Урок литературы «Фольклор малых форм»
Урок «Фольклор малых форм»
Оборудование: компьютер, проектор, учебная хрестоматия по литературному краеведению «Родное Прикамье».
Звучит русская народная колыбельная «Зыбаю-Колыбаю».
- Добрый день ребята!
- Какой характер у музыкального произведения, который вы только что прослушали?
- Как вы думаете, как называется это музыкальное произведение?
- Почему вы так решили?
- В каких случаях исполняли такую песню?
- Я не случайно начала урок с этого произведения.
2. Виды фольклора малых форм.
- Давайте вспомним жанры фольклора?
- Сегодня мы с вами познакомимся с фольклором малых форм.
- Это небольшие по объёму фольклорные произведения. Они пришли в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью и письмом.
3. Колыбельная песня.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, в котором сохранились элементы заговора-оберега.
Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот поэтому в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.
Позже колыбельные песни утратили магические элементы, приобрели значение доброго пожелания на будущее.
- Вспомните, какие колыбельные пели вам ваши мамы?
- «Спи, моя радость, усни», « Баю, баюшки, баю, не ложися на краю», «Котя, котенька, коток» и другие.
Видеофрагмент «Колыбельная для Умки»
Послушайте еще одну колыбельную, которую пела одна медведица своему маленькому сыну-медвежонку. Догадались, что это за колыбельная?
https://www.youtube.com/watch?v=J3_P6TtIptE&t=10s
Самостоятельное чтение колыбельных песен. Хрестоматия, с. 59-60
- Запишите текст одной колыбельной в тетрадь.
4. Насказульки.
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
-Такие маленькие стишки, с движением рук называются насказульки.
Простые повседневные ритуалы и рутинные будни воспринимаются эмоциональнее.
- Какие еще насказульки вы знаете?
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
Самостоятельное чтение. Хрестоматия с.61
- Запишите одну в тетрадь.
5. Считалка.
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
- В каких случаях мы начинаем рассказывать этот небольшой стишок?
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
-А какие вы знаете считалки?
1)Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
2) Шла машина темным лесом за каким-то интересом.
Инте-инте-интерес, выходи на букву С.
А на буковке звезда, где проходят поезда.
Если поезд не пройдет, машинист с ума сойдет.
Самостоятельное чтение считалок. Хрестоматия с. 61-62
- Запишите одну в тетрадь.
Просмотр мультфильма « Мы делили апельсин».
Если вы внимательно смотрели, вы легко ответите на мой вопрос.
-Сколько долек в апельсине?
6. Рефлексия.
- К малым формам фольклора относятся….
- Стишок, с помощью которого происходит жеребьевка в игре, называется…
7. Домашнее задание
На альбомном листе нарисовать иллюстрацию к любой колыбельной.