12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Cветлана Михайловна Цвирчак224

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Центр Образования № 47 города Иркутска

проспект Маршала Жукова, 36











Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс по теме: «Формы государства»

















Разработчик

Цвирчак Светлана Михайловна- учитель истории и обществознания











Иркутск, 2023 г





Методическая разработка урока

по обществознанию по теме: «Формы государства»9 класс

Тип урока: комбинированный

Образовательная технология -Технологии развития критического мышления (далее – ТРКМ) Приемы применяемые на данном уроке в контексте технологии развития критического мышления : «Понятийное колесо», , «Инсерт» - чтение с пометками, «П М И» , Кластеры».

Оборудование:

Мультимедийная презентация

Конституция Р.Ф

учебник 9 класса «Обществознание» под редакцией Боголюбова Л.Н.

Дидактический раздаточный материал по формам правления



Цели урока:

Образовательная:изучить сущность и особенности форм государства и выявить сильные и слабые стороны форм государства таких как ( форма правления, форма государственно-территориального устройства, политический режим)

Развивающая: продолжить работу над формированием регулятивных действий в контексте развития у учащихся способов критического анализа в работе с обществоведческими текстамии документами развивать умение анализировать и систематизировать материал.Развивать умения сотрудничать и работать в группе над общим результатом деятельности.

Воспитательная :воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству- многонациональному росиискому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности между людьми и народами. В духе демократичесихценностей современного обществпа

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:способность применять понятийный аппарат обществоведческого знания (форма правления, форма государственногго устройства, политическийй режим, отлагательное вето, унитарное государство, федеративное государство, конфедерация) и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений в политической системе общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных обществоведческих источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.

Личностные результаты:осмысление политического ,социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к политической культуре своего и других народов.

Метапредметные результаты :готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении; владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать свою точку зрения)

Ход урока

План урока

1.Понятие о форме государства.

2.Форма правления.

3.Форма государственно –территориальногго устройства.

4.Политический режим.

1.Понятие о форме государства

Iстадия (фаза) вызов (evocation) в контексте ТРКМ

Целевые установки урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации;активизация деятельности учащихся, мотивацию их к дальнейшей работе

Учитель задает вопрос ? Назовите ваши ассоциации с понятием Форма государства? Приёмы ТРКМ: «Понятийное колесо», постановка учеником собственных целей обучения.

Учащиеся самостоятельно называют ассоциации, которые записываются вокруг оси Формы государства. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (называет ассоциации связанные с формой государства), систематизирует информацию до изучения нового материала

формы государственного правления,

формы государственного устройства,

это порядок образования и структура органов гос.власти

методы осуществления власти

характер взаимоотношение государства в целом и его отдельных частей.

cтепень предаставления и гарантированность предоставления прав и свобод

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается учащимися в виде колеса понятий. Далее учащиеся самостоятельно формируют цели урока .

Работа с понятием.Учащиеся записыват формулировку понятия форма государства (это порядок образования и структура органов гос.власти, а так же методы ее осуществления, выражающие сущность государства, проявляющуюся в форме государственного правления, форме государственного устройства и политическом режиме

Вопрос к учащимся?.В чем актуальность определения формы государства для общества?Ответы учащихся

Проблема формы государства приобретает в современном обществе актуальное значение,так как, от того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране благополучие граждан в целом 

  Элементами формы государства являются:форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

? к учащимся ? Что представляет собой форма правления? Форма правления определяет, кому принадлежит власть, то есть, это способ организации верховной власти.

? Что такое форма государственного устройства? Форма государственного устройства определяет характер взаимоотношение государства в целом и его отдельных частей.

? Что такое политический режим ?Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

На основе выделения характерных аспетов в теории форм государства, переходим ко второй стадии урока в рамках ТРКМ

2. Стадия урока в контексте ТРКМ Реализация смысла

Цель урока на данном этапе осмысление содержания (realizationofmeaning):получение новой информации;корректировка учеником поставленных целей обучения о формах правления

Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.,способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы,выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы

Приложение №

Приложение № 1 Работа с документом Виды республик

Политологи выделяют следующие виды республик. Президентская республика. Президент (глава государства) избирается населением. Одновременно он является и главой правительства .Правительство назначается президентом и несет ответственность передним. Президент не может распустить парламент,а парламент не обладает правом отлагательного вето по отношению к правительству

Парламентская республика одна из самых распространённых форм правления в современных государствах. В Парламентской республике глава правительства премьер-министр (ключевая роль в парламенте), как правило это лидер партии, ,которая набрала большинство мест в парламенте. Правительство формируется парламентом из представителей партии набравшей большинство голосов в представительном органе власти. Правительство несет ответственность перед парламентом. Во многих государствах в парламентской республике есть должность президента.

Статус президента в республиках парламентского типа во многом сходен со статусом монарха в конституционных монархиях: он является главой государства и осуществляет в основном функции представительского характераГлавное отличие состоит в основаниях и порядке приобретения данного статуса. Президент парламентской республики избирается на должность высшим законодательным органом власти ,президент имеет право роспуска парламента и право вето на принятые парламентом законопроекты в основном на формальном уровне, также он назначает правительство (либо его главу) и приводит его к присяге, президент может поручить формирование правительства представителю партии, победившей на выборах. Срок пребывания на должности Президента Итальянской Республики более длительный и составляет семь лет.Смешанная республика. Президент (глава государства) избирается населением Глава правительства премьер-министр назначается президентом. Правительство формируется президентом, но несет ответственность и перед президентом и перед парламентом, имеющим право отлагательного вето по отношению к правительству.

В ходе прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из данного текста. Данный прием работы с текстом способствует развитию критического мышления ученика, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы,выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы.

По итогам работы учащиея заполняют таблицу

Знаком “галочка”

Президентская республика, парламенская республика

Знаком “плюс” (+)

Смешанная республика

Знаком “минус” (– )


Президента выбирают в парламенской республике

Знаком “?

Почему у президента представительные функции в парламенской республике

3.Форма государственно –территориальногго устройства

Какие существуют формы государственного устройства?.Учащиеся называют данные формы устройства и дают их характеристики на основе знаний предыдушего курса

-Унитарное государство - единая политическая однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.Существует только один уровень власти,исходящей из центра,территория разделена на административно территориальные единицы, которые не обладают своей политической самостоятельностью (Великобритания, Швеция).

-Федерация - устойчивый союз государственных образований, относительно самостоятельных, то есть в пределах тех полномочий, которые распределенны между ними и центром; имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы. (США, Германия, РФ, Мексика, Бразилия).Двух уровневая система власти, что предполагает наличие в территориальных образзованиях своей политической власти

-Конфедерация-- союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.

Следущий прием используемый на уроке в контексте ТРКМ является прием “Кластеры” или “грозди” –  графический способ организации учебного материала. Прослушав информацию учащиеся получают задание составить кластер по теме Форма государства Р.Ф по конституции России

Отобразите графически систему государственного территориального устройства учащиеся находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.. Защита кластеров(чертят схему и объясняют смысловые единицы государственно территориального устройства современных государств включенных в схему._ Унитарное государство.Федерация Конфедерация.Пример из презентации

4.Политический режим.

Приложение № 2

Характеристика политических режимов .Необходими из перечисленных признаков выбрать признаки характерные для авторитарного, тоталитарного, демократического режима.Ответ свой аргументировать

Приведите в соответствие типы политического режима с их характеристикой

А ) тоталитаризм Б) авторитаризм В) демократия

1.Политический режим, при котором политическая власть допускает ограниченный плюрализм, но отношения с обществом строит в основном на принуждении;

2.Способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел;

3. Политический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля за различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом;

4.Принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

5.Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

6.Наличие официальной единственной обязательной господствующей идеологии;

7.Осуществление монополии на информацию и полный контроль над средствами массовой информации;

8.Основные политические действия (выборы, референдумы и т.д.) становятся несущественной формальностью признается независимость человека в некоторых неполитических сферах – искусстве, науке


Далее в целях повышение эффективности восприятия информации;повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения используем элементы групповой работы в контексте темы, что позволяет развивать умения сотрудничать и работать в группе над общим результатом деятельности, развивать способности коллективно конструировать, «строить» новые знания и оперировать ими, развитие способности передавать другим полученную и осмысленную информацию, подвергать ее коррекции а также понимать и принимать точку зрения другого человека.В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Приложение № 3 Рабочий лист для 1 группы

На основе приведенных фактов определите каждую из трех составляющих формы государства( обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства Х.Назовите современное государства с данной формой?

А) Государство Х разделено на провинции по территориальному признаку. Главы провинций назначаются правительством государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституций. Во главе государства стоит президент, которого выбрал народ на 4 года. Президент сам формирует правительство, которое несет ответственность перед ним. В стране политический, экономический и культурный плюрализм, отсутствует правительственная цензура, свободно издаются оппозиционные печатные издания, существует независимое телевидение.

Рабочий лист для 2 групп На основе приведенных фактов определите каждую из трех составляющих формы государства( обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства) Назовите современное государства с данной формой

Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом Глава правительства премьер-министр (ключевая роль в управлении).Правительство формируется парламентом. Правительство несет ответственность перед парламентом .Территориальные- административные единицы имеют свою законодательную,исполнительную власть, в стране главной ценностью провозглашаются права и своды граждан и принцип разрешено все , что не запрещено законом.

Рабочий лист для 3 группы

На основе приведенных фактов определите каждую из трех составляющих формы государства( обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства ).Назовите государства с данной формой изистории ?

В стране существуют безальтернативные выборы в высшие органы власти.Принцип разделения властей носит лишь формальный характер,на самом деле власть в стране принадлежит одной партии.В государстве одна идеалогиия, оппозиция запрещена . Провозглашен принцип запрещено все , что не разрешено законом..Территориальные административные единицы не обладают своей политической самостоятельностью

3 Стадия урока- Рефлексия

Цели урока на данной стадии :закрепить новые знания учащихся и перестроить их первичное представление об изучаемом материале, осмыслить новое знание и сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.

?Попрошу вас ребята прокомментировать свое отношение к сегодняшнему уроку, высказать свое мнение:Что вы сегодня узнали нового, а что вызвало сложность в усвоении материала ?Что вас наиболее заинтересовало на уроке? Составить небольшую таблицу ПМИ (Плюс – Минус – Интересно) используем прием ТРКМ в контексте приема ПМК ( П+” Позитивный характер“М– ”Сложности, затруднения. “И”- Интересно) .В графу “П” заносится информация учащимися, которая носит позитивный характер, “М” –  сложный материал для понимания, трудность в усвоение, «И»-наиболее интересные факты заносятся в графу “И”, затем заслушиваются выступления учащихся по оценке соей деятельности на уроке Подведение итогов занятия. Сегодня мы разобралисодержательные линии в контексте темы Формы государства, систематизировали знания, полученные вами ранее. Попытались осмыслить систему государственной власти, как своей страны, так и некоторых других стран. Кроме того, получили познавательную информациюо об отличительных признаках форм государства и их разновидностях. Все это поможет вам ориентироваться в мировой политической действительности, стать еще на одну ступеньку выше впонимании политических процессов в мире.. Благодарю всех за работу.

Домашнее задание: Работа с Конституцией РФ.Проиллюстрировать теоретическими аргументами, опираясь на статьи конституции России три элемента форм государства ( По каждому элементу приведите шесть теоретических аргументов из Конституции РФ )













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.