Федор Алексеевич Видяев - легендарный моряк - подводник времен Великой Отечественной войны (прототип героя фильма «Командир счастливой «Щуки»)
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Биография Федора Алексеевича Видяева до Великой Отечественной войны……………………………………………………………………................5
2. Боевой путь героя, капитан- лейтенанта Видяева………………….......7
2.1 Начало военной деятельности моряка – подводника Ф. А Видяева………..7
2.2 Военные операции подводной лодки "Щ- 421»……………………………..9
2.3 Роль Федора Алексеевича, капитан- лейтенанта в проведении фронтовых операций на Северном флоте………………………………….11
3. Анализ эффективности советского подводного флота в годы Великой Отечественной войны……………………………………………………………15
4.Сохранении памяти легендарного капитан- лейтенанта Видяева……..17
Заключение……………………………………………………………………….19
Литература………………………………………………………….……………20
Приложение………………………………………………………………………21
Введение
В селе Кошки в парке «Победы» есть памятник Федору Видяеву – моряку подводнику. Меня удивило, что в степном районе нашей области оказался герой- подводник.
Захотелось больше узнать о жизни и подвигах легендарного капитан- лейтенанта Федора Алексеевича Видяева.
Наш земляк служил в годы Великой отечественной войны на Северном флоте, где разворачивались серьезные сражения, исход которых решал судьбу советского Заполярья.
В годы войны здесь в боевых действиях участвовали 48 подводных лодок, из них ровно половина не вернулись назад.
Деятельность экипажей подлодок долгое время была засекречена, о гибели многих из них неизвестно до сих пор.
Подлодка капитан- лейтенанта Видяева 1 июля 1943 года ушла в свой девятнадцатый поход и не вернулась.
Образ командира подлодки Федора Алексеевича стал прототипом героя фильма «Командир счастливой «Щуки».
Тема работы: Федор Алексеевич Видяев - легендарный моряк-подводник времен Великой Отечественной войны.
Цель: изучить боевой путь героя – подводника Федора Алексеевича Видяева.
Задачи:
узнать факты биографии Федора Алексеевича до Великой Отечественной войны;
рассмотреть начало военной деятельности моряка – подводника Видяева;
изучить боевой путь героя, капитан- лейтенанта Федора Алексеевича Видяева;
проанализировать эффективность советского подводного флота в годы Великой Отечественной войны
узнать о сохранении памяти героя – легендарного капитан- лейтенанта Ф.А. Видяева.
Объект исследования: жизненный путь героя – подводника Федора Алексеевича Видяева, его деятельность в качестве легендарного капитан- лейтенанта.
Предмет исследования: роль Федора Алексеевича при проведении фронтовых операций на Северном флоте, в годы Великой Отечественной войны.
Гипотеза: Несмотря на низкую эффективность отечественных подводных лодок в годы Великой Отечественной войны, ее компенсировали мужество, талант и находчивость командиров подлодок, которые в сложных ситуациях находили выход и выполняли боевые задачи.
Практическая значимость данной работы в том, что выявленные материалы данной исследовательской работы могут быть использованы для изучения истории России в годы Великой Отечественной войны, могут быть использованы на занятиях по Отечественной истории, краеведению.
Биография Федора Алексеевича до Великой отечественной войны.
Летом 1914 года в глухом, заброшенном в степях Самарской губернии поселке Степная Шантала поползли слухи о войне. Отец Федора Алексеевича вместе с односельчанами ушел на войну. Три года он провалялся в окопах, наступал и отступал и, наконец, сраженный тифом, зимой 1917 года, полуживым был уволен из армии (приложение№1)
Октябрьскую революцию Алексей Васильевич Видяев встретил в Новониколаевске (ныне Новосибирск), куда, вернувшись с фронта, уехал работать на железную дорогу. На транспорте он стал коммунистом и по решению партии в 1921 году вместе с семьей едет в Мурманск.
Видяевы поселились в небольшом деревянном домике на окраине Мурманска, отсюда Федор пошел в школу. Учился он хорошо, его увлекали книги о кругосветных мореплаваниях, флотоводцах. Всегда простой, ласковый, сердечный, Федя заботливо относился к своим младшим сестренкам, помогал матери по хозяйству. Зимой учеба, а летом - к морю, на залив.
И сколько раз сжималось сердце матери, когда её Федя вместе с ватагой таких же, как он, пускался в путешествие по заливу на рыбачьей лодке, в прочности которой давно усомнились бросившие её хозяева.
Окончив среднюю школу» Федя, следуя своей давней мечте, поступает матросом на рыболовный сейнер «Севгосрыбтреста» Мурманского рыбпорта.
Два года матросом на рыболовецком сейнере - это, пожалуй, достаточный срок, чтобы с уверенностью сказать, что Федя прошел хорошую морскую школу и стал заправским моряком.
По путёвке Мурманского обкома комсомола его направляли учиться в Ленинград, в Военно-Морское Краснознаменное училище имени М.В. Фрунзе.
Федор учился настойчиво и упорно. Вместе с друзьями, активно занимался шлюпкой, овладевал искусством хождения на веслах и под парусом. Каждый летний отпуск Федор приезжал в Мурманск и, как всегда, не один, а с кем-нибудь из друзей (приложение№1)
В сентябре 1937 года Федор успешно сдал последний государственный экзамен. Как отличник учебы Федор имел право выбора флота и, конечно же, выбрал Северный флот.
В феврале 1938 года Федор Видяев принял участие в знаменитом ледовом походе подводной лодки "Д-3" (командир В.Н. Котельников) для снятия с дрейфующей льдины героический четверки советских полярников - Папанина, Кренкеля, Федорова и Ширшова.
Выйдя из Кольского залива 5 февраля, «Д-3» взяла курс на запад, У мыса Нордкап попали в девятибальный шторм.
Вместе с командиром штурманской боевой части Федор Видяев нес штурманскую вахту, тщательно вел счисление пути. Началось обледенение лодки. В таких сложных условиях штурманы 8 суток вели лодку только по счислению.
К ним на выручку спешили подводники, гидрографическое судно "Мурманец", ледокольные суда "Таймыр" и "Мурман". Благодаря слаженной работе судов, нашли и сняли отважных полярников» после их 274-дневного героического дрейфа в Центральной Арктике.1
"Д-З" вернулась в базу. Командование высоко оценило мастерство подводников в этом тяжелом плавании, где особенно отличились штурмана.
В июне 1938 года лейтенант Видяев был назначен командиром штурманской боевой части подводной лодки "Д-2.
Федор Ведяев с детства мечтал о кругосветных мореплаваниях, а в юности прошел хорошую морскую школу и стал хорошим моряком. Начало службы показало его умение работать в сложных погодных условиях, что было замечено командованием.
Боевой путь героя, капитан- лейтенанта Федора Алексеевича Видяева.
Начало военной службы моряка – подводника Видяева.
Наступили тревожные годы. Международная обстановка обострялась, фашизм начал поднимать голову. На флоте шла напряженная боевая учеба. Подводники совершали дальние походы, осваивали оружие, технику, театр, плавание в ледовых условиях. Созданный в 1933 году молодой Северный флот тоже наращивал темпы боевой учебы.
Осенью старшего лейтенанта Видяева направили учиться на Высшие специальные классы командного состава подводного плавания.
Началась война с Финляндией. Федор знал, что его друзья на Балтике и Севере уходят в боевые походы, несут дозорную службу в суровом зимнем море. Стал проситься на флот. Не пустили, нужно было доучиться.
В октябре 1940 года Федор Видяев успешно заканчивает Командирские классы и едет на Северный флот помощником командира подводкой лодки "Щ-421".
В финскую кампанию подводная лодка "Щ-421» несла дозорную службу в суровом зимнем Баренцевом море
На западе полыхала война, развязанная фашистской Германией, и подводники Севера продолжали неустанно совершенствовать свою выучку, повышать боевую готовность.
На плечи Федора легли все возложенные Корабельным уставом нелегкие обязанности помощника командира подводной лодки. Он учил подводников и учится сам, никогда не стесняясь попросить матроса или старшину помочь ему разобраться в том или ином узле подводной лодки.2
Скромный и заботливый, требовательный в делах, он скоро стал пользоваться большим уважением у личного состава подводной лодки.
Война на Севере началась налетом фашистской авиации 22 июня на Мурманск, Полярный, Колу. В этот же день подводная лодка "Щ-421" вышла в свой первый боевой поход.
К декабрю 1941 года на счету экипажа было 3 фашистских транспорта общим водоизмещением 20000 тонн. Личный состав был представлен к правительственным наградам. Федор Алексеевич Видяев был награжден орденом Красного Знамени.
