12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вешнякова Ольга Игоревна305
Педагог-библиотекарь, классный руководитель.
Россия, Пермский край, Кунгурский муниципальный округ

Урок «Фольклор малых форм»

Оборудование: компьютер, проектор, учебная хрестоматия по литературному краеведению «Родное Прикамье».

Звучит русская народная колыбельная «Зыбаю-Колыбаю».

- Добрый день ребята!

- Какой характер у музыкального произведения, который вы только что прослушали?

- Как вы думаете, как называется это музыкальное произведение?

- Почему вы так решили?

- В каких случаях исполняли такую песню?

- Я не случайно начала урок с этого произведения.

2. Виды фольклора малых форм.

- Давайте вспомним жанры фольклора?

- Сегодня мы с вами познакомимся с фольклором малых форм.

- Это небольшие по объёму фольклорные произведения. Они пришли в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью и письмом.

3. Колыбельная песня.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, в котором сохранились элементы заговора-оберега.

Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот поэтому в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.

Позже колыбельные песни утратили магические элементы, приобрели значение доброго пожелания на будущее.

- Вспомните, какие колыбельные пели вам ваши мамы?

- «Спи, моя радость, усни», « Баю, баюшки, баю, не ложися на краю», «Котя, котенька, коток» и другие.

Видеофрагмент «Колыбельная для Умки»

Послушайте еще одну колыбельную, которую пела одна медведица своему маленькому сыну-медвежонку. Догадались, что это за колыбельная?

https://www.youtube.com/watch?v=J3_P6TtIptE&t=10s

Самостоятельное чтение колыбельных песен. Хрестоматия, с. 59-60

- Запишите текст одной колыбельной в тетрадь.

4. Насказульки.

Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

-Такие маленькие стишки, с движением рук называются насказульки.

Простые повседневные ритуалы и рутинные будни воспринимаются эмоциональнее.

- Какие еще насказульки вы знаете?

Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять, 
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Самостоятельное чтение. Хрестоматия с.61

- Запишите одну в тетрадь.

5. Считалка.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной –

Кто ты будешь такой?

- В каких случаях мы начинаем рассказывать этот небольшой стишок?

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

-А какие вы знаете считалки?

1)Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

2) Шла машина темным лесом за каким-то интересом.

Инте-инте-интерес, выходи на букву С.

А на буковке звезда, где проходят поезда.

Если поезд не пройдет, машинист с ума сойдет.

Самостоятельное чтение считалок. Хрестоматия с. 61-62

- Запишите одну в тетрадь.

Просмотр мультфильма « Мы делили апельсин».

Если вы внимательно смотрели, вы легко ответите на мой вопрос.

-Сколько долек в апельсине?

6. Рефлексия.

- К малым формам фольклора относятся….

- Стишок, с помощью которого происходит жеребьевка в игре, называется…

7. Домашнее задание

На альбомном листе нарисовать иллюстрацию к любой колыбельной.


Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.