12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ходунова Екатерина Викторовна17
Россия, Красноярский край, С. Новоселово
1

Выступление на тему «Формирование безопасного поведения дошкольников в окружающем мире с помощью художественных произведений и нетрадиционных техник рисования»

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальных задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.

Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме. Федеральная образовательная программа обращает внимание на формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, группе, в природе, на улице, в реальном общении с незнакомыми людьми и в телефонных разговоров с ними.

Проанализировав опыт практиков вопросы безопасности жизнедеятельности дошкольников разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов) и в научных трудах известных психологов

В.В. Давыдова, Д.В. Эльконина, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, в которых отражено практическое многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игрой.

Обучение основам безопасности я строю с учетом именно игрового вида деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда по безопасности жизнедеятельности занимает достаточно большое пространство в группе и организована с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.

Наблюдая за детьми в процессе игры, я сделала вывод: у детей дошкольного возраста слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Я задалась вопросами как уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их? Как подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами? Как научить, осознанно действовать в той или иной обстановке? Как помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях и подготовить к полноценной жизни?

Ответы на свои вопросы я нашла в детских литературных произведениях, а именно в сказках. Где как не на примере сказок можно доходчиво объяснить детям, очень сложную для восприятия тему. В сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать. Мы брали с детьми любую сказку - и находили в ней массу полезных советов, напоминаний по технике безопасности. На примере литературных персонажей анализировали их поведение, поступки, решали, как бы сами поступили в данной ситуации. Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств.

Для закрепления полученных знаний особое место в образовательной работе с детьми я уделила художественному творчеству, а именно нетрадиционным техникам рисования. Рисование - одно из самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость, терпение, внимательность, воображение, способность мыслить, развивать мелкую моторику и многое другое.

Каждый ребенок – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, можно не только известными способами рисования, но и воплотив их при помощи разнообразных материалов. Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке. Рисуя ребенок видит себя, участником того, что изображает. Например, девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребенок воспринимает социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь.

Итак, «Деятельность отражения» позволяет ребенку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познать его. Тем более если мы хотим донести, передать знания ребенку, а это самый результативный путь, использовать рисование для закрепления необходимой информации. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев»

Для себя я определила четыре этапа обучения детей безопасному поведению в окружающем мире:

Первый этап

  1. Обучение словом это главное звено между ребенком и ознакомлением с основами безопасности с помощью чтения художественной литературы.
  2. Главный сказочный урок (с помощью сказок я стараюсь заинтересовать детей, актуализировать, уточнить их знания о правилах безопасности)
  3. Опасно – неопасно здесь я стараюсь научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы с точки зрения «опасно-неопасно»; быть внимательным, осторожным

На последнем заключительном этапе

  1. Собственное творчество на данном этапе при помощи разнообразных материалов в процессе рисования дети передают свои впечатления от окружающего мира, мыслей, воображений)

Таким образом работа по включению всех этапов развития в образовательный процесс дают положительные результаты. Дети предлагают различные варианты выхода из проблемной ситуации и находят пути их решения. Приобретают практические знания, умения и навыки, раскрывают свой творческий потенциал, имеют представления о навыках безопасного поведения в окружающей мире.

Качественная работа с детьми по формированию безопасности в окружающем мире не возможна без сотрудничества с родителями. Вся основная часть работы по данному направлению строилась при согласовании и тесном взаимодействии с родителями воспитанников.

Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим контакт с родителями. Они у нас и заинтересованные партнёры, и активные помощники в работе по данному направлению. Наша работа с семьёй разнообразна. Так как знакомство со сказкой дошкольников начинается в семье и накопление ими эмоционально-чувственного опыта это длительная работа нам потребовалась помощь семьи. 

 Она включает несколько направлений: информационно- аналитическое, познавательное, наглядно- информационное, досуговое. Нами были подготовлены рекомендации и памятки, папки-передвижки по охране жизни и здоровья дошкольников. Так же родители были задействованы в создании предметно-развивающей среды – «Уголка безопасности» (изготовление макетов спецтранспорта, дорожных знаков, подбор материала на тему безопасного поведения дома, на улице и т.д.) Еще одна из форм работы с родителями, это проведение викторины «Сказка ложь, да в ней намек». Родителям с детьми предлагались различные задания, содержащие вопросы по теме безопасности жизнедеятельности в различных сказках.

Привлекаем к участию родителей и в различных конкурсах на базе ДОУ, в конкурсе рисунков, поделок). Так же родители привлекались к участию в организации фотовыставки на тему: «Опасности дома» из опыта семейного воспитания.

Таким образом, развитие навыков безопасного поведения детей – очень важная и необходимая работа в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.