Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» (5 класс)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ САЛЬСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. Сальска
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол №1 от «29» августа 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №1 г.Сальска ________Дубейковский О.В. Приказ № 190 от «30» августа 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 10-12 лет 5 «А»
Срок реализации/количество часов: 34 часа/1 год
Составитель (разработчик):
Соловьева-Синицына Анастасия Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
г. Сальск
2023 год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с:
Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31 марта 2022 г.;
Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)");
Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций";
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
СанПиН 1.2.3685-21 "гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
Уставом и локальными актами МБОУ СОШ №1 г.Сальска;
Рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы МБОУ СОШ №1 г.Сальска;
Учебным планом дополнительного образования ОУ (утверждён приказом директора № 240 от 30.08.2023 №);
Годовым календарным графиком ОУ (утверждён приказом директора от 30.08.2023 №198);
Актуальность программы:
определяется необходимостью экономического образования обучающихся в современных условиях рыночной экономики. Сегодня заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается как обязательный элемент современного образования.
В связи с развитием рыночных отношений важное значение приобретает проблема формирования личности учащегося, способного принимать взвешенные решения, находить рациональные пути в условиях выбора.
Программа составлена с учетом уровня общегуманитарной, психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.
Цель:
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
обучающие: приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений.
развивающие: усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач.
воспитательные: повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния.
Характеристика программы
Направленность: социально-гуманитарная
Тип: общеразвивающая
Вид: типовая
Уровень освоения: ознакомительный
Категория обучающихся: обучающиеся от 10 до 12 лет
Форма и режим занятий: групповые, очная, дистанционная
Срок реализации программы: 34 часа
Планируемые результаты:
Личностные
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание программы
2.1 Содержание учебного планаРаздел 1. Доходы и расходы семьи
1.1. Деньги и их функции
Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция
1.2. Доходы семьи
Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы
1.3. Расходы семьи
Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция
1.4. Семейный бюджет
Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум
Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум
1.6. Планирование семейного бюджета
Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей.
Базовые понятия: финансовое планирование, норма сбережения
1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи
Базовые понятия: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Базовые понятия: Особая жизненная ситуация
2.2. Вклады. Страхование вкладов
Базовые понятия: Страхование
2.3. Инвестиции
Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений.
Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д
2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита, кредитная история.
Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах, связанных покупкой в кредит
Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет»
Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
Раздел 3. Взаимодействие человека и государства
3.1. Понятие о налогах и их типах.
Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков
Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага
3.2. Социальные услуги государства.
Базовые понятия: Социальное пособие
3.3. Проект «Государство — это мы!»
Раздел 4. Финансовый бизнес
4.1. Банковские услуги
Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга
Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения
4.2. Собственный бизнес
Базовые понятия: Бизнес
4.3. Валюта в современном мире
Базовые понятия: Валюта, валютный курс
2.2 Учебный план№ п/п | Наименование раздела/тема | Количество часов | Форма аттестации (контроля) | ||||||
Теория | Практика | Всего | |||||||
| Введение. Как исполнить свои мечты. | 1 | | 1 | опрос | ||||
Раздел 1 «Доходы и расходы семьи» | |||||||||
1.1 | Как появились деньги. Виды денег. | | 1 | 1 | участие в ролевых и деловых играх | ||||
1.2 | Деньги. Функции денег. | | 1 | 1 | участие в ролевых и деловых играх | ||||
1.3 | Инфляция. | | 1 | 1 | решение кейсов | ||||
1.4 | Доходы семьи. | | 1 | 1 | участие в ролевых и деловых играх | ||||
1.5 | Расходы семьи. | 1 | | 1 | тестирование | ||||
1.6 | Семейный бюджет и его виды. | | 1 | 1 | решение кейсов | ||||
1.7 | Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. | 1 | | 1 | опрос | ||||
1.8 | Планирование семейного бюджета. | | 1 | 1 | участие в ролевых и деловых играх | ||||
1.9 | Составление семейного бюджета. | | 1 | 1 | практические работы | ||||
1.10 | Уровень жизни и прожиточный минимум. | | 1 | 1 | решение кейсов | ||||
1.11 | Личный бюджет. | | 1 | 1 | участие в ролевых и деловых играх | ||||
1.12 | Ролевая игра «Семейный бюджет». | | 1 | 1 | участие в ролевых и деловых играх | ||||
Раздел 2 «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» | |||||||||
2.1 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | 1 | | 1 | тестирование | ||||
2.2 | Вклады. Сбережения. | | 1 | 1 | решение кейсов | ||||
2.3 | Страхование как способ защитить свои деньги. | 1 | | 1 | опрос | ||||
2.4 | Виды страхования. | | 1 | 1 | решение кейсов | ||||
2.5 | Инвестиции. Как «выращивать» деньги? | 1 | | 1 | опрос | ||||
2.6 | Возможные риски при сбережениях и инвестировании. | | 1 | 1 | практические работы | ||||
2.7 | Потребительский кредит. Его плюсы и минусы. | | 1 | 1 | решение кейсов | ||||
2.8 | Права и обязанности кредитополучателя. Ипотечный кредит. | | 1 | 1 | участие в ролевых и деловых играх | ||||
2.9 | Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое мошенничество. | | 1 | 1 | участие в ролевых и деловых играх | ||||
2.10 | Финансовое мошенничество. | | 1 | 1 | практические работы | ||||
Раздел 3 «Взаимодействие человека и государства» | |||||||||
3.1 | Что такое налоги? | 1 | | 1 | опрос | ||||
3.2 | Типы и виды налогов. | | 1 | 1 | практические работы | ||||
3.3 | Права и обязанности налогоплательщика. | | 1 | 1 | участие в ролевых и деловых играх | ||||
3.4 | Социальные услуги государства. | 1 | | 1 | опрос | ||||
3.5 | Пенсия. | | 1 | 1 | участие в ролевых и деловых играх | ||||
3.6 | Проект «государство- это мы» | | 1 | | проект по финансовой грамотности | ||||
Раздел 4 «Финансовый бизнес» | |||||||||
4.1 | Появление банков. Виды банков. | 1 | | 1 | тестирование | ||||
4.2 | Как банк работает. Банковские услуги. | | 1 | 1 | практические работы | ||||
4.3 | Бизнес. Виды бизнеса. | | 1 | 1 | решение кейсов | ||||
4.4 | Черты предпринимателя. | | 1 | 1 | практические работы | ||||
4.5 | Валюта | | 1 | 1 | участие в ролевых и деловых играх | ||||
Итого: | 9 | 25 | 34 | |
Формы контроля и оценочные материалы
текущий, промежуточный, итоговый.-текущий контроль: участие в ролевых и деловых играх, решение кейсов;
-промежуточный контроль: тестирование, практические работы, опросы;
- итоговый контроль: проект по финансовой грамотности.
