РЕСПУБЛИКА КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОВОЩНОВСКАЯ ШКОЛА» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА 296115, Российская Федерация, Джанкойский район, с. Овощное, ул. Центральная |
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО протокол от __.08.2016 № Руководитель ШМО _________ |
. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Овощновская школа» приказ от 01 .09.2016 г. № 165/01-04 __________С.В.Борисова |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛАСС
с. Овощное
2016г
Паспорт фонда оценочных средств
по русскому языку 8 класс
№ п/п |
Контролируемые темы |
Наименование оценочного средства |
1 |
Введение. |
Сочинение-рассуждение |
2 |
Повторение |
Контрольный диктант № 1 |
Сочинение-рассуждение |
||
3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
Подробное изложение |
4 |
Двусоставные предложения |
Сочинение-рассуждение |
Контрольное сочинение |
||
Сочинение-описание |
||
Контрольная работа № 1 по теме «Двусоставные предложения». Контрольный словарный диктант № 1 |
||
5 |
Односоставные предложения |
Контрольное изложение№1 |
Контрольная работа № 2 по теме «Односоставные предложения». |
||
6 |
Простое осложненное предложение |
Сочинение-рассуждение |
Контрольное изложение№2 |
||
Сочинение-рассуждение |
||
Презентация результатов проектных работ |
||
Контрольное сочинение |
||
Сочинение-рассуждение |
||
Контрольный диктант.№2 Контрольный словарный диктант № 2 |
||
7 |
Способы передачи чужой речи |
Контрольное сочинение-рассуждение№3 |
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Класс |
Контрольный диктант |
Словарный диктант |
|||||
Кол-во слов (самостоятельных и служебных)1 |
Кол-во орфограмм2 |
Кол-во пунктограмм |
Кол-во слов с непроверяемыми орфограммами3 |
Кол-во слов |
Объяснение лексического значения слова |
||
5 |
90-100 |
12 |
2-3 |
5 |
15-20 |
1 слово |
|
6 |
100-110 |
16 |
3-4 |
7 |
20-25 |
2 слова |
|
7 |
110-120 |
20 |
4-5 |
10 |
25-30 |
3 слова |
|
8 |
120-150 |
24 |
10 |
10 |
30-35 |
4 слова |
|
9 |
150-170 |
24 |
15 |
10 |
35-40 |
4 слова |
1До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.
3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
ОТМЕТКА |
Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» |
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» |
2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» |
4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» |
7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
«1» |
при большем количестве ошибок |
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание.Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл |
Количество ошибок |
«5» |
ошибки отсутствуют |
«4» |
1-2 ошибки |
«3» |
3-4 ошибки |
«2» |
5-6 ошибок |
«1» |
более 6 ошибок |
Критерии пунктуационной грамотности.
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);
ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс |
Объем текста для |
|
подробного изложения |
классного сочинения |
|
5 |
100-150 слов |
0,5 – 1,0 страницы |
6 |
150-200 слов |
1,0 – 1,5 страницы |
7 |
200-250 слов |
1,5 – 2,0 страницы |
8 |
250-350 слов |
2,0 – 3,0 страницы |
9 |
350-450 слов |
3,0 – 4,0 страницы |
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
отметка |
Содержание и речь |
Грамотность |
«5» |
1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. |
Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» |
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. |
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» |
1.В работе допущены существенные отклонения. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. |
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» |
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов. |
Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
ПРИМЕЧАНИЯ
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.
2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».
1.Повторение.
Диктант с грамматическим заданием
В горах.
Чуть заметная тропинка вьется по крутому склону горы и уходит влево. Вначале идти по ней не очень трудно, но потом подъем становится круче, а наш путь тяжелее.7 Очень мешают заросли какого-то цепкого кустарника. Все чаще попадаются большие глыбы серого гранита. Они беспорядочно навалены друг на друга и кажутся непроходимыми. Однако в самых трудных местах кто-то заботливо уложил толстые стволы поваленных деревьев. Мы проходим по ним, почти не боясь высоты, как по мостикам.
Но вот позади последнее препятствие, и мы на вершине горы. Вид отсюда чудесный. Никогда не приходилось видеть такой захватывающей картины. На восток уходит неширокая долина, утопающая в зелени садов. 4 Чуть левее блестит на солнце среди холмов синяя гладь озера. Направо видны снежные шапки далеких вершин. И над всем – голубое, ясное небо!
Грамматическое задание:
1. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
2. Выпишите все причастия, выделите в них суффиксы, определите залог.
3. Выполните пунктуационный разбор второго предложения.
Контрольное сочинение №1.
Два основных достояния человеческой природы — это ум и рассуждения.
Плутарх
Есть такая пословица: «По одежке встречают — по уму провожают». Очень часто люди выбирают себе в друзья человека, который модно одет, обаятелен, имеет дома дорогие и красивые вещи. Но редко кто-нибудь задумывается: «А что у моего друга за душой?» Вот и следует вспомнить вторую часть пословицы: «По уму провожают». Нередко можно увидеть на улице юношу, прекрасно сложенного, красивого, но от первого впечатления не остается и следа, когда услышишь, о чем говорит этот человек, какие выражения употребляет...
Жаль, что мы нечасто можем наблюдать следующую картину: вот, например, живет человек. Некрасивый, бедно одетый, никем не замечаемый. А если завести с ним беседу, то узнаешь, как этот человек начитан, сколько интересного он может тебе рассказать. И тогда неважно, красив ли он внешне или нет. Главное то, что ты чувствуешь его внутреннюю красоту.
Так что красота — это не только то, что доставляет наслаждение взору. Красивый человек — это человек красивый внутренне.
2.Двусоставное предложение
Контрольная работа
ВАРИАНТ 1, часть 1
Укажите неверное утверждение
А. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Б. По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
В. Прямое дополнение может относиться только к глаголам и выражается только винительным падежом.
Г. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием.
А. В доме напротив зажгли свет.
Б. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
В. Весь день стоит как бы хрустальный.
Г. Ночью месяц тускл.
Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
А. Обнялись облака и уснули без грусти.
Б. Я начал строить новый дом.
В. Мир кажется мне книгой бесконечной.
Г. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
Найдите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей.
Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке.
Г. Почему ты долго был на улице?
Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Мир без книг мир дикарей.
Б. Жизнь коротка искусство долговечно.
В. Я всем чужой.
Г. Ласковое слово что весенний день.
Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Часовой стережёт объект.
Б. Море посылало на берег влажность.
В. Ветер кружит опавшие листья.
Г. Воск со свечи оплыл на салфетку.
Найдите предложение с косвенным дополнением.
А. Я окно распахнул.
Б. Морячок играл старинный вальс.
В. Слепит глаза реки далёкой дрожь.
Г. Старуха пряла свою пряжу.
Укажите предложения, в которых дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Николай надеялся успеть к обеду домой.
Б. Любить природу – значит любить Родину.
В. Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Г. Он приезжал домой пообедать.
Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
Солнце быстро разъедает непрочный весенний лёд.
Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
*Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
*Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым.
Часть 2*
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
Двусоставное предложение
Контрольная работа
ВАРИАНТ 2, часть 1
Укажите неверное утверждение.
А. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения.
Б. Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в роде, числе и падеже.
В. Сказуемые бывают простые и сложные.
Г. Приложение – особый вид определения.
Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.
А. Птицы добрались до воды.
Б. Чуть порошит пушок летучий.
В. Мы с сестрой уселись на передние сиденья.
Г. На востоке маялся от жары лес.
Укажите предложения с простыми глагольными сказуемым.
А. Синичка села у моих ног и пропищала что-то.
Б. Морячок продолжал играть старинный вальс.
В. Мы будем трактористами.
Г. Трепещет озябшая за ночь осинка.
Найдите предложение с составным именным сказуемым.
А. Лесной полумрак заискрился нитями лучей.
Б. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
В. Ребята будут купаться в реке.
Г. Почему ты долго был на улице?
Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Цветы символ любви и воспоминаний.
Б. Воля как полёт, соединённый с восторгом.
В. Песни что птицы.
Г. Бедность не порок.
Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Я спешу туда, в лесное царство.
Б. А весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая.
В. Небо на востоке уже стало светлеть.
Г. Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает.
7.Найдите предложение с прямым дополнением.
А. Деревья застыли в немом оцепенении.
Б. В лесу сосны спорили с ветром.
В. Жизнь есть постоянный труд.
Г. Берёзки празднуют весну.
Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Надо подавлять в себе желание смеяться над людьми
Б. В лес вы идёте послушать, о чем шепчутся деревья.
В. Я начал вспоминать прошлые встречи .
Г. Не стану обижать маленьких.
Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Было утро с каплями росы.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
Выпишите предложение и выполните его разбор по членам.
В лесу лежали чёткие тени от деревьев и голубые полотнища между их стволами.
Укажите предложения, где обстоятельства выделяются запятыми.
А. Лёд несмотря на раннюю оттепель не успел растаять.
Б. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
В. Бакланы гомонят издавая хриплые каркающие звуки.
Г. Пингвины неуклюже переваливаются неторопливо переставляют сильные ноги.
*Составьте 3 словосочетания с разными видами синтаксической связи.
* Составить 3 предложения с тире между подлежащим и сказуемым.
Часть 2*
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. 2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. 4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актёрам ценные советы. 5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
Задание 1: укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 2: укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
Задание 3: укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
Задание 4: укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
Задание 5: укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
Ответы:
№ задания |
1 вариант |
2 вариант |
|||
ответ |
баллы |
ответ |
баллы |
||
ЧАСТЬ 1 |
|||||
1 |
а |
1 |
б |
1 |
|
2 |
б |
1 |
б, в |
1 |
|
3 |
б |
1 |
а,г |
1 |
|
4 |
б |
1 |
б |
1 |
|
5 |
а |
1 |
а |
1 |
|
6 |
в |
1 |
б |
1 |
|
7 |
в |
1 |
г |
1 |
|
8 |
а |
1 |
б |
1 |
|
9 |
б |
1 |
б |
1 |
|
10 |
а |
1 |
а |
1 |
|
11 |
3 |
3 |
|||
12 |
а,б,в |
3 |
а,б,в |
3 |
|
13 |
3 |
3 |
|||
14 |
3 |
3 |
|||
Часть 2 |
|||||
ответ |
балл |
||||
1 |
1,4 |
3 |
|||
2 |
2,4,5 |
3 |
|||
3 |
сравнение |
3 |
|||
4 |
1,4,5; определение |
3 |
|||
5 |
4 |
3 |
|||
Макс. балл |
37 |
37 |
Перевод баллов в оценки:
34-37 – «5» 24-28 – «3»
29-33 – «4» менее 24 баллов – «2»
Словарный диктант №1.
Красота, чувствовать, сердце, внимание, минуты, объяснения, прекрасный, мемориальный, авторитет, благородство, человечность, нравственность, телеграмма, холщовый, пленительный, шкатулка, деревянный, горизонт, усадьба, асфальт, крыжовник, тростник, желать, постучал пальцем, итоговое коммюнике.
Контрольное изложение №1.
Я вынул письмо от мамы.
Читать это письмо на ходу я уже не мог. Уселся в ванной, зачем-то заперся и стал внимательно изучать строчку за строчкой, чего раньше ни разу не делал. Всему я теперь придавал преувеличенное значение. И прежде всего отметил, что мамино письмо заметно отличалось от писем отца. Должно быть, и раньше отец и мама писали по-разному, но я не обращал на это внимания. А сейчас вот заметил.
Отец никогда не писал, что скучает по дому, что хочет скорей вернуться, хотя, конечно, скучал. Он считал неразумным расстраивать понапрасну себя и нас с бабушкой, если уж командировка выписана на определенный срок и сократить этот срок невозможно.
Отец часто употреблял эти слова: «разумно» и «неразумно».
– Неразумно зря растравлять себя и других, – говорил он.
Мама себя растравляла. Она писала, что все время видит во сне, будто я заболел (в отличие от отца, она видела сны), Она волновалась, не болят ли у бабушки ноги, в которых происходило то самое вредное отложение солей. Мама клялась, что больше никогда не уедет в столь длительную командировку. Она и раньше обещала мне это.
Я слышал, как в последний раз, перед отъездом, отец уговаривал маму:
– Неразумно оставлять объект без присмотра. Это же наше детище!
– Он тоже наше детище, – возражала мама, указывая на меня. Она очень редко не соглашалась с отцом и делала это робко, сама удивляясь тому, что спорит.
Отец говорил об общественном долге, о том, что на нас с бабушкой можно положиться, что мы оба взрослые люди.
– Он, может быть, и взрослый, – кивнула в мою сторону бабушка, – но о себе я бы этого не сказала.
– Зато я скажу за вас обоих! Вы не можете нас подвести! – воскликнул отец.
В споре он часто переходил на громкие восклицания, которые как-то очень быстро решали спор в его пользу.
В этом письме мама вновь жаловалась, что очень тоскует. Она мечтала о том, что будет, когда они с отцом возвратятся домой.
Этой мечте было посвящено целых полторы или две страницы.
Мама мечтала, что они с отцом приучат меня вставать рано-рано, в половине седьмого, – и мы все втроем будем бегать до завтрака вокруг двора. Она мечтала, что по воскресеньям мы вчетвером, вместе с бабушкой, будем ходить в музеи и на выставки…
Мама уже не первый раз мечтала в письмах обо всем этом, и всегда ее мечты казались мне на расстоянии очень привлекательными. Я готов был вставать ни свет ни заря и бегать по двору (лишь бы мама с отцом скорее вернулись!).
Я готов был ходить на выставки и в музеи, хотя мы с бабушкой явно предпочитали кино (лишь бы мама с отцом скорее приехали!). (Алексин А.Г. "А тем временем где-то")
3.Односоставные предложения
Контрольная работа
(I вариант)
Часть А: Выберите один правильный ответ из предложенных, запишите его номер. |
А1. Укажите неверное утверждение.
1) односоставное предложение может быть распространенным
2) предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными
3) главный признак безличных предложений – невозможность восстановления в них подлежащего
4) назывные предложения имеют один главный член предложения – подлежащее
А2. В определенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:
1) им. сущ. в Им. пад.
2) глаг. 1-го или 2-го л. наст. или буд. вр.
3) глаг. 3-го л. мн. ч. наст. или буд. вр
4) глаг. в неопред. ф.
А3. В каком односоставном предложении можно употребить глагол принесут:
1) в неопределённо-личном
2) в безличном
3) в определённо-личном
4) в назывном
А4. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в безличном предложении:
1) нет
2) пахло
3) люблю
4) светало
А5. Односоставное предложение со сказуемым стоит подумать является:
1) определённо-личным
2) безличным
3) неопределённо-личным
4) назывным
А6. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Нечего из мухи делать слона.
1) двусоставное
2) односоставное, определённо-личное
3) односоставное, безличное
4) односоставное, неопределённо-личное
А7. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Наш поезд задержали.
1) неопределённо-личное
2) безличное
3) определённо-личное
4) назывное
А8. Найдите ошибку в характеристике предложения: Преодолели еще один горный перевал.
1) простое
2) нераспространенное
3) односоставное
4) неопределённо-личное
А9. Чем выражено сказуемое в безличном предложении: Под ногами у меня поскрипывало.
1) безличным глаголом
2) безличной формой личного глагола
3) кратким прилагательным
4) неопределенной формой глагола
А10. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола:
1) Очень вредно читать лёжа.
2) В воздухе запахло зеленью.
3) Вечерело.
4) Здесь не проехать.
А11. Найдите грамотно построенное предложение:
1) Дочь просит отца взять с собой.
2) Если отряд доверил тебе трудное дело, то ты должен выполнить его любой ценой.
3) Маяковский пишет много революционных стихотворений. Одним из них «Левый марш».
4) Лейтенант ходит выяснить, есть ли связь.
А12. Найдите предложение, соответствующее схеме: [определённо-личное], и [двусоставное].
1) Идёшь вдоль опушки, и любимые образы приходят на память.
2) Ветер разогнал облака, и к утру лужи затянуло тонким ледком.
3) Время плеч не сгибай, и покою меня не учи.
4) Дорога была в снегу, и нам посоветовала переночевать в деревне.
А13. Найдите предложение, соответствующее схеме: [двусоставное], и [безличное].
1) Конец мая, и в поле ещё прохладно.
2) Уже смеркалось, и нужно было торопиться.
3) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет.
4) Спокойно и тихо на глухой вырубке, пахнет багульником и спелой земляникой.
А14. Найдите односоставное предложение:
1) В пять лет мальчик уже читает.
2) Мне нездоровится.
3) Ты принёс мне книгу?
4) В хате кипит самовар.
А15. Найдите безличное предложение:
1) Отпусти меня в степи приволжские.
2) Бульвар длинный и седой.
3) К ночи подмораживало.
4) Сквозь листья пробивалось солнце.
А16. Найдите определённо-личное предложение:
1) В это время кузнецу принесли башмаки.
2) Гляжу в озера синие.
3) Угар и плесень позади.
4) Я пристально посмотрел в глаза Евсеичу.
А17. Укажите неопределённо-личное предложение:
1) Вечер прохладен и светел.
2) Берегите наш язык!..
3) Пахло милым тлением осени.
4) Там под горой пасут овец.
А18. Укажите безличное предложение:
1) Здравствуй, Родина моя!
2) Готовьтесь к вступлению в новую жизнь.
3) Верь в свой народ.
4) В дверь несмело постучали.
А19. Укажите назывное предложение:
1) Дальний лай собак.
2) Время от времени слышен крик.
3) Чувствуется неповторимый запах полыни.
4) Микрофонов тогда не было.
А20. Сколько назывных предложений можно выделить в четверостишии:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы, во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
1) 3
2) 5
3) 6
4) 4
А21. Найдите неполное предложение в составе сложного:
1) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит.
2) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками – кучер Игнат.
3) Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем холодно.
4) Ещё одна минута объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть.
А22. В каком неполном предложении необходимо поставить тире:
1) Вдруг мне навстречу старушка, Машина мать.
2) И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры.
3) Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.
4) Они смотрели друг на друга: Райский с любопытством, она с дерзким торжеством.
Часть В: Ответы к заданиям части В запишите словами и/или цифрами. |
В1. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:
1) нет подлежащего
2) сказуемое выражено глаголом прошедшего времени множественного числа
3) глагол выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие
В2. Охарактеризуйте предложение по наличию главных членов. Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне.
В3. Укажите номер и тип предложения, в котором нет и не может быть подлежащего.
(1) Я хорошо помню тот июльский день, когда мы провожали отца в рейс. (2) В порту было жарко и душно. (3) Горячее солнце накалило пыльную булыжную мостовую. (4) Лица у грузчиков были влажными от пота. (5) На реке – полный штиль. (6) В разогретом воздухе стоял крепкий запах тюленьего жира и соленой трески.
В4. Укажите номер безличного предложения и напишите, чем выражено в нём сказуемое.
(1) Но вот наступила осень. (2) Захолодало. (3) Пожелтели деревья. (4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. (5) Потом листья опускались на землю.
В5. Среди предложений 1 – 8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.
(1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней…
В6. Среди предложений 1 – 4 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.
(1) Слышится блеянье ягнёнка. (2) Неужели уже выгнали стадо? (3) Слишком ещё темно. (4) Это длинноносый кулик, бекас, забравшись в сумасшедшую вышину, под облака, кидается оттуда камнем вниз на неподвижно распущенных крыльях, и рулевые перья его хвоста, дрожа, производят странный звук, почти неотличимый от блеянья.
(II вариант)
Часть А: Выберите один правильный ответ из предложенных, запишите его номер. |
А1. Укажите неверное утверждение.
1) односоставное предложение может быть распространенным
2) определенно-личные предложения имеют один главный член предложения – сказуемое
3) безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее
4) главный член безличного предложения выражается только безличным глаголом
А2. В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:
1) им. сущ. в Им. пад.
2) глаг. 1-го или 2-го л. наст. или буд. вр.
3) глаг. 3-го л. мн. ч. наст. или буд. вр
4) глаг. в неопред. ф.
А3. В каком односоставном предложении можно употребить глагол пеку:
1) в неопределённо-личном
2) в безличном
3) в определённо-личном
4) в назывном
А4. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в безличном предложении:
1) кошу
2) нездоровится
3) надо вставать
4) рассвело
А5. Односоставное предложение со сказуемым нет является:
1) назывным
2) определённо-личным
3) неопределённо-личным
4) безличным
А6. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Не гляди же с тоской на дорогу.
1) двусоставное
2) односоставное, определённо-личное
3) односоставное, безличное
4) односоставное, неопределённо-личное
А7. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Река, блестящая на солнце.
1) неопределённо-личное
2) безличное
3) определённо-личное
4) назывное
А8. Найдите ошибку в характеристике предложения: Дела словом не заменишь.
1) простое
2) распространенное
3) односоставное
4) неопределённо-личное
А9. Чем выражено сказуемое в безличном предложении: Мне нестерпимо захотелось домой.
1) безличным глаголом
2) безличной формой личного глагола
3) категорией состояния
4) неопределенной формой глагола
А10. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола:
1) Темнеет уж в долине.
2) Под ногами у меня приятно поскрипывало.
3) Исхода нет.
4) Мне нездоровится.
А11. Найдите грамотно построенное предложение:
1) Этот роман изучают в школе, имеется в каждой библиотеке.
2) Пройду осторожно, не трону ветвей и птичьего сна не встревожу.
3) Характерной чертой романа динамичность его образов.
4) В своем дореволюционном творчестве великого поэта звучит боль за свою родину.
А12. Найдите предложение, соответствующее схеме: [безличное], и [безличное].
1) Конец мая, и в поле ещё прохладно.
2) Уже смеркалось, и нужно было торопиться.
3) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет.
4) Луна зашла, и огня не стало видно.
А13. Найдите предложение, соответствующее схеме: [определенно-личное], и [двусоставное].
1) Не верьте картинкам, на которых японцы представлены какими-то попугаями.
2) Солнце садилось всё ниже, и длиннее стали тени жёстких кустов.
3) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
4) Ещё мгновение, и лодка вошла под своды деревьев.
А14. Найдите односоставное предложение:
1) Свет мой, зеркальце, скажи.
2) О чём вы думаете?
3) Хозяйка хлопочет у печки.
4) Работа – великая сила.
А15. Найдите безличное предложение:
1) Направо речка вилась синеватой тенью.
2) Пахло землёй и морозцем.
3) Помню деревенское ясное утро.
4) Солнце косыми лучами ложится на рожь.
А16. Найдите определённо-личное предложение:
1) Уж сильно завечерело.
2) Яков, подними-ка, братец, занавес!
3) Конец улицы на краю города.
4) Выберите себе книгу.
А17. Укажите неопределённо-личное предложение:
1) Мечту пронесите через года!
2) Прекрасно было узкое озеро.
3) По улицам слона водили.
4) Чудесно пахло рыбой и смолой.
А18. Укажите безличное предложение:
1) Минуя мокрый снег, легко шагаешь к дому.
2) Савельича со мною не было.
3) Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.
4) Стой за правду горой.
А19. Отметьте назывное предложение:
1) Синие тени от деревьев.
2) Вечереет.
3) Вокруг ни души.
4) Домой идти не хочется.
А20. Сколько назывных предложений можно выделить из четверостишия:
Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
А21. Найдите неполное предложение в составе сложного:
1) Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив.
2) Он замечал её издали, и сразу холодело в груди.
3) Половину дома занимала аптека, половину – станция.
4) Он не верил, что так быстро поправится.
А22. В каком неполном предложении необходимо поставить тире:
1) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…
2) В углу старый кожаный диван.
3) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито.
4) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.
Часть В: Ответы к заданиям части В запишите словами и/или цифрами. |
В1. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:
1) нет подлежащего.
2) сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица
3) глагол выражает действие, которое совершается определенным лицо
В2. Охарактеризуйте предложения по наличию главных членов. Рыбе дождь не страшен.
В3. Укажите номер и тип предложения, в котором нет и не может быть подлежащего.
1 вариант |
2 вариант |
|
А1 |
2 |
4 |
А2 |
2 |
3 |
А3 |
1 |
3 |
А4 |
3 |
1 |
А5 |
2 |
4 |
А6 |
3 |
2 |
А7 |
1 |
4 |
А8 |
2 |
4 |
А9 |
1 |
1 |
А10 |
2 |
1 |
А11 |
2 |
2 |
А12 |
1 |
2 |
А13 |
3 |
1 |
А14 |
2 |
4 |
А15 |
3 |
2 |
А16 |
2 |
4 |
А17 |
4 |
3 |
А18 |
4 |
2 |
А19 |
1 |
1 |
А20 |
4 |
3 |
А21 |
2 |
3 |
А22 |
4 |
3 |
В1 |
НЛ |
ОЛ |
В2 |
односоставное, НЛ |
двусоставное |
В3 |
2, БЛ |
5, БЛ |
В4 |
2, б/л глагол |
5, б/л глагол |
В5 |
6, 8 |
2, 4 |
В6 |
2 |
7 |
(1) Дохнул холодом на лес январь. (2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. (3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. (4) Не страшен им мороз. (5) А вот большим деревьям от него плохо. (6) Трещат они, стонут на весь лес.
В4. Укажите номер безличного предложения и напишите, чем выражено в нем сказуемое.
(1) Ещё вчера на дворе кружила сумасшедшая мартовская метель. (2) Вечером ветер переменился. (3) Принёс тепло. (4) В снег ударили капли нежданного весеннего дождя. (5) А на рассвете подморозило. (6) Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами, дождями и заморозками.
Контрольное изложение№2
Учитесь учиться! Д. С. Лихачёв
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.
Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.
А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.
Посмотрите на маленького ребенка — с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете — напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости — радости приобретения нового.
Учитесь любить учиться!
Контрольный диктант№2
Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражен собором Святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.
Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.
Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый.
Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.
Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.
(По А. Воловик)