В январе 1942 года «Щ-421» вышла в шестой боевой поход. Поиск пришлось вести у изрезанных фьордами норвежских берегов. Гитлеровцы отказались от плавания в открытом море и теперь пробирались к портам извилистыми шхерными путями. Ночью обнаружили транспорт водоизмещением 8000 тонн в охранении четырех боевых кораблей. Молниеносная атака завершилась точным залпом, и транспорт быстро пошел на дно.
Днем и ночью подводники продолжали поиск вражеских кораблей, наконец нашли. Лодка начала маневрировать для выхода в торпедную атаку. Фашисты спешили быстрее проскочить за ближайший остров и заметно увеличили ход. Вот уже первый транспорт скрылся за спасительным островом. "Аппараты! Пли!" В отсеке затаили дыхание. Только слышно было, как Видяев отсчитывает секунды. Мощный взрыв отразился в отсеках лодки громовым "Ура!". Корабли охранения бросились преследовать лодку, но безуспешно.
На боевом счету экипажа было семь потопленных вражеских кораблей общим водоизмещением около 50000 тонн. Военный Совет Северного флота представил лодку к награждению орденом Красного Знамени, а командира капитана 3 ранга Н.А. Лунина - к званию Героя Советского Союза.
В связи с уходом Героя Советского Союза капитана 3 ранга Н. А. Лунина на крейсерскую подводную ледку «К-21», 4 марта 1942 года командиром подводной лодки «Щ –421» был назначен капитан-лейтенант Федор Алексеевич Видяев.
Военные операции подводной лодки "Щ- 421»
Враг топтал землю Родины, убивал женщин, детей, стариков. Кольцо блокады душило Ленинград. Там осталась семья Федора. Федор стремился в море. Хотелось искать и бить врага.
Наши подводники с первых месяцев войны действовали в условиях противодействия многочисленных противолодочных сил противника.
С вводом системы конвоирования (на второй-третий месяц после нападения на СССР) немцы создали достаточно эффективную систему, включающую зональную и объектовую оборону. Для непосредственного прикрытия конвоев выделялось от трех-четырех до семи-восьми противолодочных кораблей на один охраняемый транспорт.
19 марта Федора Алексеевич уходил в первый командирский поход. Вместе с Видяевым в море уходил командир дивизиона Герой Советского Союза капитан 2 ранга И.А. Колышкин. Теперь он стал для Федора учителем и наставником.
С выходом из Кольского залива попали в шторм. Ледяные валы один за другим легко перескакивали через рубку, с шумом обрушивались на мостик. 28 марта в районе Лаксе-фьорда обнаружили транспорт в охранении двух сторожевиков. Корабли шли зигзагом, прижимаясь к скалистому берегу.
Первая самостоятельная атака! Определив дистанцию, командир лег на курс сближения, чтобы до входа в фьорд перехватить цель. Когда лодка сблизилась на дистанцию залпа, корабли резко повернули на лодку. "Атакую кормовыми", мгновенно решил Видяев. 3
Лодка нырнула под конвой и заняла позицию для атаки с противоположного борта. Почти целый час шла погоня за вражеским конвоем. Мощные взрывы подтвердили отличный результат атаки. Транспорт быстро пошел ко дну
Не упуская ни секунды, Видяев уводит лодку на глубину и резко отворачивает от боевого курса. За кормой начинают рваться глубинные бомбы. Сбросив сорок четыре глубинных бомбы, фашисты прекратили преследование.
Экипаж "Щ-421" был награжден орденом Красного Знамени. (приложение№2)
Вечерам 8 апреля решили отойти подальше от устья Порсангер - фьорда для зарядки аккумуляторной батареи. Лодка шла в подводном положении, когда в 20 часов 58 минут раздался огромной силы взрыв. Лодку подбросило вверх, а затем она сразу стала быстро погружаться с дифферентом на корму. В кормовой отсек начала поступать вода.
Взрывом мины оторвало оба винта, сорвало верхнюю крышку кормового люка, сдвинуло с места радиопередатчик, разбило всю корму. Лодка лишилась хода, а вражеский берег совсем рядом.
Командир предложил соорудить нечто похожее на парус, так как сильный ветер дует с берега. За многие века всего довелось повидать Баренцеву морю, но такое пришлось видеть впервые. Израненная, с разбитой кормой и оторванными винтами, сквозь белую пелену снежных зарядов медленно отходила от берега подводная лодка. Подводная лодка под парусом! Иного выхода не было - нужно было оторваться от берега и уйти подальше в море.
Тем временем радисты просили о помощи и к ним была направлена, находящаяся ближе всех подводная лодка "К-22», которой командовал Котельников.
Оценив обстановку, командир и комдив «Щ-421» решили в случае необходимости взорвать лодку, но не дать врагу захватить её. Экипаж поддержал это решение. Лодку подготовили к взрыву, произвели приборку, навели чистоту на механизмах. Показался берег.
Видяев приказал приготовить всё оружие на случай схватки с врагом, и в этот момент вахтенный офицер доложил, что видит на горизонте силуэт советской подводной лодки «К-22»
Четыре попытки взять подбитую лодку на буксир не дали положительных результатов: буксирные концы лопались. Котельников от имени Командующего Северным флотом отдал приказание перейти к нему на борт всему экипажу «Щ-421».
Тяжела минута расставания с родным кораблем и счастлив тот моряк, кого минула эта горькая чаша. Члены экипажа «Щ-421» надели все свои ордена и медали и начали переходить на "К-22" через вываленные ею носовые горизонтальные рули. Командир должен покинуть корабль последним.
Можно представить, как переживал Федор Алексеевич Видяев. Экипаж лодки был спасен, это редчайший случай в годы войны.
Таким образом, в начале войны Федор Ведяев оказывается в гуще военных событий на Северном флоте. Являясь помощника командира подводной лодки, а затем командиром решает серьезные боевые задачи.
Роль Федора Алексеевича, легендарного капитан- лейтенанта, в проведении фронтовых операций на Северном флоте.
В июле капитан-лейтенант Ф.А. Видяев получил назначение командиром подводной лодки "Щ- 422». Новый командир знакомился с экипажем, экипаж знакомился с новым командиром. Подводники к концу похода прониклись к нему доверием. А доверие к командиру - ключ к успехам экипажа (приложение№2)
23 августа в районе мыса Кибергнес в ночной дымке обнаружили конвой в составе двух транспортов и пяти кораблей охранения». Командир решил атаковать головной, наиболее крупный транспорт. Подводники быстро заняли места по боевой тревоге. Произведя расчеты, Видяев лег на боевой курс, но когда до залпа остались считанные секунды, неожиданно заклинило кормовые горизонтальные рули, и лодка пошла на глубину. Лишенный возможности наблюдать, Видяев решил атаковать исходя из своих расчетов. 4
Три взрыва оповестили подводников в точности расчетов командира и мастерстве торпедистов. Транспорт в 4000 тон затонул, а второй получил повреждения. Атака была так стремительна, что гитлеровцы даже не организовали преследование.
28 августа обнаружили два транспорта в охранении четырех кораблей. С короткой дистанции Видяев атаковал противника. Тяжело гружённый фашистский транспорт в 6000 тонн водоизмещением получив в борт три торпеды, быстро затонул. Корабли охранения бросились бомбить подводную лодку.
Оценив обстановку, Видяев решил уходить под прикрытие своих береговых батарей на полуострове Рыбачий, 177 глубинных бомб сбросили разъяренные преследователи, но лодка успешно оторвалась. Когда преследование окончилось, в лодке начали устранять полученные повреждения, приводить оружие и технику в порядок.
Видяев пошел по отсекам. Прежде всего прошел к торпедистам. Крепко пожав руки лейтенантам.
В базе знали, что «Щ-422" подверглась ожесточенному преследованию, и сильно волновались. Когда из-за мыса целой и невредимой показалась видяевская лодка, а затем, красиво развернувшись в бухте, отсалютовала двумя выстрелами, все радостно заговорили, заулыбались.
Североморцы успели полюбить молодого скромного командира, от души радовались первому самостоятельному успеху Федора Видяева.
7 сентября 1942 года «Щ – 422» снова вышла в море. Глубокой ночью всплыли для зарядки аккумуляторной батареи и вдруг из тумана обнаружили луч прожектора.
Командир решил, как можно дальше оторваться от преследователей. Но мала плотность батареи и мал ход. Время рассвета. Всплыв под перископ, Видяев снова увидел ненавистный сторожевик. Решение созрело мгновенно: «Торпедная атака!» Лодка легла на боевой куре и стремительно атаковала противника из кормовых торпедных аппаратов.
Эта атака вошла в историю подводной войны как один из немногих известных случаев уничтожения подводной лодкой преследовавшего её противолодочного корабля. По возвращении лодки в базу, на разборе, Командующий флотом дал высокую оценку действиям экипажа подводной лодки, отметил находчивость и решительность командира.
Подводники, отличившиеся в боевых походах, были награждены орденами и медалями, а Ф.А. Видяев был награжден вторым орденом Красного Знамени.
25-ю годовщину Советской Армии и Военно- Морского Флота подводная лодка «Щ-422» встречала в море. Настойчивый поиск увенчался успехом.
20 февраля вахтенный обнаружил шум винтов транспорта. Всего насчитали пятнадцать кораблей и транспортов, над которыми барражировал немецкий торпедоносец. Атака, длившаяся полтора часа, завершилась четырех торпедным залпом по транспорту в 8000 тонн водоизмещением.
В Баренцевом море нашими кораблями потоплен транспорт противника водоизмещением 8ОО0 тонн и сторожевой корабль водоизмещением 800 тонн. Это был очередной вклад экипажа «Щ422» в дело победы над ненавистным врагом.
О Видяеве заговорили как о бесстрашном, волевом командире, сочетающем точный расчет с беспримерной дерзостью. У Федора Алексеевича выработался свой стиль атаки, свой "почерк": удар наносить по центральному объекту конвоя, цепкость и стремление атаковать во что бы то ни стало, стрельба с короткой дистанции - "пистолетный выстрел".
Апрель 1943 года принес на Север ненастную погоду. Штормы, снежные заряды - трудно вести поиск в таких условиях. Для всего экипажа апрельский поход был тяжелым, а для командира особенно. Трудно было сказать, когда Видяев отдыхает. В надводном положении он не покидает мостика. В подводном - у перископа.
Днем 19 апреля был обнаружен конвой. Командир решил прорваться сквозь корабельное охранение и войти внутрь конвоя. Вдруг в перископ стал виден громадный черный транспорт. 5
Четыре торпеды вырвались из торпедных аппаратов и понеслись навстречу врагу. Через несколько коротких, напряженных секунд последовало три мощных взрыва. Океанский транспорт в 14 000 тонн пошел ко дну.
Неожиданный удар прямо из гущи снежного бурана застал гитлеровцев врасплох. Не организовав преследования, корабли охранения сбросили наугад несколько глубинных бомб, не причинив лодке никакого вреда.
Мужество и выдержка Федора Алексеевича особенно ярко проявились в его предпоследнем походе. Транспорт в 6000 тони водоизмещением взлетел на воздух. Фашистские корабли охранения бросились яростно бомбить лодку.
Три часа длилось преследование. 360 глубинных бомб было сброшено на подводную лодку, но благодаря искусному маневрированию командира она ушла, не получив каких-либо серьезных повреждений.
Когда лодка вернулась из похода, Командующий Северным флотом горячо поздравил Видяева с победой и прямо на пирсе вручил ему третий орден Красного Знамени.
Командир бригады подводных лодок Герой Советского Союза капитан I ранга И.А. Колышкин подсчитал, что с начала войны Федор Алексеевич Видяев пробыл в море триста суток, участвовал в потоплении пятнадцати кораблей противнике, из которых восемь были на его командирском счету. 6
I июля 1943 года Федор Алексеевич Видяев ушел в свой девятнадцатый, последний поход. В те дни Северный флот готовился отметить свое десятилетие. 25 июля, в день юбилея, Указом Президиума Верховного Совета СССР подводная лодка «Щ-422» была преобразована в гвардейскую.
Подводники радовались за своих друзей, ждали их к празднику, но видяевцы так и не узнали о той высокой оценке, которую дала им Родина за их боевые подвиги - они не вернулись в базу (приложение№3).
Никто не видел, как они погибли, но все знали, подводники гвардейской подводной лодки "Щ-422" пали смертью храбрых, отдав свои жизни за Победу, за счастье Родины.
Таким образом подводная лодка "Щ-422" закончила свой героический путь.
Анализ эффективности советского подводного флота в годы Великой Отечественной войны.
В боевых походах на Северном флоте погибли 23 подводные лодки. Из 15
подводных лодок, входивших в состав бригады к началу Великой Отечественной войны, в Полярном победу встретили только две: Краснознаменная "Щ-404" и гвардейская "М-171". Немцы потеряли здесь 13 подводных лодок. Погибла и подлодка «Щ-422" капитан- лейтенанта Федора Алексеевича Видяева.
Сравнивая потери подводного флота в годы Великой Отечественой войны, мы видим, что из 170 подводных лодок СССР погибло 81(47%). Германия потеряла из 965- 644 (66%), Англия из 209- 59 (26%) и США из 182 всего 39 подлодок (21%) (приложение№3)
Наиболее вероятная причина низкой эффективности действий отечественных подводных лодок может крыться в самом их качестве. Однако в отечественной литературе данный фактор отметается сразу. Можно найти массу высказываний о том, что советские подводные лодки, особенно, типа "С" и "Щ" являлись лучшими в мире.
Действительно, если сравнить наиболее общие ТТХ отечественных и иностранных подлодок, то такие высказывания кажутся вполне обоснованными. Советская подлодка типа "Щ" превосходит иностранных одноклассниц в скорости хода, в дальности плавания в надводном положении уступает только германской подлодке и обладает наиболее мощным вооружением. Но даже при анализе самых общих элементов заметно отставание в дальности плавания в подводном положении, в глубине погружения и в скорости погружения.
Если начать разбираться дальше, то окажется, что на качество подводных лодок огромное влияние оказывают как раз не те элементы, которые фиксируются в наших справочниках и обычно подлежат сравнению (кстати, глубина погружения и скорость погружения у нас также, как правило, не указываются), а другие, напрямую связанные с новыми технологиями. 7
К ним можно отнести шумность, ударостойкость приборов и механизмов, способность обнаруживать и атаковывать противника в условиях плохой видимости и ночью, скрытность и точность применения торпедного оружия и ряд других.
К сожалению, отечественные подводные лодки к началу войны не имели современных радиоэлектронных средств обнаружения, торпедных автоматов стрельбы, устройств беспузырной стрельбы, стабилизаторов глубины, радиопеленгаторов, амортизаторов приборов и механизмов, но зато отличались большой шумностью механизмов и устройств.
Не был решен вопрос связи с подводной лодкой, находящейся в подводном положении. Практически единственным источником информации о надводной ситуации у погрузившейся подводной лодки оставался перископ с весьма неважной оптикой. Находившиеся на вооружении шумопеленгаторы типа "Марс" позволяли на слух определить направление на источник шума с точностью плюс-минус 2 градуса.
Командиры германских, британских, американских подводных лодок имели в своем распоряжении гидроакустические станции. Они работали в режиме шумопеленгования или в активном режиме, когда гидроакустик мог определить не только направление на цель, но и дистанцию до нее.
Германские подводники при хорошей гидрологии обнаруживали одиночный транспорт в режиме шумопеленгования на дистанции до 100 кб, а уже с дистанции 20 кб могли получать дальность до него в режиме "Эхо". Аналогичные возможности имелись в распоряжении и наших союзников.
В этих условиях недостатки технических характеристик и обеспечения боевых действий можно было частично компенсировать только человеческим фактором.8
Василий Ведяев не раз показал возможности командира в сложных боевых
условиях. Вот здесь, наверное, и кроется главная определяющая результативности отечественного подводного флота - Человек.
В целом, надо признать, что советские подводники воевали в исключительно сложных условиях. Сложность ведения боевых действий для советских подводников зачастую заключалась не в объективных физико-географических условиях регионов, не в особенностях противолодочной борьбы противника, а в отсутствии необходимого обеспечения и эффективной боевой подготовки.
Это касается как чисто технических вопросов (гидроакустика, средства связи, шумность работы приборов и механизмов, и т.д.), так и оперативно-тактических (разведка, управление, обеспечение развертывания из баз и возвращения).
Сохранение памяти легендарного капитан- лейтенанта Федора Алексеевича Видяева.
В столице подводников - североморцев, в городе Полярном, 6 ноября 1943 года, недалеко от пирса, где друзья провожали Фёдора Алексеевича в последний поход, отважному подводнику, на собранные североморцами средства был поставлен памятник.
22 июня 1944 года в городе Полярный открыт памятник героям - подводникам Северного флота. Одной из первых на нем выбита фамилия Федора Алексеевича Видяева.
В настоящее время заполярный посёлок моряков Урица известен как посёлок Видяево. В музее Видяева Фёдора Алексеевича хранятся личные вещи героя. А один офицер-подводник написал мелодию «Марш видяевцев». Не забывают героя-моряка Северного флота и земляки.
4 ноября 2012 года в районном центре Кошки Самарской области был торжественно открыт памятник знаменитому земляку-подводнику, на котором присутствовали не только жители Самарской области, но и представители посёлка Видяево во главе с руководителем Администрации, капитаном 1 ранга запаса С. М. Дубовым (приложение№4)
Моряки Самарской области и жители Кошкинского района свято чтут память земляка - у подножия его памятника постоянно лежат свежие цветы, в районе создан «Клуб имени Ф.А. Видяева».
Подводник, контр-адмирал Константин Антонович Шопотов написал о замечательном командире, талантливом подводнике Ф.А. Видяеве несколько статей «Торпедные атаки Видяева», «Витязь подводных глубин». Где раскрывает не только талант командира, но и его человеческие качества: умение взаимодействовать с экипажем, проявлять благородство и находчивость.
Легендарный советский фильм «Командир счастливой «Щуки», вышедший на экраны в 1972 году, 49 года назад, - один из первых фильмов о войне, который снимали в Мурманской области. Лента о беспримерном мужестве и чувстве долга моряков-подводников Северного флота. 9(приложение№4)
Образ командира подводной лодки — собирательный, но основным прототипом героя к кинофильму послужил капитан 3-го ранга Видяев Федор Алексеевич, кавалер трех орденов Красного Знамени.
Память о нашем земляке, талантливом герое- подводнике сохранена не только на далеком севере, но и в нашей области. Его выдающиеся способности командира до сих пор удивляют многих подводников.
Заключение.
Федор Алексеевич Видяев начал свой боевой путь подводника в 1941 году на Северном флоте. Он воевал в составе экипажей подлодок «К-3», «Щ-221», «Щ-222».
При проведении фронтовых операций он выработал свой "почерк, его стиль атак, смелый и дерзкий приводил к выходу из сложных боевых ситуаций и серьезным победам.
О Федоре Алексеевиче говорили, как о бесстрашном, волевом командире.
Память о нашем земляке, талантливом и легендарном капитан- лейтенанте Ф.А. Видяеве сохранена в воспоминаниях подводников, в книгах и фильмах, о нем помнят не только на далеком севере, но и в нашей области.
Литература
1. Краснознаменный Северный флот. М. Воениздат. 1990.
2. Шопотов К.А. «Витязь подводных глубин». Сборник «Подводной войны рядовые. Мурманское книжное издательство. 1979.
3. Шопотов К.А. Бессмертно имя героя. Политуправление КТОФ.1980.
4. Хаметов М.И. В океанских глубинах. М. ДОСААФ СССР.1981.
5. Подводники. Рассказы, очерки, воспоминания М. Воениздат.1956.
6. Емельянов Л.А. Советские подводные лодки в Великой 27 Отечественной войне. М. Воениздат. 1999.
7. М. Э. Морозов. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. Ч.3. Северный флот. М. 2005. С.
8. Книга памяти подводников Военно - Морского флота, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945. СПб. Объединенный Совет Ветеранов - подводников ВМФ. 2007.
Интернет ресурсы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Анализ эффективности советского подводного флота в годы Великой Отечественной войны
Приложение №4
Видяев Ф.А.
PPTX / 5.15 Мб
1 Краснознаменный Северный флот. М. Воениздат. 1990.
2 Шопотов К.А. «Витязь подводных глубин». Сборник «Подводной войны рядовые. Мурманское книжное издательство. 1979.
3 Шопотов К.А. «Витязь подводных глубин». Сборник «Подводной войны рядовые. Мурманское книжное издательство. 1979.
4 Шопотов К.А. Бессмертно имя героя. Политуправление КТОФ.1980
5 Емельянов Л.А. Советские подводные лодки в Великой 27 Отечественной войне. М. Воениздат. 1999.
6 Книга памяти подводников Военно - Морского флота, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945. СПб. Объединенный Совет Ветеранов - подводников ВМФ. 2007.
7 М. Э. Морозов. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. Ч.3. Северный флот. М. 2005. С.
26