных на развитие детско-взрослого сообщества.

Модуль «Школьный урок»

Реализация данного модуля воспитательного потенциала, которого может включать следующую деятельность:

Виды и формы деятельности на уровне воспитательной работы с группой обучающихся, объединенной в класс:

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке адекватных особым потребностям обучающихся и их реальным возможностям форм организации: дидактических материалов, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся, работы в парах, которая помогает обучающимся получить опыт взаимодействия с другими обучающимися.

Следует отметить, что особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, а также индивидуальные особенности, семейная ситуация напрямую влияют на выбор учителем образовательных технологий и методик урока. Воспитательный компонент проявляется, в первую очередь, не набором эффектных педагогических техник, а постепенным и последовательным введением того или иного принятого обучающимися и понятного обучающимся правила поведения на уроке, стиля коммуникации его участников, способности радоваться успехам других и признавать их, рабочей атмосферы урока, взаимного уважения между педагогом и обучающимися, искренней заинтересованностью педагогического работника в успехах обучающихся, оказания им поддержки, педагогической чуткостью и профессионализмом;

введение отдельных предметов, способствующих формированию у обучающихся представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование на уроке адекватных коммуникативных и коммуникационных (цифровых) технологий, отвечающих особым потребностям и возможностям обучающихся с умственной отсталостью;

организация взаимопомощи обучающихся в рамках урочной деятельности. Виды и формы деятельности на уровне взаимодействия педагогов-предметников, педагогических работников дополнительного образования и специалистов коррекционноразвивающего профиля:

ведение "методических копилок", например, в виде таблиц или папок, открытых для взаимного доступа, в которые заносятся успехи, достигнутые ребенком, педагогические находки, предпочитаемые обучающимися способы работы, адаптированные дидактические и стимульные материалы, привлекательные для конкретных обучающихся;

разработка и проведение совместных педагогических мастерских, так называемых "бинарных уроков", включающих педагога-предметника и специалистов коррекционно- развивающего профиля в рамках решения воспитательных и коррекционно-развивающих задач;

по согласованию с педагогом дополнительного образования "срежиссированная" опора в процессе урока на знания и умения обучающегося, его личностные образовательные результаты, достигнутые в условиях дополнительного образования (посещение кружков, секций в рамках физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой и социально-гуманитарной направленностях).

Виды и формы деятельности на уровне взаимодействия с сетевыми партнерами и родительскими сообществами при наличии педагогической обоснованности и уместности возможно привлечение к подготовке и проведению уроков представителей родительских сообществ и сетевых партнеров (урок-экскурсия в промышленные мастерские и цеха, урок-викторина, урок в форме "Литературно-художественной гостиной", урок-спортивное соревнование).

Модуль «Внеурочная деятельность»

Данный модуль в рамках двух направлений (коррекционно-развивающих и общеразвивающих занятий) в соответствии с основными направлениями является неотъемлемым компонентом АОП.

Содержание коррекционно-развивающей области должно быть представлено обязательными коррекционными курсами в соответствии с АОП. Содержание коррекционной и коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА.

Особое внимание уделяется выстраиванию уважительных взаимоотношений со специалистом, помощи обучающимся в самоорганизации, в опоре на сохранные функции, умению максимально пользоваться собственными ресурсами, развитию максимальной самостоятельности, развитию коммуникации доступным ребенку способом.

Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.

Общеразвивающие занятия реализуется через организацию доступных, интересных и полезных для обучающихся курсов, студий, кружковой деятельности, проводимой во второй половине школьного дня. Такая деятельность, основанная на свободе выбора, позволяет обучающимся самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.

Виды и формы деятельности:

формирование в кружках, секциях, клубах, студиях, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

поддержка в детских объединениях обучающихся, которые проявили познавательные способности, лидерские качества;

поощрение педагогическими работниками детской активности и творческих инициатив.

Виды и формы деятельности на групповом уровне:

общешкольные родительские комитеты образовательной организации, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации обучающихся;

семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогическим работникам и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения;

родительские гостиные и дискуссионные площадки, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей и специфических потребностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей (законных представителей) с обучающимися, проведение мастер-классов, семинаров, «круглых столов» с приглашением специалистов и интересных для родителей (законных представителей) экспертов;

родительские дни, во время которых родители (законные представители) могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно- воспитательного процесса в образовательной организации;

семейные консультации, на которых родители (законные представители) могли бы получать рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;

родительские форумы при официальных сайтах образовательных организаций, на которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников.

Виды и формы деятельности на индивидуальном уровне:

работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) при возникновении проблемных ситуаций;

плановое участие родителей (законных представителей) в работе

психологопедагогических консилиумах образовательной организации с целью обмена мнениями о динамике личностных образовательных результатов обучающегося, о достигнутых результатах и актуальных дефицитах;

помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей (законных представителей).

Модуль «Знакомство с профессиями»

Деятельность педагогических работников по направлению "профориентация" включает в себя:

знакомство обучающихся с умственной отсталостью с миром современных профессий;

психолого-педагогическую диагностику и консультирование обучающихся и воспитывающих их семей по проблемам профориентации, а также организацию систематических профессиональных проб обучающихся.

Задача совместной деятельности педагогического работника и семьи обучающегося - подготовить обучающегося к требованиям современного рынка труда с учетом объективных ограничений здоровья, реальных возможностей и перспектив будущей трудовой занятости.

Виды и формы деятельности:

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о видах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;

экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

организация творческих фестивалей, призванных познакомить обучающихся с миром современных профессий, и обеспечение среды, помогающей умственно отсталому ребенку совершить профессиональную или трудовую пробу.

Профориентационная работа и основы трудовой деятельности - традиционное направление для отечественной педагогической работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями и инвалидностью.

Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.

Профориентационная работа осуществляется через:

циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего («Билет в будущее-профминимум»);

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;

экскурсии, организация мастер-классов, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

посещение (очное и в дистанционном режиме) профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, дней открытых дверей в профессиональных образовательных организациях;

совместное с педагогическими работниками изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий;

подготовку и участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства («Абилимпикс», «Юный кулинар»).

Вариативный модуль «Ключевые общешкольные дела и события» включает в себя традиционные для школьного уклада мероприятия (праздники, фестивали, детские творческие конференции, спортивные состязания, учебно-практические слеты), в которых так или иначе участвует вся образовательная организация.

В рамках решения воспитательный задач чрезвычайно важен этап планирования, постепенного включения обучающихся с умственной отсталостью, учет их особых потребностей и возможностей. Речь идет как о дозированной нагрузке (физической, психологической, сенсорной) на обучающегося, так и о его понимании личного смысла участия в общешкольном деле, о значимом посильном вкладе в ключевое для образовательной организации мероприятие.

Вариативный модуль «Образовательные путешествия и экскурсии», реализованный с учетом актуальных возможностей здоровья и особых потребностей обучающихся с умственной отсталостью, поможет обучающимся расширить кругозор, получить новые знания об окружающей социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся с умственной отсталостью самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Вариативный модуль «Организация предметно-пространственной и здоровьесберегающей среды» поможет включить обучающихся с умственной отсталостью не только в освоение возможностей открытой безбарьерной среды, создаваемой силами взрослых, но и самому принять посильную активную позицию и помогать ее развитию и обустройству.

Окружающая обучающегося предметно-пространственная, эстетическая среда образовательной организации при условии ее грамотной организации, отвечающей необходимым специальным условиям воспитания и обучения, указанным в АОП, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него уверенности в собственных силах, чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком образовательной организации. Воспитывающее и коррекционно-развивающее влияние на обучающегося осуществляется через различные виды и формы работы по обустройству и освоению предметно-пространственной среды.

Компонент здоровьесбережения окружающего пространства является ключевым для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется грамотно отобранными стратегиями в соответствии с рекомендациями специалистов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью, запроса семьи и ресурсов образовательной организации.

Вариативный модуль "Взаимодействие с социальными партнерами" позволяет образовательной организации использовать ресурс межведомственного взаимодействия с объединениями культуры, театрами, музеями, медицинскими организациями, спортивными федерациями в рамках целенаправленной воспитательной деятельности.

участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);

участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;

проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные), куда приглашаются представители организаций-партнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального образования, региона, страны;

социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Вариативный модуль "Финансовая грамотность" помогает выстроить системную работу по формированию способности обучающихся с умственной отсталостью ориентироваться в этой области и получить практические навыки с учетом объективных ограничений и реальных возможностей.

Вариативный модуль "Цифровая культура и сетевая безопасность" позволяет образовательной организации выстроить воспитательную работу со слабовидящими обучающимися в сфере цифровых технологий по формированию опыта и отношения обучающегося к многообразным виртуальным ресурсам, в том числе, специфичным для максимально самостоятельной жизни в будущем (адекватное пользование цифровыми помощниками, коммуникаторами, специальными приложениями).

Раздел "Самоанализ воспитательной работы

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

Анализируется информационно-медийное сопровождение воспитательной работы (при наличии), деятельность методических служб образовательной организации.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются:

принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на культуру взаимного уважения всех участников воспитательной работы;

принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;

принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими целей и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;

принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся — это результат как социального воспитания, в котором участвует семья, образовательная организация и другие социальные институты, так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся;

принцип партнерского взаимодействия с семьей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, согласно которому обобщенные результаты самоанализа необходимо тактично и корректно обсудить с родительским сообществом образовательной организации, а по поводу динамики личностных результатов обучающихся сопоставить наблюдения родителей (законных представителей) и педагогических работников в индивидуальной беседе (по возможности).

Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса, являются:

«Направление 1. Результаты воспитания и социализации обучающихся во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью».

«Направление 2. Качества воспитательной среды в образовательной организации».

По выбранному направлению формулируется критерий, который поможет коллективу образовательной организации осуществить самоанализ, а также разрабатывается инструмент анализа и способы интерпретации.

Приложение, в котором размещается ежегодный календарный план воспитательной работы, являющийся обязательным компонентом рабочей программы воспитания. Календарный план разрабатывается и обновляется каждый учебный год, а также, по желанию образовательной организации, в приложении указываются иные сопутствующие документы, помогающие реализовывать воспитательные задачи и отражающие специфику образовательной среды, уклада образовательной организации.

Рабочая программа воспитания обучающихся с умственной отсталостью, разрабатываемая образовательной организацией, является открытым документом, то есть допускающим возможность внесения в него изменений в течение учебного года по внешним или внутренним причинам, связанным с изменениями условий воспитательной работы в среде образовательной организации.

Федеральный календарный план воспитательной работы


Дела, события, мероприятия

Классы

Сроки

Ответственные


1. Урочная деятельность


Словосочетание.

Язык — важнейшее средство общения.

Семья — хранитель духовных ценностей.

Бережное отношение к природе. Буквенные выражения.

Оздоровительная физическая культура.

Связь времен в народном искусстве.

Фольклор в музыке русских композиторов.

1-10

В течении года



2. Внеурочная деятельность


«Разговоры о важном»

День матери

День Знаний.

День учителя.

Золотая осень.

На пороге Новый год.

Крещенские святки.

8 Марта

23 февраля

9 мая

День космонавтики

День семьи

День народного единства


1-10

В течении года



3. Классное руководство


«Воспитание взаимопомощи и дружеских отношений в коллективе»

«Создание благоприятной обстановки и комфортных условий для проживания, развития и обучения детей, находящихся в интернате»

«Воспитание в детях уважения к себе и к другим».

«Изучение интересов, склонностей учащихся, расширение их кругозора, творческих способностей»

1-10

В течении года



4. Основные школьные дела


общешкольные праздники,

ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.)

мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;

конкурсы





5. Внешкольные мероприятия


Волонтёрское движение «Наши добрые сердца»

1-10

В течении года



6. Организация предметно-пространственной среды


Оформление тематических стендов

Организация и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации

Выставки творческих работ

Оформление пространств проведения значимых событий, праздников, торжественных линеек, творческих мероприятий





7. Взаимодействие с родителями (законными представителями)


Мастер-класс с детьми и родителями «Сделаем мир ярче».

Мастер- класс с детьми и родителями: «Чудеса из солёного теста».

Внеклассное мероприятие с детьми и родителями «В гостях у сказки».

Мастер-класс «Волшебный мир фольги» (Новогодняя ёлочка).

Практическое занятие с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования».

Мастер-класс с детьми и родителями «Чудеса, да и только» (Масленица).

Практическое занятие с детьми и родителями: Мастер-класс «Хризантемы из салфеток» (к 8 марта).

Акция «Пасхальная открытка»

Практическое занятие с детьми и родителями.

Практическое занятие с детьми и родителями: Мастер-класс по росписи моделей из дерева.





8. Самоуправление


Выбор актива класса:

командир класса,

староста,

физрук,

трудовик,

цветовод,

библиотекарь





9. Профилактика и безопасность


Безопасность в общественных местах.

Безопасность в природной среде.

Здоровье и как его охранять.

Основы медицинских знаний.

Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.

Безопасность на транспорте

1-10

В течении года



10. Социальное партнерство



Крестьянским (фермерским) хозяйством «Бахча Пономарёво»;

Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ставропольский государственный аграрный университет»;

ООО «Аграрная инвестиционная компания «АГРИКО»;

ГБОУ СПО «Александровский сельскохозяйственный колледж»;

ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»;

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»;

АО «ЮниКредит банк»;

Благотворительный фонд «Рука помощи»






11. Профориентация


Мир профессий

«Такие разные профессии»

Проблема выбора профессии

«Моя будущая профессия»

«Билет в будущее» (профориентационный минимум)

5-10

В течении года


Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, памятными датами образовательной организации.

Сентябрь:

1 сентября: День знаний;

3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом.

Октябрь:

1 октября: Международный день пожилых людей;

4 октября: День защиты животных;

5 октября: День учителя;

Третье воскресенье октября: День отца;

30 октября: День памяти жертв политических репрессий.

Ноябрь:

4 ноября: День народного единства.

Декабрь:

3 декабря: Международный день инвалидов;

5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев;

6 декабря: День Александра Невского;

9 декабря: День Героев Отечества;

10 декабря: День прав человека;

12 декабря: День Конституции Российской Федерации;

27 декабря: День спасателя.

Январь:

1 января: Новый год;

7 января: Рождество Христово;

25 января: "Татьянин день" (праздник студентов);

27 января: День снятия блокады Ленинграда.

Февраль:

2 февраля: День воинской славы России;

8 февраля: День русской науки;

21 февраля: Международный день родного языка;

23 февраля: День защитника Отечества.

Март:

8 марта: Международный женский день;

18 марта: День воссоединения Крыма с Россией.

Апрель:

12 апреля: День космонавтики.

Май:

1 мая: Праздник Весны и Труда;

9 мая: День Победы;

24 мая: День славянской письменности и культуры.

Июнь:

1 июня: Международный день защиты детей;

5 июня: День эколога;

6 июня: Пушкинский день России;

12 июня: День России;

22 июня: День памяти и скорби;

27 июня: День молодежи.

Июль:

8 июля: День семьи, любви и верности.

Август:

22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;

25 августа: День воинской славы России.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации