Фоновая музыка в дошкольной образовательной организации

2
0
Материал опубликован 10 November 2023 в группе

Фоновая музыка в ДОО

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бледна…

Любителями и затоками музыки не рождаются, а становятся».

Д.Шостакович

Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации - способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому и эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.

К сожалению, музыкальная деятельность чаще ограничивается традиционными видами организации детей (музыкальными занятиями, праздниками, музыкальными кружками). Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня и сопровождала определенные режимные моменты, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности.

Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

Фоновая музыка может стать важнейшим фактором наиболее эффективной организации жизнедеятельности детей, расширение и обогащение опыта её восприятия.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического сопровождения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.

Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.

Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение активности.

Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоение знаний.

Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости, утомляемости.

Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог.


Использование фоновой музыки в образовательной деятельности.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.

Степень активности восприятия музыки

* Развитие речи - Активное и пассивное

Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей.

* Математика - Пассивное

На занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном.

* Ознакомление с окружающим - Активное и пассивное

На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте.

* Рисование - Активное и пассивное

На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

* Ручной труд - Пассивное.

Музыка помогает создать определенный настрой на работу.

* Конструирование - Пассивное

* Физкультура - Активное и пассивное.

Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;

Важным компонентом является подбор музыкальных произведений, так как неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, резко звучащие звуковые сочетания, приводят к психическому напряжению.

Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по - разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому, подбирайте произведения, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;

Звучание музыки фоном в режимные моменты (подъём, приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в помещении. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Включение музыки в образовательную деятельность.

Форма восприятия музыки

Непосредственно образовательная
деятельность

Содержание деятельности
педагога

Активная

Познание;

игровая;

музыкально-художественная;

двигательная;

коммуникативная

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

Пассивная

Трудовая;

познание;

продуктивная;

восприятие художественной литературы;

коммуникативная

Педагог использует музыку как фон
к основной деятельности, музыка звучит негромко, как бы на втором плане.


Примерное расписание звучания фоновой музыки.

Время звучания музыки корректируется в соответствии с возрастом детей и режимом работы детского учреждения.

Режимные моменты

Преобладающий
эмоциональный фон

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный

Утренний прием

Радостно-спокойный

Настрой на занятия

Уверенный, активный

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный


Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому

Утро, встреча детей. (Подъём).

Цель: Создание положительного эмоционального фона.

Утро - звучит радостная спокойная музыка. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на педагогов, вселяет уверенность, что ребенку хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

Музыкальный репертуар:

П.И.Чайковский Марш из балета "Щелкунчик"

П.И.Чайковский Вальс цветов из балета " Щелкунчик".

И.Штраус Полька " Трик - Трак".

П.И. Чайковский " Апрель".

П.И. Чайковский «Песня жаворонка»

П.И. Чайковский «Сладкая греза»

Современные:

Диск «Веселые мелодии» с мелодиями композитора Александра Климова. «Раннее солнышко», «Лучик», «Прогулка в лесу» «Здравствуй утро» и др. Диск «Малыш и природа» музыкальные произведения «Веселое настроение», «Утро в деревне», «Утром», «Солнечный зайчик» и др.

Завтрак, подготовка к занятию.

Звучит музыка уверенная, активный темп музыки.

Репертуар:

П.И. Чайковский «Игра в лошадки», «Марш оловянных солдатиков», «Полька»

Р. Шуман «Военный марш», «Веселый крестьянин»

Диск «Веселые мелодии» раздел «Два друга», «Самый – самый».

Сон

Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Музыкальный репертуар:

Кассета «Добрые колыбельные для сладких снов» мелодии и песенки для детей дошкольного возраста.

Диск «Веселые мелодии» мелодии к разделу «Баюшки – баю»

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:

- Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на Гиперактивных детей.

- Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.

- Улучшается речевая функция.

- Улучшается сенсомоторная функция.

- Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.

Таким образом, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия музыка, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника в условиях детского учреждения.


Рекомендации для педагогов

по использованию фоновой музыки

в воспитательно-образовательном процессе.

Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы.

Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем.

Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем, исходя из его музыкального вкуса.

Использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Функции фоновой музыки

Примерный репертуар

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси. "Облака".

А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк. "Мелодия".

К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

И. Брамс. "Вальс № 3".

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде".

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

П.И. Чайковский «Баркарола»,

Бизе «Пастораль»,

Леклен Соната до-мажор (часть 3)

Сен-Санс «Лебедь»

«Сентиментальный вальс», П.И. Чайковский.

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".

И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

Э. Григ. "Утро".

И.-С. Бах. "Шутка".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии".

Б. Монти. "Чардаш"


Активизирующая (возбуждающая)

П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".

В.-А. Моцарт. "Турецкий марш".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

М.И. Глинка. "Камаринская".

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"


Успокаивающая (умиротворяющая)


Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.

М. Глинка. "Жаворонок".

А. Лядов. "Музыкальная табакерка".

К. Сен-Санс. "Лебедь".

Ф. Шуберт. "Серенада".

П.И. Чайковский. "Вальс цветов"


Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)


И.-С. Бах. "Ария".

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П.И. Чайковский. "Времена года"



Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях детского учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.


Примерный перечень музыкальных произведений,

используемых в режимных моментах.

Музыка для утреннего подъема

Музыка, настраивающая на занятия

Музыка перед сном

Пробуждающая музыка

А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

В.-А. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

Л. Бетховен. Увертюра
"Эгмонт".

Б. Монти. "Чардаш".

Э. Григ. "Утро".

И.-С. Бах. "Шутка".

И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии"

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

И.-С. Бах. «Ария».

П.И. Чайковский. "Времена года".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

И. Брамс. "Вальс № 3".

К. Дебюсси. "Облака".

А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк. "Мелодия".

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика".

В.-А. Моцарт. "Реквием".

Ш.-К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде"

П.И. Чайковский. "Вальс цветов".

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

М.И. Глинка. "Камаринская".

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

Включение музыки в образовательную деятельность.

Форма восприятия музыки

Непосредственно образовательная
деятельность

Содержание деятельности
педагога

Активная

Познание;

игровая;

музыкально-художественная;

двигательная;

коммуникативная

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

Пассивная

Трудовая;

познание;

продуктивная;

восприятие художественной литературы;

коммуникативная

Педагог использует музыку как фон
к основной деятельности, музыка звучит негромко, как бы на втором плане.

Примерное расписание звучания фоновой музыки.

Время звучания музыки корректируется в соответствии с возрастом детей и режимом работы детского учреждения.

Режимные моменты

Преобладающий
эмоциональный фон

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный

Утренний прием

Радостно-спокойный

Настрой на занятия

Уверенный, активный

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный


Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому

Шулейкина Ю.В.

музыкальный руководитель, ВКК

Березовский, Свердловская область



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации