Фоновая музыка в дошкольной образовательной организации
Фоновая музыка в ДОО
«Без музыки трудно представить себе жизнь человека.
Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бледна…
Любителями и затоками музыки не рождаются, а становятся».
Д.Шостакович
Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации - способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому и эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.
К сожалению, музыкальная деятельность чаще ограничивается традиционными видами организации детей (музыкальными занятиями, праздниками, музыкальными кружками). Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня и сопровождала определенные режимные моменты, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности.
Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
Фоновая музыка может стать важнейшим фактором наиболее эффективной организации жизнедеятельности детей, расширение и обогащение опыта её восприятия.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического сопровождения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.
Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение активности.
Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоение знаний.
Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости, утомляемости.
Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог.
Использование фоновой музыки в образовательной деятельности.
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.
Степень активности восприятия музыки
* Развитие речи - Активное и пассивное
Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей.
* Математика - Пассивное
На занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном.
* Ознакомление с окружающим - Активное и пассивное
На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте.
* Рисование - Активное и пассивное
На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
* Ручной труд - Пассивное.
Музыка помогает создать определенный настрой на работу.
* Конструирование - Пассивное
* Физкультура - Активное и пассивное.
Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;
Важным компонентом является подбор музыкальных произведений, так как неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, резко звучащие звуковые сочетания, приводят к психическому напряжению.
Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по - разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому, подбирайте произведения, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;
Звучание музыки фоном в режимные моменты (подъём, приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в помещении. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.
Включение музыки в образовательную деятельность.
Форма восприятия музыки | Непосредственно образовательная | Содержание деятельности |
Активная | Познание; игровая; музыкально-художественная; двигательная; коммуникативная | Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.) |
Пассивная | Трудовая; познание; продуктивная; восприятие художественной литературы; коммуникативная | Педагог использует музыку как фон |
Примерное расписание звучания фоновой музыки.
Время звучания музыки корректируется в соответствии с возрастом детей и режимом работы детского учреждения.
Режимные моменты | Преобладающий |
Подъем | Спокойный, оптимистично-просветленный |
Утренний прием | Радостно-спокойный |
Настрой на занятия | Уверенный, активный |
Подготовка ко сну | Умиротворенный, нежный |
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому
Утро, встреча детей. (Подъём).
Цель: Создание положительного эмоционального фона.
Утро - звучит радостная спокойная музыка. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на педагогов, вселяет уверенность, что ребенку хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.
Музыкальный репертуар:
П.И.Чайковский Марш из балета "Щелкунчик"
П.И.Чайковский Вальс цветов из балета " Щелкунчик".
И.Штраус Полька " Трик - Трак".
П.И. Чайковский " Апрель".
П.И. Чайковский «Песня жаворонка»
П.И. Чайковский «Сладкая греза»
Современные:
Диск «Веселые мелодии» с мелодиями композитора Александра Климова. «Раннее солнышко», «Лучик», «Прогулка в лесу» «Здравствуй утро» и др. Диск «Малыш и природа» музыкальные произведения «Веселое настроение», «Утро в деревне», «Утром», «Солнечный зайчик» и др.
Завтрак, подготовка к занятию.
Звучит музыка уверенная, активный темп музыки.
Репертуар:
П.И. Чайковский «Игра в лошадки», «Марш оловянных солдатиков», «Полька»
Р. Шуман «Военный марш», «Веселый крестьянин»
Диск «Веселые мелодии» раздел «Два друга», «Самый – самый».
Сон
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
Музыкальный репертуар:
Кассета «Добрые колыбельные для сладких снов» мелодии и песенки для детей дошкольного возраста.
Диск «Веселые мелодии» мелодии к разделу «Баюшки – баю»
Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:
- Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на Гиперактивных детей.
- Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.
- Улучшается речевая функция.
- Улучшается сенсомоторная функция.
- Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.
Таким образом, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия музыка, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника в условиях детского учреждения.
Рекомендации для педагогов
по использованию фоновой музыки
в воспитательно-образовательном процессе.
Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы.
Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем.
Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем, исходя из его музыкального вкуса.
Использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.
Функции фоновой музыки | Примерный репертуар |
Релаксирующая (расслабляющая) | К. Дебюсси. "Облака". А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета. К.-В. Глюк. "Мелодия". К. Сен-Санс. "Карнавал животных". Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада". И. Брамс. "Вальс № 3". Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы". Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде". К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика" П.И. Чайковский «Баркарола», Бизе «Пастораль», Леклен Соната до-мажор (часть 3) Сен-Санс «Лебедь» «Сентиментальный вальс», П.И. Чайковский. |
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) | Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт". И. Брамс. "Венгерский танец № 7". А. Дворжак. "Славянский танец № 2". Ф. Лист. "Венгерские рапсодии". В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада". Э. Григ. "Утро". И.-С. Бах. "Шутка". И. Штраус. "Весенние голоса". Ф. Шопен. "Прелюдии". Б. Монти. "Чардаш" |
Активизирующая (возбуждающая) | П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть. Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд". В.-А. Моцарт. "Турецкий марш". Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28". М.И. Глинка. "Камаринская". В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо" |
Успокаивающая (умиротворяющая) | Ф. Шопен. Прелюдия ми минор. Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных. М. Глинка. "Жаворонок". А. Лядов. "Музыкальная табакерка". К. Сен-Санс. "Лебедь". Ф. Шуберт. "Серенада". П.И. Чайковский. "Вальс цветов" |
Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) | И.-С. Бах. "Ария". А. Вивальди. "Времена года". С. Прокофьев. "Марш". Ф. Шуберт. "Музыкальный момент". В.-А. Моцарт. "Гроза". В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор. П.И. Чайковский. "Времена года" |
Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях детского учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.
Примерный перечень музыкальных произведений,
используемых в режимных моментах.
Музыка для утреннего подъема | Музыка, настраивающая на занятия | Музыка перед сном | Пробуждающая музыка |
А. Дворжак. "Славянский танец № 2". Ф. Лист. "Венгерские рапсодии". В.-А. Моцарт. "Маленькая ночная серенада". Л. Бетховен. Увертюра Б. Монти. "Чардаш". Э. Григ. "Утро". И.-С. Бах. "Шутка". И. Брамс. "Венгерский танец № 7". И. Штраус. "Весенние голоса". Ф. Шопен. "Прелюдии" | А. Вивальди. "Времена года". С. Прокофьев. "Марш". И.-С. Бах. «Ария». П.И. Чайковский. "Времена года". Ф. Шуберт. "Музыкальный момент". В.-А. Моцарт. "Гроза". В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор | Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада". И. Брамс. "Вальс № 3". К. Дебюсси. "Облака". А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета. К.-В. Глюк. "Мелодия". К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика". В.-А. Моцарт. "Реквием". Ш.-К. Сен-Санс. "Карнавал животных". Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы". Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде" | П.И. Чайковский. "Вальс цветов". Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд". Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28". П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть. М.И. Глинка. "Камаринская". В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо" |
Включение музыки в образовательную деятельность.
Форма восприятия музыки | Непосредственно образовательная | Содержание деятельности |
Активная | Познание; игровая; музыкально-художественная; двигательная; коммуникативная | Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.) |
Пассивная | Трудовая; познание; продуктивная; восприятие художественной литературы; коммуникативная | Педагог использует музыку как фон |
Примерное расписание звучания фоновой музыки.
Время звучания музыки корректируется в соответствии с возрастом детей и режимом работы детского учреждения.
Режимные моменты | Преобладающий |
Подъем | Спокойный, оптимистично-просветленный |
Утренний прием | Радостно-спокойный |
Настрой на занятия | Уверенный, активный |
Подготовка ко сну | Умиротворенный, нежный |
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому
Шулейкина Ю.В.
музыкальный руководитель, ВКК
Березовский, Свердловская область