Организационно-педагогические условия
4.1. Материально-технические условия
занятия организуются в кабинете, соответствующем требованиям СанПин и технике безопасности. Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
кабинет
столы
стулья
ноутбук
флешносители
проектор
экран
канцтовары
музыкальная аппаратура
4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
Онлайн-уроки финансовой грамотности https://dni-fg.ru/
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
08.09.2023 | Введение. Как исполнить свои мечты. | 1 | 12:40-13:20 | теоретическая | Каб.206 | опрос | |
15.09.2023 | Как появились деньги. Виды денег. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | участие в ролевых и деловых играх | |
22.09.2023 | Деньги. Функции денег. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | участие в ролевых и деловых играх | |
29.09.2023 | Инфляция. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | решение кейсов | |
06.10.2023 | Доходы семьи. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | участие в ролевых и деловых играх | |
13.10.2023 | Расходы семьи. | 1 | 12:40-13:20 | теоретическая | Каб.206 | тестирование | |
20.10.2023 | Семейный бюджет и его виды. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | решение кейсов | |
27.10.2023 | Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. | 1 | 12:40-13:20 | теоретическая | Каб.206 | опрос | |
03.11.2023 | Викторина «Деньги. Семейный бюджет» | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб. 206 | игра | |
10.11.2023 | Планирование семейного бюджета. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | участие в ролевых и деловых играх | |
17.11.2023 | Составление семейного бюджета. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | практические работы | |
24.11.2023 | Уровень жизни и прожиточный минимум. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | решение кейсов | |
01.12.2023 | Личный бюджет. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | участие в ролевых и деловых играх | |
08.12.2023 | Ролевая игра «Семейный бюджет». | 1 | 12:40-13:20 | практическая игровая | Каб.206 | участие в ролевых и деловых играх | |
15.12.2023 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | 1 | 12:40-13:20 | теоретическая | Каб.206 | тестирование | |
22.12.2023 | Вклады. Сбережения. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | решение кейсов | |
29.12.2023 | Страхование как способ защитить свои деньги. | 1 | 12:40-13:20 | теоретическая | Каб.206 | опрос | |
12.01.2024 | Виды страхования. | 1 | 12:40-13:20 | практическая игровая | Каб.206 | решение кейсов | |
19.01.2024 | Инвестиции. Как «выращивать» деньги? | 1 | 12:40-13:20 | теоретическая | Каб.206 | опрос | |
26.01.2024 | Возможные риски при сбережениях и инвестировании. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | практические работы | |
02.02.2024 | Потребительский кредит. Его плюсы и минусы. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | решение кейсов | |
09.02.2024 | Права и обязанности кредитополучателя. Ипотечный кредит. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | участие в ролевых и деловых играх | |
16.02.2024 | Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое мошенничество. | 1 | 12:40-13:20 | практическая игровая | Каб.206 | участие в ролевых и деловых играх | |
01.03.2024 | Финансовое мошенничество. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | практические работы | |
15.03.2024 | Что такое налоги? | 1 | 12:40-13:20 | теоретическая | Каб.206 | опрос | |
22.03.2024 | Типы и виды налогов. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | практические работы | |
29.03.2024 | Права и обязанности налогоплательщика. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | участие в ролевых и деловых играх | |
05.04.2024 | Социальные услуги государства. | 1 | 12:40-13:20 | теоретическая | Каб.206 | опрос | |
12.04.2024 | Пенсия. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | участие в ролевых и деловых играх | |
19.04.2024 | Проект «государство- это мы» | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | проект по финансовой грамотности | |
26.04.2024 | Появление банков. Виды банков. | 1 | 12:40-13:20 | теоретическая | Каб.206 | тестирование | |
03.05.2024 | Как банк работает. Банковские услуги. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | практические работы | |
17.05.2024 | Черты предпринимателя. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | практические работы | |
24.05.2024 | Валюта. | 1 | 12:40-13:20 | практическая | Каб.206 | участие в ролевых и деловых играх |
Список литературы
Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017 .
Основы финансовой грамотности. Методическое пособие для общеобразовательных организаций. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017
Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017 .
Дополнительные пособия для учителя:
Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях./ С. Н. Федин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-ресурсы:
http://www.myinvestplan.ru/about/
http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=mon
http://www.ja-russia.ru/ru/fl/
http://www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml