12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузьмичева Майя Николаевна15
0

"Формирование читательской грамотности младшего школьника через приёмы и методы смыслового чтения на уроках литературного чтения (мастер-класс)"

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада видеть вас на своем мастер- классе.

Для того, чтобы определить тему моего мастер- класса, прошу вас обратить внимание на слайд 1.

Посмотрите на иллюстрацию, подумайте, почему она поделена на две части и какая аналогия здесь приведена.

Давайте я начну: вода в природе важна для растений, а книга для развития ума.

На самом деле зашифрована пословица: Книга для ума как теплый дождь для всходов.

Эта пословица описывает, Как и теплый дождь, который стимулирует рост всходов растений, чтение книг может помочь развить ум и расширить знания.



И тема моего мастер- класса «Как хорошо уметь читать».

Для начала давайте с вами вообще определим, что же такое чтение? И подберем три существительных, поработав с которыми, мы дадим объяснение этой графической информации. В смысловом чтении этот прием называется концептуальное колесо, но я выбрала форму треугольника, потому что мне показалось, что это наиболее удобно, так как здесь хорошо просматриваются смысловые связи.

Итак, что же такое чтение? И в первую очередь в школе? (ПРЕДМЕТ)

Конечно же, это предмет? Базовым гуманитарным предметом для читательских навыков детей является уроки литературного чтения.

А скажите, пожалуйста, какую роль предмет чтения занимает в школе среди других предметов? (ВАЖНУЮ)

Дальше как «действие»- чтение — это ПРОЦЕСС. Причем достаточно сложный, психофизиологический процесс.

И моя роль, как учителя- прожить этот процесс вместе с ребенком, направлять его в нужное русло, корректировать.

Ну и, конечно же, в течение обучения ребенок получает какие- то УМЕНИЯ.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО чтение- это умение. Ребенок должен учиться не только складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, но и, конечно же, понимать прочитанное.

И естественно, каждый учитель мечтает о том, чтобы чтение как предмет, как процесс, как умение, был успешным.

А что для этого нужно? Конечно же, чтобы ребенок был замотивирован и, конечно же, чтобы у него был интерес к чтению.

Сегодня я хочу с вами поделиться некоторыми приемами, которые я использую на своих уроках именно для этого.

Итак, 1 прием чтения «ЧТЕНИЕ без пробелов.

Этот прием, конечно же, может быть, многие из вас используют. Я его использую очень часто, где с помощью этого приема дети определяют тему урока. Либо я беру очень часто пословицы, которые относятся к прочитанному произведению или к теме урока.

Прочитайте, пожалуйста, выражение. «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку, читать должно быть интересно.»

Так красиво сказал Л.Н. Толстой.

Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, на что направлен этот прием? (развивает скорость чтения, беглость чтения)

ДА, потому что охватывает все. И этот прием направлен на СКОРОЧТЕНИЕ.

Хорошо. Ну а для того, чтобы познакомить вас со следующим приемом, Вам придется потрудиться.

Итак, перед вами первый лист бумаги. Возьмите. Итак, прием ЗЕРКАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

У вас у каждого на листочках дан абзац из произведения Алексея Николаевича Толстого «Зайцы» в зеркальном отображении.

Ваша задача- прочитать и ответить на поставленный вопрос.

Итак, пожалуйста, первая группа. (читают 1 абзац)

Вторая группа, пожалуйста. (читают 2 абзац)

Замечательно, и третья группа (читают 3 абзац)

Хорошо, спасибо большое. А теперь вопрос по тексту: ПОЧЕМУ ОН ПУТАЕТ СЛЕДЫ?

Специально он это делает или нет? Совершенно верно, потому что он боится.

Скажите, пожалуйста, на что направлен этот прием? Как вы думаете, что развивается у детей во время такого чтения? (Интерес к чтению проявляется, зоркость, внимание развивается).

И ребенок получает ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ.

Хорошо. Ну а теперь мы с вами немного поиграем.

Итак, следующий прием называется «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ».

Возьмите второй лист бумаги.

Итак, у вас у всех совершенно одинаковый текст.

Такую работу я с детьми провожу после прочтения какого- то текста, либо при проверке домашних заданий. Работа проходит в парах. Заранее определяются кто будет КРЕСТИК, а кто НОЛИК. Дети по тексту готовят друг другу вопросы и по очереди задают их друг другу. Если ученик отвечает правильно, то он в игровом поле ставит КРЕСТИК; если неверный или неполный, то соперник ставит НОЛИК.

Снег беззвучно опускался на дома и деревья. Снег садился на открытые форточки - как воробей, только не чирикал. Сидя на форточке, снег болтал ногами, а так как спинки у форточки не было, часто падал вниз... хватаясь за воздух растопыренными снежинками. И вот однажды, когда снег привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки скрипки. Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас... "Ах, как чудесно! - подумал снег. -Если бы я тоже так умел!" И он стал учиться... Это пока снег только скрипит

Итак, прочитайте текст. Определите для себя пару участников. Подготовьте вопросы по тексту друг для друга.

Итак, спасибо. Такая работа с текстом вызывает интерес, да и активирует запоминание домашнего задания и помогает стать ему думающим читателем.

Итак, таким образом, понимая текст, развивается СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ.

Итак, ну и еще один прием, с которым мне хотелось бы вас познакомить – это МАРКИРОВКА.

У вас у всех на третьем листке абсолютно одинаковый текст, но задание по тексту разное.

Первая группа должна определить тему общего текста.

Вторая группа- промаркировать, выделить только цифры и имена собственные.

Третья группа. вы должны ответить на вопросы и обведи правильный ответ.

Приступаем.

Бадминтон.

Бадминтон — вид спорта. Игроки располагаются на противоположных

сторонах разделённой сеткой площадки и перекидывают волан через сетку

Игра названа в честь английского поместья, хозяин которого привёз своё

имение Бадминтон из Индии в 1872 году, в ракетки и мяч с перьями. Игра

приобрела популярность, получив такое название.

Японские дети вместо воланчика использовали небольшое яблоко или

вишню, вставляли в них гусиные пёрышки, и высушивали. Получались

отличные воланчики, пёрышки придавали плавность полёту.

Сейчас ракетки делаются из сложных химических сплавов, а современный

волан - из пробки, обтянутой тонкой кожей и 16 гусиных перьев. Весит волан

Скорость полета воланчика после удара профессионального спортсмена

достигает 414 км/ч, ни один снаряд не летает так быстро.

Сейчас бадминтон входит в программу Олимпийских игр.



Первая группа - прочитайте, пожалуйста, предложение, которое вы считаете темой.

Отлично. Это просмотровое чтение. Ребенок впервые знакомиться с текстом.

Пожалуйста-вторая группа.

Итак, это у нас поисковое чтение. Ребенок с определенной целью ищет информацию.

Ну и третья группа.

Спасибо большое. Это уже более глубокое проникновение. Ребенок ищет более глубокую информацию.

Все эти виды- это ГИБКОЕ ЧТЕНИЕ, которое позволяет выбрать нужный вид чтения в определенный момент.

Итак, посмотрите, пожалуйста, на наш концептуальный треугольник. Одно поле вы видите неоткрытым.

Дело в том, что все эти аспекты, о которых мы сегодня говорили, развивают функциональную грамотность, что сегодня так актуально.

Спасибо вам огромное за работу. А сейчас я хотела бы, чтобы вы оценили МОЮ работу.

Коллеги, на Ваших столах лежат разноцветные бабочки. Выберите и положите себе на ладонь бабочку того цвета, который наиболее соответствует Вашему настроению после нашей работы. Бабочки красного, желтого, синего, зеленого цвета

Цвет моего настроения: красный – активное, желтый – приятное, зеленый – ровное, синий – грустное

Завершая мастер-класс, я предлагаю Вам посмотреть притчу. (Просмотр притчи «Все в твоих руках»).

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя– успешным.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.