Технологическая карта занятия «Финансовые махинации в компьютерной сети Интернет»
Всероссийский творческий конкурс для школьных учителей
на лучшую методическую разработку «Урок финансовой грамотности»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия на тему финансовой грамотности:
«Финансовые махинации в компьютерной сети Интернет»
Содержание
3 | |
1. Общая характеристика занятия | 5 |
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ | 8 |
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ | 16 |
Заключение | 17 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ | 18 |
| |
Введение
Интернет - это всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Стремительно врываясь в сферы образования, торговли, связи, услуг, он порождает новые формы общения и обучения, коммерции и развлечений.
Интернет сегодня – это не только социальные сети, форумы и блоги. В Интернете давно уже можно не только общаться, играть и получать нужную информацию, но и хорошо зарабатывать. А места, где крутятся неплохие деньги, никогда не остаются без внимания мошенников. Каждая социальная сеть – это отдельный увлекательный мир, с возможностями и предложениями. Вы регистрируетесь в социальной сети в надежде на отлично проведенное время. Вы можете общаться с друзьями или близкими, можете слушать музыку, смотреть видео, играть в игры и скачивать приложения. При этом немногие задумываются об опасности размещения личной информации во всемирной паутине. Указание некоторых подробностей (домашнего адреса, номера телефона, размещение фотографий) может стать важной уловкой для мошенников. Для обеспечения собственной безопасности вы придумываете логин и пароль для своей странички в социальной сети, но способов «развода» пользователей мошенники придумали достаточно много. Они научились обходить выставленные средства защиты.
Актуальность данного мероприятия заключается в том, что за относительно недолгое существование Интернет успел занять важное место во многих областях жизнедеятельности человека, он незаменим на работе, помогает детям в учёбе, и, конечно же, является одним из самых любимых развлечений. С появлением социальных сетей Интернет диверсифицировал способы поиска информации, делового общения, отдыха, развлечений. Однако не стоит забывать, что Интернет – это место, где очень много обмана и мошеннических схем, от самых примитивных и банальных до весьма продуманных и изощренных. В большинстве случаев они создаются для определенного сегмента малоопытных пользователей.
Студенты образовательных организаций среднего профессионального образования уже обладают определенными базовыми знаниями, навыками, умениями в области экономики и финансов, поэтому на внеурочном занятии по теме «Финансовые махинации в компьютерной сети Интернет» они смогут расширить свои представления в этой области. Учащиеся познакомятся с существующим многообразием видов финансового мошенничества в Интернете, узнают, чем они отличаются друг от друга. На данном занятии студенты должны научиться осознавать и оценивать степень серьезности и опасности финансовых махинаций в сети Интернет, изучить способы избежать возможных потерь.
Практической значимостью освоения данной темы является формирование знаний следующих понятий: «финансовое мошенничество», «финансовый риск», «виды финансовых махинаций» в сети Интернет, «способы сокращения финансовых рисков»;
умений:
составить алгоритм противодействия попыткам финансовых махинаций в социальной сети;
работать в группе;
работать с нормативно-правовыми документами;
навыков:
не попадаться на уловки интернет-мошенников;
защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;
сопоставлять полученную информацию из различных источников;
создавать рекомендации по предотвращению финансовых махинаций в социальных сетях.
1. Общая характеристика занятия
Наименование: Занятие по финансовой грамотности для студентов 1 курса образовательных организаций среднего профессионального образования на тему: «Финансовые махинации в компьютерной сети Интернет».
Тип занятия: внеурочное занятие.
Форма проведения занятия: интерактивное занятие с элементами тренинга.
Цель занятия – выработать рекомендации «Как не стать жертвой финансовых махинаций в сети Интернет».
Задачи занятия:
образовательные задачи:
закрепление понятий финансовое мошенничество, финансовый риск, виды финансовых махинаций в социальной сети, способы сокращения финансовых рисков;
формирование у студентов понимания того, что рациональный подход является важной составляющей базой финансовой грамотности современного человека.
2.развивающие задачи:
дальнейшее развитие навыков работы в группе;
развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания.
3. воспитательные задачи:
воспитание умения разумного отношения к работе с ресурсами социальной сети;
понимание личной ответственности за принимаемые решения.
Планируемые результаты обучения:
воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
понимание и определение понятий финансовое мошенничество, финансовый риск, виды финансовых махинаций в социальной сети, способы сокращения финансовых рисков.
развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа;
владение умением извлекать актуальную информацию из предложенного источника.
Вид деятельности студентов: фронтальная, интерактивная, индивидуальная, групповая работа.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентации, раздаточный материал.
Основные понятия и термины: «мошенничество», «финансовые махинации в сети Интернет».
Учебно-методическое обеспечение занятия:
Список основной литературы
Жданова А. О. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся СПО. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Жданова, А. О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 24 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Жданова, А. О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Список дополнительной литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 "№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
3. Чумаченко В.В, Горяев А.П. «Основы финансовой грамотности»: учебное пособие.- М.: Издательство «Просвещение», 2017г.
4. Чашин А.Н. Борьба с правонарушениями в сети Интернет [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Чашин А.Н. – Саратов: Вузовское образование, 2012. – 73 c.
Интернет ресурсы
Сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности - https://www.hse.ru/org/hse/61217342/61217360/mcfc
Сайт национальной программы повышения финансовой грамотности населения - http://вашифинансы.рф/
Сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru
Сайт «Хочу. Могу. Знаю» - http://хочумогузнаю.рф
2.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Основные этапы занятия
Этап | Продол- житель-ность | Деятельность преподавателя | Действия обучающихся при выполнении заданий или типы заданий для обучающихся |
Организационный (постановка практической задачи) | 5 минут | Определение темы занятия, постановка целей и задач | Постановка проблемы |
Основной (содержательно-операционный) | 45 минут | Ознакомление с основным теоретическим материалом, организация работы в группах для моделирования случаев финансового мошенничества в сети Интернет и выработки способов борьбы с ним. Разработка рекомендаций для студентов и их родителей «Как не стать жертвой финансовых махинаций в сети Интернет» | Обсуждение основного содержания темы, поиск путей решения проблемы, формулирование выводов Выполнение и представление мини-проекта. |
Итог занятия. Рефлексия. | 10 минут | Подведение итога занятия | Презентация рекомендаций «Как не стать жертвой финансовых махинаций в сети Интернет». |
Технологическая карта занятия | |||||||||
Этапы урока | Содержание | Способы организации деятельности | Планируемый результат | ||||||
1 этап Мотивационно-целевой Задача: подвести студентов к пониманию того, что использование сети Интернет небезопасно из-за распространения финансового мошенничества | Вводное слово преподавателя: Всемирная паутина – это не только социальные сети, форумы и блоги. В Интернете давно уже можно не только общаться, играть и получать нужную информацию, но и хорошо зарабатывать. А места, где крутятся неплохие деньги, никогда не остаются без внимания мошенников. Каждая социальная сеть – это отдельный увлекательный мир, с возможностями и предложениями. Вы регистрируетесь в социальной сети в надежде на отлично проведенное время. Вы можете общаться с друзьями или близкими, можете слушать музыку, смотреть видео, играть в игры и скачивать приложения. При этом немногие задумываются об опасности размещения личной информации во всемирной паутине. Указание некоторых подробностей (домашнего адреса, номера телефона, размещение фотографий) может стать важной уловкой для мошенников. Для обеспечения собственной безопасности вы придумываете логин и пароль для своей странички в социальной сети, но способов «развода» пользователей мошенники придумали достаточно много. Они научились обходить выставленные средства защиты. Сегодня мы постараемся разобраться, какие способы мошенничества в сети Интернет наиболее распространены, а самое главное, выясним существующие способы минимизации рисков попадания на уловки мошенников. | Введение в тему, просмотр видеосюжета. Подведение студентов к определению названия темы. | Определение темы занятия. Проявление заинтересованности темой. | ||||||
2 этап Основной (содержательно-операционный) Задачи; Определить понятие «мошенничество», рассмотреть виды мошенничества в социальных сетях; изучить способы самозащиты от мошенников; выполнить мини-проект, разработав памятку с рекомендациями для студентов и их родителей по защите от такого рода мошенников. | Преподаватель совместно со студентами рассматривает виды и типы мошенничества в социальных сетях Интернет. Студенты делятся на 5 подгрупп, получают кейсы с конкретными примерами мошенничества в социальных сетях.
Примеры заданий. «Удачная покупка» Андрей решил приобрести ноутбук Acer Aspira One A 110-Ab. После долгих раздумий, решил сделать это через интернет-магазин. В поисках наиболее выгодного предложения наткнулся на сайт «Скандинавский аукцион». Условия были очень привлекательные: при рыночной цене ноутбука в 36500 руб. Стартовая цена товара – 1 рубль. С каждой ставкой цена повышается всего лишь на 25 копеек. Каждая ставка увеличивает продолжительность аукциона на фиксированное время, указанное на странице конкретного аукциона. За возможность сделать ставку взимается символическая сумма, равная 6 рублям. Торги оканчиваются, если в течение определенного времени не будет подано ни одной заявки. Лот достается участнику, сделавшему последнюю ставку. Андрей с увлечением включился в данные торги. На момент окончания торгов Андрей сделал 2636 ставок, что ему вылилось в 15816,00 руб. Однако, данный лот достался другому участнику, а Андрей потерял вложенную сумму денег. Проанализируйте ситуацию и ответьте на следующие вопросы: Как вы считаете, был ли в данном случае факт финансового мошенничества? Если да, то в чем суть данного мошенничества? Как данному человеку можно было избежать последствий необдуманных действий? (Ответ на данный вопрос зафиксируйте на предоставленном вам листе бумаги в виде конкретных рекомендаций). «Спасите мне жизнь!» В социальной сети «Одноклассники» Ольга обратила внимание на информацию, которая появлялась в ее ленте не первый раз: Ольга взяла телефон, набрала соответствующую команду и перечислила на счет 1000 рублей Проанализируйте ситуацию и ответьте на следующие вопросы:. Как вы считаете, был ли в данном случае факт финансового мошенничества? Если да, то в чем суть данного мошенничества? Как данному человеку нужно было вести себя в данной ситуации? (Ответ на данный вопрос зафиксируйте на предоставленном вам листе бумаги в виде конкретных рекомендаций). Студенты анализируют кейсы, отвечают на вопросы и вырабатывают алгоритм действий по обеспечению собственной безопасности в каждом случае. Закрепление. Студенты должны ответить на следующие вопросы: Какие виды финансового мошенничества вы выделили? Какие рекомендации вы можете дать пользователям сети Интернет? Далее проводится беседа со студентами, в ходе которой они отвечают на предложенные вопросы. Проведение исследования и подготовка мини-проекта. Каждая подгруппа из 5 человек на основе пройденного материала разрабатывает рекомендации для защиты от финансового мошенничества в социальных сетях по отдельным видам. Алгоритм работы в группах: Рассматриваем правовые основы борьбы с финансовым мошенничеством и, в частности с мошенничеством в сфере компьютерной информации. На основе анализа полученных знаний составляем рекомендации «Как не стать жертвой финансовых махинаций в сети Интернет». Каждая группа презентует подготовленные рекомендации по разным видам мошенничества в виде памятки. Пример памятки. Преподаватель акцентирует внимание студентов на росте количества мошеннических операций в сети Интернет, рассматривает возможность применения рекомендаций для повышения финансовой грамотности в семьях. | Фронтально-индивидуальная работа. Групповая работа. Групповая работа. | Результат: Закрепляются навыки работы с понятийным аппаратом по данной теме, самостоятельно классифицируются виды и типы мошенничества в сети Интернет. Представление результатов групповой работы. Представление результатов групповой работы. Презентация «Как не стать жертвой финансовых махинаций в сети Интернет» на основе выполнения мини-проекта. | ||||||
3 этап. Итог занятия. Задача: понимать суть безопасного поведения в сети Интернет, анализировать полученные знания и применять их в практической деятельности. | Рефлексия: Преподаватель подводит итог занятия. На основе выработанных рекомендаций студенты определяют способы защиты от финансового мошенничества. | Индивидуальная и фронтальная работа. | Результат: студенты оценивают свою деятельность на уроке и подводят итоги. |
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Перечень технологий, рекомендуемых к использованию на занятии:
личностно-ориентированные;
технология развивающего обучения;
групповые технологии;
технология развития критического мышления.
Перечень методических приемов, рекомендуемых к использованию на занятии:
работа с понятиями;
работа с интернет-ресурсами и документами;
лекция;
исследование;
учебная презентация;
выработка коллективных решений;
работа с раздаточным материалом.
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
критерии | баллы |
Успешность реализации плана занятия | 1-5 |
Эффективность выбранных форм и методов обучения и воспитания | 1-5 |
Эффективность применения дидактических и технических средств обучения | 1-5 |
Результативность педагогического взаимодействия | 1-5 |
Вовлеченность учащихся в активную познавательную и практическую деятельность | 1-5 |
Проявление творческого подхода в процессе обучения | 1-5 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внеурочное занятие по теме «Финансовые махинации в компьютерной сети Интернет» помогает студентам 1 курса образовательных организаций среднего профессионального образования расширить свои представления в области экономики и финансов и способствует формированию знаний таких понятий, как: «финансовое мошенничество», «финансовый риск», «виды финансовых махинаций в сети Интернет», «способы сокращения финансовых рисков».
На данном занятии студенты обучаются составлять алгоритм противодействия попыткам финансовых махинаций в социальной сети; работать в группе, работать с нормативно-правовыми документами. В ходе занятия студенты приобретают необходимые навыки: не попадаться на уловки Интернет-мошенников; защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет; находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб; сопоставлять полученную информацию из различных источников; создавать рекомендации по предотвращению финансовых махинаций в социальных сетях.
В результате занятия студенты приходят к выводу, что необходимо соблюдать основные правила безопасного поведения при участии в форумах, пользовании социальными сетями и другими возможностями компьютерной сети Интернет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Федеральный закон от 29.12.2012 "№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Жданова А. О. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся СПО. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Жданова, А. О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 24 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Жданова, А. О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Чашин А.Н. Борьба с правонарушениями в сети Интернет [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Чашин А.Н. – Саратов: Вузовское образование, 2012. – 73 c.
7. https://www.hse.ru/org/hse/61217342/61217360/mcfc
8. http://вашифинансы.рф/
9. http://www.minfin.ru
10. http://хочумогузнаю.рф
8