МАОУ «Нуринская средняя общеобразовательная школа »
Фонд оценочных средств
Программа: «Школа XXI века»
УМК: С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова
Учебный год: 2018/19уч.г.
по учебному предмету русский язык
Класс 2
Составитель: Шубина Татьяна Владимировна
Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании
Методического объединения начальных классов
протокол № _____ от «_____» ________________ 201__ г.
Руководитель Методического объединения Шубина Татьяна Владимировна
Дополнения и изменения, внесенные в фонд оценочных средств,
Рассмотрены и рекомендованы к работе на заседании МО ____________________________
протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.
Руководитель МО __________________
/ Ф.И.О/
Оглавление
Паспорт фонда оценочных средств
Система оценивания работ учащихся
Оценочные материалы для выявления достижения планируемых результатов обучения во 2-м классе.
Используемая литература.
Паспорт фонда оценочных средств
№ | Раздел | Перечень оценочных средств | Кол-во часов на изучение раздела | |
Содержательная линия «Система языка» | 57 ч. | |||
1. | Фонетика и графика | Стартовая диагностика. Входная контрольная работа. Контрольное списывание. Словарный диктант. | 10 | |
2. | Орфоэпия | Изучается во всех разделах курса | ||
3 | Состав слова (морфемика) | Текущая контрольная работа. Словарный диктант. Списывание. | 19 | |
4 | Морфоло-гия | Словарный диктант | 3 | |
5. | Лексика | Текущая контрольная работа. Итоговые работы за 1 полугодие: текст для списывания; текст для диктанта; словарный диктант. | 22 | |
6. | Синтаксис | Словарный диктант. | 3 | |
Содержательная линия «Орфография и пунктуация» | 58 ч. | |||
7 | Правопи- сание | Диктанты за 1 четверть, 2, 3. Словарный диктант Итоговые работы за 2 полугодие: текст для списывания; текст для диктанта; словарный диктант. | ||
Содержательная линия «Развитие речи» | 34 ч. | |||
8 | Развитие речи | План текста. Комплексная работа над структурой текста. | 34 | |
9. | Повторение | Словарный диктант. Итоговый диктант за год. Итоговый тест за год. | 21 |
Система оценивания работ учащихся
При оценке учащихся начальных классов учитель ориентируется на следующие нормативные документы, определяющие, регулирующие и регламентирующие его оценочную деятельность:
Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:
диктантов (проверочные, итоговые, словарные);
грамматических заданий;
контрольных списываний;
изложений, сочинений;
тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Объём текста для диктанта | 45 – 50 слов | 50 – 55 слов | 55 – 60 слов | 60 – 65 слов |
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Объём текста для списывания | 45 – 50 слов | 50 – 55 слов | 55 – 60 слов | 60 – 65 слов |
Изложение, сочинение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Объём текста для изложения | - | - | 55 – 60 слов | 60 – 65 слов |
Тестовые задания- динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Словарный диктант – форма проверки написания слов с непроверяемыми орфограммами. Проводятся 1 раз в 2 недели.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Объём текста для словарного диктанта | 12 слов |
• ФОС - это комплекс контрольно-оценочных средств (далее - КОС), предназначенных для
оценивания знаний, умений и компетенций обучающихся, на разных стадиях их обучения, а также для проведения итоговой аттестации обучающихся и проверки соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ООП, учебного предмета.
Оценивание производится в ходе:
• текущего контроля знаний;
• промежуточной аттестации;
• итоговой аттестации.
Система контроля и оценки позволяет установить степень достижения планируемых результатов начального образования –сформированность предметных и метапредметных умений младшего школьника.
Порядок и условия оценивания определяются образовательной организацией общего образования самостоятельно и фиксируются локальными нормативными актами образовательной организации.
Оценивание работ учащихся
Диктант
Ошибки:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавнойбуквы в начале предложения);
наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
За одну ошибку в диктанте считаются:
а) два исправления;
б) две пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, кактофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово.
Недочеты:
а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
б) отсутствие красной строки;
в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Оценивание диктанта:
«5» - если в диктанте нет ошибок
«4» - если допущено не более 2-х ошибок
«3» - если допущено не более 4-х ошибок
«2» - если допущено пять и более ошибок
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, допустил 1 ошибку.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 2 ошибки).
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:
Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок | «5» | «4» | «3» | «2» |
Нет ошибок и исправлений | 1 ошибка или 1 – 2исправления | 2 – 3 ошибки или 3 – 4 исправления | 4 ошибки и более, исправлений более 5 |
Словарные диктанты
Проводятся в качестве текущих проверочных работ. Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.
Оценивание словарных диктантов:
«5» ставится за безошибочное выполнение работы;
«4» ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
«3» ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
«2» ставится, если допущено 3 – 5 ошибок.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75% правильных ответов.
Как один из вариантов оценивания:
«ВЫСОКИЙ» – все предложенные задания выполнены правильно;
«СРЕДНИЙ» – все задания с незначительными погрешностями;
«НИЗКИЙ» – выполнены отдельные задания.
Базовый уровень 0 – 60% | 60 – 77% | 77 – 90% | 90 – 100% |
менее 7 баллов ( от 0 до 6) | 7 – 9 баллов | 10 – 12 баллов | 13 – 14 баллов |
«2» | «3» | «4» | «5» |
Примерное количество контрольных работ во 2 классе
1 четверть
Стартовая диагностика.
Входная контрольная работа
Контрольный диктант - 1
Словарный диктант – 1
Списывание - 1
2 четверть
Контрольный диктант – 1
Словарный диктант – 1
Итоговые работы за 1 полугодие.
3 четверть
Контрольные диктанты - 1
Словарный диктант – 2
Списывание- 1
4 четверть
Контрольный диктант - 1
Словарный диктант - 1
Списывание - 1
Итоговая диагностика
Итого за год
Контрольные диктанты - 4
Словарный диктант - 6
Списывание - 2
Диагностика - 2
Оценочные материалы
для выявления планируемых результатов обучения
Раздел 1 «Фонетика»
Стартовая диагностика.
Спецификация
1. Назначение работы: установить соответствие подготовки обучающихся 2-ых классов по русскому языку Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по русскому языку по разделу «Фонетика», оценить достижения планируемых результатов содержательной линии по данному разделу.
2. Структура работы
Код контролируемого элемент а содержания (КЭС) | Проверяемые элементы содержания |
1 | Звуки и буквы |
2 | Слог |
3 | Ударение |
4 | Перенос |
5 | Алфавит |
Число заданий в тестовой работе 10: 8 базовых, 2- повышенный уровень (5, 8)
3.Условия проведения работы
Тест выполняется самостоятельно на отдельных бланках для каждого учащегося.
Время проведения.
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
5.Система оценивания отдельных заданий и работы:
№ | Объект оценивания | Код КЭС | Уровень сложности | Макс. Балл |
1 | Характеризовать звуки русского языка (согласные твердые/мягкие) | 1 | Б | 1 |
2 | Характеризовать звуки русского языка (согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие) | 1 | Б | 1 |
3 | Различать звуки и буквы. Определять, сколько звуков обозначает заданная буква | 1 | Б | 1 |
4 | Различать звуки и буквы. Определять соотношение звуков и букв | 1 | Б | 1 |
5 | Характеризовать звуки русского языка (гласные, согласные твердые/мягкие). Соотносить модель слова и слово | 1 2 | П | 2 |
6 | Определять количество слогов и место ударения в слове | 2 3 | Б | 1 |
7 | Делить слова на слоги | 2 | Б | 1 |
8 | Характеризовать звуки русского языка (гласные, согласные твердые/мягкие). Определять количество слогов в слове. Определять место ударения в слове | 1 2 3 | П | 2 |
9 | Знать последовательность букв русского алфавита | 5 | Б | 1 |
10 | Определять возможность переноса слов | 4 | Б | 1 |
Итого: 12 баллов
В заданиях с выбором ответа из 4 предложенных обучающийся должен выбрать только один верный ответ; если выбрано более одного ответа, задание считается выполненным неверно.
Верное выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается 1 баллом. Если ответ отсутствует, или указан неверно, или наряду с верным ответом указан и неверный ответ, ставится 0 баллов.
Верное выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается 2 баллами. Если ответ отсутствует, или указан неверно, или наряду с верным ответом указан и неверный ответ, ставится 0 баллов.
5(высокий уровень) | 4 (повышенный уровень) | 3 (базовый уровень) | 2 (не достиг базового уровня |
11-12 | 9-10 | 5-8 | 0-4 б |
Задание №1. Отметь слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
зайка
капли
шипы
чашка
Задание №2 Отметь правильную характеристику первого звука в слове цепочка.
1. согласный, мягкий, глухой
2. согласный, твёрдый, глухой
3. согласный, мягкий, звонкий
4. согласный, твёрдый
Задание №3 Отметь слово, в котором буква е обозначает два звука.
1. ведро
2. поездка
3. земля
4. колесо
Задание №4 Отметь слово, в котором звуков больше, чем букв.
1. наряд
2. обруч
3. день
4. яхта
Задание №5* Отметь слово, в котором звуки стоят в таком порядке:
1 звук | 2 звук | 3 звук | 4 звук | 5 звук |
мягкий согласный | гласный | мягкий согласный | мягкий согласный | гласный |
1. белки
2. шишки
3. чайки
4. лейка
Задание №6. Отметь двусложное слово, с ударением на второй слог.
1. книга
2. вишня
3. нога
4. ямка
Задание №7. Отметь слово, которое правильно разделено на слоги.
1. га – й – ка
2. день – ги
3. як – орь
4. па– ль – чик
Задание №8* Отметь слово, в котором 6 букв, 5 звуков, все согласные звуки мягкие, два слога, первый слог ударный.
1. кольцо
2. серьги
3. февраль
4. килька
Задание №9 Отметь ряд, в котором буквы расположены по алфавиту.
1. к, л, н, м, о, п
2. к, л, м, н, п, о
3. к, м, л, н, о, п
4. к, л, м, н, о, п
Задание №10 Отметь слово, которое можно перенести со строки на строку
1. Урок
2. зайка
3. змея
4. ясень
Входная контрольная работа по русскому языку. 2 класс.
Диктант.
Роща
Около дачи роща. Я ищу рыжики. В чаще цвёл куст шиповника. Какое чудо! На душистых розах шипы.
(18 слов)
Орфографическое задание
1 вариант
Запиши слова, разделив их на слоги для переноса.
Хорошо, сухие, они, на склонах, колючий, пьют.
2 вариант
Запиши слова, разделив их на слоги для переноса.
Весело, свои, в горах, его, посыпал, тихий.
Текст для списывания.
Шары.
Дети часто играли с воздушными шарами. Высоко летали чудесные шары. Один шар попал в чащу шиповника. Бах! Остались одни шипы.
Словарный диктант.
Автобус, автомобиль, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокзал, воробей, ворона, воскресенье.
Состав слова (морфемика).
Текущая контрольная работа.
1 вариант
1. Разбери слова по составу:
кустики, жёлтые, травинка
2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов.
развязать - _____________________________________
вбежать - ______________________________________
закрыть - ______________________________________
3. Объясни, что означают слова лесок, школьник. При объяснении используй их однокоренные слова.
4. Запиши слово по его толкованию.
Посуда, в которой хранят масло -
Самое тёплое время года
5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.
________________________ погода
________________________ груша
________________________ книга
6. (дополнительно) Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов.
Имя (города, собаки, ребёнка) __________________________________________________
Игрушка (еловая, ёлочная) _____________________________________________________
Выстрел (пушечный, пушистый, пушной) ________________________________________
2 вариант.
1. Разбери слова по составу:
Небольшой, грустные, хитрец
2. Подбери слова с приставками, которые придают слову противоположное значение. Запиши пары слов.
внести - _____________________________________
развернуть - ______________________________________
въехать - ______________________________________
3. Объясни, что означают слова барабанщик, цветник. При объяснении используй их однокоренные слова.
4. Запиши слово по его толкованию.
Большое водное пространство с солёной водой -
Здание, где хранят и показывают посетителям редкие картины и вещи -
5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.
________________________ тучка
________________________ цветок
________________________ дождь
6. (дополнительно) Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов.
Роща (осиная, осиновая) _______________________________________________________
Человек (душный, душистый, душевный) ________________________________________
Животноводческая ( ферма, форма, фирма) _______________________________________
Словарный диктант.
Мечта, герой, завтра, быстро, скоро, вокзал, космос, квартира, платок, народ
праздник, адрес, Красная площадь, русский.
Списывание.
Прочитай текст. Найди две орфографические ошибки. Спиши текст правильно.
Считалка.
Жыли наши мыши за трубой на крыше.
Там чюдесное местечко, оказалась рядом печка.
Сушит печка сухари. Мыши ищут крошки.
Ищут мышек кошки.
4.Морфология.
Словарный диктант.
Автомобиль, адрес, Красная площадь, автобус, праздник, Кремль, Москва, столица, ягода, что, отец, картина, русский,
5.Лексика.
Текущая контрольная работа.
1 вариант
1. Выпиши сочетания слов, в которых слова норка и лисичка обозначают зверька.
Уютная норка. Шустрая норка.
Вкусные лисички. Озорные лисички.
2. Закончи предложения заимствованными словами.
Краска, которая разводится водой, - это _____________________________________
Стеклянный ящик с водой для рыб – это _____________________________________
Кусочек хлеба с маслом, сыром, колбасой – это _______________________________
Слова для справок: бутерброд, акварель, аквариум.
3. К устаревшим словам первой группы подбери современные слова из второй группы. Запиши пары слов.
1) Издалеча, воротился, град
2) город, издалека, вернулся
4. Прочитай. Запиши значение фразеологического сочетания бить баклуши и составь с ним предложение.
Бить баклуши - ___________________________________________________________
5. Составь предложение с фразеологизмом знать назубок, который обозначает «очень хорошо знать»
2 вариант
1. Выпиши сочетания слов, в которых слова кашка и лисичка обозначают еду.
Красная кашка. Горячая кашка.
Вкусные лисички. Озорные лисички.
2. Закончи предложения заимствованными словами.
Прямоугольник с равными сторонами - это _____________________________________
Музыкальный звук – это _____________________________________________________
Разноцветная масса для лепки – это ____________________________________________
Слова для справок: пластилин, нота, квадрат
3. Прочитай предложения. Найди устаревшие слова, которые совпадают по значению со словами издалека, вернулся, город. Запиши пары слов.
Издалече, наконец, воротился царь-отец.
Мать и сын идут ко граду.
4. Исправь ошибки в значениях фразеологизмов.
Голову повесить – запомнить.
Намотать на ус – стыдиться.
Сгореть от стыда – огорчиться.
5. Составь предложение с фразеологизмом зарубить на носу, который обозначает «запомнить крепко-накрепко»
Контрольный диктант за первое полугодие.
Спецификация. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов; безударные гласные в корне слова; согласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; правописание изученных суффиксов.
Скоро осень.
Я вышел на крыльцо. Тёмное небо было огромным и звёздным. Грустно шелестел сад в ожидании хмурой осени. Вдруг яростный порыв ветра налетел на сад. Стали падать поздние яблоки. Под ногой хрустнула ветка.
Слова для справок: шелестел, в ожидании.
Орфографическое задание.
1 вариант
Выпиши из диктанта два слова с непроизносимыми согласными и подбери к ним проверочные слова. Отметь орфограмму.
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы.
Годоч…к, комар…к, мыш…нок, рыс…нок
2 вариант
Выпиши из диктанта два слова с непроизносимыми согласными и подбери к ним проверочные слова. Отметь орфограмму.
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы.
Арбуз…к, звоноч…к, слонён…к, лягуш…нок.
Контрольное списывание.
Спиши текст. Подчеркни три слова с орфограммой «Проверяемые согласные в корне»
Зимой.
Сегодня лёгкий мороз. Гладким ледком покрылись лужи на дорожках. Я вышел в сад и залез в сугроб. В варежки попал снег.
Я побежал по узкой тропинке к ручейку. Ручей ещё не замёрз.
Словарный диктант.
Товарищ, тетрадь, мороженое, карандаш, октябрь, пальто, язык, сентябрь, воскресенье, земляника, мороженое, карандаш.
6.Синтаксис.
Словарный диктант.
Завтра, завтрак, иней, июль, июнь, квартира, лопата, молоко, мороз, октябрь, работа, посуда
Правописание.
Диктант.
1 четверть.
Певец.
День угасает. Смолкают голоса птиц. В тишине послышалась новая песня. Певец пробует красивый голос. Помолчал минуту и опять засвистел. Как хорошо поёт соловей! Идём в рощу слушать чудного певца.
Орфографическое задание.
1 вариант
1. Поставь ударения в словах в третьем предложении .
2. Раздели слова для переноса: ворона, работа, день.
2 вариант
1. . Поставь ударения в словах в четвертом предложении .
2. Раздели слова для переноса: мороз, лопата, сом.
2 четверть.
Прогулка.
Друзья ловко пролезли через кусты шиповника. Вышли на опушку леса. Перед ними чудесный лесной пруд. Низко склонились ветки ив. У дорожки мягкая травка. Дети вернулись на дачу. Уже готов обед.
Слова для справок: через, на опушку, перед.
Орфографическое задание.
1 вариант.
Выпиши из диктанта три слова с орфограммой «Проверяемые согласные в корне».
Подумай, в каких словах согласные в корне надо проверять, а какие слова являются проверочными. Выпиши только проверочные слова.
Ложка – ложечка
Сладость – сладкий
Близок – близкий
Мягок - мягкий
2 вариант.
Выпиши из диктанта три слова с орфограммой «Проверяемые согласные в корне».
Подумай, в каких словах согласные в корне надо проверять, а какие слова являются проверочными. Выпиши только проверочные слова.
Загадка - загадывать
Улыбочка - улыбка
Резок - резкий
Гибок - гибкий
3 четверть
Кораблик.
Пошли друзья на речку. Захотели они построить кораблик. Сорвал цыплёнок листочек. Муравей поднял соломинку. Жучок достал верёвочку. Мышонок нашёл скорлупку ореха. И закипела работа. В скорлупку соломинку воткнули. Мышонок листок верёвкой завязал. Славный получился кораблик!
Слова для справок: кораблик, цыплёнок, скорлупку.
Орфографическое задание.
1 вариант
1. Выпиши слова с приставками. Отметь приставки.
(от)крывать, (по)земле, (от)мороза, (на)колоть, (по)читать, (на)столе, (в)бежать
2. Выпиши слова с разделительным ъ. Подчеркни орфограмму.
От…езд, л…ёт, брат…я, об…хать, об…яснение, в…юга
2 вариант
1. Выпиши слова с приставками. Отметь приставки.
(на)берегу, (у)летать, (на)певать, (в)театр, (за)окном, (по)дороге, (за)ходить
2. Выпиши слова с разделительным ъ. Подчеркни орфограмму.
Об…явление, плат…е, с…едобный, мурав…и, в…езд, крыл…я
Словарный диктант.
Русский, сегодня, сентябрь, скоро, соловей, собака, сорока, сосед, среда, суббота, телевизор, телефон.
Итоговые работы за 2 полугодие.
Работа № 1
Текст для списывания.
Солнце съело последние остатки снега. По дорожкам и тропинкам бегут шумные ручьи. Золотой луч солнца весело играет в воде. Набухли почки на деревьях. Свежий ветерок разносит по лесу весенние запахи.
Скоро зазеленеет молодая травка на лужайках. Прилетели грачи, скворцы и стрижи. Саша Морозов и Лёва Щукин с радостью встречают весенних гостей. Они повесили для них домики на берёзах.
Текст диктанта.
Наступила радостная весна. Солнце льёт на землю яркие лучи. На деревьях набухли и потемнели почки. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручьи.
Под корнями старой берёзы была нора. Там всю зиму проспал сердитый ёж. Холодный ручей разбудил зверька. Ёжик выбежал на полянку и осмотрелся. Тёплые лучи солнца согрели ежа.
Словарный диктант.
Понедельник, Россия, здравствуй, лестница, хорошо, автомобиль, космонавт, однажды, иней, спасибо, столица, пожалуйста.
8.Развитие речи.
Составить план текста.
Помощь крылатым друзьям.
Пришла суровая, морозная зима. Под снегом остались ягоды и семена трав. В поисках пищи птицы прилетели в городской парк. Но снег засыпал кормушку. Голодно стало птицам!
Ребята решили помочь пернатым друзьям. Дима смёл снег с кормушки. Ребята положили в неё ягоды и семена. Саша высыпал в кормушку пшено из баночки. А Артёмка развесил на дереве кусочки сала для синиц.
И вот птичья столовая готова. Ребята спрятались за дерево. С большим интересом они стали наблюдать за птицами. Весело поедали корм снегири, воробьи и синицы. Хорошие друзья появились у пернатых!
9.Повторение.
Итоговый диктант за год.
Дружная весна.
Пришла весна. Весь день светит солнышко. Надулись на деревьях душистые почки.На реке треснул лёд. Мутная вода затопила низкие места. Очнулся от спячки колючий ёж. Вылез зверёк из норы и побежал искать пищу. Ожил большой лесной дом муравейник. Ранним утром хлопочут муравьи. Одни тащат длинную травинку. Другие несут сосновую иголку. Летят домой птицы. Все рады весне!
(56 слов)
Слова для справок: очнулся, ожил, одни, муравейник
Грамматическое задание:
1 вариант:
1. К слову травинка подбери однокоренные слова, выдели корень.
2. Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.
…. – в…сна
…. - п…ля
….. – сне…
… - доро…ка
2 вариант:
1. К слову зверёк подбери однокоренные слова, выдели корень.
2. Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.
…. – с…сна
…. - л…сточки
…..- берё…ки
… - хле…
Итоговый тест за год.
В работе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбирать ответы из нескольких предложенных, в других — записывать несколько слов или предложений. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда их н сколько. Внимательно читай задания!
Рядом с некоторыми заданиями стоит значок «солнышко» (*) — это более трудные задания.
Выполнение этих заданий будет оцениваться отдельно.
1. Подчеркни слово, в котором второй звук мягкий согласный.
Ошибка, клюква, рельсы, льды, сцена
2. Отметь два слова, в которых все согласные звуки звонкие.
Города, пушка, чародей, цилиндр, роща, война.
3. Отметь два правильных утверждения о звуковом составе слова яхта.
- первый гласный безударный
- первый звук мягкий согласный
- 4 звука, 4 буквы
- есть два одинаковых гласных звука
_4*. Запиши слова в нужную ячейку таблицы.
Обрати внимание: первое слово уже записано.
каюта, зайка, тополя, якоря, ёжик, ириски, вишня, семья
В слове количество звуков равно количеству букв | В слове звуков больше, чем букв | |
В слове два слога | ||
В слове три слога | каюта |
Запиши по одному своему примеру в каждую графу таблицы.
_5*. Запиши слова в нужный столбик таблицы.
Обрати внимание: некоторые слова не нужно писать ни в один из столбиков.
грязь, забота, зима, мороз, изюм, сказка, узкий, узор
Слова со звуком [з] | Слова со звуком [з,] |
6. Отметь два правильных утверждения о корне слова.
- В корне выражено основное значение слова.
- У родственных слов корень имеет разное значение.
- Общая часть родственных слов называется корнем.
- Корень — это изменяемая часть слова.
7. Отметь группу родственных слов.
- весёлый, весенний, веселье, весело
- соль, солнечный, солёный, посолить
- добро, добрый, доброта, подобреть
- лиса, лисичка, листик, лисонька
_8*. Запиши две группы родственных слов. В каждой группе должно быть не менее трёх слов. Выдели в словах корень.
Первая группа | Вторая группа |
9. Отметь два слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.
Гости, горка, подсказка, мышка, крики
10. Запиши слова в нужный столбик таблицы.
реки, речка, рекой, речной, речушка, до реки
Формы слова река | Однокоренные к слову река слова |
_11*. Отметь правильные утверждения о составе слова.
- В слове может не быть окончания.
- В слове может не быть суффикса.
- В слове может не быть приставки.
- В слове может не быть корня.
Рядом с каждым из вы бранных тобой утверждений запиши одно слово, которое его подтверждает.
городок, пальто, дно, кенгуру, стена, зонтик, лопата, полёт, выход, льдина
12. Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.
лисичка, домик, золото, море, мясной, большой
13. Отметь слово, которое является проверочным в данной группе слов.
Травинка, трава, травяной, травушка, травянистый
14. Отметь два правильных доказательства написания слова.
горевать — можно проверить словом горный
водичка — можно проверить словом водный
указка — можно проверить словом указочка
травка — можно проверить словом (нет) травки
15. Вспомни и запиши три слова из орфографического словарика твоего учебника,
в которых нужно запомнить написание буквы о.
_16*. Раздели слова на две группы в зависимости
от того, какая орфограмма есть в корне слова.
весна, окно, лодка, глазки, шубка, сосна
Первая группа | Вторая группа |
17. Отметь побудительное предложение.
- Как чудесны первые весенние цветы!
- Выйди сегодня в школу пораньше.
- Почему ты до сих пор не в школе?!
С какой радостью мы будем рассказывать об этом!
18. Запиши любое вопросительное предложение.
19. Поставь необходимые знаки препинания в конце предложений.
Ветерок разносил по лесу весенние запахи
Вдруг послышались детские крики
Как хорошо в эту чудесную летнюю пору
Лосиха дремала в тени под елью
20. Определи правильный порядок следования частей текста. Поставь рядом цифры от 1 до 4 —цифры должны показывать порядок абзацев.
Теперь ты уже не капитан, а спасательная команда. Концом палки подхватываешь кораблик и выбрасываешь его на берег.
В руках длинная палка. Ею надо ловко подправлять судно, чтобы оно не наскочило на мель. Следишь, борешься с волнами. Не усмотрел — судёнышко опрокинулось, его захлестнула волна.
Весело пускать по весенним ручьям белые бумажные кораблики. Пустишь
кораблик на воду и любуешься, как мутные воды весеннего ручейка подхватят
судёнышко и понесут. Сколько радости! Бежишь рядом, стараешься не отстать от кораблика.
Восстановить кораблик невозможно. Его корпус совсем размок, раскис. Но для тебя важно, что кораблик спасён, благополучно доставлен на берег. А на смену ему ты уже готовишь другой.
Используемая литература
1. Романова В.Ю. Русский язык: 2 класс: Тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2017.
2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2017.
3. Романова В.Ю., Петленко Г.В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ С.В. Иванов. – М: Вентана – Граф, 2016
4. Иванов С.В. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль. – М. : Вентана – Граф, 2016.