Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 15 December 2023

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ САЛЬСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. Сальска





ПРИНЯТО

на заседании педагогического

совета

Протокол №1

от «29» августа 2023 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ СОШ №1 г.Сальска

________Дубейковский О.В.

Приказ № 190

от «30» августа 2023 г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»


НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ


Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 10-12 лет 5 «А»

Срок реализации/количество часов: 34 часа/1 год






Составитель (разработчик):

Соловьева-Синицына Анастасия Геннадьевна,

педагог дополнительного образования






г. Сальск

2023 год


Пояснительная записка

Нормативно-правовая база:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с:

Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31 марта 2022 г.;

Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)");

Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций";

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

СанПиН 1.2.3685-21 "гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

Уставом и локальными актами МБОУ СОШ №1 г.Сальска;

Рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы МБОУ СОШ №1 г.Сальска;

Учебным планом дополнительного образования ОУ (утверждён приказом директора № 240 от 30.08.2023 №);

Годовым календарным графиком ОУ (утверждён приказом директора от 30.08.2023 №198);

Актуальность программы:

определяется необходимостью экономического образования обучающихся в современных условиях рыночной экономики. Сегодня заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается как обязательный элемент современного образования.

В связи с развитием рыночных отношений важное значение приобретает проблема формирования личности учащегося, способного принимать взвешенные решения, находить рациональные пути в условиях выбора.

Программа составлена с учетом уровня общегуманитарной, психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.


Цель:

формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

обучающие: приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений.

развивающие: усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач.

воспитательные: повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния.

Характеристика программы

Направленность: социально-гуманитарная

Тип: общеразвивающая

Вид: типовая

Уровень освоения: ознакомительный

Категория обучающихся: обучающиеся от 10 до 12 лет

Форма и режим занятий: групповые, очная, дистанционная

Срок реализации программы: 34 часа

Планируемые результаты:

Личностные

осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметные

Познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

понимание цели своих действий;

планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

составление текстов в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

понимание и правильное использование экономических терминов;

освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


Содержание программы

2.1 Содержание учебного плана

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

1.1. Деньги и их функции

Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция

1.2. Доходы семьи

Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы

1.3. Расходы семьи

Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция

1.4. Семейный бюджет

Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги

1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум

Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум

1.6. Планирование семейного бюджета

Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей.

Базовые понятия: финансовое планирование, норма сбережения

1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи

Базовые понятия: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Базовые понятия: Особая жизненная ситуация

2.2. Вклады. Страхование вкладов

Базовые понятия: Страхование

2.3. Инвестиции

Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений.

Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д

2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит

Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита, кредитная история.

Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах, связанных покупкой в кредит

Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит

2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет»

Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги

Раздел 3. Взаимодействие человека и государства

3.1. Понятие о налогах и их типах.

Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков

Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага

3.2. Социальные услуги государства.

Базовые понятия: Социальное пособие

3.3. Проект «Государство — это мы!»

Раздел 4. Финансовый бизнес

4.1. Банковские услуги

Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга

Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения

4.2. Собственный бизнес

Базовые понятия: Бизнес

4.3. Валюта в современном мире

Базовые понятия: Валюта, валютный курс

2.2 Учебный план

п/п

Наименование раздела/тема

Количество часов

Форма

аттестации (контроля)

Теория

Практика

Всего


Введение. Как исполнить свои мечты.

1


1

опрос

Раздел 1 «Доходы и расходы семьи»

1.1

Как появились деньги. Виды денег.


1

1

участие в ролевых и деловых играх

1.2

Деньги. Функции денег.


1

1

участие в ролевых и деловых играх

1.3

Инфляция.


1

1

решение кейсов

1.4

Доходы семьи.


1

1

участие в ролевых и деловых играх

1.5

Расходы семьи.

1


1

тестирование

1.6

Семейный бюджет и его виды.


1

1

решение кейсов

1.7

Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи.

1


1

опрос

1.8

Планирование семейного бюджета.


1

1

участие в ролевых и деловых играх

1.9

Составление семейного бюджета.


1

1

практические работы

1.10

Уровень жизни и прожиточный минимум.


1

1

решение кейсов

1.11

Личный бюджет.


1

1

участие в ролевых и деловых играх

1.12

Ролевая игра «Семейный бюджет».


1

1

участие в ролевых и деловых играх

Раздел 2 «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

2.1

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

1


1

тестирование

2.2

Вклады. Сбережения.


1

1

решение кейсов

2.3

Страхование как способ защитить свои деньги.

1


1

опрос

2.4

Виды страхования.


1

1

решение кейсов

2.5

Инвестиции. Как «выращивать» деньги?

1


1

опрос

2.6

Возможные риски при сбережениях и инвестировании.


1

1

практические работы

2.7

Потребительский кредит. Его плюсы и минусы.


1

1

решение кейсов

2.8

Права и обязанности кредитополучателя. Ипотечный кредит.


1

1

участие в ролевых и деловых играх

2.9

Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое мошенничество.


1

1

участие в ролевых и деловых играх

2.10

Финансовое мошенничество.


1

1

практические работы

Раздел 3 «Взаимодействие человека и государства»

3.1

Что такое налоги?

1


1

опрос

3.2

Типы и виды налогов.


1

1

практические работы

3.3

Права и обязанности налогоплательщика.


1

1

участие в ролевых и деловых играх

3.4

Социальные услуги государства.

1


1

опрос

3.5

Пенсия.


1

1

участие в ролевых и деловых играх

3.6

Проект «государство- это мы»


1


проект по финансовой грамотности

Раздел 4 «Финансовый бизнес»

4.1

Появление банков. Виды банков.

1


1

тестирование

4.2

Как банк работает. Банковские услуги.


1

1

практические работы

4.3

Бизнес. Виды бизнеса.


1

1

решение кейсов

4.4

Черты предпринимателя.


1

1

практические работы

4.5

Валюта


1

1

участие в ролевых и деловых играх

Итого:

9

25

34



Формы контроля и оценочные материалы

текущий, промежуточный, итоговый.

-текущий контроль: участие в ролевых и деловых играх, решение кейсов;

-промежуточный контроль: тестирование, практические работы, опросы;

- итоговый контроль: проект по финансовой грамотности.

Организационно-педагогические условия

4.1. Материально-технические условия

занятия организуются в кабинете, соответствующем требованиям СанПин и технике безопасности. Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

кабинет

столы  

стулья

ноутбук

флешносители

проектор

экран

канцтовары

музыкальная аппаратура

4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

«Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

«Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.

Онлайн-уроки финансовой грамотности https://dni-fg.ru/





Календарный учебный график

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения


Форма контроля

08.09.2023

Введение. Как исполнить свои мечты.

1

12:40-13:20

теоретическая

Каб.206

опрос

15.09.2023

Как появились деньги. Виды денег.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

участие в ролевых и деловых играх

22.09.2023

Деньги. Функции денег.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

участие в ролевых и деловых играх

29.09.2023

Инфляция.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

решение кейсов

06.10.2023

Доходы семьи.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

участие в ролевых и деловых играх

13.10.2023

Расходы семьи.

1

12:40-13:20

теоретическая

Каб.206

тестирование

20.10.2023

Семейный бюджет и его виды.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

решение кейсов

27.10.2023

Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи.

1

12:40-13:20

теоретическая

Каб.206

опрос

03.11.2023

Викторина «Деньги. Семейный бюджет»

1

12:40-13:20

практическая

Каб. 206

игра

10.11.2023

Планирование семейного бюджета.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

участие в ролевых и деловых играх

17.11.2023

Составление семейного бюджета.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

практические работы

24.11.2023

Уровень жизни и прожиточный минимум.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

решение кейсов

01.12.2023

Личный бюджет.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

участие в ролевых и деловых играх

08.12.2023

Ролевая игра «Семейный бюджет».

1

12:40-13:20

практическая игровая

Каб.206

участие в ролевых и деловых играх

15.12.2023

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

1

12:40-13:20

теоретическая

Каб.206

тестирование

22.12.2023

Вклады. Сбережения.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

решение кейсов

29.12.2023

Страхование как способ защитить свои деньги.

1

12:40-13:20

теоретическая

Каб.206

опрос

12.01.2024

Виды страхования.

1

12:40-13:20

практическая игровая

Каб.206

решение кейсов

19.01.2024

Инвестиции. Как «выращивать» деньги?

1

12:40-13:20

теоретическая

Каб.206

опрос

26.01.2024

Возможные риски при сбережениях и инвестировании.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

практические работы

02.02.2024

Потребительский кредит. Его плюсы и минусы.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

решение кейсов

09.02.2024

Права и обязанности кредитополучателя. Ипотечный кредит.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

участие в ролевых и деловых играх

16.02.2024

Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое мошенничество.

1

12:40-13:20

практическая игровая

Каб.206

участие в ролевых и деловых играх

01.03.2024

Финансовое мошенничество.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

практические работы

15.03.2024

Что такое налоги?

1

12:40-13:20

теоретическая

Каб.206

опрос

22.03.2024

Типы и виды налогов.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

практические работы

29.03.2024

Права и обязанности налогоплательщика.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

участие в ролевых и деловых играх

05.04.2024

Социальные услуги государства.

1

12:40-13:20

теоретическая

Каб.206

опрос

12.04.2024

Пенсия.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

участие в ролевых и деловых играх

19.04.2024

Проект «государство- это мы»

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

проект по финансовой грамотности

26.04.2024

Появление банков. Виды банков.

1

12:40-13:20

теоретическая

Каб.206

тестирование

03.05.2024

Как банк работает. Банковские услуги.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

практические работы

17.05.2024

Черты предпринимателя.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

практические работы

24.05.2024

Валюта.

1

12:40-13:20

практическая

Каб.206

участие в ролевых и деловых играх





Список литературы

Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017 .

Основы финансовой грамотности. Методическое пособие для общеобразовательных организаций. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017

Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017 .

Дополнительные пособия для учителя:

Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях./ С. Н. Федин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


Интернет-ресурсы:

http://www.fgramota.org/

http://finprosto.ru/?utm_source=sberbanksite&utm_medium=tizer&utm_term=finprosto&utm_campaign=tizersitesberbank

http://www.investor.ru/main

http://www.ikpcenter.ru/

http://www.gorodfinansov.ru/  

http://www.myinvestplan.ru/about/

http://my-capital.narod.ru/

http://www.cbr.ru/fingramota/

http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=mon

http://www.ja-russia.ru/ru/fl/

http://www.fingramota.org

http://www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml

www.finmarket.ru



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации